|
|||
Обратно в детство
Нам жизнь готовит дальнюю дорогу, Проходят дни, недели и года… Быть может, фотографии помогут Припомнить то, что не вернется никогда… Авраменко С. М. Обратно в детство
Первое сентября, цветы, веселые лица первоклассников и их родителей, встречи одноклассников. Звонки, уроки, перемены, контрольные и экзамены. И все это школа довольно таки в обыденном и очень простом понятии. Где-то в шестнадцать мы начинаем понимать, что море, кораблики, далёкие путешествия нужно оставить, как волнующие воспоминания детства. На смену наивной фантазии приходит что-то новое, до сих пор неизвестное, взрослое. В этот период нам хочется сделать что-нибудь такое, о чём бы потом долго не забывали. Но, как обычно бывает, что это «что-нибудь» найти непросто, его надо делать всей своей жизнью, начиная с первых её шагов. Если будешь не постоянным в достижении своей цели, ничего не добьешься – значит, жизнь прошла стороной. Каждый по-своему видит своё будущее. Каждый по-своему готовится к нему и по-своему вступает в него. А главное здесь заключается в том, что именно называть своим будущим. Детство сменяется отрочеством, отрочество - юностью. Где-то за её гранью начинается будущее – самостоятельный, большой мир. Мир манящий и спрашивающий. Туда нельзя прийти с пустыми руками. Туда невозможно явиться, не зная, что нужно делать, какие идеалы отстаивать, для кого и чем жить. Ко всему этому нас готовит школа, позже превращаясь в школу жизни и знаний. Я смотрю на потускневшие от времени фотографии…С волнением перелистывая каждую страницу старого альбома, я машинально возвращаюсь в прошлое. Кажется, как будто это было только вчера. Как будто только вчера я был первый раз на своей первой линейке в День знаний. Как будто только вчера учил уроки и гонял с ребятами мяч во дворе. Как будто вчера…А прошло уже двадцать лет быстротечной жизни в шумном потоке обыденных проблем и забот с момента окончания школы… Я хорошо помню свой первый класс. Тогда будучи ещё ребенком, не осознавая всю серьезность и ответственность ещё одного этапа жизненного пути, я шёл делать фотографию в ателье по ул. Красногвардейской д. 30 (сейчас в этом доме находится страховая компания «Московия» и офис «Нетком») со своими родителями. Тогда так было принято. И этот единственный снимок до сих пор хранится у меня в альбоме. Быть может, каждая фотография того времени и ценна тем, что была сделана без пафоса, натурально, без определенной подготовки. Тогда не было века цифровых технологий, и каждое изображение неважно, как оно получилось на пленке, было на самом деле дорого для каждого. Я помню подготовку к первому сентября: красивые ребята и ещё красивее девчонки, одетые в установленную форму одежды, с накрахмаленными воротничками, на голове - белые банты, веселые лица старшеклассников. Готовую форму покупали в отделе школьной одежды «Детского мира». Никаких разделений, никакого вида статуса и достатка – одна единая красивая форма одежды. Это сейчас современная молодежь, надевая такую форму, доставшуюся от бабушек или мам, не понимает всю суть и ценность той эпохи, заложенной в ней, всю красоту и изящество. А тогда, наглаженные, мы шли на первую в своей жизни линейку, ещё до конца не понимая, что такое школа. Новую страницу моей жизни открыла мне пятая общеобразовательная школа города Сафоново. Торжественная линейка, напутственные слова директора школы Петрачкова Владимира Ефимовича, учителей. И вот мы ещё «желторотые» первоклашки в просторном и уютном классезнакомимся с нашей первой учительницей Гринчик Валентиной Сергеевной. Рассаживаемся по уютным партам с откидывающимися крышками вверх (такие сейчас уже считаются раритетом). Получив букварь и прописи, делаем памятное фото на крыльце школы. Фото сделали на удивление цветное. Тогда это стоило немалых денег. И понеслись 10 лет в потоке знаний, новых знакомств, интересных событий. Вероятно, у каждого школьника есть свой учитель, с которого берешь пример, по чьим поступкам ровняешь свои, на кого стремишься быть похожим в делах. Для меня, ученика, заставшего вначале ушедшую эпоху Советского Союза, а потом эпоху реформ и перестроек все были примером для подражания. Каждый учитель был по-своему интересен, вкладывал частичку доброты души в каждого из нас. Ученику всегда трудно говорить о своих педагогах. Тем более, когда позади годы. Тогда, во время учебы, никто из нас, конечно, не собирался писать об их жизненном пути, не вникал в тайны их профессии такой тяжелой, но в то же время нужной и важной, не запоминал