|
|||
1. Принципы использования поощрений и наказанийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Стили воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Поощрение и наказание детей в семье. 1. Поощрение и наказание как методы стимулирования. Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.
Различают следующие виды поощрения: - одобрение; - похвала; - награждение; - благодарность; - материальное вознаграждение [2]. Наказание – это такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Иными словами наказание направлено на коррекцию поведения в определенных сложных ситуациях. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов» Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физического, ни морального. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого. - замечания; - предложение встать у парты; - вызов для внушения на педагогический совет; - выговор в приказе по школе; - перевод в параллельный класс или другую школу; - исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых; - изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Помимо прямых методов коррекционного воздействия существуют косвенные требования. Они также делятся на положительные (поощрение) и отрицательные (наказание). К положительным требованиям относятся просьба, доверие, одобрение. К отрицательным требованиям, в свою очередь, недоверие, осуждение, угроза. Эти методы также часто используются и позволяют применять их для стимуляции воспитанников без выделения их (воспитанников) среди своей группы. Между понятиями «требование», «поощрение» и «наказание» есть существенное различие. При использовании поощрения и наказания коллективом или педагогом выделяется один учащийся (или группа учащихся). Результатом такого выделения становится изменение его прав и обязанностей, отношения с коллективом. Также действие педагога должно отвечать наличию определенной ситуации, дающей возможность воспользоваться педагогической коррекцией через поощрение и наказание. Поощрение и наказание применимы в тех ситуациях, которые характеризуются своей сложной психолого-педагогической проблемой. Педагогическое корректирование поведения должно регулировать отношения в коллективе с помощью точно определенной дозы изменений. Эти изменения целесообразно используются в данных ситуациях для возникновения новых, полезных в нравственно-воспитательном процессе потребностей у выделенной из группы личности или самой группы. Основу выше описанной психолого-педагогической ситуации составляет стимулирование творческой и соревновательной деятельности ребенка. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику. Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.
1. Принципы использования поощрений и наказаний Наказание как средство стимулирования ребенка Применение наказания происходит в конфликтных ситуациях, в том смысле, что сама по себе ситуация использования наказания – конфликтная. Далеко не всегда их причиной становятся оплошность воспитателей. Практика воспитательного процесса показывает, что источником конфликтов становится неприятие воспитанником требований педагога или коллектива. Подобное может происходить не только в новообразованной группе, но и в вполне сформировавшемся коллективе, имеющим устоявшиеся традиции и твердое общественное мнение. Когда же конфликт происходит по вине педагога, из-за отсутствия у него необходимого опыта работы с детьми, то принято считать такую ситуацию псевдоконфликтной, не использующей наказание с позитивной целью [4]. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами. 1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. 2. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай. 3. За один проступок – одно наказание. 4. Недопустимо запоздалое наказание. 5. Ребенок не должен панически бояться расправы. 6. Унижение ребенка недопустимо. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь или уважение со стороны учителя. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям, педагогу. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание. Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать: - когда он болеет; - перед сном и сразу после сна; - во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально “проглатывает” негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний); - во время работы и игры; - непосредственно после душевной или физической травмы; - когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается; - когда сам воспитатель находится в плохом настроении [3]. Поощрение как средство стимулирования ребенка Поощрение позволяет поддержать воспитанников в их инициативе, творческом подходе к решению стоящих перед ними задач, а также помогает им самоутвердиться в борьбе на пути к успешному достижению поставленной цели. Применять метод поощрения необходимо в самых различных видах деятельности воспитанника. Известный педагог и ученый В. Е. Гмураман писал об этом так: «Избежать захваливания отдельных учащихся или отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности. Дело здесь не только в преодолении опасности захваливания, но и еще в том, что использование поощрения в различных областях деятельности школьников дает возможность симулировать способности и склонности не только в области учения, но и в разнообразной внеурочной деятельности» [4]. Однако поощрение может быть не только «полезным» и эффективным, но и «вредным» негативным. 1. Нежелательно преувеличение похвалы; 2. Важно проговаривать свое отношение к ситуации без оценивания личности ребенка; 3. Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен! » Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий [3]. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность . Вывод: Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний. Поощрения служат развитию положительных качеств. Наказания - исправлению, или коррекции отрицательных.
|
|||
|