|
|||
Дополнительный материал к лекциям Е.А. Логиновой по теме: “АЛАЛИЯ”Дополнительный материал к лекциям Е. А. Логиновой по теме: “АЛАЛИЯ” Организация и содержание логопедической работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста (моторная алалия, ОНР 1 уровня). С детьми - алаликами должна проводиться комплексная системная работа над речью и личностью в целом. Целесообразно использовать индивидуальную и подгрупповую форму работы. Это связано с речевыми, возрастными и психологическими особенностями детей. Однако занятия по ознакомлению с окружающим, чтение художественной литературы, музыкальные занятия можно проводить со всей группой детей. Занятия по развитию речи, элементарных математические представлений и изобразительной деятельности лучше проводить с подгруппами детей. На подгрупповых занятиях, в отличие от фронтальных каждый ребенок имеет больше возможностей для речевых высказываний, что очень важно для детей, страдающих алалией. Четыре раза в неделю логопед проводит подгрупповые занятия, которые использует для решения коррекционных задач. На своих занятиях логопед развивает восприятие речи, знакомит с новыми словами, уточняет их значение, работает над активизацией речевой деятельности, формированием общих речевых навыков, развивает слуховое, зрительное внимание, память и мышление детей. В работе с детьми используют различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость детей—алаликов, обязательным условием является постоянная смена видов деятельности. Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедических занятий. Большое внимание в работе с детьми необходимо уделить коррекции общей и особенно мелкой моторики. Логопед и воспитатель проводят эту работу в течение всего года, постепенно усложняя задания. Музыкальный руководитель проводит с детьми музыкально-ритмические занятия, на которых не только формирует движения под музыку, развивает певческие навыки, музыкальный слух, но и содействует коррекции внимания детей, совершенствует двигательные реакции детей на различные звуковые сигналы, учит переключаться с одного движения на другое, способствует развитию дыхания и голоса. Развитие речи детей-алаликов должно осуществляться в работе всего педагогического коллектива (в тесном взаимодействии). Работая с детьми младшего дошкольного возраста, необходимо помнить, что малыши могут продуктивно заниматься не более 20 минут. В начале обучения продолжительность занятия не превышает 10 минут, затем постепенно увеличиваются до 15 минут. А по мере воспитания у детей внимания и усидчивости подгрупповые занятия можно удлинять до 20 минут. Длительность занятия для детей: I младшей группы (2-3 года) - 10-15 минут. I младшей группы (3-4 года) - 15-20 минут. Перерыв между занятиями должен быть не менее 10 минут. Проводя занятия с детьми, логопед делит их на подгруппы, состоящие из 2-4 человек. В каждой подгруппе должны быть дети с разными речевыми возможностями, что стимулирует развитие речи детей, находящихся на более низком уровне, способствует развитию у них коммуникативных функций. Особое внимание в работе с детьми младшего дошкольного возраста уделяется индивидуальным занятиям. На эти занятия выносятся такие задачи, которые надо решать конкретно с каждым ребенком. Задачи для индивидуальных занятий могут быть из любого раздела, в котором тот или иной ребенок отстает от детей своей группы, испытывает какие-то затруднения в общении. Индивидуальная работа с детьми проводится ежедневно. В I младшей группес 10. 15 -. 12. 00 (Подгрупповые занятия с 9. 00 до 10. 15) Во II младшей группе с 10. 30 12. 15. (Подгрупповые занятия с 9. 00 до 10. 30) Также логопед может осуществлять коррекционную работу по подготовке детей к обеду и во время обеда: он сопровождает речью действия детей или организует активную речь детей по поводу совершаемых действий при умывании, сервировке стола, раздевании перед сном и подготовке ко сну (с12. 