Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема:Мой колледж. Изменение существительных по падежам.



  Тема: Мой колледж. Изменение существительных по падежам.

Минең колледж. Исемдә рҙ ең килеш менә н ү ҙ гә реү е.

Артикуляцион гимнастика

Башҡ орттарым уҡ ыу кә рә к, уҡ ыу кә рә к!

Арабыҙ ҙ а наҙ андар кү п, уҡ ыу һ ирә к.

Аң ғ ыра айыуҙ ан Уралдағ ы ҡ урыҡ ҡ андай,

Эй, туғ андар, наҙ анлыҡ тан кыркыу кә рә к! (Мифтахетдин  Аҡ мулла)

Һ ү ҙ лек

Среднее образование - урта белем

высшее образование - юғ ары белем

поступить учиться - уҡ ырғ а  инеү

дает право - хоҡ уҡ бирә

Однокурсник - курсташ

Руководитель - етә ксе

ГБПОУ - дә ү лә т бюджет профессиональ белем биреү учреждениеһ ы

УАТК - Ө фө автотранспорт колледжы

автомеханик - автомеханик

Строитель автомобильных дорог и аэродромов - юлдар һ ә м аэродромдар тө ҙ ө ү селә р

логист - логиссы

отделение - бү лек

заведующий отделением - бү лек мө ҙ ире

секретарь - сә ркә тип

поступать учиться - уҡ ырғ а инергә

окончить, оканчивать - тамамларғ а

Ҡ ағ иҙ ә

Для чего нужны падежи? Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении

Ø В именительном падеже /ИП /тө п килеш/ - существительное в ИП не имеет аффиксов, в предложении выполняет роль подлежащего. Колледж бө гө н эшлә й. Колледж сегодня работает.

Ø Притяжательный падеж /ПП/эйә лек килеш/- выражает принадлежность предмета кому либо. Ә сә йҙ ең сумҡ аһ ы. Мамина сумка.

Ø Дательно- направительный падеж/ДНП/тө бә ү килеш/- обозначает:

+предмет, лицо, по направлению к которому совершается действие. Уҡ ытыусы дә рескә китте. Учитель пошел на урок.

Ø Винительный падеж/ВП/тө шө м килеш/ в предложении выражает прямой объект действия с оттенком определенности, является прямым дополнением существительного. Колледжды астылар. Колледж открыли.

Ø Местно- временной падеж/МВП/ урын-ваҡ ыт килеш/- обозначает местонахождение предмета, местои время совершения действия или события. Колледжда концерт булды. В колледже был концерт.

Ø Исходный падеж/ИП/сығ анаҡ килеш/-обозначает:

+ предмет или пункт, от которого начинается или исходит действие:

Колледждан шылтыратам. Звоню с колледжа.

+материал, вещество из которого сделано что либо:

Мә ктә п кирбестә н һ алынғ ан. Школа постороена из кирпича.

+имя лица, явление, предмет, которого боятся, избегают, от которого убегают. Мин директорҙ ан  ҡ урҡ ам. Я боюсь директора.

+ название части предмета, по которой узнают сам предмет. Курткаһ ынан таныным. Узнал/а/ по куртке.

+ причину какого- нибудь действия: Шатлыҡ тан йылмайҙ ы. Улыбнулся от радости.


ф



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.