Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. БОРОВИЦКИЙ ХОЛМ.(Н.С. Шеляпина — Поселение железного века на Боровицком холме Московского Кремля// «Советская археология» (1973, №1)



Исследователи полагали, что Боровицкий холм был также заселен в раннем железном веке, так как конфигурация мыса у слияния р. Москвы и р. Неглинной топографически типична для дьяковских городищ Однако до последнего времени на территории Кремля не было обнаружено следов городища, на основании чего считалось, что культурный слой дьяковского времени здесь стерт позднейшими постройками.

В феврале 1969 г. во время работ по замене отопления в Архангельском соборе были впервые обнаружены обнажения культурного слоя поселения дьякова типа. Наслоения насыщены угольной пылью, расщепленными костями животных, обожженными камнями. Мощность слоя 22—34 см. Этот углистый горизонт залегал прямо на материке.

Дополнительные материалы о поселении дьякова типа на Боровицком холме были получены во время археологических наблюдений у Архангельского собора в 1966—1967 гг. В шурфах 1, 2 (у придела Уара), 4, 5 (у северного портала собора) а также в котловане у северного фасада под фундаментом свай галереи было найдено 9 фрагментов сосудов дьякова типа. Керамика обнаружена в нарушенных слоях на глубине от 1 до 2, 8 м от современной мостовой. На тех же глубинах найден керамический и вещевой материал XIII—XIV вв. По определению К. А. Смирнова, коллекция представляет собой материал разновременных комплексов.

Наиболее архаична керамика с четко выраженным орнаментом, нанесенным при помощи грубой ткани. Тесто с крупными примесями дресвы. Обжиг костровый. Сосуды такого типа датируются серединой I тысячелетия до н. э. К раннему керамическому типу дьяковской посуды относится обломок с крупными примесями в тесте дресвы, гранита и песка. Орнамент нанесен пучком травы или щепкой по затертой основе. Керамика этого типа датируется временем не позднее III в. до н. э. Один из обломков днища имеет примятую и заглаженную сетку внутри и снаружи. По краю черепок протерт пальцем. К поздней разновидности дьяковской керамики относится также стенка большого горшка с измельченными примесями в глиняном тесте. Сетчатые отпечатки заглажены. Посуда такого типа бытовала до III в. до н. э.

3. КУНЦЕВСКОЕ ГОРОДИЩЕ. ( Литература: Забелин И. Е., Кунцево и древний Сетунский стан, М., 1873; Векслер А. Г., Террасы Кунцевского городища в Москве, в сборнике: Памятники древнейшей истории Евразии, М., 1975. )
Археологический памятник, одно из древнейших укреплённых поселений на территории Москвы. Находится в районе Кунцева, на западной окраине парка Кунцево-Фили, занимает высокий мыс между двумя оврагами на правом, высоком берегу Москвы-реки. Сохранились земляные валы, рвы, террасы на склонах. Впервые упомянуто в Межевой описи села Кунцево 1649. В XIX в. изучалось З. Я. Доленга-Ходаковским и И. Е. Забелиным. В 1919—23 небольшие раскопки производил В. А. Городцов. Основные исследования (руководитель А. Г. Векслер) проведены в 1960—73 Музеем истории и реконструкции Москвы. Ранние напластования культурного слоя (VI—V вв. до н. э. — VII—VIII вв. н. э. ) относятся к дьяковской культуре. В этот период здесь существовал посёлок патриархального рода. Раскопками открыты остатки жилых и хозяйственных наземных построек столбовой конструкции, а также системы укреплений из линий частокола. Многочисленные находки характеризуют хозяйство и быт скотоводов, охотников, ранних земледельцев и рыболовов. Найдены инструменты для литья цветного металла, металлические украшения, изделия из кости, глины, железа. В XI—XIII вв. Кунцевское городище населяли вятичи, занимавшиеся пашенным земледелием и скотоводством. Обнаружены орудия труда, предметы быта и ремесла, характерные племенные украшения. В XIII—XVI вв. на верхней площадке Кунцевского городища в районе села стояла деревянная, затем каменная церковь Покрова Богородицы что на Городище. В зоне бывшего церковного кладбища найдены белокаменные резные надгробия, монеты, металлические кресты и образки. Поселение с церковью на территории Кунцевского городища было разорено, вероятно, в годы Смуты начала XVII в.

