СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»
ГБОУ СОШ №2 ИМ. В. МАСКИНА Ж. -Д. СТ. КЛЯВЛИНО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
НА ТЕМУ: «СТРАНА БУКВ»
Руководители проекта:
воспитатель I квалификационной категории
Шкарина Л. Г.
воспитатель I квалификационной категории
Кузьмина Л. В.
2017г.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться! »
Л. Н. Венгер
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта
| «СТРАНА БУКВ»
| Основания
для разработки
| Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
| Актуальность проекта
| В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Они не всегда правильно слышат и дифференцируют звуки родного языка, а это приводит к появлению ошибок при чтении и при письме. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте. Возникает вопрос: «С чего начинать обучение грамоте? ». Понятие «обучение грамоте» подразумевает развитие у ребёнка ряда умений и навыков ещё до знакомства с буквами и слогами.
Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ.
| Основная идея проекта
| Для того чтобы ребёнок научился правильно читать, нужно знать все звуки, уметь их правильно произносить и дифференцировать. Поэтому возникла идея обучить ребёнка грамоте совместно «воспитательи родители».
Воспитатель знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введённых звуков, ведёт работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений, родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях.
| Цель проекта
| Повысить мотивацию дошкольников к обучению чтению через организацию проектной деятельности с детьми.
| Задачи проекта
| Образовательные:
· Повысить эффективность НОД по подготовке к обучению грамоте;
· Закрепить образ букв;
· Упражнять детей в умении выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
· Уточнить понятия «звук» и «буква»;
· Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов, слов.
Развивающие:
· Развивать фонематическое восприятие, закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
· Развивать коммуникативные способности детей, формировать эмоциональный контакт педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.
· Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Воспитательные:
· Активизировать и обогащать словарный запас, развивать связную речь.
· Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
· Повышать компетентность родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе.
| Сроки и этапы реализации проекта
| С 01. 03. 17 по 28. 04. 2017
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
· подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы;
· основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану,
· заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его социуму.
| Формы реализации проекта, основное содержание деятельности
| Развивающая предметно-пространственная среда:
· подбор художественной литературы;
· дидактические игры;
· ТСО.
Самостоятельная деятельность детей:
· рассматривание иллюстраций букв в азбуках;
· рассматривание книг;
· чтение книг «Читаем по слогам»;
· рисование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность педагогов и детей:
· беседы;
· чтение художественной литературы, сказок;
· экскурсии;
· выставки.
Совместная свободная деятельность детей и родителей:
· заучивание стихотворений о буквах,
· чтение сказок, рассказов о буквах;
· пополнение книжного уголка;
· посещение выставок детского творчества в детском саду;
· совместная продуктивная деятельность(изготовление букв из различного материала).
Работа с родителями:
· индивидуальные беседы, консультации.
| Ожидаемые результаты реализации проекта
| Для детей:
· Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
· Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
· Выработка навыков составления и чтения слогов, слов;
· Выработка навыков печатания букв, слогов, слов.
· Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
· Воспитание чувства дружбы и коллективизма.
Для педагогов:
· организация выставки «Моя любимая буква»;
· презентация проекта – КВН «Моя любимая буква»;
· фотоотчёт;
· оформление альбома «Моя любимая буква»;
· оформление проекта.
Для родителей:
· содержательно проведённое с ребёнком время, желание приниматьучастие в совместных мероприятиях, общие интересы;
· рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
· укрепление детско-родительских отношений.
| Система организации контроля реализации проекта
| Контроль в рамках проекта осуществляет руководитель и старшийвоспитатель ДОО.
| Ресурсная база для реализации проекта
| Кадровый ресурс:
Педагоги: воспитатели группы.
Администрация ДОО: руководитель, старший воспитатель.
Родители воспитанников.
Материально-технический ресурс:
- групповое помещение;
- музыкальный зал;
- технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон и т. д. );
- наглядно-методические пособия;
· методическая литература.
Информационный ресурс:
- использование ИКТ;
- обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д. );
- изучение методической литературы;
· участие в конкурсах и выставках различного уровня.
| План реализации проекта:
№
| Этапы проекта
| Совместная деятельность
педагога с детьми
| Взаимодействие с семьей
| 1.
| Подготовительный
Мотивационный
| · Постановка проблемы.
· Создание мотивационной ситуации «Чтение художественной литературы дома».
· Беседа «Почему я хочу в школу? ».
· Экскурсия в ЦРБ «Путешествие в книжноецарство».
· Виртуальная экскурсия в библиотеку «Мои любимые сказки».
· Выбор варианта названия проекта.
| · Консультации для родителей: «Учите, играя», «Как правильно учить читать», «Какие бывают буквы».
| 2.
| Основной
Проектирование
проектной деятельности
| · Изучение и анализ материалов по теме.
· Постановка цели и задач проекта, определение методов и приёмов.
· Составление перспективного плана.
· Создание условий для реализации основных видов деятельности по направлениям проекта.
· Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
· Создание презентаций средствами PowerPoint для индивидуальных и итоговых НОД.
· Реализации основных видов деятельности.
| · Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
· Участие родителей в совместной продуктивной деятельности (изготовление букв из различного материала).
