Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава XV. Книга третья



Глава XV

Опровержение тех, которые унижают апостола Павла.

1. То же самое мы представляем и против тех [1], которые не признают апостола Павла: они или должны отказаться от прочих слов Евангельских, которые сделались нам известны чрез одного Луку, и не пользоваться ими; или если все это принимают, по необходимости должны принять и то свидетельство о Павле, когда он (Лука) говорит, что Господь сперва ему сказал с неба: Савл, Савл, что гонишь Меня? Я Иисус Христос, Которого ты гонишь (Деян. 22, 8; 26, 15), — потом Анания говорил о нем: «иди, ибо он есть избранный Мною сосуд, чтобы возвещать имя Мое среди народов и царей и сынов Израилевых. И Я покажу ему от сего (времени), сколько он должен пострадать за имя Мое (Деян. 9, 15, 16). Посему, не признающие его, который был избран Богом для того, чтобы смело возвещать имя Его, потому что он был послан к вышеупомянутым народам, презирают избрание Божие и сами себя отлучают от общения с Апостолами. Ибо они не могут ни доказать того, что Павел не апостол, тогда как он был избран для этого, ни доказать того, что Лука лжец, тогда как он со всею тщательность возвещает нам истину. Может быть для того Бог и сделал то, что Лука представил очень многие Евангельские истины, которыми необходимо должны все пользоваться, — чтобы все, следуя его последующему свидетельству о деяниях и учении апостолов и имея неповрежденное правило истины, могли спастись. Итак, его свидетельство истинно, и учение Апостолов явно и твердо и ничего не скрывает, потому что они не учили иному втайне, а иному явно.

2. Такие ухищрения свойственны лжеучителям, худым обольстителям и лицемерам, как и поступают последователи Валентина. Эти люди говорят к толпе ради тех, которые принадлежат к Церкви, которых они сами называют кафоликами [2] и церковными, и своими речами увлекают более простых и обольщают их; подделываясь под наш образ речи, дабы их чаще слушали; и потом упрекают нас за то, что тогда как они думают сходно с нами, мы без причины удаляемся от общения с ними, и тогда как они говорят то же самое и содержать то же учение, мы называем их еретиками; и когда посредством своих умствований отвратят кого-либо от веры и сделают их своими беспрекословными слушателями, то излагают им отдельно неизреченное таинство своей Плиромы. Но обманываются все, которые воображают, будто они способны отличить от истины то, что вероподобно на словах. Ибо заблуждение заманчиво и вероподобно и нуждается в прикрасах, а истина без прикрас и потому вверена детям. Если же кто из их слушателей потребует объяснения или возразит им, о том утверждают, что он не способен принять истину и не имеет свыше семени от их Матери, и совершенно ничего не говорят ему, называя его принадлежащим к средним областям, т. е. к существам душевным. А если кто как овечка отдастся им и последует их образу действий и их «искуплению», то он надмевается и думает, что он ни на небе ни на земле, но вошел в самую Плирому, и уже, соединившись с своим ангелом, ходит тщеславно и надменно подобно петуху. Между ними есть, которые говорят, что человеку, приходящему свыше, следует держаться хорошего поведения; потому они стараются казаться важными на вид. Весьма многие, сделавшись презрителями как бы уже совершенные и живя без всякого уважения и с пренебрежением (ко всему), называют самих себя духовными и говорят, что они уже знают место прохлады, которое внутри Плиромы.

3. Но возвратимся к прежнему рассуждению. Когда ясно показано, что бывшие проповедники истины и апостолы свободы никого иного не называли Богом и не именовали Господом, кроме только истинного Бога Отца и иго Слова. господствующего во всем, тогда ясно должно оказаться, что они исповедали Господом Богом Творца неба и земли, Который говорил с Моисеем и дал ему уложение закона, Который называл отцев, и никого другого не знали. Итак, учение и Апостолов и учеников их [3] относительно Бога стало очевидно из их слов.

 

[1] Между другими — эвиониты почитали Павла отступником от закона.

[2] Латинский переводчик употребил слово «communes» вместо catholicus: слово cиe в его время не вошло еще в латинскую речь в своем церковном смысле. Гарвей.

[3] Т. е. Марка и Луки.

Книга третья

 

 К предыдущему тексту

Глава XVI

Учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе, Единородном Сыне Божием.