каких-то ярких эпизодов, которые сейчас могли украсить рассказ о наших наставниках. У нас была своя, новая жизнь в стенах школы. Наш класс за все время учебы менял нескольких классных руководителей. Во втором классе нашим наставником стала Емельяненкова Наталья Валентиновна, которая вела нас до конца начальной школы, затем Рымарева Лариса Владимировна, после Новосельцев Олег Анатольевич. Я помню это беззаботное детство, когда, сделав уроки, мы все собирались во дворе, играли в футбол, лапту, чижика, банки, казаки-разбойники, земельки (к сожалению, многие игры тех лет уже канули в лету и современные дети даже не знают правил). На переменах девчонки просили поиграть с ними в резиночку, а на асфальте в классики с ними тоже играли ребята. Возле школы росли большие каштановые деревья. И каждую осень школьники всех классов постоянно их сбивали, поэтому листьев и пустых скорлупок от них всегда много валялось на школьной дорожке (за эти шалости нам иногда доставалось от школьных уборщиц). Я помню, как с трепетом мы ждали Новый год. Тогда было действительно все по-волшебному. Родители недели за две до праздника шили костюмы, старшеклассники украшали школу, учителя готовили сценарии. И пусть тогда не было дорогих подарков, но осталась память, которая ценнее в тысячу раз. Это сейчас мало кто может прожить без компьютера или телефона. Тогда, уже начиная с первого класса, каждый был записан в школьную и городскую детскую библиотеку. Я помню, как почти каждый день вечерами читал интересные книги, пополняя свой багаж знаний о добрых делах, приключениях, историями о мире. Глубоко отразилась в памяти получение мной первой грамоты на общешкольной линейке по окончании первого класса. Я помню, как бежал сломя голову с ней в руках, чтобы показать родителям – это была первая моя серьезная заслуга на пути образования. В третьем классе мы стали октябрятами. Прием нас в октябрята проводился в торжественной обстановке на сборе дружины, одновременно с ритуалом присвоения звания «октябрята» в канун 7 октября. Зал был украшен, на стене висел портрет Ленина. Как гордо мы носили на груди значок с рубиновой пятиконечной звездой с портретом Ленина в детстве (этот значок я до сих пор храню). Радостные и гордые, в распахнутых пальтишках шли мы, новоиспеченные октябрята, домой. Неся это почетное звание, мы старались выполнить правила октябрят: прилежно учиться, любить труд, помогать старшим, быть честными, смелыми, ловкими и умелыми. Для таких, как мы, по всей стране издавались журналы «Мурзилка» и «Весёлые картинки», которые мы брали в библиотеке, либо выписывали по почте. «Началка» закончилась быстро, так как мы с третьего класса (не могу понять по какой причине) сразу перескочили в пятый. На пороге грядущих перемен мы успели стать пионерами. Чуть позже СССР перестал существовать, и все те добрые традиции остались в истории. Я помню, как на первых порах с трудом мог научиться завязывать алый галстук. Вначале брал с собой в карман, просил кого-нибудь из девчонок завязать, потом приловчился. Помню, соревновались между классами и даже школами по сбору макулатуры. Никогда в школе плохому не учили. У нас было в школе много достойных ребят, но это была заслуга не только школьных организаций, а прежде всего родителей, которые в тот период времени давали правильное воспитание. В современной школе многие родители против того, чтобы их ребенка задействовали там в какой-то трудовой деятельности (некоторые «умные» мамы и папы указывают на законы), но в наше время, например, остаться дежурным по классу была святая обязанность, или выйти на субботник убрать свою закрепленную территорию возле школы. Я помню, как дежурили по школе. Стояли на различных объектах и проверяли сменную обувь. Тем, кто дежурил в школьной раздевалке (а она находилась в подвале школы) предназначалась особая миссия по пуганью из-за темного угла спешивших переодеться на урок девчонок (вначале 90-х данная «пугалка» была доведена до совершенства, после просмотра фильма «Кошмар на улице Вязов» была сделана такая же перчатка, как у Фредди Крюгера, и эффект стал вдвойне сильней). Дежурили не только по школе, но и по школьной столовой. Для нас это было очень здорово, так как дежурство освобождало от уроков. Несмотря на вкусную еду, которую готовили наши повара, мы часто бегали на переменах за вкусными коржиками, которые продавали в столовой «Космос» через дорогу. Исход ХХ века, пожалуй, наиболее трагичен и жесток в истории России. Страна в очередной раз оказалась подвергнутой тяжелейшим испытаниям. Проводимые