Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Закупочная логистика.



 

3 пара, 03. 06. 20 г.

Группа 2К4:

Задание: Составить конспект по теме письменно в тетради по логистике.

Тема: Закупочная логистика: понятие, сущность и задачи.

Закупочная логистика.

Сущность и задачи закупочной логистики

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами

Как элемент макрологистической системы, служба снабжения устанавливает связи с поставщиками, согласовывая технологические, экономические вопросы, связанные с поставкой товаров. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников.

Отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:

♦ Обращение с поставщиками как с клиентами фирмы.

♦ Постоянная демонстрация общности интересов.

♦ Информирование поставщика о своих задачах и целях.

♦ Готовность помочь в случае возникновения проблем.

♦ Соблюдение принятых на себя обязательств.

Современные системы организации производства и материально – технического обеспечения обеспечивают согласование и корректировку действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев предприятия с учетом постоянных изменений.

Цепь снабжение – производство – сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т. е. сначала разрабатывается стратегия сбыта, затем – стратегия развития производства и затем – стратегия снабжения производства.

Основные задачи снабжения:

♦ что закупить;

♦ сколько закупить;

♦ у кого закупить;

♦ на каких условиях закупить.

Логистика добавляет следующие вопросы:

♦ как связать закупки с производством и сбытом;

♦ как связать деятельность предприятия с поставщиками.

Задачи, относящиеся к закупочной логистике.

1. Выявление потребности в материальных ресурсах - определяются внутрифирменные потребители ресурсов. выполняется расчет потребности в ресурсах, устанавливаются требования к весу, размеру и сервису поставок. разрабатываются планы – графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры.

2. Исследование рынка закупок - анализ поведения рынка поставщиков, определение возможных поставщиков по существующим и новым рынкам, оценка источников ресурсов, анализ рисков.

3. Выбор поставщиков - поиск информации о поставщиках, создание базы данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценка результатов работы с поставщиками.

4. Осуществление закупок - проведение переговоров, оформление договоров, выбор метода закупок, разработка условий поставки и оплаты, организация транспортировки ресурсов, составление графиков поставки, экспедирование, организация приемочного контроля.

5. Контроль поставок - учет количества рекламаций и брака, отслеживание сроков поставки и оформления заказа, сроков транспортировки, контроль состояния запасов ресурсов.

6. Подготовка бюджета закупок - определяют следующие виды затрат:

♦ затраты на выполнение заказа по видам ресурсов;

♦ затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;

♦ затраты на грузопереработку;

♦ затраты на приемку и контроль ресурсов;

7. Координация и взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием, транспортированием и с поставщиками

Основная цель снабжения: обеспечение бесперебойного производства при соблюдении следующих условий:

  1. Выдерживание обоснованных сроков покупки сырья и комплектующих
  2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставляемой продукции и потребностью в ней.
  3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих.

Методы снабжения

Метод JIT - о риентирован на конечную потребность производства.

Сущность: Заявки на материалы формируются исходя из производственных мощностей, готовых переработать « сырье с колес». Поставки частые, небольшими партиями, на основе долгосрочных контрактов. Поставщики расположены близко, их количество ограничено и продукция должна поступать со 100% качеством.

«+» для поставщика

  1. Сохраняет свои производственные мощности
  2. Сокращение затрат на содержание запасов
  3. Упрощение процедуры согласования, за счет близости к нам.

«+» для покупателя

  1. Сокращение брака
  2. Сокращение затрат на содержание запасов
  3. Увеличение гибкости производства
  4. Экономия на складских площадях и рабочих.

2. Метод « канбан» - японская версия JIT и основана на потребности, которые исходят из конечной стадии сборки

Сущность: децентрализация снабжения, предприятие разбивается на самостоятельные участки, каждые из которых по мере возникновения потребности обращается на предыдущую стадию. Данная система введена в 1972 г.

Практическое использование данной системы:

  1. Позволяет улучшить качество продукции
  2. Ускорить оборачиваемость капитала, объем незавершенного производства и себестоимость продукции, исключить страховые запасы.

Но должны выполняться 2 основных условия:

  1. Продукция не должна иметь множество модификаций.
  2. Поставщики должны располагаться близко к своим клиентам.

Задачи закупочной логистики

  1. Сделать или купить

Доводы в пользу собственного производства:

  1. Низкие собственные производственные издержки
  2. Возможность использования собственного оборудования
  3. Избежание проблем с недобросовестными поставщиками
  4. Отдаленность от поставщиков
  5. Защита авторских прав
  6. Сохранение рабочих мест
  7. Сохранение талантливых менеджеров у себя

Доводы в пользу закупок:

  1. Низкая цена приобретения
  2. Нет технической возможности
  3. Надежные поставщики
  4. Производство защищено патентом, либо является коммерческой тайной
  5. Снижение затрат на складирование
  6. Рост затрат на собственное вспомогательное право и обслуживающее.

2. Определение потребности.

Потребность:

- Нетто (чистая потребность на производство)

- Брутто (Проведение экспериментов, либо резервов в случае непоставок)

Методы определения потребности:

  1. Стахостический - основан на прогнозировании
  2. Детерминированный - основан на использовании конкретных данных (потребность в материале определяется за счет нормы расхода, за счет производственных программ).

3. Управление поставками.

  1. Складское,
  2. транзитное – на прямую поставляют сырье и материалы в производственный процесс.

