|
|||
Вопросы для подготовки к экзамену по литературе(преподаватель – Попкова Светлана Дмитриевна) 1. Эволюция лирического героя в поэзии А. А. Блока. Символический образ Прекрасной Дамы. Первая книга поэта - «Стихи о Прекрасной Даме», - появившаяся накануне революции 1905 года, сочетание материального и духовного воплотились в этом цикле через сложную систему символов. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. Она стройна и высока, Всегда надменна и сурова. Герой видит её «каждый день издалека». На ней «сребристо-чёрный мех». Она скрывается «в тёмные ворота» и т. п. С другой стороны, перед нами - небесный, мистический образ «Девы», «Зари», «Величавой вечной жены», «Святой», «Ясной», «Непостижимой»… То же можно сказать и о герое цикла. «Я и молод, и свеж, и влюблён» - вполне земная самохарактеристика. А далее он уже «безрадостный и тёмный инок» или «отрок», зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты с семантикой неопределённости. Данный период творчества молодого Блока обусловлен бегством от действительности, так как, если судить по стихам о Прекрасной Даме, он жил в каком-то условном и вымышленном мире и подчас смотрел словно бы сквозь окружающую его природу, не замечая её и стремясь увидеть нечто иное, неуловимое, ускользающее от взора и тающее в лазури. Реальные и зримые черты пейзажа во многих стихах о Прекрасной Даме зачастую вытеснены теми фантасмагориями, которые порождены воображением мечтательного и мистически настроенного юноши. Таким образом, история земной, вполне реальной любви перерастает в романтико - символический мистико - философский миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы - «земное» (лирический герой) и небесное (Прекрасная Дама) противостоять друг другу и в то же время стремятся к единению, «встрече», что ознаменует преображение мира, полную гармонию. Лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя. 2. Чем объяснить " пассивность" Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л. Н. Толстого " Война и мир" ). В описании поведения Кутузова при Бородинском сражении у Толстого речь идет не о пассивности, а об его направленной деятельности. Кутузов не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что ему предлагали, тем самым он делал выбор и своим согласием производил движение. ” Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего… а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”. Таким образом, Пассивность Кутузова только внешняя. Он руководит русской армией мудро и единственно разумно – чувствуя волю русских солдат, приспосабливаясь к условиям, жалея своих солдат. В этом – успех победы русской армии и Кутузова лично.
3. Человек, природа. творчество в лирике Б. Пастернака. Художественное своеобразие стихотворения " Февраль. Достать чернил и плакать! " Единство человека и природы в лирике Б. Пастернака проявляется прежде всего в том, как он о них говорит. Речь поэта развертывается одновременно в двух ракурсах: человеческом и природном. В этом стихотворении процесс наступления весны как бы накладывается на процесс творчества: воссоздается сам момент рождения стихотворения. И это понятно: весеннее обновление природы является одновременно обновлением души. 4. Философские мотивы лирики С. А. Есенина. Чтение наизусть. В стихах говорится о непреходящих проблемах человеческого существования, в них внутреннее «Я» поэта ведет диалог со всем окружающим миром, природой, вселенной, пытаясь ответить на вечные «почему». 5. Философские вопросы в прозе И. А. Бунина (на примере 1-2 произведений по выбору). Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь. Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе «Человек из Сан-Франциско» (1915). Кроме того, здесь писатель старается ответить и на другие вопросы: в чем счастье человека, каково его предназначение на земле. Тема красоты и любви в творчестве Бунина представлена очень сложными и порой противоречивыми ситуациями. Любовь для писателя – сумасшествие, всплеск эмоций, мгновение безудержного счастья, которое очень быстро обрывается, и только потом осознается и понимается. Любовь, по Бунину, это таинственное, роковое чувство, страсть, которая полностью меняет жизнь человека. Именно такова встреча поручика с прекрасной незнакомкой в «Солнечном ударе». Это был миг счастья, который нельзя вернуть или воскресить. Когда она уезжает, поручик сидит «под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет», ибо это чувство внезапно возникло и внезапно исчезло, оставив в душе глубокую рану. Но все же любовь - это огромное счастье. По Бунину, это смысл человеческой жизни.