1. Некоторые говорят, что Иисус был только сосудом Христа, в который свыше сошел как голубь Христос и, показав неименуемого Отца, вошел в Плирому непостижимым и невидимым образом, — ибо Он не был постигнут не только людьми, но и небесными властями и силами, — и что Иисус был Сын, и Христос — Отец [1], а Отец Христа — Бог; другие говорят, что Он пострадал мнимо, будучи но природе чужд страдания. Валентиниане говорят, что Иисус, который по домостроительству, был тот, который прошел чрез Марию, и на которого сошел с горней области Спаситель, называемый также Христом [2], так как Он имеет имена всех породивших Его, и тому, который по домостроительству, сообщил Свою силу и Свое имя, чтобы чрез него упразднилась смерть, а Отец сделался ведомым чрез Того Спасителя, Который сошел свыше, Которого называют также приятелищем Христа и всей Плиромы, — так они языком исповедуют единого Иисуса Христа, но разделены в мнении; ибо как я уже заметил, таково их обыкновение — говорить, что один был Христос, произведенный Единородным для укрепления Плиромы, другой Спаситель порожденный для прославления Отца, и еще иной — тот, который по домостроительству. и о котором говорят, что он пострадал, тогда как Спаситель, носивший Христа, возвратился в Плирому. Поэтому, я нахожу необходимым привести все учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе и показать, что они не только ничего такого не думали о Нем, но еще более — что они Святым Духом возвестили, что те, которые будут выдавать такие учения, суть посланники сатаны для ниспровержения веры некоторых и для отвращения их от жизни.

2. Что Иоанн одного и того же признавал Словом Божиим, Единородным, воплотившимся для нашего спасения, — (именно) Иисуса Христа Господа нашего, это я достаточно показал из слов самого Иоанна. И Матфей, признавая Одного и Того же Иисуса Христа, излагая рождение Его по человечеству от Девы согласно с тем, как Бог обещал Давиду от плода чрева его воздвигнуть вечного Царя, гораздо ранее обещав то же Аврааму, — говорит: родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Mф. 1, 1); затем, чтобы освободить наш ум от подозрения относительно Иосифа, говорить: рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого (Mф. 1, 18). Потом, когда Иосиф задумал отпустить Ее, так как Она была непраздна, (Матфей говорит), что ангел явился ему и сказал: не бойся принять Марию жену твою; ибо то, что Она имеет во чреве, есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. A cиe произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог (Mф. 1, 20–21); сим он ясно показывает, что и обещание данное отцам исполнилось — родился от Девы Сын Божий, и что Сей Самый есть Спаситель Христос; Которого предсказали пророки; а не то чтобы, как они (еретики) говорят, Иисус есть тот, который родился от Марии, Христос же сошел свыше. Конечно Матфей мог сказать: рождество Иисуса было так, но Дух Святый, предвидя исказителей и предограждая против их обмана, говорить чрез Матфея: рождество Христа было так, и что Он есть Эммануил, дабы мы не почитали Его только человеком, ибо не от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от хотения Божия, Слово стало плотию (Ин. 1, 13–14) и дабы мы не думали, что один был Иисус, а другой Христос, но признавали Одного и Того же (Иисуса Христа).

