|
|||
Тема:Мой колледж. Изменение существительных по падежам.Тема: Мой колледж. Изменение существительных по падежам. Минең колледж. Исемдә рҙ ең килеш менә н ү ҙ гә реү е. Артикуляцион гимнастика Башҡ орттарым уҡ ыу кә рә к, уҡ ыу кә рә к! Арабыҙ ҙ а наҙ андар кү п, уҡ ыу һ ирә к. Аң ғ ыра айыуҙ ан Уралдағ ы ҡ урыҡ ҡ андай, Эй, туғ андар, наҙ анлыҡ тан кыркыу кә рә к! (Мифтахетдин Аҡ мулла) Һ ү ҙ лек Среднее образование - урта белем высшее образование - юғ ары белем поступить учиться - уҡ ырғ а инеү дает право - хоҡ уҡ бирә Однокурсник - курсташ Руководитель - етә ксе ГБПОУ - дә ү лә т бюджет профессиональ белем биреү учреждениеһ ы УАТК - Ө фө автотранспорт колледжы автомеханик - автомеханик Строитель автомобильных дорог и аэродромов - юлдар һ ә м аэродромдар тө ҙ ө ү селә р логист - логиссы отделение - бү лек заведующий отделением - бү лек мө ҙ ире секретарь - сә ркә тип поступать учиться - уҡ ырғ а инергә окончить, оканчивать - тамамларғ а Ҡ ағ иҙ ә Для чего нужны падежи? Падежи уточняют роль имен существительных и их связь с другими словами в предложении Ø В именительном падеже /ИП /тө п килеш/ - существительное в ИП не имеет аффиксов, в предложении выполняет роль подлежащего. Колледж бө гө н эшлә й. Колледж сегодня работает. Ø Притяжательный падеж /ПП/эйә лек килеш/- выражает принадлежность предмета кому либо. Ә сә йҙ ең сумҡ аһ ы. Мамина сумка. Ø Дательно- направительный падеж/ДНП/тө бә ү килеш/- обозначает: +предмет, лицо, по направлению к которому совершается действие. Уҡ ытыусы дә рескә китте. Учитель пошел на урок. Ø Винительный падеж/ВП/тө шө м килеш/ в предложении выражает прямой объект действия с оттенком определенности, является прямым дополнением существительного. Колледжды астылар. Колледж открыли. Ø Местно- временной падеж/МВП/ урын-ваҡ ыт килеш/- обозначает местонахождение предмета, местои время совершения действия или события. Колледжда концерт булды. В колледже был концерт. Ø Исходный падеж/ИП/сығ анаҡ килеш/-обозначает: + предмет или пункт, от которого начинается или исходит действие: Колледждан шылтыратам. Звоню с колледжа. +материал, вещество из которого сделано что либо: Мә ктә п кирбестә н һ алынғ ан. Школа постороена из кирпича. +имя лица, явление, предмет, которого боятся, избегают, от которого убегают. Мин директорҙ ан ҡ урҡ ам. Я боюсь директора. + название части предмета, по которой узнают сам предмет. Курткаһ ынан таныным. Узнал/а/ по куртке. + причину какого- нибудь действия: Шатлыҡ тан йылмайҙ ы. Улыбнулся от радости.
|
|||
|