Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Об авторе.



 

       Род Вилисовых старинный. По семейному преданию его корни ведут еще в языческую Русь. Велес - древнеславянский бог скотоводства – истинно народный и самый веселый на Руси, его праздник неразрывно был связан с обрядовыми песнями и поэзией. Предки его – защитники природы, лекаря, по всему видать, от них Михаилу Ивановичу досталась любовь к земле, природе, красоте ее…

       Михаил Иванович воспитывался у раскулаченных мастеровых: Лунегова Василия Ивановича из деревни ЛучиноПашевского сельского совета до 1934 года, а в 1935 году уже в селе Осинцево у Смирнова Петра. Их семья состояла из пяти человек, Михаил Иванович был шестым. Спали на овчинах в бане, на нарах сколоченных из толстого половья. В обеих семьях Михаила очень любили. И он до сих пор вспоминает их со слезами грусти. А перед Великой Отечественной войной его увез из Осинцево милиционер Ерушин в деревню Кошелево к сельскому учителю Ивану Анисимовичу (кстати, также раскулаченному), у которого своих детей было четверо. Оказалось, что там его мать работала в няньках при четверых детях вдовца. Порядки в семье были строгие, староверские, вроде не обижали, но и доброго слова не слыхал, ласки не видел. Из-за тяжелых условий в семье в школу не ходил. В неполных одиннадцать лет работал прицепщиком в тракторном отряде при МТС. С пятнадцати лет – три зимы на лесозаготовках, а летом в колхозном поле от зари до зари.

       В 1984 году «открыли» Вилисова Михаила Ивановича, как фольклориста, студенты ПГУ во главе с Кондаковым Борисом Вадимовичем. С его легкой руки – пригласили в архитектурно- этнографический музей «Хохловку».

       И через Пермское телевидение прошло знакомство с представителями культуры шестидесяти пяти национальностей Америки (южной и северной), США. Японские киножурналисты увезли шесть кинолент оВилисове. С фольклором Вилисова знакомили и студентов Государственного университета Шанхая (Китай). Благодарность из Индии опубликована в газете «Советская Сибирь».

Авторские песни Михаила Ивановича поют жители Румынии.

       Анастасия Заволокина так сказала о нем: «Вилисов… Он –настоящий. И сразу какой-то родной, честный, искренний, скромный. Вообще, характер его читается и в частушках, которые он поет, и в манере исполнения, и в наигрышах редких. С ним интересно! Поговорить, послушать, посочинять вместе. Всегда на съемки что-то необычное привозит. Своим талантом освещает все вокруг! Люблю я Михаила Ивановича. Дай Бог ему здоровья!... »

       Вот уже 24 года много ездит по стране, и где только не выступал, трижды побывал на Кремлевской сцене. Приглашали в издательства, студии, 12 дней с утра до поздней ночи возили его по Москве, где пел в разных аудиториях. Его песню «Травушка» записали на киностудии им. Горького и теперь звучит эта песня в его исполнении в фильме «Земля в беде»

       Михаила Ивановича приглашают в разные уголки нашей огромной страны. И везде встречают его выступления тепло и радушно. Сотни писем со словами благодарности и поддержки крестьянский поэт получает из самых разных деревень и городов нашей страны. Вот некоторые строки из писем опубликованные в журнале «Играй, гармонь» № 19 2007 года:

«…Зачем вообще включать телевизор, если там нашего дорогого земляка Михаила Вилисова не передают?... »

Из письма Елены Петровны Мошкиной, Пермский край.

«…Мужчина, уже в возрасте… Но так он мне в душу запал…А особенно его куплеты любовные. Это ж надо, какая чистота лирическая! Какая высота нежная и простая!... Повторите еще выступление, пожалуйста…»

       Из письма Екатерины Ветлугиной, Калужская область.

«…Покажите еще раз частушечника Вилисова с Урала! Это же самородок! Только предупредите заранее – я поставлю магнитофон на запись…»

       Из письма Виталия Григорьева, г. Санкт-Петербург.

