|
|||
Принципы организации и деятельности
Принципы организации и деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. В. Н. Шелестюков, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (Кемеровский институт) Г. Н. Павлов, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (Кемеровский институт) Ключевые слова: правоохранительные органы, принципы, конституционные, межотраслевые, отраслевые, организация, деятельность, полиция, таможенные органы, прокуратура РФ, Следственный комитет РФ. В статье обосновывается принципиальная роль общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. Отсутствие строго определенной схемы построения принципов в ряде федеральных законов ставит правоприменителя в затруднительное положение. Юридическая наука, изучая правоприменение законов, главной своей задачей ставит анализ не только и не столько самой догмы права, сколько тех фактических реалий, которые складываются на основе действующего законодательства. Оно бывает неэффективным, не достигающим поставленной цели, трудно реализуемым в российской действительности. В с свою очередь, каноны юридической техники обуславливают закрепление в законодательстве соответствующих принципов, которые выступают « рупорами» конституционных идей и международно–правовых стандартов в области прав человека. В законодательных актах, представляющих собой правовую основу деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, закреплены правовые нормы, определяющие основные начала организации и деятельности этих органов. В иерархии правовых норм такие нормы занимают положение общих и руководящих по отношению к другим, более конкретным нормам, так как они устанавливают магистральные направления правового регулирования организации и деятельности правоохранительных органов. В правовой науке и юридической практике такие нормы принято называть принципами. Слово «принцип» заимствованно русским языком в XVIII в. из французского и немецкого языков и восходит к латинскому (" principium" - начало, основа)1. Этимологическое значение оценочного понятия «принцип» - основа, начало, основоположение, руководящая идея, основное правило поведения2. В древние времена подчеркивали: «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cujuque rei). В Философском энциклопедическом словаре оценочное понятие «принцип» толкуется в двух смыслах - субъективном и объективном. В субъективном смысле - как основное положение, предпосылка. В объективном - как исходный пункт. Например, Аристотель понимал принцип в объективном смысле в виде первой величины, то, исходя из чего нечто существует или будет существовать. И. Кант, толкуя принцип в субъективном смысле, различал принципы конститутивные (используемые только для эмпирического употребления) и регулятивные (применяемые лишь для трансцендентального или практического употребления)3. В логике принцип - центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение каких-либо положений, той области, из которой данный принцип абстрагирован. Отсюда в философском смысле принцип - теоретическое обобщение наиболее существенного, типичного, выражающего закономерности, находящееся в основе какой-либо системы, в том числе системы форм международного и российского права, применяемых в Российской Федерации. В юридической науке слово «принцип» не теряет своего изначального значения, но трактуется несколько по-иному. Так в литературе можно встретить большое количество разнообразных определений. Все они являются доктринальными, так как легального определения понятия «принцип» нет. Так Алексеев С. С. определяет принципы как «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Принципы - это то, что пронизывает право, выявляет его содержание в виде исходных, сквозных «идей», главных его начал, нормативно-руководящих положений»4. По мнению Неновски Н., принципы — это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качество государственного регулятора меры свободы и справедливости в общественных отношениях5. Л. С. Явич писал: «... принципы - это такие начала, отправные идеи его бытия... обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью»6. О. В. Смирнов в 1977 г. в своей статье «Соотношение норм и принципов в советском праве» пишет, что «... принципами в юридической науке принято считать руководящие идеи (положения), закрепленные в законах»7. В этой связи в теории государства и права содержатся соответствующие точки зрения о принципах права. Так, по мнению С. С. Алексеева под принципами понимали основные, руководящие положения, выражающие наиболее существенные черты права8. В работе А. И. Денисова принципы рассматривались в качестве «исходных идей, лежащих в основе права»9. Таким образом, обобщая все вышесказанное, мы пришли к выводу о том, что принципы права представляют собой законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях. Изложенное дает основание считать принципами деятельности правоохранительных органов руководящие идеи и положе ния, которые независимо от формы их существования определяют кардинальные направления правовой регламентации правоохранительной деятельности, осуществляемой с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан. Учеными-правоведами выделяется большое количество разнообразных принципов права. В своей совокупности они образуют структурно упорядоченную систему, взаимодействующую с внешней средой по поводу урегулирования социально значимых отношений. Действующие принципы позволяют более точно определить тенденции развития законодательства, уяснить смысл юридических актов, объединить нормы в непротиворечивую систему и стабилизировать конкретные правоотношения, восполнить пробелы в праве и в некоторой совокупности выступить дополнительным критерием при дифференциации отраслей права. Основная классификация принципов права, которой придерживается большинство авторов, осуществляется по масштабу охвата ими правового пространства. По этому критерию принципы делятся: 1) общеправовые, 2) межотраслевые, 3) отраслевые. Для теории государства и права наибольшее значение имеют общие принципы права. Общие принципы - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом10, к ним относятся принципы социальной свободы, социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия, законности, равенства перед законом, правосудия, единства прав и обязанностей, взаимной ответственности личности и государства и т. д. Межотраслевые принципы определяют характер сразу нескольких отраслей права, это исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права11. К ним относятся принцип неотвратимости ответственности (все отрасли, предусматривающие юридическую ответственность); принцип личной ответственности (в уголовном и административном праве); принцип состязательности (гражданское и уголовное процессуальное право). Существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Эти принципы конкретизируют содержание общих принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. Отраслевые принципы - исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли12. В качестве примера отраслевого принципа, который реализуется в рамках одной отрасли можно указать принцип свободы расторжения договора в трудовом праве; принцип разделения властей — в конституционном праве и т. д. В рамках нашей работы мы хотим затронуть в большей степени отраслевые принципы, закрепленные в отраслевом законодательстве (в федеральных законах), регулирующем деятельность таких государственных правоохранительных органов, как полиция, прокуратура, федеральная служба безопасности, следственный комитет и федеральная таможенная служба. Проблема заключается в том, что различные федеральные законы трактуют различное значение принципов организации и принципов деятельности правоохранительных органов, затрудняя понимание положений законов. Рассмотрев ряд федеральных законов, мы заметили, что законодатель в одних случаях разделяет принципы организации и принципы деятельности, а в других представляет таковые как единое целое. В этом и заключается исследуемая нами проблема: почему законодатель использует различные способы закрепления принципов организации и деятельности правоохранительных органов? Какой из них является наилучшим? Изучив отраслевое законодательство, мы столкнулись с несколькими вариантами изложения принципов организации и деятельности. Первый вариант представляет собой разделение принципов организации и принципов деятельности и представлен: В Федеральном Законе от 07. 