«Каменская прогулка». Маршрут 20 км. Описание маршрута

«Каменская прогулка»

Маршрут 20 км

Описание маршрута

СТАРТ-КП № 1    От места старта возле мотодрома перейти по пешеходному переходу возле АЗС к зданию администрации города идти по ул. Ленина в сторону старой части города. Проход через улицу Кунавина по светофору, далее - вниз. Перейти через автомобильный мост через реку Каменка, идти по ул. Ленина до светофора и свернуть направо на пл. 25 Октября, далее – до краеведческого музея.

Район старого Каменска уникален. Это первый на Урале город-завод. Сейчас в городе насчитывается более 30 памятников архитектуры местного значения. Поселение на реке Каменка документально подтверждено с 1682года. Это была Железенская слободка, которая располагалась в излучине реки Каменка и принадлежала Далматовскому Успенскому монастырю. В конце 17 века эти земли были возвращены в казенное владение.
После начала войны со Швецией (1700 год) было решено строить заводы на Урале. Сначала была построена плотина, а затем чугунно-литейный завод на р. Каменка, 15 октября 1701 года был выплавлен первый чугун. На заводе изготавливали пушки, ядра, якоря. На левом берегу Каменки был расположен завод (сейчас там здание ЗАО «Уралэлектромаш»), а на правом - прямоугольная крепость со стенами из рубленых бревен и с башнями. Большой вклад в облик города внес уральский архитектор А. П. Малахов, который работал в Каменском заводе в 20-х годах 19 века. До наших дней дошли здания, созданные по проектам архитектора: - комплекс конторы Каменского чугунно-литейного завода (1825-1830г. г. ), ныне краеведческий музей; - Свято-Троицкий Собор (1813 г., реконструкция 1828 г. ); - складские помещения Каменского завода (1828г. ) - бывший Драмтеатр. Главной улицей являлась Большая Московская (ныне улица Ленина) с выходом ее на тракты в города  Екатеринбург и Шадринск. С площади хорошо виден Спасо-Преображенский мужской монастырь, возвышающийся справа на горе левого берега реки Каменка. Начало возрождения монастыря - 2002 год. С 1878 года до 1920 года это был Каменский Спасо-Преображенский женский монастырь. Слева на горе видна реставрированная Покровская церковь (1883г. ).

От краеведческого музея идти налево к перекрестку К-Маркса - Ленина, где на светофоре перейти ул. К-Маркса, идти к плотине на реке Каменка.

Каменский пруд - старейший на Урале. Силой падающей воды на заводе вращались механизмы.

Через  плотину  переходим  на  другой  берег  для  осмотра  достопримечательности  города - монумент «Пушка».

Монумент «Пушка» установлен в 1967 году (архитектор Горшков). На нем высечены слова: «Каменским рабочим. пушечных дел мастерам - тем, кто Россию прославил... »

КП № 1 - КП № 2   От монумента «Пушка» спуститься к пруду и идти по берегу пруда по ул. Степана Разина, затем по дороге до ее окончания и по тропинке подняться в гору. Отсюда открывается прекрасный вид на реку Каменка, ее береговые скалы.

Далее нужно выйти на тропинку, которая, начинаясь на вершине возле небольших скал, идет вдоль крутого склона берега р. Каменка, медленно спускаясь к большому логу. Справа на высоком склоне видны гаражные массивы.

Перейдя через лог нужно подняться по тропинке в гору и идти по ней вдоль реки Каменки в направлении профилактория «Чистый ключ». От профилактория нужно идти по одной из тропинок вдоль реки Каменки в сторону железнодорожного моста через реку. В сосновом лесу на развилке тропинок (можно идти по любой), левая идет ближе к реке.

В лесу до подвесного моста встречается много небольших и больших ямок. Это следы старых выработок, где раньше добывались железные руды.

На большой поляне перед мостом проходим мимо будки из красного кирпича, обходим овраг возле ж/дороги и по тропинке двигаемся мимо двух старых деревянных опор ЛЭП без проводов.
Слева от железнодорожного моста находится подвесной пешеходный мост. На другом берегу реки Каменки расположен КП № 2, где нужно отметиться.

