|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ ПРИ ОЦЕНКЕ ВАРИАНТОВ МЕХАНИЗАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕКУЩИХ ЗАТРАТ ПРИ ОЦЕНКЕ ВАРИАНТОВ МЕХАНИЗАЦИИ Цель работы:
1. Освоение методики определения текущих затрат при оценке вариантов механизации
В практике учета и планирования строительные и монтажные работы объединены в единую статью – строительно-монтажные работы. Сметная стоимость строительно-монтажных работ по методам расчета и экономическому содержанию делится на три основные части: прямые затраты, накладные расходы и плановые накопления (сметная прибыль). Прямые затраты включают: стоимость оплаты труда рабочих; стоимость материалов, деталей и конструкций; расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов. Затраты определяются непосредственно прямым счетом на основании физических объемов по конструкциям, видам работ и сметных норм и цен. Накладные расходы как часть сметной стоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Сметная прибыль (плановые накопления) – это сумма средств, необходимая для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций, не относимых на себестоимость работ и являющаяся нормативной (гарантированной) частью стоимости (цены) строительной продукции Затраты на эксплуатацию техники в конечном счете определяются себестоимостью 1 машино-часа для данного типа технических средств. При планировании механизации определяют планово-расчетные цены (ПРЦ) маш. -часа. ПРЦ учитывают все производственные затраты на эксплуатацию, обслуживание, ремонт и перебазирование строительной техники. В общем виде ПРЦ маш. -часа определяется по формуле: , где – планово-расчетная цена 1 машино-часа техники; – прямые затраты; – накладные расходы; – плановые накопления; – прочие затраты; – налоги.
Затраты, учитываемые ПРЦ, определяются в расчете на один машино-час работы техники. Один машино-час представляет собой среднесменное время работы машин и включает время выполнения технологических операций, время на перемещение техники по фронту работ в пределах строительной площадки, время технологических перерывов в работе. Прямые затраты включают в себя следующие основные статьи: , где – амортизационные отчисления, руб/машино-час; – заработная плата машинистов, руб/машино-час; – затраты на замену быстроизнашивающихся частей, руб/ машино-час; – затраты на энергоносители, смазочные материалы и гидравлическую жидкость, руб/ машино-час; – затраты на ремонт и техническое обслуживание, руб/машино-час; – затраты на перебазирование техники, руб/машино-час.
1. Амортизационные отчисления представляют собой денежные средства, накапливаемые за срок службы основных фондов для их полного восстановления. Амортизационные отчисления, приходящиеся на 1 машино-час эксплуатации, определяется по формуле: , где – балансовая стоимость определенной марки техники, руб.; – норма амортизационных отчислений, %; – годовой режим работы техники, машино-час.
Балансовая стоимость принимается по данным бухгалтерского учета. Норма амортизации представляет собой установленный в плановом порядке размер отчислений, выраженный в процентах от балансовой стоимости основных производственных фондов. Для оценки загрузки оборудования определяются следующие показатели баланса времени: • календарный фонд времени единицы оборудования (рассчитывается как произведение числа календарных дней за анализируемый период на 24); • номинальный (режимный) фонд времени (равен произведению числа рабочих смен за период на продолжительность рабочей смены в часах); • эффективный (реальный) фонд времени определяется количеством полезно используемого времени в течение планируемого периода. Он равен номинальному фонду, из которого вычитается время на ремонт, модернизацию, профилактику и наладку оборудования; • полезное время – фактическое время работы оборудования, определяется как эффективный фонд времени за вычетом внеплановых простоев (неритмичности поставки, сырья и т. д. ). В соответствии с Трудовым кодексом на каждый календарный год устанавливается расчетная норма рабочего времени (номинальный фонд времени). Наниматели любых организационно-правовых форм при планировании рабочего времени не могут превышать установленные нормы продолжительности рабочего времени. Эффективный фонд рабочего времени рассчитывается по формуле: , где – годовой (номинальный) фонд рабочего времени текущего года, дни; – суммарная продолжительность технических обслуживаний, дни; – время, затраченное на перебазирование техники в течение года, дни; – продолжительность смены, машино-час; – коэффициент сменности; – коэффициент, учитывающий метеорологические условия; – коэффициент, учитывающий организационные вопросы (0, 95…0, 98).