6. Философские вопросы бытия в лирике С. Есенина (на примере нескольких стихотворений поэта). Чтение наизусть. Есенин ставит множество вопросов, обращенных в первую очередь к самому себе: чем я жил, что я успел, для чего пришел в этот мир? Есенин всегда ощущал себя частью этого мира. Часто он находил отклик своим мыслям в мире природы, поэтому его философская лирика темно переплетается с пейзажной и наполнена аналогиями между законами человеческой жизни и законами природы. Пример – элегия “Отговорила роща золотая” (1924). Это и конкретный природный образ, но это и метафора – жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Философское содержание раскрывается через пейзажные зарисовки. Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень – время тишины, ярких красок, но в то же время – пора прощания. В этом и заключается противоречивость нашего земного существования. Философское восприятие природы раскрывается и в прозаическом произведении Сергея Есенина «Ключи Марии», где возникает мифический образ мирового дерева, на котором «растут» Луна, Солнце, звёзды и планеты. Это дерево, в истолковании автора, есть источник силы и начало жизни. В стихотворении «Я последний поэт деревни» слышится уже почти безысходный трагизм. Здесь образы природы предстают предвестниками неминуемой беды. 7. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М. А. Шолохова " Тихий Дон". Шолохов исторически достоверно рисует картину военных действий на Дону. Он усмотрел в Гражданской войне и в революции двойственность положения казаков, которые долгое время не могли определить своё место в этих событиях. На примере жизни Григория Мелехова автор показал читателю противоречия, которые были свойственны всему русскому обществу того времени. Судьба этого героя во многом трагична, как и судьба всего народа. Этот человек оказался чужим для всех, ибо не смог найти своё место как среди красных, так и среди белых. Его двойное прошлое становится его проклятием. Шолохов видит трагедию революции и Гражданской войны в её бессмысленности. Война становится той силой, которая лишает людей смысла жизни и истинных стремлений. 8. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание". Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется чаще всего на чьих-нибудь страданиях. Раскольников считает, что люди представляют собой “две категории”. Первые – “твари дрожащие”, именно они принимают на себя роль страдающих и безропотных. Другие – “сильные мира сего”, эта категория в силу своей исключительности может пренебрегать любыми моральными устоями. Раскольников относит себя ко второй группе людей и задается вопросом, как далеко он может пойти в своей “свободе”. В какой-то момент для него преступление становится той силой, которая может разъяснить главному герою, в чем смысл его существования. Однако, совершив убийство, Раскольников перестает чувствовать свою исключительность. Кульминация развенчания идей героя происходит в финале романа, когда во время каторжных работ Раскольников только и живет мыслями о Соне, о любви к ней. Любовь в самом широком смысле этого слова становится тем единственным, что спасает Раскольникова от духовной гибели.
9. Темы революции и ее воплощение в поэме А. А. блока " Двенадцать". Блок встретил революцию восторженно и упоено. В январе 1918 года Блок создал знаменитую поэму ” Двенадцать “. В ней он с величайшей страстью и громадным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной родины. Верный своим исконным представлениям о “России-буре”, поэт понял и принял революцию как стихийный, неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка. Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в жизнь обывателя. Герои поэмы – двенадцать красногвардейцев. О каждом из них в отдельности ничего не сказано, но вместе они – сила, которая разрушит мир “до основания”. Эти герои до конца и не понимают, какова их цель. В начале пути Блок изобразил их как анархистов, разрушителей. Они совсем не организованы, у них есть только “святая злоба”. Красногвардейцев ведет ненависть, а не любовь к людям. Они не приобрели еще себе нового Бога, а веру в старого уже потеряли. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Только после этого потрясения красногвардейцы понимают истинное свое предназначение, осознают свою ответственность за судьбу страны.