По мосту проходить осторожно, не допускать сильного раскачивания.

КП № 2 - КП № 3 От КП № 2 по тропинке идти влево через небольшую рощу, по оврагу поднимаясь в гору вдоль садов. Тропинка выходит на улицу Войкова, по которой идти до ул. Лермонтова. Для перехода через ул. Лермонтова необходимо свернуть налево к регулируемому пешеходному переходу.

Перейдя по переходу ул. Лермонтова идти по ней в сторону ДК «Современник» и свернуть направо за универсамом «Монетка» на улицу, выходящую к лесу. В конце улицы слева стоит девятиэтажный дом. Справа за пятиэтажкой начинается тропа, которая идет сначала по сосновым лесопосадкам, затем вдоль школьного забора и выходит на широкую просеку с высоковольтной ЛЭП.

На другой стороне просеки справа виден забор гаражного массива.

Далее нужно идти по тропинке, которая идет левее заболоченного участка на просеке и ведет в березовый лес. Идти (красная маркировка на деревьях) по этой тропинке до рощи сосновых лесопосадок и в месте, где тропинка подходит к ним вплотную, свернуть направо под прямым углом к тропинке.

Идти в таком направлении по березовому лесу около 400 м без тропы до пересечения с лесной дорогой, свернуть по ней налево.

Дорога идет в одном направлении, медленно спускаясь к реке. Перед выходом на берег спуск становится заметно круче и выводит на большую поляну берега реки Исеть. Здесь находится КП № 3, где нужно отметиться.

На противоположном берегу реки Исеть высится красивая скала «Мамонт», или «Слоновьи ноги» - памятник природы Каменского района. Скала очень похожа на древнего животного - мамонта. Эти животные в нашем районе были распространены повсеместно. Кости этих животных попадаются часто в окрестностях города и в самом городе при земляных работах на строительстве.

КП № 3 - КП № 4 От КП № 3 идти вниз по течению реки Исеть по тропинке. Слева сразу же начинаются скалы «Семь братьев» - памятник природы нашего района.

Скалы «Семь братьев» - останцы, не имеющие определенных очертаний, стоящие отдельно по берегу реки, состоят из известняков. В районе посадок лиственниц в сороковые годы школьниками была обнаружена стоянка древнего человека. Чуть ниже по течению реки в гроте в скале «Раструс» обнаружена еще одна стоянка древнего человека.

Тропа идет сначала вдоль скал по берегу до прижима — скалы, уходящей в воду. Здесь нужно подниматься в гору в обход прижима. Сверху открывается вид на долину реки Исеть. Обойдя прижим спускаемся снова на берег реки и идем до оврага, за ним- следующий прижим. Обходить прижим нужно, поднимаясь в гору по оврагу.

Рядом с «Каменными сотами» вытекает родник из старой угольной шахты. Соты выветривания - это слои песчаников, сформировавшиеся в прибрежной зоне. При внимательном осмотре можно увидеть прослои, состоящие из различного размера песчинок.
Далее необходимо спуститься на берег реки, где начинается большая поляна. На правом берегу раскинулась деревня Брод. Идти вдоль реки до подвесного моста через реку Исеть. Слева можно увидеть скалы «Каменные соты»-это памятник природы областного значения. Образованы в процессе выветривания песчаников и конгломератов.

Возле  подвесного  моста  через  реку  Исеть  в  деревню  Брод  расположен   КП №4, где нужно отметиться.

КП № 4 - КП № 5   От подвесного моста в д. Брод идти влево, в небольшой проулок. Тропинка здесь поднимается круто в гору. Наверху садовый участок обходится слева вдоль забора. Далее нужно спуститься по тропинке, пересекая глубокий овраг и идти по тропе вдоль реки.

После следующего оврага нужно подниматься наверх в гору по небольшой лощине, т. к. тропинка дальше выходит на крутой скальный берег реки.