3. Павел объяснил это самое, писавши к римлянам: Павел, апостол Иисуса Христа, предопределенный к благовестию Божию, которое Он обещал чрез пророков Своих в Святых Писаниях о Сыне Своем, Который произошел по плоти от семени Давидова, Который предопределен (как) Сын Божий в силе чрез Духа святыни посредством воскресения из мертвых Иисуса Христа Господа нашего (Рим. 1, 1–4). И еще писавши к Римлянам об Израиле, говорит: их и отцы и от них Христос по плоти, Который есть Бог над всеми, благословенный во веки (Рим. 9, 5). И еще в послании к Галатам говорит: когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, происшедшего от Жены, бывшего под законом, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4–5), — ясно показывая, что Один Бог, давший обещание чрез пророков о Сыне, и Один Иисус Христос Господь наш, Который от семени Давидова по рождению Своему от Марии, и что Сей Иисус Христос есть предопределенный Сын Божий в силе по Духу Святыни чрез воскресение из мертвых, чтобы быть Ему перворожденным из мертвых, как он есть первородный во всей твари; Сын Божий, сделавшийся Сыном Человеческим, чтобы чрез Него нам получить усыновление, потому что человек [3] носит, принимает и содержит Сына Божия. Поэтому и Марк говорит: начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия, как написано у пророков (Мк. 1, 1), зная Одного и Того же Сына Божия Иисуса Христа, Который был возвещен пророками, Который есть Эммануил от плода чрева Давидова, Вестник великого совета (Ис. 9, 6) Отца, чрез Которого Бог воссиял восток и даровал праведного дому Давидову и воздвиг ему рог спасения (Лк. 1, 69) и поставил свидетельство в Иакове, как говорит Давид, рассуждая о причинах Его рождения, и положил закон в Израиле, да узнает Его иной род, дети, которые родятся от сих, и они восставая расскажут сыновьям своим, чтобы возложили надежду свою на Бога и взыскали Его заповеди (Пс. 77, 5–7). И опять ангел, благовествуя Марии, говорит: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь престол Давида Отца Его (Лк. 1, 32), исповедуя Того Самого, Который есть Сын Всевышнего, Его же и Сыном Давида. И Давид, зная чрез Духа устроение пришествия Его, по которому Он владычествует над всеми живыми и мертвыми, исповедал Его Господом, сидящим одесную Всевышнего Отца (Пс. 109, 1).

4. И Симеон, который получил от Духа Святого обещание, что он не увидит смерти прежде, нежели увидит Христа Иисуса, принимая на руки Его, перворожденного от Девы, благословил Бога и сказал: ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по Слову Твоему с миром, ибо видели очи мои Спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и Славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32), сим исповедуя, что Младенец, Которого он держал в своих руках, Иисус, рожденный от Марии, Он есть Христос Сын Божий, Свет для всех и Слава самого Израиля, и мир и успокоение усопших. Ибо Он обнажил людей, отнимая у них неведение, даруя же им Свое познание и распространяя тех, которые познали Его, как говорит Исаия: нареки имя, скоро раздень, быстро раздели (Ис. 8, 3). Таковы дела Христа. Он был — Христос, Которого держа Симеон благословлял Всевышнего, Которого увидев пастухи прославляли Бога, Которого Иоанн, будучи еще во чреве матери своей, тогда как Он был в утробе Марии, признал Господом и приветствовал взыгранием, Которого волхвы увидев поклонились и принесли Ему дары, выше мною упомянутые, и простершись пред Вечным Царем отошли иным путем, не возвращаясь путем ассириан. Прежде чем Отрок будет уметь называть отца или мать, Он получит силу Дамаска и добычи самарийския против царя ассирийского (Ис. 8, 4) [4], (говорит Исаия) таинственно, но сильно указывая, что Господь сокровенною рукою поражал Амалика (Исх. 17, 16). Поэтому, Он исхитил и отроков, бывших в доме Давидовом, которые имели счастливый жребий родиться в то время, чтобы предпослать их в Свое Царство; Сам будучи Младенцем, Он приготовил мучеников из младенцев человеческих, которые были, согласно с Писаными, убиты за Христа, родившегося в Вифлееме иудейском, в городе Давидовом.

5. Поэтому и Господь, по воскресении Своем, сказал ученикам: о несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что говорили пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу свою (Лк. 24, 25, 26). И еще говорит им: вот слова, которые Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах. Тогда отверз их ум, чтобы разумели Писания, и сказал им: «Так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах (Лк. 24, 44–47). А Он есть рожденный от Марии. Сыну Человеческому — сказал Он — много должно пострадать, быть отвержену, и быть распяту, и в третий день воскреснуть (Мк. 8, 31; Лк. 9, 22). Итак, Евангелие не знает другого Сына Человеческого, кроме рожденного от Марии, Который и пострадал, и не Христа, Который оставил Иисуса пред страданием: но оно знает родившегося Иисуса Христа Сына Божия, и что Сей Самый пострадал, воскрес, как подтверждает Иоанн, ученик Господа, говоря: сие же написано, дабы вы веровали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и веруя имели жизнь вечную во имя Его (Ин. 20, 31), провидя эти богохульные учения, которые разделяют Господа, сколько от них зависит, говоря, что Он произошел из различных субстанций. Поэтому и в послании своем он так свидетельствует нам: дети, последнее время; и как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы из сего и познаем, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши, ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но (они вышли и чрез то) открылось, что они не наши. Посему знайте, что всякая ложь есть отвне, а не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист (1 Ин. 2, 18–22).

