СЛОВЕСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Находясь на сцене, актер непрерывно действует. То есть что-то делает, но не просто так. Дети говорят – вот я дышу, моргаю, сижу, иду, прыгаю – я же что-то делаю? Значит, я действую. Нет. Верное сценическое действие – это всегда воздействие на партнера (человека, зал, предмет – тут воображение не ограничено). Воздействие – это попытка что-то изменить в партнере – заставить его подчиниться, услышать, задуматься, выполнить, собраться и т. д. Не дошло до партнера – значит, ты не воздействовал на него, или воздействовал крайне слабо, без желания, с «расколом» (внутренним оценивающим смехом – «я такой смешной сейчас! ») Все воздействия на партнера имеют общую, единую цель - воздействовать на сознание в целом: на внимание, на чувство, на воображение, на память, на мышление и на волю того, с кем актер взаимодействует. Для определения действия мы используем глаголы. Обратите внимание, что выполняя то или иное воздействие, актер меняет позы – пристройки, где-то он «наравне» с партнером, где-то «сверху» - над партнером, где-то «снизу» - подстраивается под партнера. Тело актера неотделимо от того, что он произносит во время воздействия, поэтому приветствуются самые разнообразные, выразительные, интересные пристройки – лежа, сидя, на коленях, с оборотом, через плечо, не только стоя. Упражнения на словесные воздействия выполняются с минимальным набором слов – 1-2 слова, маленькое предложение. Иначе актер уходит «в болтовню», треплет текст, думает, чего б еще сказать, а не воздействует.
Итак, мы воздействуем:
На внимание партнера ЗВАТЬ Цель - только обратить на себя внимание, привлечь к себе партнера, оно даже не всегда требует произнесения слов.
На чувства партнера ОБОДРЯТЬ Цель - укрепить в партнере уверенность в том, что он ведет себя " правильно", пытаться сделать его выше, бодрее, " тянуться к партнеру", помогать ему.
УПРЕКАТЬ Цель - вернуть партнера к осознанию тех его интересов, о которых он забыл, каким он изменил, тело приспособлено к ожиданию изменений в поведении партнера, под влиянием совести.
На воображение партнера ПРЕДУПРЕЖДАТЬ Цель - нарисовать картину, которая помогла бы партнеру чего-то избежать, намекнуть на возможные последствия. Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнером. Тело настороженное, готовое к обороне. Некоторая неуверенность.
УДИВЛЯТЬ Цель - нарисовать нечто приятное для партнера, расширяющее его горизонты. Ожидание результатов воздействия: внимательнейшее наблюдение за партнером. Яркая пристройка сверху, " удобное" устройство тела в пространстве, прямой взгляд.
На память партнера УЗНАВАТЬ Цель - извлечь нечто из памяти партнера. Пристройка наравне, ожидание ответа без всякого его предрешения, полная неподвижность после действия, до выяснения его результатов.
УТВЕРЖДАТЬ Цель - заложить нечто в память партнера. Пристройка наравне, бросить внимание партнера на мгновение после совершения действия.
На мышление партнера ОБЪЯСНЯТЬ Цель - добиваться, чтобы партнер усвоил что-то, сделать партнера " единомышленником". Пристройка скорее снизу, к " работающей голове партнера".
ОТДЕЛЫВАТЬСЯ Цель - добиваться, чтобы партнер не мешал, позволил вернуться к прерванному делу. Готовность тела " бросить" партнера на последнем слове.
На волю партнера ПРИКАЗЫВАТЬ Цель - добиваться немедленной реакции от партнера, яркая пристройка сверху, тело ожидает выполнения. Свобода тела, прямой взгляд, часто сопровождается жестом рукой и головой.
ПРОСИТЬ Цель - добиваться немедленной реакции от партнера, яркая пристройка снизу, тело ожидает получения просимого, минимально затруднив партнера. Тянуться к партнеру, ловить его взгляд.
НАГРАЖДАЕТСЯ
|