![]()
|
|||
5. ЧУТКОСТЬ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Очень внимательно, очень чутко относиться в первую очередь к себе, своим потребностям, а потом уже это умение переносится на отношение к каждому человеку. Именно этому мы учимся на занятиях раз за разом. Все игры построены с целью научиться безопасно двигаться, уворачиваться, «обтекать острые углы». А накапливаемый опыт на телесном уровне переносится в повседневную жизнь. Сколько раз родители рассказывали, что дети не только перестают сами конфликтовать и истерить, больше используя мирные переговоры, но ещё и родителям об этом напоминают. Очень трогательно слышать, как 4-летка примиряющим, ласковым тоном говорит папе: «Не сердись, ну, ты же сможешь помириться с мамой! ». Чуткость важна также к каждому участнику занятий, чтобы вовремя понять, что сейчас этот ребёнок добирает сенситивного опыта, прежде чем начать играть со всеми. А этот малыш мучается с зубами, пусть лучше в позитиве у мамы на ручках наблюдает за происходящим. А тот явно давит родителю на психику, буквально разводит на чувство жалости. Вовремя и точно отреагировать - вот мастерство преподавателя!
6. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД. ЕДИНСТВО ТЕЛА И ПСИХИКИ Каждое стрессовое состояние записывается в сознании, в подсознании и в теле. С возрастом зажимы и блоки постепенно накапливаются, если с ними не работать специально, и образуется так называемый «мышечный панцирь» (М. Фельденкрайз). Работая с мышечными зажимами, мы снимаем страхи и комплексы психологические. А осознавая свои достижения психофизического освобождения, закрепляем успех. (Причём чем раньше мы начнём это делать - тем тоньше и мягче «панцирь», больше возможностей для освобождения). Но также работает и обратное - проходя сложные ситуации на уровне эмоций с обязательным накапливанием успеха, человек все больше радуется и расслабляется телесно. Так что тут тесная связка.
7. ЗАКАНЧИВАЕМ НА УСПЕХЕ Маленькие сложности мы учимся преодолевать, обязательно доводя до конца задание. Чтобы не пришлось переживать, что задание может для ребёнка оказаться невыполнимым, надо соблюдать три условия: любое упражнение выполняет сначала родитель; упражнения начинаются с лёгких вариантов; заканчиваем любую игру на успехе, доводим до конца. Например, шарик из-под одежды взрослый вытаскивает у себя, затем ребёнку шарик под одежду засовываем сначала спереди, и каждый раз дожидаемся, пока сам его вытащит. Другой пример: сначала берём за руку или ногу родителя, дожидаемся, пока вытащит, потом ребёнка - ждем, пока вытащит. Потом будем хватать за две ноги, за туловище и прочее. Если пищит - расслабленно с улыбкой говорим: у тебя получится; вытаскивай спокойно; ищи, как тебе удобно. В игре «висит-упало» (шарик сверх}7 отпускаем на лежащего человека, а тот уворачивается), заканчиваем игру на том разе, когда увернулся. На радости и на успехе человеку хочется сделать ещё что-то. Чтобы понять, правильного ли уровня сложности мы даем задачу, надо обратить внимание на два признака: задание выполняется с трудом и увлеченностью; после завершения радостно и хочется сделать ещё раз и посложнее. Начни с маленького упражнения: забирая ребёнка из сада или школы не спрашивай, как он кушал и не стоял ли сегодня в углу, а сосредоточься на позитиве: чему новому ребёнок сегодня научился, что радостного произошло, с кем подружился, кому помог, кто ему помог, что было трудно, и как он это преодолел, чему новому хочет научиться в следующий раз. Для себя веди дневник успеха (именно ручкой в тетради, не впечатывай в гаджеты): отвечай на те же вопросы для себя. Ум человека устроен так, что концентрируется всё время на следующей задаче. А что решил “ забыл. Это хороший механизм, естественный, потому что человек постоянно хочет развиваться. Но записанные решённые задачи набирают базу позитива для дальнейшего. Итак, надо фиксировать свершения, законченные даже маленькие дела. Плюс планировать, как решить следующую задачу, собрать информацию для этого и выяснить, какие новые навыки надо развить в себе для достижения поставленной цели. И сновазаписать и порадоваться.
8. ПОСТЕПЕННОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ Все упражнения усложняются очень постепенно, без форсирования событий. Со смаком проживаем каждый шажок развития конкретного человека - только так можно достичь стабильного и значительного результата. Часто приходится повторять на занятиях: «спокойно и постепенно, не форсируйте события», так как многие родители настолько сильно хотят получить результат, что перестают видеть именно себя и малыша, наслаждаться процессом совместной жизни и развития. А у нас занятия для людей, а не люди для занятий.
9. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ Всё очень просто - идём от конкретного человека, учитывая настоящую ситуацию и участвующих в ней людей. Я никогда не готовлюсь к занятиям по пунктам (только настрой на позитив и радость общения), план сбивает настрой на группу и индивидуумов и выключает наитие. На первом этапе преподавателю обязательно каждый раз тщательно составлять план из знакомых игр и тех, которые хочется освоить новые, но план забыть дома. Я чётко знаю структуру занятий в целом следую ей, но могу переключиться на более активную игру и дать детям «выпустить пар», если вижу в этом потребность, либо наоборот взять игры мягкие и тихие в пасмурный и тревожный день. И ты постепенно научишься так. Интуиция ведёт всегда точно, необходимо только раскрыть её и доверять себе. Но при учете каждого отдельного человека важно видеть и чувствовать всю труппу. Необходимо давать такие игры и упражнения в данный момент, на которые готова группа именно сейчас, замечая каждого, и при необходимости давать кому-то индивидуальные задания. Тут снова на первый план выступает интуиция, которую и помогает всем практикующим раскрыть методика. Начинающим преподавателям хорошо еще предварительно перед занятием писать цели и задачи, а после - выводы и анализ ошибок. Ведь опытные преподаватели знают каждое упражнение изнутри, его самые сложные уровни, а новички начинают с того, что видят внешнюю сторону игр, смысл каждой постигая постепенно. А для того, чтобы свободно пользоваться инструментом, сначала надо изучить его в деталях и отработать до автоматизма. Вспомните, сколько часов и лет понадобилось каждому из нас, чтобы буквы легко превращались в письма и рассказы.
10. ПРАВИЛЬНО ТО, ЧТО УДОБНО Динамическое расслабление - это умение двигаться эффективно и расслабленно, напрягая только тот минимум мышц, работа которого необходима в данный текущий момент. Важно не вводить в стрессовый тонус весь организм. Главное - обладание расслабленным, незацепленным, текучим умом. Обучаясь так двигаться, человек убирает мышечные зажимы, снимает стресс с внутренних органов и, таким образом, помогает организму избавиться от многих заболеваний, причина которых психосоматическая, А достичь такого динамического расслабления можно благодаря практике, напоминая во время выполнения упражнений себе и партнёру о простом правиле: правильно так, как удобно. Найди удобное положение, найди наиболее простой и лёгкий выход из ситуации, теки, следуй за силой. Пожалуй, не удержусь тут от цитаты. «Однажды создатель джиу- джитсу японский врач АкаямаСиробеи не спеша прогуливался по своему заснеженному саду, созерцая все, что окружало его. И вдруг он с изумлением заметил, что толстые ветви деревьев не выдерживают тяжести снега и ломаются, а тонкие ветки пригибаются, а потом сбрасывают снег и выпрямляются как ни в чем не бывало: — Мягкость побеждает силу и зло! — воскликнул пораженный собственным открытием Сиробеи. И с тех пор главным принципом джиу-джитсу и еще целого ряда боевых искусств стало: поддаться, чтобы победить».
11. ДИАЛОГ, ПАРТНЁРСТВО В воинских искусствах, как и в жизни, всегда присутствует диалог, где каждый участник постоянно переходит из одной роли в другую и обратно. Но в МШ всё постепенно. Сначала делим участников парной игры на активного и пассивного, чтобы каждый прочувствовал одну, а затем другую роль, научился находиться именно в ней, ответственно и внимательно вести партнёра или быть чутким ведомым, не срываясь на другую роль (представьте, как трудно поначалу родителю полностью подчиниться своему ребенку, не давать ему ценных указаний и умных советов). Потом эти роли начинают перетекать из одной в другую, постепенно возникает диалог. Это уже происходит не с подачи тренера, а лишь за счёт естественных процессов внутри игры. Этот момент даже стоит оттягивать, возвращая каждого в свою роль, чтобы каждый научился обеим ролям, особенно той, в которой по жизни ему находиться сложнее (кто-то лучше умеет слушать, а кто-то - рассказывать). Но потом роли меняются уже естественно, и возникает диалог, где каждый умеет «сказать» и «выслушать». Партнёрство должно проходить через все упражнения и игры. Это обеспечивает успех в занятиях в целом и в каждом действии человека в жизни. Мы - социальные животные. Если ты не слышишь партнёра и не умеешь с ним вести полноценный диалог, то как бы совершенно ты ни владел своим телом и волей, окажешься в проигрыше. Но даже если партнёр не владеет в достаточной степени искусством диалога, и твои собственные успехи на этом поприще оставляют желать лучшего, всё равно постепенно возможно выйти на высокий уровень партнёрства, принимая ответственность за развитие этой способности, конечно, на себя. Для этого нужно всего-то желание этому научиться и практические занятия.
