|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закупочная логистика.
3 пара, 03. 06. 20 г. Группа 2К4: Задание: Составить конспект по теме письменно в тетради по логистике. Тема: Закупочная логистика: понятие, сущность и задачи. Закупочная логистика. Сущность и задачи закупочной логистики Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами Как элемент макрологистической системы, служба снабжения устанавливает связи с поставщиками, согласовывая технологические, экономические вопросы, связанные с поставкой товаров. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников. Отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах: ♦ Обращение с поставщиками как с клиентами фирмы. ♦ Постоянная демонстрация общности интересов. ♦ Информирование поставщика о своих задачах и целях. ♦ Готовность помочь в случае возникновения проблем. ♦ Соблюдение принятых на себя обязательств. Современные системы организации производства и материально – технического обеспечения обеспечивают согласование и корректировку действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев предприятия с учетом постоянных изменений. Цепь снабжение – производство – сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т. е. сначала разрабатывается стратегия сбыта, затем – стратегия развития производства и затем – стратегия снабжения производства. Основные задачи снабжения: ♦ что закупить; ♦ сколько закупить; ♦ у кого закупить; ♦ на каких условиях закупить. Логистика добавляет следующие вопросы: ♦ как связать закупки с производством и сбытом; ♦ как связать деятельность предприятия с поставщиками. Задачи, относящиеся к закупочной логистике. 1. Выявление потребности в материальных ресурсах - определяются внутрифирменные потребители ресурсов. выполняется расчет потребности в ресурсах, устанавливаются требования к весу, размеру и сервису поставок. разрабатываются планы – графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры. 2. Исследование рынка закупок - анализ поведения рынка поставщиков, определение возможных поставщиков по существующим и новым рынкам, оценка источников ресурсов, анализ рисков. 3. Выбор поставщиков - поиск информации о поставщиках, создание базы данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценка результатов работы с поставщиками. 4. Осуществление закупок - проведение переговоров, оформление договоров, выбор метода закупок, разработка условий поставки и оплаты, организация транспортировки ресурсов, составление графиков поставки, экспедирование, организация приемочного контроля. 5. Контроль поставок - учет количества рекламаций и брака, отслеживание сроков поставки и оформления заказа, сроков транспортировки, контроль состояния запасов ресурсов. 6. Подготовка бюджета закупок - определяют следующие виды затрат: ♦ затраты на выполнение заказа по видам ресурсов; ♦ затраты на транспортировку, экспедирование и страхование; ♦ затраты на грузопереработку; ♦ затраты на приемку и контроль ресурсов; 7. Координация и взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием и с поставщиками Основная цель снабжения: обеспечение бесперебойного производства при соблюдении следующих условий:
Методы снабжения Метод JIT - о риентирован на конечную потребность производства. Сущность: Заявки на материалы формируются исходя из производственных мощностей, готовых переработать « сырье с колес». Поставки частые, небольшими партиями, на основе долгосрочных контрактов. Поставщики расположены близко, их количество ограничено и продукция должна поступать со 100% качеством. «+» для поставщика
«+» для покупателя
2. Метод « канбан» - японская версия JIT и основана на потребности, которые исходят из конечной стадии сборки Сущность: децентрализация снабжения, предприятие разбивается на самостоятельные участки, каждые из которых по мере возникновения потребности обращается на предыдущую стадию. Данная система введена в 1972 г. Практическое использование данной системы:
Но должны выполняться 2 основных условия:
Задачи закупочной логистики
Доводы в пользу собственного производства:
Доводы в пользу закупок:
2. Определение потребности. Потребность: - Нетто (чистая потребность на производство) - Брутто (Проведение экспериментов, либо резервов в случае непоставок) Методы определения потребности:
3. Управление поставками.
Процесс поставки:
4. Выбор поставщика. Осуществляется в несколько этапов:
В результате мероприятий формируется список поставщиков, который должен будет обновляться и добавляться.
3. Оценка результатов работы – используется рейтинговая система. В результате оценки формируется перечень наилучших поставщиков, с которыми разрабатывается долгосрочная политика и стратегия. 4 пара, 03. 06. 20 г. Группа 2К4: Задание: Выполнить практическое задание письменно в тетради по логистике (таблицы заполнить). Для выполнения задания, использовать учебное пособие: А. М. Гаджинский, «Практикум по логистике», -М, 2016 г. - есть в электронном виде. Тема: Закупочная логистика: понятие, сущность и задачи.
Задание 1. Оценка поставщиков № 1 и № 2 по результатам работы и принятие решения о продлении договорных отношений с одним из них. Исходные данные для выполнения задания: В течение первых двух месяцев года фирма получала от поставщика № 1 товары А и В и от поставщика № 2, также товары А и В. Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, а также динамика показателей качества и надежности поставок приведены в табл. 1, 2, 3. Таблица 1 Динамика цен на поставляемые товары
Таблица 2 Динамика показателей качества поставляемых товаров
Таблица 3 Динамика показателей надежности поставки
Методические указания по выполнению задания № 1: Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков необходимо рассчитать рейтинг каждого поставщика. Оценку поставщиков выполнить по показателям: цена, надежность и качество поставки. Принять во внимание, что товары А и В не требуют бесперебойного пополнения. Соответственно при расчете рейтинга поставщика принять следующее ранжирование значимости показателей. Цена 0, 5 Качество товара 0, 3 Надежность поставки 0, 2 Итоговый расчет рейтинга поставщика оформляется в виде табл. 7. 1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены) Для оценки поставщика по первому критерию (цена) следует рассчитать средневзвешенный темп роста цен (Т ) на поставляемые им товары: Т = *d где Т - темп роста цены наi-ю разновидность поставляемого товара; d - доля i-той разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода; n – количество поставляемых разновидностей товаров. Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле: Т = (P / P ) * 100%, где P - цена i-той разновидности товара в текущем периоде; P - цена i-той разновидности товара в предшествующем периоде. Доля i-той разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле: d = (S / S ) где S - сумма, на которую поставлен товар i-той разновидности в текущем периоде, руб. S - сумма товаров А+В, на которую поставлен товар в текущем периоде, руб. Расчет средневзвешенного темпа роста цен рекомендуется оформить в виде табл. 4. Таблица 4 Расчет средневзвешенного темпа роста цен
Полученные значения T заносятся в итоговую таблицу для расчета рейтинга поставщика (расчет оформляется в виде табл. 7). 2. Расчет доли товаров ненадлежащего качества (показатель качества П ) Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитываем долю товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок. Результаты оформим в виде табл. 5. Таблица 5 Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок
Для расчета рейтинга необходимо определить темп роста показателя качества (Т ) по каждому поставщику: Т = (И /И ) * 100%, где И - доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода; И - доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предыдущего периода. 3. Расчет среднего опоздания приходящегося на одну поставку (показатель надежности поставки П ) Количественной оценкой надежности поставки служит число дней опоздания приходящихся на одну поставку. Величина показателя надежности определяется как частное от деления общего количества дней опозданий за определенный период на количество поставок за тот же период (данные табл. 3). Для расчета рейтинга необходимо определить темп роста показателя надежности (П ) по каждому поставщику: Т =(П /П ) * 100%, здесь П - среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней; П - среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней. 4. Расчет рейтинга поставщиков Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на значимость. Сумма произведений по столбцу 5 даст на рейтинг поставщика 1, по столбцу 6 – рейтинг поставщика 2. Таблица 7 Расчет рейтинга поставщиков
Следует принять во внимание, что поскольку темп роста отражает рост негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике будет ниже.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|