Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. Принципы использования поощрений и наказаний



 

Стили воспитания и их влияние на формирование личности ребенка. Поощрение и наказание детей в семье.

1. Поощрение и наказание как методы стимулирования.

Поощрение – это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.

 

Различают следующие виды поощрения:

- одобрение;

- похвала;

- награждение;

- благодарность;

- материальное вознаграждение [2].

Наказание – это такое воздействие на личность, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного

поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Иными словами

наказание направлено на коррекцию поведения в определенных сложных

ситуациях.

А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов» Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физического, ни морального. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.
Средствами метода наказания выступают:

- замечания;

- предложение встать у парты;

- вызов для внушения на педагогический совет;

- выговор в приказе по школе;

- перевод в параллельный класс или другую школу;

- исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых;

- изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива.

Помимо прямых методов коррекционного воздействия существуют косвенные требования. Они также делятся на положительные (поощрение) и отрицательные (наказание). К положительным требованиям относятся просьба, доверие, одобрение. К отрицательным требованиям, в свою очередь, недоверие, осуждение, угроза. Эти методы также часто                                     используются и позволяют применять их для стимуляции воспитанников без выделения их (воспитанников) среди своей группы.

Между понятиями «требование», «поощрение» и «наказание» есть существенное различие. При использовании поощрения и наказания коллективом или педагогом выделяется один учащийся (или группа учащихся). Результатом такого выделения становится изменение его прав и обязанностей, отношения с коллективом. Также действие педагога должно отвечать наличию определенной ситуации, дающей возможность воспользоваться педагогической коррекцией через поощрение и наказание.

Поощрение и наказание применимы в тех ситуациях, которые характеризуются своей сложной психолого-педагогической проблемой. Педагогическое корректирование поведения должно регулировать отношения в коллективе с помощью точно определенной дозы изменений. Эти изменения целесообразно используются в данных ситуациях для возникновения новых, полезных в нравственно-воспитательном процессе потребностей у выделенной из группы личности или самой группы.

Основу выше описанной   психолого-педагогической ситуации составляет стимулирование творческой и соревновательной деятельности ребенка.

У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику. Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства.
Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком.

Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.
Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные [3].

 

1. Принципы использования поощрений и наказаний

Наказание как средство стимулирования ребенка

Применение наказания происходит в конфликтных ситуациях, в том смысле, что сама по себе ситуация использования наказания – конфликтная. Далеко не всегда их причиной становятся оплошность воспитателей. Практика воспитательного процесса показывает, что источником конфликтов становится неприятие воспитанником требований педагога или коллектива. Подобное может происходить не только в новообразованной группе, но и в вполне сформировавшемся коллективе, имеющим устоявшиеся традиции и твердое общественное мнение. Когда же конфликт происходит по вине педагога, из-за отсутствия у него необходимого опыта работы с детьми, то принято считать такую ситуацию псевдоконфликтной, не использующей наказание с позитивной целью [4].

Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание.

 4. Недопустимо запоздалое наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы.

6. Унижение ребенка недопустимо.

Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь или уважение со стороны учителя. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям, педагогу. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

- во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально “проглатывает” негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

- во время работы и игры;

- непосредственно после душевной или физической травмы;

- когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

- когда сам воспитатель находится в плохом настроении [3].

Поощрение как средство стимулирования ребенка

Поощрение позволяет поддержать воспитанников в их инициативе, творческом подходе к решению стоящих перед ними задач, а также помогает им самоутвердиться в борьбе на пути к                успешному достижению поставленной цели.

Применять метод поощрения необходимо в самых различных видах деятельности воспитанника. Известный педагог и ученый В. Е. Гмураман писал об этом так: «Избежать захваливания отдельных учащихся или отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности. Дело здесь не только в преодолении опасности захваливания, но и еще в том, что использование поощрения в различных областях деятельности школьников дает возможность


симулировать способности и склонности не только в области учения, но и в разнообразной внеурочной деятельности» [4].

Однако поощрение может быть не только «полезным» и эффективным, но и «вредным» негативным.

1. Нежелательно преувеличение похвалы;  

2. Важно проговаривать свое отношение к ситуации без оценивания личности ребенка;

3. Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен! »

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий [3].

Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность .

Вывод: Умелое сочетание поощрений и наказаний обеспечивает оптимальную мотивацию, которая, с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой стороны, препятствует возникновению отрицательных. Для психологического развития ребенка одинаково важна стимулирующая роль и поощрений, и наказаний.

Поощрения служат развитию положительных качеств. Наказания - исправлению, или коррекции отрицательных.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.