00 или с 12. 15 до 13. 00). Один раз в неделю логопед посвящает индивидуальным занятиям и общению с детьми весь свой рабочий день. Планирование занятий осуществляется по тематическому принципу (лексические темы). Прохождение каждой лексической темы может длиться от 2 до 4 недель, что зависит от уровня развития группы в целом и от сложности изучаемой темы. Логопед и воспитатель планируют изучение единой темы, что обеспечивает многократное повторение речевого материала (-значимо для алаликов! ). ЗАДАЧИ 1 ЭТАПА РАБОТЫ (сентябрь) 1. Знакомство с детьми и установление с ними эмоционального контакта. 2. Создание положительного микроклимата в группе. 3. Обследование детей, сбор анамнеза. 4. Установление контакта с другими специалистами. ЗАДАЧИ 2 ЭТАПА РАБОТЫ (октябрь, ноябрь, декабрь) 1. Воспитание зрительной установки на логопеда. 2. Рабата над произвольным вниманием (зрительным, слуховым). 3. Расширение объема понимания речи. 4. Развитие подражательности у детей. 5. Вызывание речевого подражания. 6. Формирование первых форм слов, первых предложений 1. Детей с алалией надо учить не только смотреть, но видеть; не только слушать, но и слышать. Прежде всего, ребенок должен научиться видеть и слышать говорящего с ним взрослого. Начинать работу необходимо с воспитания у детей зрительной установки на логопеда. Это достигается нелегко и требует времени и терпения. Дети-алалики часто отвлекаются, не могут долго сосредотачивать внимание на одном объекте и плохо переключают внимание с одного вида деятельности на другой. Для воспитания у детей зрительной установки на логопеда можно, использовать большую и яркую игрушку. Вольно или невольно ребенок обращает внимание на такую игрушку. Логопед держит ее перед своим лицом, затем убирает. Так постепенно достигается нужный результат, и дети фиксируют взгляд на лице говорящего взрослого. Привлечь внимание ребенка поможет и одобрительная улыбка. 2. Далее логопед работает над произвольным вниманием детей. Ведь без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнениезаданий взрослого. Для развитияудетей зрительного сосредоточения используются различные приемы. Так, чтобы привлечь внимание ребенка к предмету, который логопед предлагает рассмотреть, можно сначала положить ладошку ребенка на этот предмет. Важно также дать этот предмет ребенку в руки, погладить его, покачать и т. д. Для развития зрительного внимания используется внезапное появление и исчезновение предмета (игрушки), что вызывает у детей ответную реакцию: улыбку, протягивание руки, вокализацию и т. д. Это свидетельствует об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения, что в свою очередь является предпосылкой к развитию понимания словесной речи окружающих. Затем логопед может словесно обращать внимание ребенка на предмет (игрушку), делая это эмоционально, в мягкой форме: " Саша, посмотри: вот чашка". " Катенька, посмотри: вот Зайка" и т. п. Для развития у малышей устойчивого внимания и способности управлять им, нужны специальные игры, где используются сначала реальные предметы или игрушки, а затем — картинки. Иногда такие игры сопровождаются стихотворным текстом, который направляет внимание детей, напоминает им правил игры. Для развития зрительного внимания у детей можно использовать игры: " Что прибавилось" (до 3-к - 4-к предметов), ''Что изменилось" (до 3-х - 4-х игрушек). ''Расставь по местам" (Пирамидка - на столе, матрешка - на стуле. Логопед предлагает внимательно посмотреть и запомнить, что где стоит, а потом закрыть глаза. Поменяв местами игрушки, взрослый говорит: ''Раз - два - три. Глазки открой и посмотри" ). " Прятки с игрушками" (3-4 