Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя…»



 

Годы Великой Отечественной войны стали одним из наиболее сложных и трагических периодов в истории советской школы. Еще до войны руководители Германии выступали за ликвидацию системы советского образования. Гитлер утверждал: «Если мы будем обучать русских, украинцев и киргизов читать и писать, то впоследствии это обернется против нас. Нельзя, чтобы они знали больше, чем значение дорожных знаков. Математика и все прочие подобные науки совершенно не нужны». Но советские школы работали и учителя учили детей. И еще были тысячи учителей, которые сменили автомат на указку, плечом к плечу со своими учениками воевали  нафронте.

Начало Великой Отечественной войны совпало с периодом летних каникул. Большинство ребят, которые оказались на оккупированной территории, в школу в 1941 году так и не пошли – идти было некуда. Большая часть школьных зданий пострадала от бомбежек и артиллерийских обстрелов, в других разместились немецкие воинские части. За годы войны в стране было разрушено 82 тысячи школ.

А в тылу школы продолжали работать. Это кажется удивительным, но даже в блокадном Ленинграде дети учились. В сентябре 1941 года в городе работало около 100 школ. К декабрю их осталось всего 39. В основном учились ребята младших классов. С таршеклассники заменили у станков родителей, ушедших на фронт.

Город постоянно обстреливался, а потому учебный процесс происходил в бомбоубежищах. На тетрадях зачастую был написан не номер школы, а номер бомбоубежища. Учили самые важные предметы. Дети часто ничего не писали, а уроки длились всего 20–25 минут – было очень холодно, чернила замерзали, да и сил у истощённых ребят (и учителей тоже) практически не осталось. Беда была с тетрадями, их делали из старых газет, потому что не хватало бумаги. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-42 годов, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».

Вот что написали в своем дневнике ученики 7 класса 148-й ленинградской школы: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах».

В декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Этой медалью было награждено около 1, 5 миллиона человек. Среди них – 15 тысяч ленинградских школьников.

В августе 1941 года фашисты подходили к Одессе. Город находился на осадном положении. В эти дни на окраине Одессы из небольшого здания школы учителя и школьники выносили стопки учебников и тетрадей. В катакомбах на глубине 30 метров под землей дети вместе с учителями оборудовали классы, где вместо парт были каменные сидения, и при светефонарей проводились занятия. Такие Одесские школы назывались «школы мужества». Анна Галько, бывшая директором школы № 125, вспоминала: «Перед началом учебного года мы стали искать в катакомбах помещения, пригодные для занятий. Чтобы дети не заблудились, мы попросили каждого принести с собой моток веревок. У входа в катакомбы прибили толстые крюки, к каждому из которых привязывали веревки ребят. Держась за них, дети добирались до своего класса. И также возвращались обратно».

Жители слышали, как из каменной глубины доносятся голоса учителей, читающих диктанты, задающих математические задачи, и первоклассники хором читали свои первые буквы и слоги. Учебный год начался, как положено, со школьного звонка. Слушая звонок, жители радовались «Дети продолжают учебу, значит, жизньпродолжается…».

В начале войны несколько школ нашего города были закрыты - там разместили госпитали. Это школы№ 15-й, 58-й и 74. Госпиталь № 3999 занимал современное здание академии Наяновой – тогда корпус 30-й школы. Именно в нём лечился и был возвращён в авиацию легендарный летчик Алексей Маресьев.

В школе № 38 были организованы курсы радиотелеграфисток. Курсантки этих курсов участвовали в параде 7 ноября 1941 года. Когда стало понятно,  что война продлится долго,  было решено не оставлять детей без образования и школы начали учебный год. Самое удивительное, что в годы войны открывали новые школы! В 1943 и 1944 годы были открыты школы №84 и № 62.

Труд учителя - это символ жизни и созидания. Война же - символ смерти иразрушения. Но случались в истории тяжелые страницы, когда учитель и война оказывались лицом к лицу.

22 июня 1941 года фашистская армия, вооруженная по последнему слову техники, развернула наступление на огромном фронте от Черного моря до Балтики. В первые месяцы войны в плен попало большое количество солдат и офицеров Красной армии.

Среди них был Николай Федорович Кюнг - учитель истории, один из руководителей вооружённого восстания в Бухенвальде.

Если у детей есть желание учиться, а у педагога — учить, то школа может появиться даже в концлагере. Такую школу в Бухенвальде и организовал Николай Федорович Кюнг.

Школа работала в 8-м бараке. Для неё удалось достать бумагу, карандаши, перья, мел. В подпольном классе были даже доска и маленькие счёты. Кроме Кюнга учителем работал 75-летний Никодим Васильевич Федосенко. Он учил ребят считать, писать. Под его руководством ребята читали свои первые строчки: «Мама моет раму», «Папа бьёт фашистов». Дети занимались по вечерам, после изнурительных работ. Николай Кюнг вёл уроки истории и географии.

Снаружи всегда караулил кто-то из «своих», и если  появлялись эсэсовцы, бараку давали об этом знать. Учитель прерывал работу, дети прятали свои принадлежности и делали вид, что играют.

Школа проработала почти 8 месяцев, и фашисты так о ней и не узнали. В апреле 1945 года Бухенвальд был освобожден. После войны Николай Кюнгпродолжил работать учителем истории.

«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя…». Эти слова принадлежат Отто фон Бисмарку – первому канцлеру Германии. Немецкие генералы, на личном опыте испытавшие силу советских солдат и офицеров, признавали, что «солдатские качества русского воина, особенно его дисциплина, способность действовать, не обращая внимания на огонь противника и собственные потери, его стойкость в перенесении лишений и тягот войны, были, вне всякого сомнения, очень высокими». Воспитала эти качества в наших солдатах и офицерах советская школа.

Без преувеличения можно сказать, что Великую Отечественную войну выиграл советский учитель. Это он в огромных городах и крохотных селеньях, в горных аулах и кишлаках учил детей не только математике, правописанию и законам физики. Он учил их любить Родину, воспитывал в них будущего писателя, летчика, рабочего и ученого. Это советские учителя воспитали московскую школьницу партизанку Зою Космодемьянскую, Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру немецкого дзота, летчиков Гастелло и Талалихина, героев – молодогвардейцев и панфиловцев. Советские учителя готовили своих учеников к тому, чтобы они стали героями и победителями. Они держали свой фронт у школьной доски в тылу и на оккупированной врагом территории, в плену за колючей проволокой и в партизанских отрадах. И им не пришлось краснеть за своих учеников, тех, кого называют поколением победителей.

Великая Отечественная война стала единым национальным экзаменом, успешная сдача которого давала нашей стране и всему миру право на жизнь. Наша страна этот экзамен выдержала с честью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.