«…Вилисов не только песнописец, песнотворец, но и философ. Тому подтверждение- его слова о чистоте чувств в песне и частушке, о значении Гармонии развитии русской народной культуры, ее роли в развитии самосознания народа, значит, и экономики, могущества Государства. Низко кланяюсь ему – за такую масштабность, государственность, понимание своей общности с народом, Родиной. Спасибо, Михаил Иванович, за неизбывное, щемящее до боли в сердце чувство восторга, любви к людям! …»

       Из письма Кузнецовой, г. Свердловск.

«…Вилисова слушала на одном дыхании, смеялись, хотелось плясать от радости, и в то же время слезы накатывались на глаза – просто так такое не бывает, поверьте мне…»

       Из письма Рябухина Г. И. д. Большая Лавровка, Полевского района.

«…Я всегда плачу от радости, когда играет гармонь или балалайка…»

       Из письма Нины Михайловны Костроминой, г. Алапаевск.

«…Не нахожу слов для выражения своих чувств, которые испытала, слушая Вилисова. Как будто луч света светил мне эти 30 минут, а потом наступала горечь от того, что уходят эти наши истинно народные исполнители, что слышим мы душу российскую крайне редко, экран и радио заполняет что-то чужое, не свойственное нашему народу…»

       Из письма Златы Андреевы Верховской, г. Свердловск.

       Такие как, Вилисов, не исчезают бесследно с российской  земли, это душа и совесть народная, без них народ - не народ. Голос Вилисова – это не только, правда-матка, высказанная в лицо человеку, преступившему законы крестьянской нравственности. Его голос – это правда народного искусства, противостоящая бездушным тенденциям современной попкультуры.

       Вилисов нам поет из будущего. Из нашего будущего, где все мы наконец-то осознали, что народное творчество – это не просто красивая игрушка. Старая крестьянская песня была частью огромной культуры, каплей в великом потоке нравственных, интеллектуальных, музыкальных, хозяйственных традиций. Именно эти давние ценности, даже если мы их не видим на поверхности, не осознаем и вроде бы не помним, остались где-то в глубинах подсознания и не дают разнузданному хаосу окончательно смять наши души, нашу личную и народную совесть, нашу семью и нашу государственность. Именно эти ценности мешают нам, славу богу, стать сиюминутными призрачными существами, сошедшими в этот мир лишь за кормом и дурным пойлом.

       Только благодаря им, мы по сию пору не потеряли способность слушать и слышать Вилисова. Значит, не все еще в нас сломалось и душа по – прежнему взыскует истинного и настоящего.

 

 

 

Из статьи о 1 Всероссийском фестивале неигрового кино в Волгодонске.., опубликованной в газете «Советская Россия» от 19 октября 1989 года, № 241.

       «…. Потрясение испытываешь, знакомясь с фильмами режиссера Сергея Мирошниченко «Частушка. ХХ век» и «А прошлое кажется сном» (они отмечены первой премией жюри и специальным призом газеты). Чем уникальна первая картина? Пожалуй, впервые в нашем кино, а в ней предпринята попытка взглянуть на развитие частушки как фольклорного жанра наших дней. Какой в ней задор, какая жизненная сила! Сколько иронии и боли, лукавства и надежны в каждом куплете…

       В самые трудные минуты народное творчество сберегло силу духа, помогало преодолеть невзгоды. В фильме звучат частушки в исполнении известных поэтов Николая Старшинова, Виктора Бокова, а также гармониста Михаила Вилисова, ставшего героем киноповествования. Звучат частушки знакомые и неизвестные, и звучат они, пусть не покажется это кому-то преувеличением, как потрясение! Частушка – и потрясение? Да, именно так. Свидетельствую об этом сам: поскольку именно этот фильм сделал меня поклонником данного жанра народного искусства…»

Андрей Лебедев



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.