игрушки). Ребенок ищет игрушку, которую выбрал сам, не отвлекаясь на другие. " Парные предметы". Ребенок из разбросанных перед ним предметов выбирает два одинаковых и опускает их в мешочек, например: два кубика, два колечка, др. " Парные картинки", ''Лото'' и ''Разрезные картинки''(из 2—3 частей). Одновременно необходимо работать и над слуховым вниманием детей. Учить их прислушиваться, сравнивать, сосредоточиваться на звуке. Конечноже, лучше всего зто делать в игре. Сначала необходимо привлекать внимание ребенка к неречевым звукам. На занятии можно использовать звучащие игрушки (погремушка, бубен, дудочка, колокольчик, барабан и озвученные образные игрушки; зайка, кошка, петушоки т. д. ). Звучащие игрушки можно заменить знакомыми ребенку предметами: деревянной ложкой, кастрюлей, тарелкой и т. п. Для развитияслухового внимания можно рекомендоватьтакие игры: " Что звучит" (начиная с 2-к звучат, их игрушек). " Что делает кукла" (за ширмой: стучит ложкой, шуршит бумагой, наливает воду). " На чем играет Петрушка" (дудочка, барабан, гармоника). " Тихо - громко". Логопед тихо играет на бубне - дети идут по кругу. Затем играет громче, дети бегут по кругу. В дальнейшем можно учить детей определять местонахождение звучащего предмета, направление звучания игрушки. Проводятся такие игры: " Найди дудочку", " Где звучит колокольчик", " Жмурки с погремушкой" и т. п. Источником звука может быть звукоподражание или слово: " Угадай, кто позвал", " Голосок мы твой узнали и загадку разгадали", " Кто разбудил Мишутку", " Угадай, кто в домике живет'' - звукоподражание домашним животным), " Кто у Настеньки живет" (звукоподражание домашним птицам). 3. У детей с моторной алалией нет грубого нарушения понимания речи, как при сенсорной алалии. Однако развивать способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и учить говорить. Детей необходимо научить воспринимать, понимать и реагировать на слова взрослого. В начале логопедической работы дети ориентируются на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием, а не на звуковые различия слов. Логопед проводит с детьми игру " Поручения", где дает сначала простые инструкции. Например: " покажи маму, папу", " принеси мячик", " дай кукле платье" и т. д. Детям предлагается показать у себя, у куклы голову, руки, ноги, рот, нос и т. п. После того, как дети научатся выполнять поручения с использование предметов и без них, запомнят названия окружающих предметов и узнают их изображения на картинках, надо заняться работай над пониманием названий действий, связанных с предметами. Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершал сам или неоднократно наблюдал. Например: " Саша, брось мяч", " Таня, лови мяч", " Вова, положи мяч" и т. д. Логопед предлагает детям показать на картинках, где кошка ест, спит, спит и т. д. Постепенно работа над пониманием речи усложняется, и логопед дает детям двухступенчатую инструкцию. Например: ''Вова, подойди к шкафу, возьми мишку''. ''Возьми полотенце, вытри лицо кукле''. Для расширения пассивного словаря неговорящих детей можно использовать и режимные моменты (умывание, сборы на прогулку и т. п. ), а также организовывать различные игры с детьми (" Кормление куклы", " Мы строим дом" и т. д. ). Для развития пассивного словаря можно использовать предметы, игрушки, предметные и сюжетные картинки. 