6. Но поелику все вышеупомянутые (еретики), хотя языком исповедуют Единого Иисуса Христа, сами посмеваются над собою, иное думая и иное говоря; ибо их мнения разнообразны, как я показал: они говорят, что один пострадал и родился, это Иисус, а другой, сошедший на него, это Христос, Который опять восшел, и что тот, который произошел от Димиурга или есть по домостроительству, или который родился от Иосифа, подвержен страданию [5], а на него с невидимых и неизреченных (мест) сошел Тот, Которого они признают непостижимым, невидимым и бесстрастным: то они уклоняются от истины, потому что мысль их удалилась от Того, Кто есть истинно Бог, не зная, что Его Единородное Слово, всегда присущее роду человеческому, соединилось с своим созданием по воле Отца и сделалось плотию и есть именно Иисус Христос Господь наш, Который и пострадал за нас и воскрес ради нас и опять имеет придти во славе Отца, чтобы воскресить всякую плоть и явить спасение и показать правило суда праведного всем, Им сотворенным. Итак, Один Бог Отец, как я показал, и Один Христос Иисус Господь наш, имеющий придти по всеобщему устроению и все восстановляющий в Себе. Во всем же есть и человек, создание Божие; поэтому, и человека восстановляя в Себе Самом, Он невидимый сделался видимым, необъемлемый сделался объемлемым и чуждый страдания страждущим, и Слово стало человеком, все восстановляя в Себе; так что как в пренебесном, духовном и невидимом (мире) начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно имеет начальство и, присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время.

7. У него нет ничего неполного и неблаговременного, как и у Отца нет ничего несообразного. Ибо все это предведено Отцом, совершается же Сыном, как прилично и как следует, в надлежащее время. Поэтому, когда Мария побуждала Его совершить дивное знамение вина и прежде времени хотела участвовать в таинственной чаше [6], то Господь устраняя Ее неблаговременную поспешность, сказал: что Мне и Тебе, Женщина? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4), ожидая того часа, который предуведен Отцом. Поэтому также, когда не раз люди хотели его схватить, сказано: никто не возложил на Него рук, ибо еще не пришел час (Ин. 7, 30) взяты Его, ни время страдания, предуведенное Отцом, как и пророк Аввакум говорит: когда приближатся годы, Ты будешь познан, когда придет время, Ты явишься; когда смутится душа моя во гневе, Ты вспомнишь Твою милость (Авв. 3, 2). И Павел говорит: когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Гал. 4, 4). Из сего видно, что все предуведенное Отцом Господь наш совершил в порядке, вовремя и в предуведенный и надлежащий час, будучи Один и тот же, но богатый и многий. Ибо Он исполняет богатую и многую волю Отца, так как Он есть Спаситель спасаемых, и Господь находящихся под Его господством, и Бог созданных вещей, и Единородный (Сын) Отца, и Христос предвозвещенный, и Слово Божие воплотившееся, когда пришла полнота времени, в которое Сыну Божию надлежало сделаться Сыном Человеческим.

8. Итак, вне домостроительства (Христова) все те, которые под предлогом «знания» думают, что один был Иисус, а другой Христос, и другой Единородный, от Которого опять Слово, и иной Спаситель, Которого эти ученики заблуждения признают произведением эонов, происшедших в несовершенстве: эти люди по наружности овцы, ибо они кажутся подобными нам по образу выражения, который употребляют наружно, говоря одинаково с нами, а внутри они волки. Ибо их учение человекоубийственно, вымышляя многих богов и представляя многих отцов, а уменьшая и на многое разделяя Сына Божия: их-то Господь повелел нам остерегаться, и ученик Его Иоанн в своем вышеупомянутом послании заповедал избегать говоря: многие обольстители пришли в сей мир, не исповедующие Иисуса Христа во плоти пришедшего; такой (человек) есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за ними, дабы вам не потерять того, над чем вы трудились (2 Ин. 7, 8). И еще говорит в послании: много лжепророков появилось в мире. Духа Божия узнавайте вот почему: всякий Дух, Который исповедует Иисуса Христа во плоти пришедшего, есть от Бога; а всякий дух, разрушающий (1 Ин. 4, 1–2) [7] Иисуса Христа, не есть от Бога, но от антихриста. Эти (слова) согласны с тем, что сказано в Евангелии, что Слово стало плотию и обитало среди нас (Ин. 1, 14). Поэтому, еще в послании говорит: всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1 Ин. 5, 1), зная Одного и Того же Иисуса Христа, Которому открыты врата небесные ради принятия Им плоти: Он в той же плоти, в которой пострадал, и придет открыть славу Отца.

