|
|||
Нравственные проблемы в повести Распутина «Последний срок»
Во-первых, это отношение к своим родителям. Анна искренне любит каждого своего ребенка, она заботится о них и каждый день ждет приезда или весточки от детей. Однако они приезжают только накануне ее смерти. Варвара приезжает к Анне каждый месяц, однако заботы с ее стороны не наблюдается. Илья и Люся приезжают из города к матери не так часто, невозможно по-настоящему оценить их семейные отношения, Таньчора не была у матери дольше всех, даже на протяжении всего повествования она не появляется в доме, где собралась семья.
Во-вторых, В. Распутин показывает утрату семейных ценностей. Дети не общаются не только со своей матерью, но и между собой. Разговоры либо заходят в тупик (Михаил и Илья, которым трудно найти общую тему для разговора трезвыми), либо заканчиваются скандалом (Люся и Варвара, которые считают, что права только одна из них). Родные братья и сестры не становятся для главных героев произведения опорой и поддержкой. Умирающая мать просит детей помириться друг с другом, ведь они являются единой семьей, однако в финале произведения конфликты только усиливаются. Люся чувствует то, что в их семье совершенно нет близости. Каждый из них существует отдельно, у каждого своя семья, в которую члены предыдущей семьи уже не входят. В-третьих, писатель в повести показывает семейные ценности нового поколения. Дети не только неуважительно относятся к своей матери и братьям с сестрами, но и к собственным семьям. Варвара, у которой большое количество детей, часто ссорится с ними, они становятся для нее настоящим мучением. Особое внимание уделяется семейным отношениям в доме Михаила, в котором происходит действие повести. Михаил не уважает Надю, свою жену. Для него важнее найти выпивку. Воспитанием девочки Нинки никто не занимается, поэтому она такая разбалованная и грубая. Она может перечить своим родителям, называя их нехорошими, и делать плохие вещи с целью отомстить им. В. Распутин в своем произведении показывает, что человек становится бессемейным, несмотря на наличие семьи. Подчеркивается эгоизм нового поколения. На это указывает финал произведения, где Люся, Илья и Варвара покидают свою мать, а она на следующий день умирает. Эгоизм победил семейные ценности. И этот эгоизм противопоставлен милосердию и состраданию Анны, которая всю жизнь прожила в соответствии с нравственными законами чести и справедливости.
|
|||
|