Процесс поставки:

  1. Определение потребности
  2. Установление спецификации
  3. Осуществляется выявление источника
  4. Переговоры
  5. Согласование поставки, спецификация
  6. Управление взаимодействие
  7. Потребность в поставке удовлетворена

4. Выбор поставщика.

Осуществляется в несколько этапов:

  1. Поиск потенциальных поставщиков. Рекомендации, анализ близлежащих предприятий; на основании предыдущего опыта; объявление конкурсов, тендеров, использование ресурсов интернета.

В результате мероприятий формируется список поставщиков, который должен будет обновляться и добавляться.

  1. Анализ потенциальных поставщиков. Местоположение, имидж, репутация, цена, качество, послесервисное обслуживание. Формируется список поставщиков.

3. Оценка результатов работы –  используется рейтинговая система. В результате оценки формируется перечень наилучших поставщиков, с которыми разрабатывается долгосрочная политика и стратегия.

4 пара, 03. 06. 20 г.

Группа 2К4:

Задание: Выполнить практическое задание письменно в тетради по логистике (таблицы заполнить). Для выполнения задания, использовать учебное пособие: А. М. Гаджинский, «Практикум по логистике», -М, 2016 г. - есть в электронном виде.

Тема: Закупочная логистика: понятие, сущность и задачи.

 

Задание 1. Оценка поставщиков № 1 и № 2 по результатам работы и принятие решения о продлении договорных отношений с одним из них.

Исходные данные для выполнения задания:

В течение первых двух месяцев года фирма получала от поставщика № 1 товары А и В и от поставщика № 2, также товары А и В.

Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, а также динамика показателей качества и надежности поставок приведены в табл. 1, 2, 3.

Таблица 1

Динамика цен на поставляемые товары

Поставщик Месяц Товар Объем поставки ед. /месяц Цена за единицу, руб.

№ 1

Январь А
Январь В

№ 2

Январь А
Январь В

№ 1

Февраль А
Февраль В

№ 2

Февраль А
Февраль В

Таблица 2

Динамика показателей качества поставляемых товаров

Месяц Поставщик Количество товара ненадлежащего качества, ед. /месяц

Январь

Январь

Таблица 3

Динамика показателей надежности поставки

Поставщик № 1

Поставщик № 2

Месяц Количество поставок, ед. Всего опозданий, дней Месяц Количество поставок, ед. Всего опозданий, дней
Январь Январь
Февраль Февраль

Методические указания по выполнению задания № 1:

Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков необходимо рассчитать рейтинг каждого поставщика. Оценку поставщиков выполнить по показателям: цена, надежность и качество поставки. Принять во внимание, что товары А и В не требуют бесперебойного пополнения. Соответственно при расчете рейтинга поставщика принять следующее ранжирование значимости показателей.

Цена 0, 5

Качество товара 0, 3

Надежность поставки 0, 2

Итоговый расчет рейтинга поставщика оформляется в виде табл. 7.

1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены)

Для оценки поставщика по первому критерию (цена) следует рассчитать средневзвешенный темп роста цен (Т ) на поставляемые им товары:

Т = *d

где Т - темп роста цены наi-ю разновидность поставляемого товара;

d - доля i-той разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;

n – количество поставляемых разновидностей товаров.

Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле:

Т = (P / P ) * 100%,

где P - цена i-той разновидности товара в текущем периоде;

P - цена i-той разновидности товара в предшествующем периоде.

Доля i-той разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле:

d = (S / S )

где S - сумма, на которую поставлен товар i-той разновидности в текущем периоде, руб.

S - сумма товаров А+В, на которую поставлен товар в текущем периоде, руб.

Расчет средневзвешенного темпа роста цен рекомендуется оформить в виде табл. 4.

Таблица 4

Расчет средневзвешенного темпа роста цен

Поставщик S S d d T T T
№ 1              
№ 2              

Полученные значения T заносятся в итоговую таблицу для расчета рейтинга поставщика (расчет оформляется в виде табл. 7).

2. Расчет доли товаров ненадлежащего качества (показатель качества П )

Для оценки поставщиков по второму показателю (качество поставляемого товара) рассчитываем долю товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок. Результаты оформим в виде табл. 5.

Таблица 5

Расчет доли товаров ненадлежащего качества в общем объеме поставок

Месяц Поставщик Общая поставка Ед. /месяц Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, %
Январь  
Февраль  

Для расчета рейтинга необходимо определить темп роста показателя качества (Т ) по каждому поставщику:

Т = (И ) * 100%,

где И - доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок текущего периода;

И - доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предыдущего периода.

3. Расчет среднего опоздания приходящегося на одну поставку (показатель надежности поставки П )

Количественной оценкой надежности поставки служит число дней опоздания приходящихся на одну поставку. Величина показателя надежности определяется как частное от деления общего количества дней опозданий за определенный период на количество поставок за тот же период (данные табл. 3).

Для расчета рейтинга необходимо определить темп роста показателя надежности (П ) по каждому поставщику:

Т =(П ) * 100%,

здесь П - среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;

П - среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней.

4. Расчет рейтинга поставщиков

Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на значимость. Сумма произведений по столбцу 5 даст на рейтинг поставщика 1, по столбцу 6 – рейтинг поставщика 2.

Таблица 7

Расчет рейтинга поставщиков

Показатель

Значимость показателя

Оценка поставщика по данному показателю

Произведение оценки на значимость

Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 1 Поставщик 2
Цена          
Качество          
Надежность          

Значение рейтинга поставщика

   

Следует принять во внимание, что поскольку темп роста отражает рост негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике будет ниже.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.