10. Темы и образы сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. " Эзопов язык" в произведениях сатирика. (на примере одного из произведений писателя). Острая Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина и в сегодняшнее время весьма актуальна. Ведь столько лет назад он писал о том, что сегодня можно увидеть сплошь и рядом. Это бюрократия, чинопочитание, казнокрадство. Яркими примерами такой сатиры Щедрина являются произведение “История одного города” и несколько сказок. Во-первых, по поводу “Истории одного города” и ее сатиры существуют две точки зрения. Первая заключается в том, что “История одного города”, в сущности, Сатира на русскую историю конца XVIII – начала XIX века. Отсюда многие исследователи стремились “расшифровать” аллегорические образы градоначальников, найти им аналоги в русской истории. Вторая точка зрения содержит мысль, что произведение Салтыкова-Щедрина – сатира на современность, но с использованием исторических реалий. Сатира играла огромную роль в произведениях Салтыкова-Щедрина. Пользуясь таким художественным приемом, как гротеск, писатель обличает все существенные недостатки и государственного строя России, и бюрократического аппарата. Эзопов язык, или иносказание, – восходящая к незапамятным временам форма художественной речи. Недаром она связывается с именем Эзопа – полулегендарного создателя греческой басни, жившего, по видимому, в шестом веке до нашей эры. Как гласит предание, Эзоп был рабом, а потому не мог открыто высказывать свои убеждения и в баснях на сюжеты из жизни животных изображал людей, их взаимоотношения, достоинства и недостатки. 11. Тема родины в лирике С. Есенина (на примере 2-3 стихотворений), чтение наизусть. Тема Родины - главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике " Радуница" ) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Православное восприятие Есениным Родины как духовного отечества мы видим в стихотворении “Запели писаные дроги…”. В стихотворениях “Край ты мой заброшенный…”, “Сторона ль моя, сторонка”, “О край дождей и непогоды…” Русь предстает печальная, серая, тоскливая. 12. Тема прошлого, настоящего и будущего в пьесе А. П. Чехова " Вишневый сад". Роль символики и подтекста в чеховской драматургии. Прошлое представлено в пьесе персонажами старшего поколения: Гаевым, Раневской, Фирсом, но о прошлом говорят и другие герои пьесы. Оно связано прежде всего с дворянством, которое к концу XIX – началу XX века переживало явный упадок. Прошлое неоднозначно. С одной стороны, это было время крепостничества, социальной несправедливости и т. п., о чем, например, говорят Лопахин и Петя Трофимов. С другой стороны, прошлое представляется счастливым временем не только Раневской и Гаеву, но и, в частности, Фирсу, который воспринимает “волю” как несчастье. В прошлом было много хорошего: добро, порядок, а главное – красота, олицетворенная в образе вишневого сада. Настоящее в России смутно, носит переходный, неустойчивый характер. Таким же оно предстает и в пьесе Чехова. Главным выразителем настоящего является Лопахин, но не следует забывать и о других героях (Епиходов, лакей Яша, Варя). Образ Лопахина весьма противоречив. С одной стороны, он, купец, выбившийся из бывших крепостных, является господином настоящего; не случайно именно ему достается вишневый сад. Это составляет его гордость. Но, с другой стороны, Лопахин несчастлив. Он человек по натуре тонкий, он понимает, что губит красоту, но иначе жить не умеет. Будущее в пьесе совсем смутно и неопределенно. Казалось бы, оно принадлежит молодому поколению – Трофимову и Ане. Именно они, в особенности Трофимов, горячо говорят о будущем, которое представляется им, безусловно, прекрасным. Но Аня – еще совсем девочка, и как сложится ее жизнь, каким будет ее будущее – совершенно неясно. В том же, что Трофимов сможет построить то счастливое будущее, о котором говорит, возникают серьезные сомнения. Прежде всего потому, что он абсолютно ничего не делает, а только говорит. Когда же надо проявить способность хотя бы к минимальному практическому действию (утешить Раневскую, позаботиться о Фирсе), он оказывается несостоятельным. Но главное – отношение к ключевому образу пьесы, к вишневому саду. Петя равнодушен к его красоте, он призывает Аню не жалеть вишневого сада, вообще забыть о прошлом. Такое отношение к прошлому не позволяет всерьез надеяться и на будущее.
