Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Понятие «личность» в телевизионном эфире.



 

ГОУ ВПО ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра журналистики

 

Доклад на тему:

«Понятие «личность» в телевизионном эфире.

Фабула, тема, идея, замысел, сюжет, конфликт, диалог, характеры, художественный образ, жанр, точная композиция как основные составляющие эффективности авторской программы»

 

 

                                                                                   Подготовил студент 3 курса

специальности «Телевидение»

Сытников В. С.

 

Проверил

 старший преподаватель каф. журн.

Карпий С. В.

 

 

Донецк 2020

Авторские программы представляют собой полную разновидность журналистских жанров. Это опровергает предположение о том, что авторская программа является самостоятельным жанром. Её появление в эфире вызвано двумя главными причинами: стремлением журналистов высказать своё мнение, самовыразиться и потребностью зрителей в персонифицированной информации в лице авторитетного журналиста. К журналисту, заявившему себя автором программы, предъявляется ряд жёстких требований, подтверждающих его профессионализм. Ведущий авторской программы должен иметь авторитет у зрителей. Именно поэтому, зачастую, в качестве ведущих выступают уже известные люди – режиссеры, писатели, актёры. Например, «Кино в деталях» с Ф. Бондарчуком (СТС), «Собчак живьем» с К. Собчак («Дождь»). Также немаловажно, чтобы имидж журналиста напрямую соответствовал тематике программы. Авторская программа подразумевает, что журналист не просто набрался некоторой наглости, чтобы выйти в эфир со своими собственными умозаключениями и поведать о них многотысячной аудитории, ему действительно есть что сказать и знает он на самом деле во много раз больше того, что говорит. Право на авторскую программу надо заработать.

М. Н. Ким считает, что публицистический образ автора складывается из методов подачи информации, тематической ориентации, особенностей авторского восприятия, мировоззренческих взглядов (оценочные суждения, нравственные представления, идеи) и в выбираемой журналистом роли. Всё это подчеркивает творческую индивидуальность журналиста и создает авторское «я» в журналистском произведении. Используя это журналист может активно вторгаться в ход описываемых событий, свободно выражать свои мысли, входить в контакт с героями, выражать собственную позицию, мнение и т. д. Авторский образ передает характеристики времени, ситуации или события, жанра. Автор выступает как некий проводник между зрителем и героем, он выстраивает процесс художественной коммуникации. В процессе художественной коммуникации на первый план выходят такие основные понятия как: художественный образ героя и символ.

Образ – это некоторая реальность, которая формируется в сознании человека во время просмотра кинофильма. «Художественный образ» – это образ, связанный с искусством, являющийся его целью и основой, сущностным ядром произведения искусства. Это специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим (хотя, как правило, и неписанным, не поддающимся описанию и формализации) законам субъектом искусства – художником, – феномен, обладающий уникальной природой. Художественный образ состоит из выразительных элементов и деталей, тем самым задает определенные пространственно-временные рамки и границы программы.

На телевидение мы имеем дело не с вымышленным образом как в литературе, а с вполне реальным лицом, т. е. с личностью журналиста. Именно это обстоятельство ко многому обязывает при создании образа автора в журналистике. Среди задач, стоящих перед автором журналистского произведения, можно назвать следующие: во-первых, журналист как носитель идейного замысла произведения должен четко обозначить свою мировоззренческую позицию в отношении описываемых событий и, во-вторых, постараться проявить свою творческую индивидуальность.

В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности. Мировоззрение личности складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания: большую роль в нем играют научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам. Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания.

Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет. М. И. Стюфляева, например, выделяет следующие из них: « роль автора как «зеркала» героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей». Феномен «зеркального отражения» способствует, на наш взгляд, раскрытию внутреннего мира автора. Реагируя определенным образом на мысли и чувства людей, журналист тем самым выявляет и свои эмоциональные реакции на происходящее. Именно эмоции, выражают наше отношение к объектам познания, без них человек оставался бы безразличным к самому познанию, и осмысление действительности было бы невозможным.

Автор журналистского произведения выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознание журналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки о возможности их истинности и т. д. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особую воздействующую силу.