Существует поверье. Место, где находится Кунцевское городище, называется проклятым, так как считалось «языческим капищем» и с ним связан ряд преданий. Согласно одному из них, церковь Покрова Богородицы, которая стояла здесь, бесследно ушла под землю вместе с крестом всего за одну ночь. Также в руслах ручьёв вблизи городища можно и сейчас во множестве обнаружить называемые в народе «чёртовыми пальцами» окаменелости — белемниты. Свидетельством языческой культуры до XX века оставалась известная «баба» (глыба камня), очертаниями своими напоминающая человеческую фигуру. «Баба» стояла прежде посредине полуострова в дупле вяза, затем была перенесена в барский сад при усадьбе.

4. ТРОИЦКОЕ ГОРОДИЩЕ. ( Лит.: Древнее поселение в Подмосковье, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР, № 156, 184, М., 1970—71., Судьба Можайской Трои. Владимир Куклвенко)

Городище дьяковской культуры на р. Москве у села Троица Можайского района Московской области. Датируется 4—3 вв. до н. э. — 5-началом 6 вв. н. э. Раскапывалось в 1956—1960. Обнаружены остатки валов и рвов, оборонительных сооружений в виде кольцевой постройки с жилыми помещениями; на внутренней площадке — остатки жилищ, мастерской меднолитейщика. Население занималось скотоводством (главным образом свиноводством), охотой, рыболовством.

Интересна сама история его открытия. Можайский художник и краевед В. И. Горохов, изучая топографические планы этой местности, заметил, что мыс между двумя оврагами очень удобен для устройства укрепленного поселка. Когда он прибыл на место, то обнаружил то, что и ожидал, - древнее городище, обнесенное двойными валами со рвами. В это время уже велись работы по строительству Можайского водохранилища, и повышения уровня воды грозило разрушением памятника. Горохов срочно обратился в Москву, и в Можайск была направлена археологическая партия под руководством А. Ф. Дубынина. За несколько сезонов, с 1956 по 1960г. г., городище было исследовано и получен огромный интереснейший материал.  

Археологам удалось определить планировку городища, проследить эволюцию жилища человека железного века. В процессе раскопок были найдены следы оборонительных сооружений в виде кольцевой постройки с жилыми помещениями; на внутренней площадке — остатки жилищ и мастерская меднолитейщика. Найдены клады железных и бронзовых вещей. Среди находок — бронзовая фибула-застёжка для плаща 1 в. с надписью “Avcissa” (центром производства таких фибул считается Верхняя Италия).

Так же были найдены наконечники стрел, железные инструменты, глиняные сосуды и характерные только для городищ раннего железного века глиняные грузики.

Несколько позднее ученые заинтересовались знаками на глиняных грузиках из находок Дубынина. Наиболее интересные гипотезы и предположения выдвинул Гриневич Г. С, старший научный сотрудник Отдела всемирной истории Русского Физического Общества (г. Москва). Он пришел к выводу, что на грузиках (в которых он видел весовые гирьки) нанесены надписи и даже дал расшифровку этих надписей. Они читаются на славянском языке! За несколько сотен лет – если не за тысячу! - до Кирилла и Мефодия славяне имели свою систему письма? Не удивительно, что работа Гриневича стала сенсацией в научном мире.

Еще более загадочными эти гирьки покажутся нам, если задуматься над тем, что могли охотники, животноводы и земледельцы Троицкого городища взвешивать ими. Вес найденных гирек лежит в пределах от двух до ста граммом. Ну, не зерно же и мясо ими взвешивать!.. Может, серебро или золото?.. Но в этом случае надо предположить, что существовали некие обширные торговые связи, о которых современная наука не имеет никаких представлений. Но чем могли торговать жители городища? Мехами, зерном, медом?.. И где то золото, которое они получали взамен? А если этими гирьками взвешивали не драгоценные металлы, то что?..

На все эти вопросы пока нет четких и доказательных ответов. Но на основании того, что люди Троицкого городища знали письменность и разработали сложную систему весов, можно говорить о зарождение какой-то значительной культуры. На берегах Москвы-реки возникла славянская Троя. Пусть деревянная, пусть крошечная, но все же островок цивилизации среди лесов, рек и болот Восточной Европы.