9. Согласно с сим и Павел беседуя к римлянам; говорит: тем более те, которые получают обилие благодати и праведности для жизни, будут царствовать посредством Единого Иисуса Христа (Рим. 5, 17). Итак, он не знал Того Христа, Который улетел от Иисуса, и не знал горнего Спасителя, которого они называют непричастным страданию. Ибо если один пострадал, а другой остался непричастен страданию, и один родился, а другой сошел на родившегося и потом оставил его, то уже оказывается не один, а двое. А что апостол знал Одного и родившегося и пострадавшего Иисуса Христа, он опять говорит в том же послании: неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Дабы, как Христос воскрес из мертвых, так и нам ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3–4) [8]. И еще показывая, что Христос пострадал, и что Сам Сын Божий умер за нас и Своею кровию искупил нас в предопределенное время, он говорить: Ибо зачем Христос, когда мы еще были немощны, в определенное время умер за нечестивых? Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы еще были грешниками: тем более ныне, будучи оправданы кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, — тем более примирившись спасемся жизнию Его (Рим. 5, 6–10). Того Самого, Который был взят и пострадал и пролил кровь Свою за нас, Его он очень явно называет Христом и Сыном Божиим, Который и воскрес и был взят на небо, как сам (Павел) говорит: «Христос умер, но и воскрес; Он и одесную Бога (Рим. 8, 34), и еще: зная, что Христос восстав из мертвых уже не умирает (Рим. 6, 9). Ибо сам предвидя чрез Духа подразделения злых учителей и желая отсечь всякий повод к разногласию, он говорит вышеприведенное: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела (Рим. 8, 11). Только что он не возглашает к желающим слушать: не заблуждайтесь; Один и Тот же Христос Иисус Сын Божий, который Своим страданием примирил нас с Богом и воскрес из мертвых, Который находится одесную Отца и совершен во всем; Который будучи биен не отражал ударов, страдая не угрожал (1 Петр. 2, 23) и терпя мучения умолял Отца простить тех, кто распинали Его. Ибо Он Сам, поистине, Спас, Он есть Слово Божие, Он Единородный от Отца, Христос Иисус Господь наш.

 

[1] См. 1 кн. XII, 4.

[2] Гарвей думает, что в латинском тексте здесь ошибочно стоит «Christum» вместо Totum (& #928; & #945; & #957; & #964; & #945; ). См. II кн. ХШ, 6.

[3] T. е. человеческая природа Иисуса Христа.

[4] В этих словах Исаии находили самое раннее таинственное указание на поклонение волхвов. Сл. Иустина разгов. с тр. 77; Тертулл. adv. iud. 9; с. Marc. III, 13.

[5] Это место в латинском тексте темное, так как в нем есть пропуск, переведено сообразно с Сирским отрывком сочинения Иринеова, напечатанным с латинским переводом у Гарвея.

[6] «Participare compendii poculo», участвовать в питии, которое произведено чрез превращение воды в вино compendialiter (сокращенно, непосредственным действием Божиим), как об этом говорит Ириней выше глава XI, 4.

[7] По словам Грабе, такое чтение, отлично от принятого текста, встречается в латинской Вульгате, у Оригена и отчасти у Тертуллиана (adv. Marc. 5, 16). Сократ в Церк. Ист. (VII, 32) говорит, что это место повреждено теми, которые разделяли человечество Господа от Его Божества и что в древних списках стоит: & #960; & #945; & #957; & #960; & #957; & #949; & #965; & #956; & #945; & #959; & #921; & #951; & #963; & #959; & #965; & #957; & #964; & #959; & #957; & #935; & #961; & #953; & #963; & #964; & #959; & #957; & #955; & #965; & #949; & #953; & #945; & #960; & #959; & #964; & #959; & #965; & #920; & #949; & #959; & #965; & #959; & #965; & #954; & #949; & #963; & #964; & #953;. Св. Поликарп (в посл. к Филип. VII) благоприятствует нынешнему чтению.

[8] Слова «славою Отца» опущены также и у Тертулл. (de Resurr. carn. с. 47).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.