02. 2011 №3-ФЗ (ред. от 12. 02. 2015) «О полиции» принципы организации и деятельности закреплены в различных главах и статьях: Статья 4 вышеназванного закона говорит о принципах организации полиции: 1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. 2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции). 3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. 4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ. 5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Глава 2 вышеназванного закона полностью посвящена принципам деятельности. Среди основных можно выделить такие как: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. В Федеральном Законе от 27. 11. 2010 №311-ФЗ (ред. от 29. 12. 2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принцип организации представлен в статье 9: Таможенные органы и их место в системе государственных органов РФ: 1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. 2. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. 3. Должностными лицами таможенных органов являются граждане РФ, замещающие в порядке, установленном законодательством РФ, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов РФ.
В статье 11 вышеназванного закона закреплены принципы деятельности: законность, равенство лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод, единство системы таможенных органов и централизованного руководства, профессионализм и компетентность должностных лиц, ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц, понятность требований таможенных органов, доступность информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле, единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, применение современных информационных технологий, внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования.
Второй вариант -объединение принципов организации и принципов деятельности, который можно наблюдать в Федеральном Законе от 17. 01. 1992 N 2202-1 (ред. от 22. 12. 2014, с изм. от 17. 02. 2015) «О прокуратуре РФ», где одна статья содержит как принципы организации, так и деятельности. Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ. 1. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. 2. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. 3. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных. 4. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. 5. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
В Федеральном Законе «О следственном комитете Российской Федерации» от 28. 12. 2010 г. (ред. от 22. 12. 2014) мы видим другую ситуацию. В данном случае статья называется «Принципы деятельности Следственного комитета», где принцип организации в названии не оговаривается, но подразумевается в части 1 данной статьи. Статья 5. Принципы деятельности Следственного комитета 1. Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета. 2. Следственные органы и учреждения Следственного комитета: 1) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством РФ; 2) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне; 3) информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов законодательства РФ и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности. 3. Следственный комитет, Главное военное следственное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанные следственные органы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные, следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием. 4. Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений. Детально изучив представленные в Федеральных Законах принципы организации и деятельности правоохранительных органов, мы пришли к выводу о том, что наилучшим вариантом решения поставленной нами проблемы является дифференциация и конкретизация этих принципов. Под дифференциацией мы подразумеваем, что законодателю необходимо более четко разделять эти принципы друг от друга в отдельные статьи или главы. Так, как это представлено в федеральных законах «О полиции» и «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Также, в перечень принципов должны входить действительно значимые, ведущие идеи и положения, отражающие особенность организации и деятельности того или иного правоохранительного органа. А их название было четким и продуманным, чтобы оно не теряло изначального значения понятия «принцип». Мы считаем, что если использовать эти критерии, то законодатель добьется более логичного построения принципов права в нормативных правовых актах, что, во-первых, позволит сократить время разработки законопроектов, во-вторых, облегчит его понимание и более эффективное применение законодательства на практике. Правоприменительная деятельность наглядно демонстрирует, что реформирование деятельности правоохранительных органов возможно только на основе укрепления конституционных начал, разработке на этой базе межотраслевых и отраслевых принципов деятельности правоохранительных органов. Общепризнано, что принципы служат теоретико – познавательной основой, главным направлением для правотворчества и правоприменения в данной сфере, обеспечивающими стабильность институтов права и деятельности правоохранительных органов. 1 Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994. С. 254. 2 Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. М. - Спб.: Большая рос. энцикл.; Норинт, 1997. С. 60. 3 Е. Ф. Губски, Г. В. Кораблева. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 363. 4 Алексеев С. С. Проблемы теории права: Основные вопросы общей теории социалистического права: Курс лекций. В 2 т. Т. 1. Свердловск.: Изд-во Сверд. юрид. ин-та, 1972. С. 102. 5 Неновски Н. Право и ценности. М.: Прогресс, 2004. С. 309. 6 Явич Л. С. Право развитого социалистического общества (сущность и принципы). М.: Юридическая литература, 1978. С. 11. 7 Смирнов О. В. Соотношение норм и принципов в советском праве. Советское государство и право. 1977. №2. С. 11. 8 Основы теории государства и права / Отв. Ред. С. С. Алексеев. М.: Юрид. лит-ра, 1971. С. 226. 9 Денисов А. И. Теория государства и права. М.: Юрид. Лит-ра, 1980. С. 146. 10 Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 2004. С. 447. 11 Васильев А. В. Теория права и государства. М.: Флинта, 2011. С. 70. 12 Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М.: НОРМ, 2003.
\
|
|||
|