Суммарная продолжительность ТО и ремонтов определяется по формуле: , где – продолжительность соответственно одного технического обслуживания ТО-1, ТО-2, текущего ремонта, капитального ремонта, дни; – периодичности выполнения соответственно ТО-1, ТО-2, текущего ремонта, капитального ремонта, часы; – продолжительность одного сезонного обслуживания, дни; – количество сезонных обслуживаний в году.
Время, затраченное на перебазирование техники в течение года, определяется по формуле: , где – расстояние одного перебазирования, км; – средняя скорость передвижения при перебазировании техники, км/час; – время на погрузку и разгрузку перебазируемой техники, час; – количество перебазирований техники в течение года.
2. Затраты на оплату труда машинистов, управляющих строительной техникой, определяются исходя из сметных часовых тарифных ставок: , где – часовая тарифная ставка машиниста соответствующего разряда, руб. / машино-час; – коэффициент премиальных доплат (принимается в размере 1, 5). Тарифные ставки – это размер оплаты труда рабочего соответствующего разряда за единицу времени (например, час). Тарифные ставки определяются в соответствии с тарифной сеткой (шкала соотношения в оплате труда в зависимости от уровня квалификации), которая представляет собой совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. 3. Затраты на замену быстроизнашивающихся частей (сменную оснастку) определяются по каждому виду исходя из сроков службы по формуле: , где – количество сменной оснастки данного вида на машине; – цена соответствующей единицы сменной оснастки, руб; – коэффициент, учитывающий затраты на доставку сменной оснастки, принимается в размере 1, 07; – коэффициент, учитывающий затраты на установку сменной оснастки, принимается в размере 1, 02; – нормативный срок службы сменной оснастки.
4. Затраты на энергоносители, смазочные материалы и сопутствующие материалы определяются на основе норм расхода топлива и смазочных материалов. Затраты на энергоносители на 1 машино-час работы для строительных машин с бензиновыми двигателями определяются: , где – среднее расстояние перебазирования до объекта, км; – линейная норма расхода бензина на 100 км пробега, литр/100км; – время работы техники на объекте без учета времени на перебазирование, машино-час; – норма расхода бензина на 1 машино-час работы, литр/машино-час; – суммарный коэффициент, учитывающий изменение норм расхода топлива; – цена бензина соответствующей марки, руб. /литр.
Время работы техники на объекте: , где – время, затраченное механизмом на перебазирование в течение смены, час. Суммарный коэффициент, учитывающий изменение норм расхода топлива, определяется по формуле: , где – коэффициент, учитывающий повышение расхода топлива в зимнее время (принимается в размере 0, 1); – коэффициент, учитывающий расход топлива в зависимости от численности населения города, в котором работает техника (г. Минск – 0, 1; от 300 тыс. до 1 млн. – 0, 05); – коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы (принимается в размере 0, 07, т. е. 7%).
Затраты на энергоносители на 1 машино-час для машин, работающих на дизельном топливе, определяются по формуле: , где – линейная норма расхода дизельного топлива на 100 км пробега, литр/100км; – норма расхода дизельного топлива на 1 машино-час работы, литр/ машино-час; – коэффициент, учитывающий расход бензина при запуске двигателя, работающего на дизельном топливе (принимается равным 0, 03 – летнее время, 0, 05 – зимнее время, для техники не имеющей пускового двигателя =0); – суммарный коэффициент, учитывающий изменение норм расхода топлива; – цена дизельного топлива, руб/литр.
Для техники с электродвигателями затраты на электроэнергию определяются по формуле: , где – число электродвигателей; – номинальная мощность каждого двигателя, кВт (паспортные данные). – коэффициент дополнительных затрат (освещение рабочих мест, сигнализация – 1, 1); – тариф 1 кВт. часа электроэнергии, руб; – КПД электродвигателя по паспорту.