4. В этот период очень важно развивать у детей подражательность. Сначала необходимо научить детей подражать движениям головы, плеч, ног, рук. Логопед проводит игры: " Сделай как я'', " Зеркало''. - " Ровным кругом - Друг за другом. Эй, ребята, не зевать! Всечто куколка покажет Нужно дружно повторять". Дети могут повторять действия с предметами. - Игра " Обезьянки" (с кубиками, с платочками и т. п. ). Особенно активно рекомендуется развивать подражание движениям кистей рук. Дети овладевают серией движений, которые логопед может сопровождать короткими четверостишьями: - " Ладошки в верх, Ладошки вниз. А теперьих на бочок - И зажали в кулачок". - " Пальцы - шире, в кулачок, разжимай и на бочок" и т. п. 5. Важным моментом в логопедической работе с детьми-алаликами является создание потребности подражать слову взрослого. Делать это надо вигровой форме, выразительно и эмоционально, используя игрушки, картинки, ручные куклы и т. п. Начинается эта работа с подражания гласным звукам. Например: Аленка поет - а-а-а; Поезд гудит - у-у-у; Гномик удивляется о-о-о; Мышонок пищит и-и-и; Влесу кричат - а у; Ляля плачет - у а; Ослик кричит - и а и т. д. В дальнейшем логопед работает над звукоподражанием (начиная с открытых слогов); корова: му—му; курица: ко-ко; гусь: га-га; петушок: - ку - ка - ре – ку; собака: ав-ав……. Удавшиеся звуковые комплексы необходимо повторять в игровой форме несколько раз (до 5 повторении). Подражательные речевые реакции могут выражаться у детей в любых звуковых комплексах, и логопед должен встречатьих радостным одобрением. Затем необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов. На данном этапе словесная подражательная деятельность может проявиться в любых звуковых выражениях, без коррекцииих со стороны взрослого. Логопед называет те слова, которые хочет получит в экспрессивной речи неговоряшего ребенка. Слова надо подбирать исходя из возможностей детей. Кроме звукоподражаний логопед предлагает назвать близких ребенку лиц (мама, папа, баба, дядя, тетя), имена кукол (Тата, Вова, Нина, Аня, Оля), просьбы (дай, на, там, здесь, тут) и т. д. После того как у детей возникает потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от них воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка двухсложных слов (звуковой состав слава ребенок может воспроизвести приближенно). Логопед добивается от детей называния предметов словами, а не звукоподражаниями: вместо " би-би" - " сина" (машина), вместо " ав-аа" - " бака" (собака). Для активизации активного словаря можно использовать такие игры: " Узнай игрушку", " Чудесный мешочек", " Магазин", " Оденем куклу на прогулку" и т. д. Для обогащения глагольного словаря проводятся игры: " Угощаем куклу" (возьми, ешь, пей, вытри и т. п. ), " Непослушные игрушки" (положи, убери, спи, сиди и т. п. ). В работе над словарем рекомендуются следующие логопедические приемы: -называние предметов или картинок; -просьба взять, передать, отдать предмет и т. д. - договаривание начатой логопедом фразы (с опорой на картинку); Необходимо многократное проговаривание усвоенных слов, постоянное повторение и закрепление пройденного ранее, т. к. речевые навыки у детей, страдающих алалией, весьма неустойчивы и быстро утрачиваются. 6. Важным достижением в развитии речи будет умение детей объединять два слова в одном предложении. Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала детей учат обращаться с просьбой (Мама, дай. Дай куклу); затем с предложением сотрудничества (Давай играть); выражать свои желания (Хочу пить). Логопед учит детей объединять усвоенные слова в двухсловные предложения типа: вопр. слово + сущ. в им. падеже (Где папа? ); указат слово + сущ. в им. падеже (Это мишка. Вот Катя). Главное достижение на данном этапе – появление у детей речевой активности и желания говорить. Вступая в общение, они пользуются словом, словом-предложением. ЗАДАЧИ 3 ЭТАПА РАБОТЫ (январь, февраль, март). 1. Воспитание общих речевых навыков. 2. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти; логического мышления. 3. Работа над звуковым вниманием. 4. Развитие понимания грамматических форм слов. 5. Активизация словаря и формирование простого предложения. 6. Работа над слоговой структурой слов.