Авторская программа во многом зависит от личности интервьюера. Интервьюер – отдельная журналистская профессия, хотя фрагменты интервью как формы журналистской работы присутствуют практически во всех жанрах телевизионной журналистики: в репортаже, обозрении или комментарии и т. д. Для интервьюера важнейшими качествами и одновременно условиями успешной работы являются два: умение предварительно детально спланировать разговор с будущим собеседником и способность к мгновенному реагированию на неожиданные повороты беседы.

 

 

Интервьюеру необходимо владеть темой настолько, чтобы не пойти на поводу у интервьюируемого, а суметь мягко и ненавязчиво настоять на своей линии беседы. Особенно важно последнее, если разговор идет в прямом эфире. Интонации и общая атмосфера большого интервью играют роль порой не меньшую, чем содержание разговора. Преодолеть искусственность, нарочитость атмосферы, в которой на самом деле идет разговор (присутствие камеры, освещения и т. д. ) самому, помочь в этом преодолении собеседнику, установить контакт как бы интуитивный, понимание на уровне обмена взглядами – значит, создать условия для выполнения задачи. Свойства человеческого восприятия таковы, что изображение воспринимается и осознается раньше, чем звуковое текстуальное наполнение телевизионной передачи. Неинтересная, серая картинка может испортить самый гениальный текст. Если подготовлен интересный и важный материал, надо сделать все возможное, чтобы видеоряд соответствовал тексту: материал в целом от этого станет только лучше. Зрительское отношение к телепередаче лежит в основе оценки уровня передач: как и на рынке, покупатель, потребитель всегда прав.

Целевая аудитория – это некий стереотипный потребитель, которого «создают» специально обученные люди, довольно искусственно выделяя из всего репертуара свойств и качеств человека некий набор опорных, высвечиваемых на какой-то отрезок времени. Начиная создание телевизионной кампании, вначале важно определить " портрет" зрителей программы, которая появится на телеканале. Людям, которые отвечают этому «портрету» и будет адресована программа. Они и есть целевая аудитория. Очень важно знать стиль жизни и привычки целевой аудитории. Например, как они проводят свободное время, любят ли спорт, читают ли газеты, как относятся к рекламе. Все это пригодится, когда придется придумывать как рекламировать свой товар, где рекламировать и так далее. Немаловажным процессом является выявление более актуальной тематики, для чего на официальном сайте программы для целевой аудитории создаются форумы.

Целевую аудиторию и интересные ей темы не всегда легко определить, если речь идет о новом репортаже и тем более о целой программе. Как правило, для получения более полного и точного представления о потенциальных потребителях и целевой группе важно проводить специальное исследование. Для этой цели также используют уже готовые информационные базы по тематической ориентации среднестатистического зрителя. Когда планируется выпуск телепрограммы, важно определить целевой рейтинг других программ. Реальная аудитория издания – это аудитория, которая сложилась у издания фактически, люди, которые в действительности его читают. Реальная аудитория всегда меньше или равна потенциальной, но может находиться в любом соотношении с целевой. Она может быть больше, меньше или равна целевой по размеру и может совпадать с ней полностью, частично или не совпадать вообще по структуре. При этом соответствие запланированной (целевой) и реально сложившейся аудитории по величине и составу является важнейшим показателем жизнеспособности программы и правильности расчетов его руководства.

Таким образом, авторская программа является продуктом самого процесса телевещания, так как привлечение внимания широкой зрительской аудитории возможно при участии ярких личностей. Однако, в настоящее время, в связи с ростом влияния высоких технологий в процессе создания телепередачи, на первый план стало выходить использование различных аудио и видео эффектов, что не замедлило сказаться на качестве телевизионных программ.

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из всех существующих СМИ, охватывая даже те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Телевидение отличается от других СМИ, своей доступностью для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной (словесной) и невербальной, зрительной. Телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. Тем самым создается эффект диалога, (эффект присутствия на месте происходящих событий, достоверность, документальность) который почти невозможно достичь в других СМИ.