12. ИДЁМ ТУДА, ГДЕ СЛОЖНО Главный критерий правильности выполнения упражнения в пассивной роли - удобство и комфорт. Если тебе неудобно, больно - значит, ты даёшь неверный «ответ» на заданный партнёром «вопрос». Если диалог телесный, то тело всегда знает, как отвечать, только надо прислушаться к нему, дать ему двигаться точно вслед за силой. Надо следовать «вопросу» так, чтобы было комфортно, не скатываясь на борьбу, и тогда ваше тело найдёт самый верный в данной ситуации ответ. Если какая-то ситуация вызывает у нас неудобство или даже боль (на физическом, психологическом, духовном уровне), это сигнал, что именно тут у нас «заноза», именно этот момент нам необходимо проработать. Если избегать ситуаций, где нам было плохо - они никогда сами по себе не решатся, а жизнь не заставит ждать и таки ткнёт в них носом. И чем дольше будем их избегать, тем сильнее шлёпнемся. Вот и следует из вышесказанного простой принцип - «идём туда, где сложно». На занятиях Мягкой Школы он проявляется в том, что мы возвращаемся в неприятную для нас или малыша ситуацию до тех пор, пока она не станет лёгкой и приятной. НО! В работе с детьми (да и со взрослыми) этот принцип работает только в содружестве с принципом последовательности и позитива. А это значит, что трудную для человека ситуацию мы даём ему прожить с постепенным усложнением, используя игру и каждый раз давая с ней положительные ощущения - собственное спокойствие, радость, веру в то, что партнёр справится, а также приятные прикосновения. Если мы всё верно сделаем, то, в результате, малыш с радостью, играючи, будет преодолевать все данные ситуации. Признак правильного уровня задания такой: человек пыхтит, решая задачку, но потом просит новую, посложней. Играли в «мышеловки» - родители, перемещаясь, как обычно, в партере, отлавливали детей в охапку, а те выбирались. Один малец выбирался от папы и каждый раз вопил, а как вылезет - радостный такой бежит и заигрывает - кто бы его ещё поймал, сам в руки лезет. Страшно и захватывающе! Няня другой девочки его заловила, он привычно завопил, она и отпустила, и тот пошел к папе плакать, горько так (он не победитель). Я перехватила мальца, заохапила(даже сложнее папиного сделала захват), но при этом как давай играть: ой, что это за пятки, чьи? Кто потерял пяточки?! (И сама смеюсь и зубами клацаю, типа пятки покусать хочу). Мальчик так развеселился, и так интересно было из сложной «мышеловки» выбраться, что счастье плескалось в глазах, а плакать во всех «ловилках» перестал. Это было все быстро и без пояснений, но участники занятий сами увидели и поняли. Последний момент - также иллюстрация к принципу преемственности.
13. ИНТЕГРАЦИИ Интеграция (от лат. integratio— «соединение») — процесс погружения отдельной части в целое. Есть разные виды интеграции, например, социальная — процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами. Методика «Мягкая Школа» как раз помогает на практике проникновению и адаптации людей в необходимую по индивидуальным задачам среду, навыков - в жизнь. На занятиях мы практикуем несколько видов интеграции: каждого члена семьи - в свою семью; семьи - в коллектив; родителей - в мир детства и игры; новых двигательных и психологических навыков - в жизнь; людей с особенным развитием в социум; малышей Я- в общество; навыков сотрудничества, доброты, взаимопомощи, эмпатии - в практику общения; интуиции и творчества - в активное пользование.
14. ПРЕЕМСТВЕННОСТИ. УЧИТЬ ТОМУ, ЧТО УМЕЕШЬ САМ Это очень простой, но весьма важный принцип. Бывает, на занятиях мне буквально приходится ловить родителей за руки, чтобы они не кувыркали детей или не ловили их в «мышеловку», пока не прожили этот опыт сами. Ведь это бездумно и порой даже травмоопасно! Но легко и незаметно дети принимают то, что видят в поступках окружающих. Важно «показать проход» - сделать то, что хотите от ребёнка, но лучше сделать не как демонстрацию, а искренне. Часто на занятиях наблюдаю, как родители изображают игру, при этом внимание полностью направленно на то, видит ли ребёнок, и как он реагирует. А ребёнок в этот момент в своем обыкновении сбегает. Ибо родительские ожидания для него - это тяжесть. Обычно я подхожу и прошу родителей играть самим, для себя. Родители увлекаются, погружаясь в упражнение, уже хохочут, и тут я тихонько киваю им на их малыша - тот стоит рядом и в предвкушении тянет к ним ручонки: «меня возьмите», либо врывается вихрем в игру из ниоткуда. Буквально на днях вновь убедилась с собственным сыном, как сильно и просто это работает. На набережной сын пытался пройти по боком поставленной доске, но терял равновесие и спрыгивал на песок на втором-третьем шаге. Мои попытки дать инструкции и рекомендации ни к чему не привели. Тогда я сама взгромоздилась на заборчик, отодвинула сына: «дай-ка я попробую! » Тут важно собственное наполнение - не показать превосходство, а проявить искренний интерес, желание решить задачку. И прошла. И сын сразу прошёл следом очень легко. «Как это? » - спрашиваю. «А я увидел, как ты прошла». И всё! А теперь вернёмся к нашему практическому заданию номер 1. Итак, в первом пункте ты написал то, что можно активно использовать в своей практике как опору и главных помощников. И тут нужно очень внимательно присматривать за собой, дабы сохранить трезвую самокритику и состояние «ученика». Второй пункт - то, чему если ты научишься, сможешь показать людям живой пример прохождения по этому пути. Будешь знать подводные камни и сможешь другого человека провести так, чтобы он самостоятельно развил такой собственный навык, который останется в его пользовании. Третий пункт - твои прекрасные открытия в будущем!
|
|||
|