Поднявшись наверх можно увидеть заросшую лесную дорогу, по которой надо идти до следующего оврага по лесу. Дорога здесь поворачивает направо и идет вдоль оврага. Как только дорога приблизится к оврагу влево через овраг отходит тропинка, по которой и надо идти.

Далее тропинка теряется в лесу и идти нужно по верху, не теряя из виду крутой берег реки, не выходя на него.

Через некоторое время путь пересечет большой старый карьер, крутые скалы которого поросли лесом.

Нужно спуститься осторожно по склону на дно карьера, где находятся развалины бывшей насосной станции. Сюда подходит дорога из п. Мартюш.

Далее пересекаем карьер вдоль реки на другой край. Здесь начинается тропинка, ведущая немного вверх по склону и метров через 200 начинается глубокий скальный овраг, вдоль которого поднимается хорошая тропа.

От оврага вниз по реке видны скалы «Филин» и немного ближе - скала «Каменные ворота». Для безопасного подхода к скале «Каменные ворота» нужно идти дальше по маршруту.

Идем по тропе вдоль глубокого оврага по лесу, медленно поднимаясь в гору. Тропа выходит на поляну, с которой видны большие емкости заправочной станции.

Там, где овраг становится совсем мелким, его пересекает высоковольтная ЛЭП. Вдоль ЛЭП идет тропа, пересекающая овраг. Сворачиваем влево на тропу и идем по ней вдоль ЛЭП.

Справа виден забор, огораживающий лесопилку. Напротив нее внизу на берегу реки видны скалы «Каменные ворота». Здесь можно к ним спуститься по пологому склону.

Далее идем вдоль ЛЭП по тропе до пересечения ее с дорогой, ведущей из поселка на берег реки. Сворачиваем влево на эту дорогу и спускаемся к поляне на берегу реки.

На другом берегу реки возвышаются скалы «Три пещеры». От берега реки нужно идти вниз по течению по березовому лесу, поднимаясь в гору. Тропинку в нужном направлении здесь трудно найти.

Поднявшись наверх, идти по лесу, не выходя на крутые скальные береговые склоны.

В лесу начинают попадаться заросшие маленькие и большие ямы - следы старого рудника.

В излучине реки на месте п. Мартюш с 1897г. до 20-х годов 20 века был рудник по добыче железной руды. В мае 1931г. на правом берегу Исети между селами Брод и Токарево по приказу НКВД стали строить в лесу спецпоселение, куда привозили крестьянские семьи из разных уголков России, которые привлекались на работы по строительству заводов в городе Каменске-Уральском.

Перед пос. Мартюш справа находится большой заросший карьер. Между карьером и берегом реки начинается полевая дорога, которая сначала идет вверх на склон, затем выводит к коттеджам из красного кирпича. Пройдя мимо них по дороге до пересечения с ул. Ленина нужно идти в проулок между заборами по тропе вниз к подвесному мосту через р. Исеть. Осторожно перейти по мосту на другой берег реки. Здесь находится КП № 5, где нужно отметиться.

КП 5 - финиш     От КП № 5 идти по тропе, поднимаясь в гору. Через 50 м тропа поворачивает налево возле не глубокого рва, подходящего слева.

Далее идти по тропе, поднимаясь в гору через березовую рощу. На самом верху тропа пересечет широкую просеку с дорогой.

На другой стороне просеки тропа больше походит на лесную дорогу и возле небольшого болотца на развилке дорог нужно идти налево, оставляя болото справа.

Далее идти по дороге в одном направлении, начинается пологий спуск. Затем дорога переходит в тропу, которая выводит из соснового леса на высокий берег р. Каменка.

Прямо по ходу видна скала Богатырек на другом берегу реки. Под скалой есть небольшой мостик. К нему и нужно спуститься по одной из тропинок для перехода на другой берег.

От скалы Богатырек по дороге нужно подняться наверх вдоль трассы мотодрома (стадион «Юность») до автостоянки. Здесь находится место финиша. Билет участника предъявить судье на финише.