 

 

5. ЩЕРБИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ. (Векслер А. Г. Мельникова А. С. «Московские клады»- Москва: Московский рабочий, 1973)

Сложную систему древней фортификации проследили ученые при раскопках городища у поселка Щербинка на реке Пахре близ Подольска. За кольцевым валом и линиями частокола, на площадке холма - Большого кургана, как называют его местные жители, - археологи открыли следы длинного бревенчатого дома. Он имел внутренние перегородки, очаги в каждом из жилых помещений, хозяйственные ямы. Тысячами костей был насыщен культурный слой в поселке древних скотоводов, и наибольшее количество из них принадлежало домашним: животным - лошади, свинье, крупному рогатому скоту. Из костей диких животных чаще встречались кости бобра и лося (интересна для Подмосковья также находка костей северного оленя). Дьяковцы были искусны в резьбе по кости. Один из древних художников оставил на городище резное изображение головы животного с чертами лошади и кабана (оно выполнено в стилизованной манере).

У основания древней разрушенной кузницы Щербинского городища на поверхности сильно прокаленной глины в большом количестве встречались крицы, кузнечные шлаки. Рядом с горном (не иначе в момент надвигавшейся опасности) и укрыл кузнец своеобразный " производственный" клад - железные клещи, косу-горбушу и втулку. Неподалеку оказалось еще три клада - каждый из груды массивных железных колец (№ 11). В одном из кладов было 13 колец с заостренными концами, свернутых в полтора-два с половиной витка, а в двух остальных - по 6 таких же спиральных колец диаметром 10-12 см. Железные кольца - по тому времени немалую ценность, продукцию, полученную тяжелым трудом, - мастер укрыл " на время" в середине I тысячелетия нашей эры, но вновь открылись они людям лишь спустя 15 веков.


Клад Щербинского городища. III-IV века нашей эры

Летом 1964 года, когда уже завершались трехлетние исследования Щербинского городища, проводившиеся Московской экспедицией Института археологии Академии наук СССР под руководством А. Ф. Дубынина и И. Г. Розенфельдт, на самом краю площадки - уже за пределами оборонительной системы - археологи обнаружили наибольший из кладов. В нем оказалось 130 вещей из цветного металла (№ 10). В этом наборе украшений имелись височные подвески, спиральные браслеты, медные бляшки-" скорлупки", бляхи с зернью, а также стеклянные, с тончайшей золотой фольгой внутри бусы. Комплекс украшений из этого клада III-IV веков нашей эры позволяет представить себе убор женщины - верхнюю головную повязку, венец из ажурных блях, располагавшийся ниже венчик из ремешка с нанизанными спиральками и подвесками на висках, а также костюм с нашитыми позолоченными бусами и бисером. Нарядный убор с многочисленными бронзовыми и стеклянными украшениями отливал червонным цветом золота. Встретилась в кладе и бытовая, но крайне важная для исследователей находка - глиняный грузик, по форме напоминающий катушку. Несколько поколений археологов спорят о назначении этого весьма характерного для дьяковской культуры предмета. Веретенное пряслице? Культовый предмет? На грузике из щербинского клада по краям внутреннего канала заметны ясные признаки стертости от нитей: вместе с украшениями пряха укрыла и дорогую ей обиходную вещь. Из седой дали веков дошел до нас этот праздничный убор, но подобные вещи еще сравнительно недавно этнографы наблюдали у народов Поволжья - мордвы, мари, и это чрезвычайно важно для исследователей этнической истории Московского края.

