|
|||
БРУНО БЕТТЕЛЬХЕЙМ И ЕГО «САМОУЧИТЕЛЬ ПО ВЫЖИВАНИЮ»Стр 1 из 12Следующая ⇒
БРУНО БЕТТЕЛЬХЕЙМ И ЕГО «САМОУЧИТЕЛЬ ПО ВЫЖИВАНИЮ» Бруно Беттельхейм родился в 1903 году в Вене. По образованию – детский врач, психотерапевт, свою докторскую степень получил в Венском университете. Он принадлежал к известной Венской школе психоанализа, поначалу был последователем Фрейда. В 1938 году после захвата Австрии Германией был арестован и попал в Дахау, а потом в Бухенвальд, Увиденное и пережитое в гитлеровских концлагерях во многом определило его дальнейшую судьбу икруг профессиональных интересов. Главное, что потрясло тогда Беттельхейма – психолога, – разрушительное воздействие лагерной жизни на личность заключенного. Примерно через три месяца он начал понимать, что сходит с ума, и принял решение, которое помогло ему выжить и остаться человеком в нечеловеческих условиях. Он стал профессионально наблюдать и анализировать механизм разрушения личности в условиях концлагеря. Психологическое изучение лагерной жизни изнутри, согласитесь, совсем не лабораторное исследование. Наблюдать, а тем более опрашивать заключенных в лагере было смертельно опасно. Запрещалось иметь карандаш и бумаг, делать записи. Беттельхейм заучивал наизусть свои мысли, которые перенес на бумагу только после освобождения. В 1939 году Беттельхейма выпустили из лагеря, и он уехал в Америку. Там в 1943 году вышла его первая статья о гитлеровских концлагерях под названием «Индивидуальное и массовое поведение б экстремальных ситуациях». В ней он одним из первых затронул лагерную тему. Тогда же Беттельхейм отошел от ортодоксального психоанализа. Главное, что интересовало его в дальнейшем, — влияние среды на становление и поведение человека. Он организовал и в 1944 году стал директором знаменитой ортогенической школы имени Сони Шенкман при Чикагском университете, где лечат детей с психическими травмами и расстройствами. В этой школе он прожил вместе со своими пациентами более тридцати лет и написал про них много замечательных книг. К Беттельхейму попадали дети, которые не в ладах с этим миром, отстали от своих сверстников в развитии, дети, на неокрепшие души которых оказали разрушительное воздействие какие-то люди или события. Отталкиваясь от своего лагерного опыта, он решил создать в школе среду, которая «Склеивала» бы детские души и помогала ребенку самостоятельно строить свою личность. В конце 70-х годов Беттельхейму пришлось оставить школу – возраст давал о себе знать. Но он продолжает читать лекции в университете, выступает по телевидению, пишет книги, у себя в Чикаго организует консультацию для родителей Завещанием Беттельхейма можно, по-видимому, считать книгу «Сносные родители». Она совсем не похожа на популярные книги по «формированию» личности ребенка. В ней нет советов, нет инструкций, которые можно приложить к любому ребенку. Главная мысль – самостоятельность личности. А ваша задача – родителей – создать такую среду, чтобы ребенок мог развиваться сам, активно формируя свою личность. Как это сделать – можете решить только вы сами, потому что ваш ребенок и вы – единственные в мире, и ваш ребенок – лучший в мире. Эта последняя книга Беттельхейма вышла в 1990 году, когда он был уже тяжело болен. В 1991 году его не стало.
|
|||
|