1. Развитие общих речевых навыков: дыхания, голоса, артикуляции, произношения звуков, темпа и выразительности речи. Начиная с младшего дошкольного возраста, с детьми проводится работа по развитию речевого дыхания ( в игровой форме, на основе подражания взрослому). Детей учат делать спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох. Дети1 мл. группы должны уметь произносить на одном выдохе 2-3 слова, 2 мл. группы – 3-4 слова. Упражнения по развитию прав. вдоха-выдоха: ''Понюхаем яблочко'', ''Душистый цветок''…. Упражнения по развитию плавности и длительности выдоха: ''Больной пальчик'', ''Задуй свечу''…. Для выработки силы вдоха: ''Катание ватного шарика по желобку'', ''Дутье через трубочку в стакане с водой –вода кипит''…. Работа по развитию голоса. Длительный выдох + голос: ''Тянем резиночки'' (пропевание ряда гласных)''. Сила голоса (тихо-громко): Ляля плачет - у а (тихо - громко), Поезд далеко у-у-у (тихо), | поезд близко у-у-у (громко). Работая над модуляцией голоса, детей учат произносить звукоподражания высоко – низко: Кукушка: ку-ку-ку (низко), Кукушонок: ку-ку-ку (высоко) Машина большая: би-би-би (низко), Машина маленькая: би-би-би (высоко). На данном этапе обращается внимание на развитие речевого аппарата детей, совершенствуется работа мышц губ, нижней челюсти, языка. Такие упражнения проводятся в игровой форме: - " Буратино улыбается" (губы в улыбку). - " Позови собачку" (губы в трубочку, причмокивают). - " Лошадка фыркает" (вибрация губ). - " Котенок лакает молоко" (движения языком). - " Лошадка скачет" (пощелкать языком) и т. д. Работая с малышами над артикуляцией можно использовать игру " Сказка о веселом язычке", хорошо знакомую логопедам. Работа по коррекции дефектов звукопроизношения начинается только после того, как дети овладеют короткой фразовой речью с некоторым запасом необходимые слов, в которых сохраняется интонационно-мелодический рисунок (2 уровень ОНР). На данном этапе работы желательно, чтобы дети правильно произносили гласные (а, у, о, и) и согласные (м, б, п, т, д). Все согласные звуки могут оставаться недифференцированными на мягкие и твердые, звонкие и глухие. Воспитывать правильный темп речи необходимо уже в младшем возрасте. Различают быстрый и медленный темп речи. При быстром - происходит " скрадывание" гласных, при замедленном - речь оказывается тягуче растянутой, монотонной. У детей воспитывается умеренный темп речи. Важно, чтобы речь логопеда и воспитателя была образцом для ребенка. На занятиях используется сопряженно-отраженная речь, пение с движениями, ручные куклы. С помощью такой куклы логопед обучает детей речевой технике. Логопед одевает куклу на руку. При этом артикулирующая кукла открывает рот соответственно ударному гласному звуку. Дети говорят вместе с куклой или повторяют, после нее. Куклы-петрушки умело используемые на занятиях, помогают вызвать положительные эмоции, радостное настроение. Необходимо также учить детей подражать голосам животных, птиц с разной интонацией, эмоционально читать им потешки, стихи и сказки, что способствует воспитанию у них выразительной речи. 2. В данный период работы продолжается развитие зрительного восприятия, памяти и мышления. Полезно учить детей сортировать предметы по основным признакам /цвету, форме, величине/. Можно рекомендовать следующие игры: -Игра " Коробочки". Логопед предлагает складывать в коробочку предметы того же цвета, что и кружок на дне коробки. -" Цветовое лото" /цветные картинки и их контурные изображения/. -" Подбери кукле бантики". Ребенок выбирает бантики, такого же цвета, что и платье на кукле. Для сортировки предметов по форме можно предложить детям отделять шайбочки от болтиков, кружочки от квадратиков, использоватьдоску Сегена. Детей учат различать предметы по величине. Используются матрешки разные по росту, кольца пирамидки. Предлагаем детям разложить столовые и чайные ложки, а затем столовые, чайные, десертные. Для развития зрительной, памяти можно проводить специальные игры. Например: " Кого /чего/ нет". " Что где стояло" /начиная с 2-3 игрушек или предметов/. 