Тема – это и предмет описания конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения. Тема всегда имеет ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению с художественной темой нормативно, прямо отвечает на соц. заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности. Тема обычно рождается из двух ситуаций: либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Именно в теме автор «синтезирует черты объекта, которые отражаются и абстрактным, теоретическим знанием, и здравым смыслом. Цель подобного заземления состоит в том, чтобы открыть общезначимый смысл в, казалось бы, социальной, отвлеченной проблеме, вызвать у читателей эмоциональный отклик, соединить идеологические и социально-психологические средства воздействия на аудиторию. На практике журналисты специализируются на какой-то одной теме. Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты. Новые факты могут повернуть тему с другой стороны. Чаще всего темы возникают случайно.

Можно сделать вывод, что рождение темы всегда связано с поиском главного объекта дальнейшей работы. И каждый журналист вкладывет свой смысл в понятие «тема». Для кого-то темой станет неопознанная проблема, для другого – интересный случай, для третьего человек, о котором никто ещё не писал. Источником темы может быть все на свете. Нужно уметь лишь разглядеть.

Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к формированию его замысла. «Замысел, – отмечается в литературоведческом словаре, – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов)». Авторский замысел – вот главное, что должно лежать в основе авторской телевизионной программы. Возвращаясь к самой природе авторской программы, следует подчеркнуть, что такая программа может быть по жанру и постановочной, игровой, развлекательной, а вовсе не публицистической, основанной на реальности, на документе, или проблемной. Авторское телевидение потому и называется авторским, что в основе него лежит ярко выраженный замысел журналиста, его отчетливая позиция и поиск в области художественной формы программы. Сегодня у журналиста есть право свободно высказывать собственное мнение. Ярким проявлением этих условий стали авторские программы. Они в изобилии присутствуют на центральном телевидении, в меньшей степени – на региональном. Сам термин подразумевает некую элитарность, особое значение автора. «Откуда он берется? Из опыта, из наблюдений, из пристрастий, из актуальной жизни, из подсказки коллег, из указаний редактора, из нелепого случая, из развивающихся представлений автора о мире. Если для писателей в ходе формирования замысла важно отобрать из жизненных фактов наиболее типичное и характерное, чтобы в дальнейшем создать художественный образ, то для журналистов важно строгое следование фактам и адекватное отображение действительности. Многие замыслы будущих публикаций накапливаются годами. Исходным материалом, на основе которого может зародиться замысел конкретного произведения может быть: встреча с интересными людьми, чтение литературы, внезапно возникшая мысль, случайно услышанная фраза и многое др.

Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабочей идеи, которая, всегда имеет побуждающий, направляющий характер, как бы подсказывая адресату информации, что нужно делать в свете полученного сообщения. Под идеей понимается главная мысль произведения, в которой воплощается авторское «открытие» — достигнутое им понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность.

Процесс «вынашивания» журналистского произведения протекает у каждого автора по-разному. Одни занимаются систематизацией материала, другие — его композиционным распределением, третьи — конкретизацией и детализацией замысла. Данная работа позволяет не только представить черты будущего произведения, но и вплотную подойти к его планировке. Если в замысле фиксируется только общая идея, то в плане дается беглая наметка всего произведения, выделяются его узловые моменты, определяются основные герои произведения, вокруг которых и развернется все действие, наконец, задается вся событийная канва. Именно в этом коренное отличие плана от замысла.

В этом смысле идея выступает как своеобразная программа действия. Чтобы произведение получило идейное звучание, журналисту необходимо определиться в своей нравственной или идеологической позиции, в своих взглядах на ту или иную проблему, в своем видении жизненной ситуации, с которой он столкнулся, наконец, в выражении собственного отношения к описываемым фактам. В этом случае читателю становится понятно, ради какой цели писалось произведение, какие идеи автор пытался донести до общественности, какими мыслями хотел поделиться, в чем пытался убедить аудиторию и т. п. Если журналисту удастся отразить в произведении все эти моменты, то он может рассчитывать на ответную реакцию аудитории.

 

Функция рабочей идеи состоит в том, что она во многом определяет идеологическую направленность будущей публикации не только на стадии ее подготовки, но и в процессе написания произведения. В практическом преломлении рабочая идея может приобрести вид основного тезиса или главной мысли произведения, которую нужно развить и доказать или подтвердить системой аргументации.

