Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание 5. Определите, какой способ словообразования был использован для образования неологизма. Укажите его стилевую принадлежность, если это возможно.



 

Задание 1. Объясните причины нарушения словообразовательной нормы в следующих высказываниях:

1. Недовольство выхлестнулось (чрезмерная длина – можно сказать «вылилось») в хулиганские действия.

2. У птицы узкие надвисающие ( замена приставки –на приставкой –над., «нависающие») над крылом перья белесого цвета.

3. Еще надо проревизировать (неблагозвучие? )строительство метро.

4. Бессеребреничество (чрезмерная длина – 7 слогов) некоторых руководителей фондов вызывает сомнения.

5. Международное сообщество должно высказаться твердо и решимо (ошибка в употреблении слова, лучше «решительно»)

6. С творчеством Пушкина связан нижеследующий (неблагозвучие) случай.

7. ООН должна обеспечивать ребалансировку (неблагозвучие – rebalance + суф. ) экономической ситуации.

8. Как Вы думаете, я заслужил, чтобы мне повысили зарплатку(эмоц. -экспресс окрас)?

9. Это способствует разгоранию (в нац. корпусе рус. яз. нет этого слова) конфликта на Ближнем Востоке.

Задание 2. Оцените перспективы словообразовательных неологизмов. Мотивируйте свой ответ:

1. Необходимо создание единой системы диспетчеризации (6 слогов – в пределах нормы, н-р, как глобализация, положит.

2. Министерства промониторили обстановку. (приставка –про показывает, что работа проведена полностью и тщательно, вполне может стать общеупотребит)

3. Это удорожит себестоимость строительства дороги. (неблагозвучно)

4. Отправьте фотографию нашему сайтисту для размещения на сайте. (возможно станет общеупотребит, т. к. работа с сайтами актуальна настолько, что можно отделить профессию сайтист от программист)

5. Т. Толстая – настоящая гигантка мысли. (в таком значении звучит пренебрежительно, возможно, пока что)

6. Можно охудожествить и нехудожественный факт, но это потребует от автора титанических усилий. (приставка –о придает отриц значение, н-р, опорочить, обезобразить, если войдет в систему рус. яз. – только в отриц. значении)

7. Мы подготовили ответ всем, кто испытывает раздосадованность.

8. Мы предвидим коэскалацию конфликта в Сирии. ( эскалация (англ. escalation – постепенное увеличение), вряд ли войдет в систему рус. яз., тк имеет заимствованную приставку –ко, да и само слово «эскалация» не так часто используется (62 случая употребления в нац. корпусе рус. яз)

 

Задание 3.

1. Академик Вятский посвятил жизнь разрабатыванию (разработке) нового

 

направления в науке.

 

2. Открывайте крышку часов аккуратным давлением (надавливанием) на

 

поверхность.

 

3. Наш корреспондент побывал на месте закладывания (закладки) нового

 

медицинского центра.

 

4. Рассматривание (рассмотрение) дела затягивается.

 

5. Всё это обеспечит необходимую адаптируемость (адаптивность) системы.

 

6. Переговоры нацелены на ликвидирование (ликвидацию) острых вопросов.

 

7. Необходимо уделение постоянного (постоянное уделение) внимания этой

 

проблеме.

 

8. Мы должны обеспечить предпринятие (принятие) таких мер в любое время.

 

Задание 4.

1. Брянск - брянец/брянка

 

2. Великий Устюг - устюжанин/устюжанка

 

3. Вятка - вятичанин/вятичанка

 

4. Дмитров - дмитровчанин/дмитровчанка

 

5. Ессентуки - ессентучанин/ессентучанка

 

6. Коломна - коломчанин/коломчанка

 

7. Муром - муромлянин/муромлянка

 

8. Норильск - норильчанин/норильчанка

 

9. Омск - омич /омичка

 

10. Ржев - ржевитянин/ржевитянка

 

11. Таганрог - таганрожец/таганроженка

 

12. Тверь - тверяк/тверчанка

 

13. Тула - туляк/тулячка

 

14. Яхрома - яхромчанин/яхромчанка

 

15. Лондон - лондонец/лондонка

 

16. Нью-Йорк - ньюйоркец/-

 

17. Вена - венец/венка

 

Задание 5. Определите, какой способ словообразования был использован для образования неологизма. Укажите его стилевую принадлежность, если это возможно.

1. самозанятость граждан через соед. гласную: корень + слово

 

2. прибыль для неучастников свободной экономической зоны приставочный

 

3. с применением травматики *безаффиксный* способ

 

4. прием юрлиц усечение

 

5. предоставить ВИП-ложу аббревиатура+ слово

 

6. фугасят каждый день этот не знаю

 

7. уже назаявлялся по этой теме приставочный способ

 

Задание 6.

Шарахание- корень шарах, суф-кс ние.

Образования с суффиксами субъективной оценки (сущ-ные, прил-ные, наречия) отличаются большой выразительностью,

Примеры (Широко используются суффиксы для образования слов книжной речи: -тель (ваятель), -ни(е) -искушение, )

Тоннаж - суфф аж; проф окраска

Чаплиниада

продуктивны в научном и публицистическом стилях

Газировка (разг)

 

1. Универбация – это семантическое стяжение словосочета- ний. При универбации исходное словосочетание (производящая основа), состоящее из двух или более компонентов, сворачива- ется в одно производное слово, которое «вбирает» в себя значе- ние всего словосочетания:

• семантическое стяжение с помощью суффикса (кон- денсаты): читалка, маршрутка, газировка и т. д.

Гиперзвуковой

Приставка гипер,

Эмоц-экспр характер

Коротковатый

Эмоц-экспр характер, ова

Совладелец

 

Способ образования слова: префиксально-суффиксальный, со приставка

Ирреальный

Приставка ир, значение отсутствия признака

Задание 8. Выпишите из предложений неологизмы. Разделите их на две группы: потенциальные слова и окказионализмы. Охарактеризуйте способ словообразования этих языковых единиц.

1. В проекте предусматривается лицензия на родительство. – потенциальное слово, суффиксальный

2. Что было до небытия? До донебытия? До додонебытия? – окказионализмы, приставочный способ

3. Издержки автомобилизации неизбежны. – потенциальное слово, приставочный

4. Сделаны определенные шаги к опрозрачиванию административных процедур. – потенциальное слово, приставочно-суффиксальный

5. Архаисты употребляли долгосложно-протяжно-парящие эпитеты. -сложение, окказионализмы

6. За это время наши фигуристы успели «прискользиться» на Туринском катке. – окказионализм, приставочно-суффиксальный

7. Катя перепереспрашивала. – окказионализм, приставочный

Задание 9. Почему поэты выделяют префикс в некоторых словах?

1. Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

  М. Цветаева

Приставка рас- имеет значение разделения, расставления в разные стороны.

2. Человек научается всему

  Медленно, за шагом шаг.

  Земля под ногами в этом идет навстречу ему,

  И небо над головой тоже по-

  Ступает так.

Е. Риц

Приставка по- обозначает совершение действия в течение некоторого, чаще непродолжительного времени.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.