3. Воспитав у детей слуховое внимание к неречевым звукам, логопед может активно работать над развитием звукового восприятия. - Аня поет песенку: а-а-а. Хлопни в ладоши, если услышишь " песенку Ани" /у, а, и, о, а, э, ы, а/. - Ослик поет: о-о-о. Подними руку, если услышишь песенку ослика /и, п, с, м, о, у, а, б, о/. - Угадай, какую песенку я пою (в немой артикуляции четко изображается произношение а, у, о, и). Логопед предлагает ребенку назвать картинки с данными звуками (главное, чтобы дети могли удерживать ударную гласную в слове. Предлагается следующая сложность слов: - с ударением на звук " а" (мама, зайчик, мак), - с ударением на " у" (мука, кукла, утка), - с ударением на " и" (киса, миша, кит), - с ударением на " о" (ослик, котик, дом). 4. Также предлагается активная работа над пониманием речи. Однако задания несколько усложняются. Логопед учит детей понимать вопросы косвенных падежей (где? кому? куда? для кого? и т. д. ) и грамматические формы слов: - " Покажи, где кубик? где кубики? " (понимание единичного и множественного числа существительных). - - " Где мальчик рисует? Где мальчики рисуют? " (понимание множественного числа глаголов). - " Где стул? Где стульчик? Где дом? Где домик? " (понимание уменьшительно—ласкательной формы существительных). - " Возьми кубик со стола, под столом, у стола" и т. д. (понимание предложных конструкций с предлогами). В дальнейшем логопед задает детям, вопросы по сюжетным картинкам, несложным рассказам и коротким сказкам (сначала со зрительной опорой, а затем — без нее)... 5. Продолжается также работа по расширению предметного и глагольного словаря детей. Однако, проводя различные дидактические игры на различение и называние цвета, формы, величины предметов, на формирование количественных представлений (много, мало), местонахождения предметов (высоко, низко, далеко, близко и т. п. ), постепенно в активный словарь ребенка вводят и другие части речи (прилагательные, наречия, местоимения). Словарная работа состоит не только в уточнении, расширении и активизации словаря, но и в обучении использовать его в разнообразных коммуникативных ситуациях. Логопед продолжает работу над формированием двусоставного простого предложения, где подлежащее стоит в Именительном падеже единственного числа, а сказуемое употребляется втретьем лице единственного числа изъявительного наклонения настоящего времени (в конце этапа и во множественном числе). Рекомендуется предварительно повторить глаголы повелительного наклонения второго лица единственного числа. Затем к основе глагола " наращивают" звук " т". Допустимо любое звуковое оформление слов, но желательно сохранение конечного звука " т" (сиди - сидит, лежи - лежит, спи — спит). Постепенно в речи ребенка появляются предложения не только побудительной, но и повествовательной формы. Например: Мячик лети. — Мячик лети. Миша смотри. - Миша смотрит. 6. Способность детей алаликов воспроизводить слова различной слоговой структуры тесно связано с возможностями объединять слова в предложения. Как только у детей появляется двух-, а затем трехсловная фраза(даже из аморфных слов — корней), возникает возможность воспроизводить по подражанию сначала двух-, а затем трехслоговые слова (с открытыми слогами). Например: машина, лопата, собака. (Логопед учит ребенка по слогам произносить слово и одновременно отстукивать слоги движениями руки. Затем логопед обращает внимание детей, что есть короткие слова. Учит их правильно сочетать односложные слова с одним хлопком). Желательно, чтобы в словах сохранялся интонационно-ритмический рисунок. Задачи IV этапа работы (апрель, май, июнь) 1. Совершенствование психических функций у детей. 2. Работа над словоизменением. 3. Формирование звукопроизношения (уточнение произношения ранних звуков). 4. Заучивание потешек и стихов (+ развитие слухоречевой памяти, общих реч. навыков) 5. Формирование в речи детей предложений из нескольких слов. 1. На данном этапе работы логопед продолжает работу по развитию восприятия, внимания, памяти и мышления у детей. При проведении различных дидактических игр для совершенствования психических функций, логопед усложняет задания, увеличивая количество предметов, игрушек и картинок. 