Затраты на смазочные, обтирочные материалы, редукторные масла и гидравлические жидкости принимаются в зависимости от стоимости затрат на топливо и определяются по формуле: , где – затраты на энергоносители для соответствующих видов техники с бензиновыми, дизельными, электродвигателями, руб/ машино-час; – коэффициент перехода от стоимости топлива к стоимости смазочных материалов.
5. Затраты на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт определяются по формуле: , где – коэффициент цеховых затрат при производстве технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов (принимается равным 1, 1); – заработная плата рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом, руб/час; – суммарная трудоемкость работ на текущий ремонт и обслуживания, чел. -час; – коэффициент перехода от основной заработной платы рабочих к стоимости запасных частей и ремонтных материалов (для бульдозеров; кранов на автомобильном, гусеничном и пневмоколесном ходу – 1, 5; для остальных дорожно-строительных машин – 2); – затраты на профокраску, руб/ машино-час; – затраты на эксплуатацию машин технической помощи при проведении ТО и текущего ремонта на месте работы техники, руб/ машино-час; – затраты на капитальный ремонт техники, руб/машино-час; – затраты на ремонт и обслуживание ремонтных путей, руб/ машино-час.
Суммарная трудоемкость ТО-1, ТО-2 и текущих ремонтов в межремонтном цикле: , где – количество соответственно ТО-1, ТО-2 и текущих ремонтов в межремонтном цикле; – количество СО в течение года; – нормативная трудоемкость ТО-1, ТО-2, ТР, СО, чел-час; – межремонтный цикл, мото-час.
Затраты на машину технической помощи для проведения ТО вне ремонтной базы рассчитываются по формуле: , где – планово-расчетная цена одного машино-час машины технической помощи, руб/ машино-час; – продолжительность одного технического обслуживания ТО-1, ТО-2, текущего ремонта, дни;
Затраты на профокраску определяются по формуле: , где – коэффициент перехода от веса металлоконструкций к площади покраски (для башенных кранов – 0, 027, для остальной техники – 0, 17); – вес металлоконструкций строительной техники, т; – стоимость покраски металлоконструкций, руб. /100м2; 0, 5 – учитывает покраску одним слоем; 2 – учитывает покраску один раз в два года.
Затраты на капитальный ремонт определяются по формуле: , где – нормативная трудоемкость капитального ремонта, чел. -час; – заработная плата рабочих, занятых капитальным ремонтом, руб/ машино-час; – затраты на транспортировку техники в капитальный ремонт, руб/ машино-час.
Затраты на содержание и ремонт подкранового пути, приходящиеся на один машино-час, определяются по формуле: , где – затраты на материалы и вспомогательный транспорт, руб/ машино-час; – затраты на заработную плату ремонтных рабочих, руб/ машино-час.
6. Затраты на перебазирование самоходных строительных машин, приходящихся на один машино-час: , где – прямые затраты перебазируемой машины без затрат на энергоносители и сопутствующие материалы, руб/машино-час.
Для машин ежедневно возвращающихся на базу расстояние перебазирования удваивается. Прямые затраты перебазируемой машины определяются: , Затраты на перебазирование техники спецсредствами рассчитываются по формуле: , где при перебазировании в одну сторону; при перебазировании туда и обратно; – заработная плата машиниста перебазируемой техники за время перебазирования, руб; – затраты на машину сопровождения; – затраты на тягач; – затраты на прицеп; – затраты на кран; – затраты на оплату рабочих при погрузке-разгрузке перебазируемой техники, руб.
Затраты на заработную плату машиниста перебазируемой техники: , где – расстояние перебазирования, км; – средняя скорость перебазирования, км/час.
Затраты на машину сопровождения рассчитываются по формуле: , где – планово-расчетная цена одного машино-час машины сопровождения, руб/ машино-час; – средняя скорость «нулевого» пробега, км/час; – количество рейсов машины сопровождения, необходимых для полного перебазирования.