13. Тема города и деревни, нравственная проблематика в произведениях В. Г. Распутина, В. П. Астафьева (на примере одного из произведений авторов на выбор). 14. Тема гибели " дворянских гнезд" в пьесе А. П. Чехова " Вишневый сад". 15. Тема борьбы добра и зла в романе М. Булгакова " Мастер и Маргарита". 16. Судьбы униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание". 17. Судьба человека в контексте эпохи (По рассказам И. Бунина " Господин из Сан-Франциско" и " Чистый понедельник" ). 18. Социальное и философское звучание темы " обломовщины" в романе И. А. Гончарова " Обломов". 19. Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького " На дне". 20. Смысл четырех " Долой! " в поэме В. Маяковского " Облако в штанах". Художественное своеобразие поэмы. 21. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2-3 стихотворений по выбору). 22. Своеобразие сатиры В. В. Маяковского. Чтение наизусть. 23. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького " Старуха Изергиль". 24. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание". Роль евангельских образов и мотивов в романе. 25. Поэма Н. А. Некрасова " Кому на Руси жить хорошо" как движущаяся панорама народной жизни. Фольклорные мотивы и образы в поэме. 26. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви (по роману И. С. Тургенева " отцы и дети" ). 27. Патриотическая тема в произведениях отечественной литературы. 28. Образ художника в лирике М. Цветаевой. Тема поэта и родины в стихотворении " Тоска по родине. Давно... " 29. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского " Преступление и наказание" 30. Образ матери и трагедия народа в поэме А. Ахматовой " Реквием". 31. Образ Катерины и драма " горячего сердца" в пьесе А. Н. Островского " Гроза". 32. Образ Базарова и развитие основного конфликта романа И. С. Тургенева " Отцы и дети". 33. Обличение пошлости и мещанства в рассказах А. П. Чехова (на примере одного рассказа). 34. Нравственная проблематика прозы А. И. Солженицына (По повести " Один день Ивана Денисовича" или рассказу " Матренин двор" ). 35. Н. А. Некрасов о назначении поэзии и роли поэта. Художественное своеобразие некрасовской лирики, ее связь с народной поэзией. (На примере 2-3 стихотворений), чтение наизусть. 36. Мир человеческой души в лирике М. И. Цветаевой (на примере 2-3 стихотворений по выбору). 37. Мир природы в лирике Ф. И. Тютчева (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть. 38. Личность и история в романе Л. Н. Толстого " Война и мир". Кутузов и Наполеон как два полюса романа. Роль авторских комментариев в произведении. 39. Лирический герой и проблематика ранней поэзии В. Маяковского. Черты футуризма в стихотворении " А Вы могли бы? " Чтение наизусть. 40. Лирика А. А. Ахматовой как выражение богатства женской души. Чтение наизусть. 41. Конфликт поколений и его разрешение в романе И. С. Тургенева " Отцы и дети". 42. Каковы главные причины " лежания" Ильи Ильича Обломова? (по роману И. А. Гончарова " Обломов" ) 43. Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова (на примере 3-4 стихотворений), чтение наизусть. 44. Жизнь человека и мир природы в лирике А. А. Фета (на примере 3-4 стихотворений), чтение наизусть. 45. Духовный облик любимых героев в романе Л. Н. Толстого " Война и мир". Разнообразие средств психологической обрисовки героев в произведении. 46. Герои и проблематика сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя). 47. Герои и проблематика произведения А. И. Куприна (По выбору " Олеся", " Гранатовый браслет" ). 48. Автор и главный герой поэмы А. Т. Твардовского " Василий Теркин". Роль фольклорных мотивов в поэме. 49. " Праведник" как национальный русский тип. Характеристика героя-праведника в одном из рассказов Н. С. Лескова. 50. " Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого " Война и мир".
|
|||
|