с начала 90-х годов реформы затронули все без исключения сферы жизни общества. Всего за несколько лет произошли изменения во многих сферах, в том числе и в образовании. Неузнаваемо трансформировались система ценностей и ориентиров, идеалы и мировоззрения граждан бывшего СССР. В нашей жизни стал твориться полный бардак. Приходя из школы, я бежал и стоял часами в очереди, чтобы взять по талонам буханку хлеба (помню очереди доходили от хлебного магазина, который после назвали «Чародейка» до центрального парка отдыха на пл. Ленина). Потом на прилавках вообще все исчезло, и мы ждали, когда родители привезут из Москвы или Белоруссии какую-нибудь еду. Порой есть вообще нечего было. Варили только картошку и заваривали чай из веток яблони. И хотя мы все-таки были под присмотром родителей, на учителей эти заботы ложились двойной нагрузкой, так как они тоже были родителями и у них были свои семьи. С распадом Союза было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Да единообразная форма одежды, устоявшаяся не одно поколение, была отменена. В школе сразу стало видно деление детей на более богатых и более бедных – это сразу бросалось в глаза. Деление сфер влияния взрослых (все помнят эти лихие 90-е) отразилось и на молодежи. Стали учащаться драки дворы на дворы. Мы стали тогда ходить вначале на запрещенные секции каратэ, кто-то занимался боксом, кто-то стал «качаться». Заворачивали учебники в газеты, а вместо портфелей стали таскать пакеты. Повзрослев, мы стали учиться жизни на улице, но продолжали учиться жизни в нашей любимой школе. На смену коллекционированию открыток, значков, марок (которые мы приобретали у филателистов во Дворце культуры) пришли вкладыши от жвачек. Я помню, как китайцы или корейцы стояли у нас на Центральном рынке, а мы просили у родителей денег для того, чтобы купить жвачку. После на переменах мы играли в эти вкладыши, либо меняли одинаковые на те, которых у нас не было. За сбор жестяных иностранных банок от пива или пепси наш одноклассник Леха Козлов (царство ему небесное) поплатился жизнью. Выбежав на проезжую часть трассы Москва-Минск, чтобы схватить банку, которую выбросил из фуры водитель, он не заметил идущий автомобиль и был им сбит насмерть… Позже в реке Вопец утонул ещё один наш одноклассник Валерка Незнамов (в памяти хорошо отразился тот момент, когда мы отмечали у него дома День рождения. У него была старшая сестра тоже с подругами. И в тот день, как говорят: стенка на стенку мы с ними дурачились – было весело). Были смерти и учеников других классов. Как говорится, жизнь стала показывать все свои реальные стороны… Не покидая знакомых стен, мы окончим школу в другой стране. На школьных собраниях большинство голосовало за свободную форму. Самые отчаянные воевали с педагогами за возможность носить на уроках джинсы. Заставить учениц смыть косметику или снять золотые серёжки теперь могли только самые смелые учителя старой закалки. Демократизация захлестнула школу, уничтожая не только пережитки тоталитарного общества, но и ценный опыт, традиции качественного образования. Но, несмотря на все проблемы, происходившие в обществе и жизни в тот период времени, школа работала достаточно успешно, не поддаваясь ударам времени, а мы старались учиться, учиться и ещё раз учиться, как когда-то сказал Ленин. Многие в современных школах забыли, что такое походы (сетуют на кучу бумаг, которые нужно собирать, чтобы вывести детей, нехватку денег и т. д. ). В наше время это было повсеместно, нужно и важно. Самой распространённой и любимой тетрадной игрой всех времён был и остаётся «Морской бой», отличная стратегическая игра «Точки». Тетрадь научила нас не только правописанию и математике, но и основам оригами( машинки, кораблики, самолетики, звездочки, пистолетики). Девочки делали анкеты -это было их святыней и прелестью. Можно было на перемене похитить у девочки её анкету и побегать вдоволь от неё по рекреации… Это было круче, чем дёрнуть за косичку. Уже в середине 90-х, взрослея, каждый стал выбирать свои ценности и ориентиры. Время прошло незаметно. Повзрослев, мы разлетелись кто куда, но остались людьми благодаря воспитанию школы, родителей и взаимовыручке друг друга. Можно долго писать и воспоминать о том, что было прожито за эти школьные годы. Уверен, у каждого в душе, кто не потратил времени зря в это золотое время, найдется своя увлекательная история прошлой школьной жизни. А пока поздравляю всех с «Днем выпускников»! Удачи и всех благ по жизни!
Авраменко С. М. (выпускник школы № 5)
|
|||
|