· Подбор и заучивание дома с детьми стихотворений о буквах.
· Помощь в пополнении книжного уголка книгами «Читаем по слогам».
· Наглядная информация для родителей (консультации, папки-передвижки).
|
| Поиск информации
|
Образовательные области.
Виды деятельности
«Социально-коммуникативное развитие»
· Составление рассказов на тему «Почему я люблю книги».
«Речевое развитие»
· Ежедневная артикуляционная гимнастика:
«Лошадка», «Дует ветер нам в лицо», «Индюк», «Буквы», «Шмель» и т. д.
· Проведение НОД по обучению грамоте:
«Из истории алфавита», «Моя любимая буква», «Как мы делали имя».
Обогащение словаря детей:
· Заучивание загадок, стихотворений о буквах.
· Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов.
· Чтение и пересказ прочитанных рассказов: Виктора Драгунского «Заколдованная буква», Н. Федотова «Домашняя читалка», Г. А. Глинка «Буду говорить читать, писать правильно».
«Художественное – эстетическое развитие»:
Продуктивная деятельность
- Аппликация «Буквы разные«, «Обложка азбуки».
- Рисование «На что похожа буква».
· Лепка букв из солёного теста и их раскрашивание.
· Ручной труд – ремонт книг в группе.
· Самостоятельное детское творчество.
· Помощь в оформлении выставок в группе.
· Прослушивание и заучивание песен «Алфавит», «Азбука».
· Конструирование:
- Поделок из природного материала: «Буквы»;
- Из бросового материала: «Буква моего имени»;
«Физическое развитие»:
- Проведение утренней гимнастики «Буквы», НОД по физическому развитию, тематические прогулки: «Путешествие в Букварию», «Остров любимых букв».
«Познавательное развитие»
· Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках(В. А. Степанов «Азбука и букварь», Л. Е. Журова «Азбука. Пособие для семьи» и т. д. ).
· Тематические занятия, беседы.
· Просмотр мультфильма «Наш друг Пишичитай», развивающий мультфильм для детей «Алфавит».
Игровая деятельность
· Дидактические игры: «Мягкие буквы», «Собери слово», «Составь слово».
- Настольно-печатные игры: пазлы «Азбука», «Обведи букву», «Заштрихуй букву», «Найди слово».
· Словесные игры: «Исправь ошибку», «Назови слово на букву …», «Назови слово со звуком …».
· Сюжетно-ролевые игры «Школа», «Библиотека».
| · Интернет- ресурсы.
· Предложить родителям маршрут выходного дня «Планируем посещение детской библиотеки».
|
|
|
| Организация предметно-пространственной развивающей среды
для самостоятельной деятельности детей
· Рассматривание иллюстраций букв в различных азбуках.
· Чтение книжек-малышек (читающие дети).
· Разгадывание ребусов, кроссвордов по теме.
· Создание уголка«Книжкина больница».
· Организация выставки «Моя любимая буква».
|
|
| Презентационный
| Презентация продуктов проекта:
· Оформление выставки совместного творчества детей и родителей «Моя любимая буква»;
· Дидактические игры своими руками «Мягкие буквы», «Собери слово», «Отгадай слово»;
· Выставка книг «Читаем по слогам».
· Презентация проекта – КВН совместно с родителями «Моя любимая буква»;
· Оформление проекта.
| Презентация проектной деятельности для родителей группы
| 5.
| Заключительный
| Подведение итогов проектной деятельности (оценка, самооценка педагога)
|
| ВЫВОДЫ:
1. Дети выделяют звук на фоне слова, определяют позицию звука в слове, придумывают слова на заданный звук, большинство детей овладели навыком анализа и синтеза слогов и слов, дети знают буквы, большее число детей овладели послоговым чтением, выполняют звукобуквенный анализ слогов, слов.
2. Родители воспитанников приняли активное участие в проекте. На индивидуальных консультацияхродители получали советы по коррекции речи детей, подготовке их к обучению в школе; о необходимости занятий с детьми не только в детском саду, но и дома. Ими были созданы буквы для выставки «Моя любимая буква». Родители проявили себя как активные, заинтересованные партнёры своих детей, помогая им выполнять творческие задания педагогов.
Повысиласьпсихологическая готовность и компетентность родителей в понимании своего ребёнка, видении и развитии его талантов, преодолении возможных трудностей при подготовке к школе.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.
В заключении хотелось бы сказать, что мы живём в такое время, когда необходимо менять отношение к себе, как профессионалу: от консервативного «так живётся спокойнее» на позитивное «мне и это по плечу».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Журова Л. Е., Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
2. Е. В. Колесникова «От А до Я». Рабочая тетрадь. – М., 2016.
3. Л. Е. Кыласова «Развитие речи». Конспекты занятий для подготовительной группы. – Волгоград, изд. «Учитель», 2012.
4. Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова «Учимся правильно произносить звуки. Весёлая школа». – Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.
5. Т. А. Куликовская «Говорим и играем». Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. - Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.
6. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Интернет-ресурсы:
7. http: //infourok. ru
8. http: //www. maam. ru
9. http: //nsportal. ru
|