6. СЕТУНЬСКОЕ ГОРОДИЩЕ. ( АКТ государственной историко-культурной экспертизы раздела об обеспечении сохранности объектов археологического наследия по объекту: " Вынос и восстановление (перекладка) газопровода среднего давления в рамках строительства объекта " Южный дублер Кутузовского проспекта (в т. ч. участок от Минской улицы до Мосфильмовской улицы) выезд с ул. Поклонной на Южный дублер Кутузовского проспекта 1этап. Строительство участка Южного дублера от ул. Мосфильмовской до ул. Минской" (на участках, расположенных на территориях объектов археологического наследия)

" Сетуньское городище I – III вв. н. э. " – объект археологического наследия федерального значения, находится на левом берегу реки Сетуни, на ее крутой излучине, на расстоянии менее 1 км от слободы Потылихи, по имени которой городище чаще называется. В расстоянии около 1 км к юго-западу от городища, за Сетунью, находится Троицкое-Голенищево, а в 1, 5 – 2 км на ВЮВ, по другую сторону Москвы-реки – Новодевичий монастырь. Городище расположено на невысоком подтреугольной формы мысу с довольно обширной площадкой наверху и с крутыми скатами, исключая узкий хребтовидный конец площадки, образующий относительно пологий вход наверх. Городище господствует над поймой Сетуни и отделяется от коренного берега с северо-востока и севера довольно широкой перемычкой. В наиболее узком и высоком месте последней можно видеть нечто вроде слабых остатков земляного вала, обрамленного двумя заплывшими рвами. Площадка городища сильно распахана огородниками, а в последнее время даже отчасти застроена ими. На поверхности ее повсеместно обнажается культурный слой, но никаких признаков земляных укреплений здесь усмотреть нельзя. Тем не менее, благодаря очень благоприятной топографии, памятник, безусловно, являлся в свое время укрепленным поселением, т. е. городищем, а не селищем. Края жилой площади были защищены деревянными укреплениями, возвышавшимися непосредственно над склонами. Со стороны же перемычки, т. е. с северо-востока, городище было, вероятно, укреплено по системе верхневолжских городищ, т. е. не валом на краю площадки, а обрамляющим ее рвом, затем валом и еще одним рвом. Следы такого рода укреплений дает приведенный профиль, а также, может быть, подножие площадки и далее на юго-восток. Подобные городища изредка встречаются и в Московской области. Таково, например, Семеновское городище на реке Дубне и Спас-Тушинское городище на реке Сходне. Культурный слой обнажается как на распознанной поверхности городища, так и на его склонах, с которых он во многих местах сползает. Везде на обнажениях слоя можно находить лежащие на поверхности культурные остатки в виде обломков керамики, костей животных и пр. Особенно сильно склоны городища разрушаются с юго-востока, где культурный слой целыми кусками обваливается и осыпается вниз. Первые небольшие раскопки Сетуньского городища были проведены между 1919 и 1923 гг. В. А. Городцовым. Он указывает, что на Сетунском городище близ д. Потылихи, оказалось два наслоения: 1) времени Дьяковской культуры и 2) XIV в., когда на городище существовала какая-то кирпичная постройка, вероятнее всего, относящаяся к монастырским владениям времени митрополита Киприана, подвижника Дмитрия Донского.

7. ПЕНЯГИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ. (https: //tushinec. ru/article/drevneyshiye-pervobytnyye-poseleniya-v-tushine? page=7)

Пенягинское городище относилось к Дьяковскому периоду - концу I тысячелетия до н. э. - началу I тысячелетия н. э. Оно представляло собой небольшое укрепленное поселение на выступающей высокой террасе с крутыми склонами, отчетливо прослеживающейся из окон проезжающей электрички.

Площадка Пенягинского городища, расположенная на высоком мысу, имела форму, близкую к прямоугольной и продолжалась двумя террасами с едва сохранившимися следами некогда существовавших земляных холмов. Здесь, ближе к Павшину, на склоне холма еще в прошлом веке отмечались многочисленные славянские курганы XII-XIII вв, а купцы и торговцы боялись ехать по той дороге с курганами. Один из них, поврежденный кладоискателями сохранялся до настоящего времени, но в 2005 году также был разрыт (я осматривал место раскопа, но не нашёл там ничего).

Пенягинское городище имело оборонительные валы на склоне западной стороны, в результате образовались две искусственно созданные террасы, сохранившиеся до настоящего времени. Вы можете увидеть рукотворные валы этого малоизученного городища из окон проезжающей электрички между станций Трикотажная и Павшино. Теперь на месте городища возвышаются корпуса новых коттеджных построек...

