1. Материальные потоки
1 пара, 28. 04. 20 г.
Группа 2К4:
Задание: Составить конспект по теме письменно в тетради по логистике.
Тема: Материальные потоки и логистические операции: понятие, виды, классификация.
1. Материальные потоки
Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
§ Материальные ресурсы — сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, топливо, запчасти, отходы производства, тара и упаковка.
§ Незавершенное производство — продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.
§ Готовая продукция — это продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью укомплектованная, прошедшая технический контроль и сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику)
Материальный поток в определённые моменты времени может быть запасом материального ресурса, незавершенного производства или готовой продукции, если материальный поток не находится в состоянии движения.
Каждому материальному потоку соответствует информационный и финансовый потоки.
Материальный поток характеризуется следующими параметрами:
- номенклатура, ассортимент и качество продукции;
- габаритные размеры (объем, площадь, линейные размеры);
- весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
- физико-химические характеристики груза;
- характеристики тары (упаковки);
- условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
- финансовые (стоимостные) характеристики и пр.
- ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ
- Виды материальных потоков по отношению к логистической системе:
- внутренний (не выходящий за пределы логистической системы);
- внешний (выходящий за пределы логистической системы).
- Виды потоков по отношению к звену логистической системы:
- входные;
- выходные;
- По номенклатуре материальные потоки делятся на:
- однопродуктовые (одновидовые);
- многопродуктовые (многовидовые).
- Виды материальных потоков по ассортименту:
- одноассортиментные;
- многоассортиментные.
- Такое разделение необходимо, т. к. ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Ассортимент продукции — это состав и соотношение продукции определённого вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.
- Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами, будет существенно отличаться от процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.
- По характеру движения во времени различают материальные потоки:
- непрерывные (потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.;
- Тема 3. Материальные потоки и логистические операции.
- Третья тема изучается в разрезе следующих вопросов:
- понятие материального потока;
- виды материальных потоков;
- логистиченские операции на разных стадиях движения материального потока.
- Понятие материального потока является ключевым в логистике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функцией управления, упорядочить эти процессы, получив тем самым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (понятие логистической операции рассматривается ниже).
- Развивает представление о материальных потоках изучение их классификации, которая представлена в курсе следующих признаков:
- натурально-вещественный состав потока: одно-ассортиментные и много ассортиментные;
- различие массы или объема: массовые, крупные и средние;
- степень совместимости грузов различной номенклатуры: совместимые и несовместимые;
- удельный вес груза: тяжеловесные и легковесные;
- способ затаривания: грузы в контейнерах, ящиках, мешках и т. д.;
- по отношению к логистической системе: внешние, внутренние, входящие и выходящие.
- Материал последнего вопроса темы формирует представление о логистических операциях как совокупности действий, направленных на преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям относят погрузку, транспортировку, разгрузку, укладку на хранение и отборку из мест хранения, укладку в тару, формирование грузового пакета, а также многочисленные другие операции, совершаемые в процессе продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей по материалопроводящей цепи.
- Классифицируют логистические операции по следующим признакам:
- переход права собственности на товар: с переходом, без перехода;
- изменение потребительских свойств: с добавленной стоимостью, без добавленной стоимости;
- природа потока: с материальным потоком, с информационным потоком.
- В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется выделить в окружающей экономической среде материальные потоки, относящиеся к различным классификационным группам, и описать их. При этом желательно подыскать примеры для каждой классификационной группы. Ту же работу рекомендуется проделать и по логистическим операциям.
- Вопросы для контроля знаний по теме 3.
- Дайте определение материального потока.
- Составьте принципиальную схему материальных потоков на складе любого предприятия.
- Перечислите виды материальных потоков.
- Дайте определение логистической операции, перечислите известные Вам логистические операции.
- Приведите классификацию логистических операций.
- Назовите единицы измерения материального потока.
- Тема 4. Логистические системы.
- Основные вопросы:
- понятие системы;
- понятие логистической системы;
- виды логистических систем.
- Базовым понятием логистики является понятие «система». Однако до настоящего времени не выработано строгого, формального, общепринятого его определения. Анализ различных толкований этого определения позволяет выделить четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было назвать системой:
- целостность и членимость, то есть система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;
- связь, то есть связи в системах определенным образом упорядочены;
- интегрированные свойства, то есть наличие качеств, присущих всей системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.
