Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Путь жизненных исканий Андрея Болконского.



 

Путь жизненных исканий Андрея Болконского.

Свет. Характеристика героя. Андрей — «небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой». Он видит пустоту и фальшь светской жизни, ему скучно в салоне. Естественен только с Пьером.
Аустерлиц. Кумир Болконского — Наполеон. Герой ищет признания, свой Тулон (Тулон — город, ставший для Наполеона первой ступенькой к успеху). Для славы готов пожертвовать всем: «смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». Останавливая отступающие войска, Андрей получает ранение, падает и впервые видит небо над головой: «Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче? » К Болконскому приходит новое понимание жизни: «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор». Происходит крах старых идеалов и обретение истинных знаний о мире: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками»
Маленькая княгиня Андрей не любил жену, он признается Пьеру: «Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! » Вернувшись из плена домой в момент родов жены и услышав крик новорожденного сына, Андрей «всхлипывая, заплакал, как плачут дети». Во время родов умирает маленькая княгиня. После смерти жены Болконский винит во всем себя и переживает глубокий душевный кризис.
Встреча с Пьером в Богучарове. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя верой в людей. Разговор на пароме возрождает Андрея к жизни: «что-то давно заснувшее, что-то лучшее, < …>, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Важными оказываются слова Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить». Болконский впервые после Аустерлица снова видит высокое небо. Он начинает преобразования в имениях.
Встреча с Наташей в Отрадном. Новые силы придает герою встреча с Наташей. Он начинает по-иному воспринимать мир. Видит дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны». Теперь дуб «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Оказывается, «жизнь не кончена в 31 год», герой понимает: надо «чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе! »
Общественное благо, Сперанский. Андрей возвращается к общественной деятельности, работает в комиссии Сперанского. Однако вскоре замечает фальшь и ненужность своей работы. Это приводит его к новому кризису.
Любовь к Наташе. Князь Андрей на балу снова встречается с Наташей Ростовой и влюбляется. Свадьба откладывается на год, он уезжает. В это время Наташа увлекается Анатолем Курагиным и отказывает Болконскому. Тот не может простить измены, возвращается в армию.
Война1812 г. Болконский сближается с простыми солдатами. Накануне Бородинского сражения Андрей говорит Пьеру о своей вере в победу. Однако теперь князь по-новому смотрит на войну: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». Слова героя: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да ненадолго! » стали первыми предвестниками его гибели. В бою Андрей получает смертельное ранение: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю ту траву, землю, воздух…»
Встреча с Курагиным. В лазарете Андрей встречается с Анатолем, которому оторвало ногу. Герой испытывает к бывшему врагу сострадание. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это! ».  «Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской».
Встреча с Наташей. После ранения Андрей «в первый раз представил себе» «душу» Наташи. «Возобновившаяся любовь к одной женщине привязывает опять к жизни, вытесняя безразличное чувство любви вообще < …>. В этой борьбе одолевает абстракция, нечеловеческая любовь, одолевает смерть. Неидеальная, земная, мирская любовь требует от человека такого участия в жизни, впутанности в нее, которые князю Андрею были всегда тяжелы, невозможны» (С. Г. Бочаров «Война и мир» Льва Толстого»)
Смерть Радость прощения Анатолю, сострадание, жалость и даже любовь к врагу — эти чувства возможны, понятны только перед лицом смерти. Эти чувства не для жизни. «В умирающем Андрее идет борьба между любовью земной, мирской, ограниченной, различающей, избирательной, любовью к одному человеку, Наташе, которая не может быть неотрывна от ненависти к другому, — и абстрактной любовью, неразличающей, беспредметной, безличной», божеской (С. Г. Бочаров «Война и мир» Льва Толстого»). Наташа — княжне Марье: «Он слишком хорош, он не может, не может  жить…потому что…». Автор комментирует: «Он понимал что-то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего». Для него смерть — пробуждение от жизни.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.