|
|||
Азарт. Римма Ефимкина⇐ ПредыдущаяСтр 101 из 101 Азарт Римма Ефимкина Азарт – эмоция, связанная с предвосхищением успеха (не обязательно адекватного реальности) в чем-либо. Часто связан со случаем, игрой, риском, опасностью. Само понятие азарта объясняет связанный с ним риск и желание выигрыша каких-то материальных благ. Нет ничего лучше для иллюстрации чувства азарта, чем сцена охоты в романе Льва Толстого " Война и мир". Три азартных охотника – Николай Ростов, помещик Илагин и бедный родственник дядюшка Ростова Михаил Никанорыч – устроили соревнование, чья из их собак догонит зайца. Автор с иронией описывает эскалацию азарта: сначала охотники пытаются контролировать себя, рассуждая с деланным равнодушием о посторонних предметах и скрывая азарт как недостойное чувство; но потом теряют самообладание, и аффект вырывается из-под контроля. " Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не заметили, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам. – Эта? Да, это добрая собака, ловит, – равнодушным голосом сказал Илагин про свою красно-пегую Ерзу, за которую он год тому назад отдал соседу три семьи дворовых. – Так и у вас, граф, умолотом не хвалятся? – продолжал он начатый разговор. И, считая учтивым отплатить тем же молодому графу, Илагин осмотрел его собак и выбрал Милку, бросившуюся ему в глаза своею шириной. – Да, ничего, скачет, – отвечал Николай. «Вот только бы побежал в поле русак матерый, я бы тебе показал, какая это собака! » — подумал он. И, обернувшись к стремянному, сказал, что даст рубль тому из охотников, кто подо; зрит, то есть найдет лежачего зайца. – Ну да. Почему нужно скрывать азарт? Потому что вышеописанный эпизод как раз следует за другим – тем, в котором Илагин великодушно и благородно пригласил своих соседей, встреченных на охоте, в свои угодья, и теперь они соревнуются, кто учтивее. В этом соревновании проиграют все трое – захваченные азартом, мужчины потеряют не то что учтивость – человеческий облик. Игра в благородство прерывается в тот же миг, когда тайные соперники получают сигнал от борзятников об увиденном зайце: " Ату – его! – послышался протяжный крик". Они еще какое-то время пытаются контролировать свои эмоции. К двоим охотникам присоединяется третий – дядюшка Ростова со своим псом Ругаем. Атмосфера накалена до предела. – А, подозрил, кажется, – сказал небрежно Илагин. – Что же, потравим, граф. (... ) Наташа видела и чувствовала скрываемое этими двумя стариками и ее братом волнение и сама волновалась". Побеждает животный инстинкт. Заяц тронулся с места, и три соперника – Николай Ростов, Илагин и дядюшка – забыв себя, кричат не своими голосами, умоляя каждый свою собаку догнать зайца. " Спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летели, сами не зная, как и куда, видя только собак и зайца и боясь только потерять хоть на мгновение из вида ход травли. (... ) – Милушка, матушка! – послышался торжествующий крик Николая. (... ) – Ерзынька! сестрица! – послышался плачущий, не свой голос Илагина. (... ) – Она вымахалась, три угонки дала одна, – говорил Николай, тоже не слушая никого и не заботясь о том, слушают его или нет. Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним". Сколько бы времени ни прошло с тех времен, когда человек добывал себе пропитание исключительно охотой, как бы ни пытался человек прикрыть свое животное начало маской цивилизации – оно, это животное начало, позволившее когда-то человечеству выжить, будет прорываться наружу из-под маски тем настойчивее, чем благополучнее жизнь. Человеку в силу его природы просто необходимо чем-то щекотать себе нервы и испытывать азарт. Вопрос – чем. " ДУБИНА НАРОДНОЙ ВОЙНЫ" У Толстого в тексте романа нет ничего случайного. Сцена охоты с описанием азарта трех соперников и по смыслу, и по композиции предвосхищает события войны с Наполеоном. Так же, как в спонтанном соревновании побеждает пес Ругай бедного помещика Михаила Никанорыча, а " тысячные" собаки Ростова и Илагина в погоне за зайцем вопреки ожиданиям проигрывают – так же, вопреки всякой логике, цифрам, предсказаниям, побеждает простой народ в войне с " величайшим" полководцем всех времен Наполеоном. Побеждает, взяв " дубину народной войны" с тем самым азартом, который удесятеряет слабые силы. Лев Толстой со злой иронией сравнивает войну наполеоновских и русских солдат с поединком фехтовальщиков – одного со шпагой, другого с дубиной. Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские. (... ) Наполеон (... ) с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил (... ), дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие". Похожим образом заносчивые Ростов и Илагин сначала снисходительно бросают вызов дядюшке, затем, после проигрыша в охотничьем поединке, оправдываются и обвиняют дядюшку с его Ругаем, что он победил не по правилам. Но когда цель не просто важна, но, как в войне за свою землю, цель святая, азарт тоже становится священным чувством, и цель оправдывает средства. РАБОТА С АЗАРТОМ В ПСИХОТЕРАПИИ Азарт – неоднозначное чувство. С одной стороны, азарт сопровождает разного рода аддикции – игроголизм, компьютерную зависимость, одержимость рискованными видами спорта, наркоманию и даже трудоголизм. И если вспомнить пословицы про азарт, то они, скорее, предостерегают и удерживают от этого чувства: " умный в гору не пойдет – умный гору обойдет", " лучше синица в руках, чем журавль в небе", " не зная броду, не суйся в воду". С другой стороны, азарт нам необходим не только в соревнованиях и играх, но и при социально одобряемых жизненных выборах. Если в повседневности азарт скорее осуждаемое разрушительное чувство, то во время встречи с сакральным опытом азарт является положительной эмоцией, играющей решающую роль в становлении личности, а иногда и в выживании. И опять народный язык подбрасывает идиомы, но уже с противоположным смыслом: " Волков бояться – в лес не ходить", " Не так страшен черт, как его малюют", " Кто смел, тот и съел". В психотерапии чувство азарта является лекарством от страха клиентов перед новым проектом. Это должно быть что-то крупное: начать собственный бизнес, купить жилье, родить ребенка и т. п. Как правило, клиенты просят " избавить" их от страха. Но я объясняю, что мы ничего не можем поделать со страхом как таковым, это базовая эмоция, " встроенная" в нас природой для выживания. Зато мы можем уравновесить страх радостью, любопытством, интересом. Да, нам будет страшно, и с этим ничего не поделаешь, но нам может быть «страшно интересно» – есть в русском языке такое устойчивое выражение. Таким образом, важно знать, что мы обладаем мощным ресурсом – чувством азарта, – который можно потратить на разрушение, а можно на созидание, и этот выбор за вами.
|
|||
|