- Одним из основных объектов изучения в логистике являются логистические системы, то есть системы, выполняющие те или иные логистические функции, состоящие из разных подсистем и имеющие развитые связи с внешней средой. Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Это дает возможность рассматривать логистические системы в разрезе названных выше четырех свойств:
- 1. Целостность и членимость. В макрологистике элементами (подсистемами) логистических систем являются: поставщик, транспорт, покупатель; в микрологистике – снабжение, сбыт, обслуживание производства.
- 2. Связь. В макрологистических системах элементы (поставщик, транспорт, покупатель) связаны товароденежными отношениями. Формы связи – договор. В микрологистических системах, то есть внутри предприятий, снабжение, производство и сбыт связаны внутрипроизводственными отношениями.
- 3. Организация. В макрологистике – это структура хозяйственных связей. В микрологистике – организационное построение предприятия.
- 4. Интегративные свойства. Построенные в соответствии с принципами логистики системы обеспечивают поставку необходимых товаров, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место, с минимальными затратами.
- Анализ реальных материалопроводящих систем в разрезе перечисленных свойств, то есть выделение значимых для логистического процесса элементов, идентификация связей и анализ организации, позволяет делать обоснованные выводы и причинах наличия у этих систем тех или иных интегративных качеств, приимать обоснованные решения по их преобразованию в соответствии с намеченными целями.
- Завершает тему знакомство с видами логистических систем: макрологические и микрологические системы, логистические системы с прямыми связями, эшелонированные и с гибкими связями.
- В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется проанализировать конкретную логистическую систему, для чего: выделить ее подсистемы, охарактеризовать внутрисистемные связи и организацию, а также описать интегративные качества, обусловленные наличием данных элементов, данных связей и данной организации.
- Вопросы для контроля знаний по теме 4.
- Дайте развернутое определение понятию «система».
- Охарактеризуйте свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.
- Дайте определение логистической системе.
- Что такое «макрологистическая система»? Назовите элементы макрологистических систем. Приведите пример макрологистической системы.
- Назовите и охарактеризуйте известные вам виды макрологистических систем.
- Что такое «микрологистическая система»? Элементы, характер связей, организация, интегративные качества.
- Как выделить границы логистической системы?
- В чем принципиальное отличие характера связей между элементами макрологистических и микрологистиченских систем?
- Приведите для примера логистических систем с разной степенью интеграции отдельных элементов в единую систему.
§ 2. Основные понятия логистики
§ Понятие логистической системы является главным в логистике. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами, является логистической. Задачи функционирования звеньев системы объединены внутренними задачами структуры бизнеса или внешними целями. Между элементами-звеньями логистической системы установлены определенные функционные связи и отношения. Некоторый экономический и функциально обособленный объект называется логистическим звеном системы. Он выполняет свою узкую роль, определенную логистическими операциями и функциями. Существует несколько типов звеньев логистической системы: генерирующие, преобразующие и поглощающие. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых представлены сразу три основных типа, скомбинированные в различных сочетаниях.
§ Материальные потоки в звеньях логистической системы могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свое содержание, параметры и интенсивность. Предприятия-поставщики материальных ресурсов, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, предприятия информационно-торгового сервиса и связи могут выступать в виде элементов логистической системы.
§ Еще одним понятием логистики является логистическая цепь. Большое количество звеньев логистической системы представляют логистическую цепь.
§ Звенья в логистической цепи линейно упорядочены по материальному, информационному, денежному потоку с задачей проведения анализа или проектирования определенного набора логистических функций или издержек.
§ Следующее понятие в логистике – логистическая сеть. Логистическая сеть – это большое количество звеньев логистической системы, находящихся во взаимосвязи между собой по материальным или сопутствующим им информационным и денежным потокам в границах логистической системы.
§ Логистическая сеть является более узким понятием в отличие от логистической системы, которая характеризуется наличием высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.
§ Концепцию общих издержек обычно связывают еще с одним понятием в логистике – логистическим каналом. Логистическим каналом считается упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя полный объем логистических цепей или их участников, проводящее материальные потоки от поставщика материальных ресурсов, нужных для изготовления конкретного типа товара, до непосредственных потребителей.
§ Под понятие логистического канала подпадают внешние, внутрипроизводственные и макрологистические группы в пределах определенных рамок каждой логистической операции. Поэтому принципиально важным является понятие об общих логистических издержках.
|