Затраты на тягач определяются по формуле: , где – планово-расчетная цена одного машино-час тягача, руб/ машино-час; – количество рейсов тягача, необходимых для полного перебазирования.
Затраты на кран определяются по формуле: , где – планово-расчетная цена одного машино-час крана, руб/ машино-час; – средняя скорость перебазирования крана, км/час; – количество рейсов крана, необходимых для полного перебазирования.
Затраты на оплату труда рабочих, занятых погрузкой-разгрузкой техники, рассчитываются по формуле: , где – средняя часовая заработная плата рабочих, занятых погрузкой-разгрузкой перебазируемой техники, руб/час; – количество рабочих, занятых на погрузке-разгрузке перебазируемой техники.
Определение затрат, приходящихся на 1 машино-час, для строительной техники, перебазируемой спецсредствами: , где – среднестатистическое количество перебазирований техники спецсредствами в течение года. 7. Накладные расходы и плановые накопления. Исчислив все прямые затраты на их сумму начисляются накладные расходы и плановые накопления. Под накладными (косвенными) затратами понимают расходы, вязанные с организацией и управлением производством строительных работ, относящихся к деятельности строительной организации в целом. Накладные (косвенные) издержки включают: административно-хозяйственные расходы, предусматривающие плату труда административно-хозяйственного персонала, отчисления на социальные нужды (на государственное социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости населения и т. д. ), содержание канцелярии, командировки и т. д.; затраты на обслуживание работников строительства, включающие расходы на подготовку и переподготовку кадров, на обеспечение необходимых санитарно-гигиенических и бытовых условий, издержки на охрану труда и технику безопасности и т. д.; расходы на организацию работ на строительных площадках включающие издержки, связанные с износом и ремонтом малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве подрядных работ и не относящихся к основным доходам; содержание пожарной и сторожевой охраны; расходы по проектированию производства работ и т. д.; прочие накладные затраты, включающие платежи по обязательному страхованию имущества строительной организации; платежи по кредитам банка в пределах ставки, установленной законом; расходы, связанные с рекламой, и т. д.; издержки, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на их счет. Сюда могут быть включены пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений; налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления (плата за землю и т. п. ); возмещаемые заказчикам за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика, и другие издержки. Накладные расходы включают затраты на содержание аппарата управления, легкового автотранспорта, жилищно-коммунальное хозяйство, организацию работ, подготовку кадров: , где – сметная стоимость механизма в ценах 1991 г.; – индекс роста накладных расходов по отношению к 1991 году (нормативные документы); – процент начисления накладных расходов от заработной платы (табл. 1); 0, 996 – понижающий коэффициент к нормам накладных расходов.
Заработная плата в накладных расходах определяется по формуле: , где – процент заработной платы в накладных расходах, (33, 5%).
Плановые накопления определяются по формуле: , где – индекс роста плановых накоплений по отношению к 1991 году (нормативные документы); – процент начисления плановых накоплений от суммы заработной платы (табл. 1); 0, 96 – понижающий коэффициент к нормам плановых накоплений.
Заработная плата в плановых накоплениях определяется по формуле: , где – процент заработной платы в плановых накоплениях, (17, 23%).
Предельные нормы накладных расходов и плановых накоплений приведены в таблице 1. Таблица 1 Предельные нормы накладных расходов и плановых накоплений
Примечание. При реконструкции и техническом перевооружении к нормам накладных расходов применяется коэффициент 1, 1.
В полную стоимость одного машино-час эксплуатации строительных машин и механизмов включаются прочие затраты: выплаты за дополнительные отпуска, выслугу лет, премиальные доплаты. В планово-расчетную цену одного машино-час эксплуатации строительных машин включаются все виды налогов согласно нормативных документов.
Контрольные вопросы: 1. Методика определения текущих затрат при оценке вариантов механизации
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|