2. Логопед учит детей пользоваться словарем, перенося подходящие слова из одной темы в другую. При накоплении у детей определенного запаса слов: не менее 100-150 слов-названий предметов и около 40-50 названий действий (глаголов) - рекомендуется начинать обучение словоизменению. В итоге проделанном работы дети должны научиться изменять существительные, используя множественное число (с окончанием -и, ы), Винительный падеж ( - у ), Дательный падеж (-е), Творительный падеж (-ом), атакже иметь следующий запас глагольных форм: - повелительное наклонение второго, лица (сиди), - инфинитив (играть), - изъявительное наклонение настоящего времени единственного и множественного числа (рисует, рисуют); Если на первых этапах при выполнении заданий вполне допустимы однословные ответы, то в последующем от ребенка требуется обязательное проговаривание всего предложения с правильным его грамматическим оформлением. Логопед на занятиях и вне занятий может использовать любую предметную ситуацию, любой сюжет картины, о которых можно спросить: Кто это? Что это? Что он делает? Чем? Кому? Где? Куда? Какой? В предложных конструкциях от ребенка требуется только правильное оформление конца слова (флексии). 3. В этот период необходимо обратить внимание и на звукопроизношение. Однако еще нет специальной постановки звуков логопедическими способами. Необходимо организовать естественный процесс усвоения звуков, характерный для нормального развития детской речи. В первую очередь обращать внимание на правильное произношение (усвоение) генетически ранних звуков: п б м т д н к г х ф в. Иногда в этот период свистящие, шипящие и аффрикаты временно заменяются одним общим щелевым звуком сь (с). 4. Как правило, дети-алалики не запоминают стихов в четыре и более строк. Поэтому с ними следует начинать заучивать стихи и потешки не более чем в две строчки. Лучше их заучивание проводить со зрительной опорой (игрушки, предметные и несложные сюжетные картинки). Потешки и четверостишья могут использоваться в логопедической работе с целью развития речи младших дошкольников практически с первых дней обучения. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Произведения фольклора, в том числе и потешки построены на множестве повторов. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В потешках часто встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое их прослушивание помогаетдетям постепенно усваивать новые формы слов (" котенька", " зубок", " водичка" и т. д. ). " Водичка, водичка" '' Уж ты, котенька, коток, Приди, Котя, ночевать Умой мое личико''. Котя, серенький хвосток! Нашу деточку качать". Потешки можно использовать с целью выделения ударных слогов. Для этих упражнений целесообразно использоватьтакие потешки, в которых имеются повторы слогов. Например: ''Баю – баю – бай! Ты, собачка, не лай! " " Тили-тили-тили-бом! Загорелся кошкин дом". На различных этапах работы с детьми потешки и небольшие стишки могут использоваться с различными целями: то для развития восприятия речи, то для развития речевые средств, то для развития речевой коммуникации. 5. Кроме этого, логопед продолжает работу над составлением предложений (из 3—4 слов) по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам. Однако обучение связной речи пока не выделяется в самостоятельную задачу вследствие скудного словарного запаса и несформированности грамматического строя речи. Итак, к концу первого года пребывания в логопедической группе дети-алалики должны свободно пользоваться ситуативной речью в общении друг с другом и со взрослыми, выступать инициаторами общения со взрослыми и сверстниками, запоминать и рассказывать потешки, стишки, небольшие сказки, принимать участие в совместной речевой деятельности со взрослыми (взрослый начинает - ребенок добавляет слово или словосочетание в знакомом тексте). Дети должны усвоить лексические и некоторые грамматические значения слов и правильно употреблять их в организованной логопедом ситуации, овладеть некоторыми простыми структурами предложений в побудительной и повествовательной форме. В дальнейшем обучение необходимо строить с опорой на первоначально сформированные навыки и умения детей, полученные на первом году коррекционной работы.
|
|||
|