На месте городища была найдена " сетчатая" и " гладкостенная" глиняная керамика начала и середины I тысячелетия до н. э. Однако культурный слой оказался очень беден. Вероятно, городище было населенным непродолжительное время. На городище до сих пор прослеживаются земляные валы и рвы как с напольной стороны, так и в нижней части. Но после включения территории в состав Москвы площадку и склоны городища заняли частные огороды, исказившие его внешний облик.

8. 1-Е СПАС-ТУШИНСКОЕГОРОДИЩЕ. (http: //dostoyanieplaneti. ru/4173-1-e-Spas-Tushinskoe-gopodishte)

Поселения раннего железного века 6-7 века нашей эры. Численность населения в раннем железном веке в пределах современного города могла достигать, по расчетам археолога Н. А. Кренке, 1000 человек. Соответственно в одном городище с прилегающими селищами проживало около 100 человек. Основу хозяйства населения этого времени составляло земледелие: культивировались просо, ячмень, пшеница, лен. При этом достаточно хорошо были развиты скотоводство и разнообразные формы присваивающей экономики — охота, рыболовство и т. п.

 

Конкретно данное городище является поселением дьяковской культуры. Поселение в этом месте существовало с 1 тыс. до н. э. до середины 2 тыс. н. э.

9. КАПОТИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ. (http: //капотнинскиймеридиан. рф/pod-kapotnej-nahoditsya-drevnij-gorod/)

Это укреплённое поселение, возникшее на прибрежном мысу в V – III веке до нашей эры, – рассказывает научный сотрудник Института археологии РАН Николай Кренке. – В плане оно напоминает треугольник, острым углом обращенный к Москва-реке. Остатки сохранились в северо-западной части кладбища, где еще можно различить сильно оплывший восточный земляной вал. Он возвышается среди могил примерно на полтора метра и по нему проходит асфальтовая дорожка. К сожалению, городище мало изучено – когда его в XIX веке открыли археологи, здесь уже был церковный погост.

Хотя в Капотне не было полномасштабных раскопок, мы вполне можем представить, каким было древнее поселение. Это городище относится к Дьяковской культуре, названной по соседнему Дьякову городищу, которое находится недалеко от Коломенского и хорошо изучено, – говорит Николай Кренке. – Кстати, подобное же поселение обнаружили на территории Николо-Перервинского монастыря. Когда-то они составляли единую систему, а жители наверняка тесно общались между собой. Небольшие крепости были укреплены земляными валами и деревянными стенами. Внутри располагались длинные жилые постройки. Стены делали из плетня, обмазанного глиной, а конек крыши поддерживали массивные столбы, установленные внутри жилища (по продольной оси). Дома делились на небольшие отсеки – «комнаты», где располагались открытые очаги с невысокими глиняными бортиками и основаниями из песка. Пол посыпали песком и выстилали растительным материалом (возможно соломой). На городище могли жить одновременно до ста человек. Это были племена, родственные финно-угорским. Они выращивали злаки, разводили скот, ловили рыбу, охотились на птиц и зверей. Умели отливать изделия из бронзы и железа, делать посуду из глины и статуэтки. Основным оружием были луки с костяными и железными стрелами, а среди добычи было немало бобров, которые кроме мяса давали шкуры, видимо, служившие ценным товаром – на них могли обменивать украшения из далёких южных земель, например, стеклянные бусы.

10. ЧЁРТОВ ГОРОДОК. (Тавлинцева Е. Ю. Дьяковская культура. История Москвы. Железный век на территории Москвы и Подмосковья. Дьяковская культура. )

 

Одним из “классических” памятников этого времени является селище “Чертов городок”, расположенное неподалеку от Дьякова городища на берегу Москвы-реки. Археологические раскопки селища дали неожиданный результат. Выяснилось, что, по всей вероятности, основным, базовым, поселением на раннем этапе железного века было как раз оно, а не Дьяково городище, которое по мощности раннего культурного слоя существенно уступало поселению у Москвы-реки. Судьба населения, оставившего после себя памятники типа “Чертов городок”, остается во многом неясной. В более поздних культурных слоях уже нет керамики, орнаментированной гребенчатым штампом. Очевидно только одно: эти поселения предшествовали “классическим” дьяковским городищам Москворечья, появившимся несколько позднее.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.