После формирования замысла и идеи нужно подумать об образе ведущего, который будет занимать главную роль в авторской программе.

Ведущий – это человек, которого мы часто видим на экране как автора идеи, создателя передачи, интересовал исследователей с самого начала работы телевидения в прямом эфире. Так, первого советского телекритика В. С. Саппака вдохновила на размышления о ведущих на экране возможность телевидения показать зрительской аудитории автора программы в неповторимый момент реализации творческого замысла. Несмотря на то, что исследования Владимира Семеновича приходятся на 1950-е-1960-е годы, актуальность они не утратили по сей день. До сих пор является актуальным его мнение о небезвредности водворения на телеэкране банально-фотогеничных» лиц, в которых проступает «типажно-массовидное, «такое, как все», чаще всего – никакое. Абсолютно современным нам представляется также сформулированный им «запрет» на «безукоризненную банальность» на телеэкране: «На телевидении нужны личности, индивидуальности, через которые можно что-то узнать о времени, создавшем их. И категорически не нужны манекенщицы, точно информирующие нас о модах сезона».

Целесообразен вывод, что ведущий – это не только обложка, не только лицо программы, но это ее символ, ум и душа. Выше уже упоминалось, что некоторые современные исследователи склонны считать, что вся зрелищная культура (кино, эстрада, радио, телевидение, политические ток-шоу) построены на персонификациях. Это значит, что при создании авторской программы необходимо учитывать приписывание ведущему определенных свойств.

Например, в теории средств массовой информации и коммуникации эффект персонификации связан с разработкой социально-психологического подхода. На его основе данного подхода Н. Н. Богомолова выделяет целостную модель коммуникатора, которая представлена двумя рядами отношений: между коммуникатором и сообщением, коммуникатором и аудиторией. В первом из них накапливаются характеристики коммуникатора (ведущего), которые включают эмоциональные, поведенческие и когнитивные аспекты. Такие качества, как адекватное отображение действительности, умение донести его до аудитории, правдивость, честность, убежденность, искренность, способствуют целенаправленной и эффективной персонификации ведущего, содействуют его активному восприятию аудиторией. Исходя из первого типа отношений, формируется второй ряд, он устанавливается между ведущим и аудиторией, который определяется по фактору уважения – привлекательности. Это представляет особую значимость для ведущего ток-шоу, ведь он — буфер между экспертами и зрителями. Принцип обратной связи позволяет сделать вывод о том, что если ведущий не обладает качествами первого ряда, то ему трудно рассчитывать на высокий уровень персонификации у аудитории.

Однако в создании образа на экране участвуют и зрители. В этой связи персонификация не может рассматриваться вне учета реакции аудитории, ее знаний, жизненного опыта, образно-эмоциональной памяти, которые неизбежно опосредуют восприятие любой информации и формируют отношение к ведущему.

В начале 1990-х гг., появляется новый тип ведущих. Сейчас, это символ успешной карьеры, неизбежно связанный с красивой жизнью. На телеэкране такой подход персонифицируется в жизненном типе преуспевающего молодого человека, «гламурного» героя, который представляется не как гражданин, а «яркая упаковка, за которой может быть скрыто все, что угодно».

«Гламурный» тип ведущего приходит не только в развлекательные программы, но и в другие жанры тележурналистики. Это Дмитрий Нагиев («Большая стирка»), Андрей Малахов («Пусть говорят»), Ирина Ромбальская («Большой завтрак»).

Важно отметить, что ведущие авторских шоу привлекают зрителей не только своим образом, имиджем, но и правильным поведением. Ведущий программы в своей речи специально использует большое разнообразие изобразительно-выразительных средств. Грамотно поставленная и правильная речь, делает его убедительным, и участники легко воспринимают его речь. Таким образом ведущий помогает зрителям ненавязчиво принимать авторское мнение.

Однако стоит сказать, что ведущий по-прежнему должен выполнять функции, предписанные ему рамками программы. Он остается модератором, и в тоже время остается провокатором конфликтных ситуаций, которые необходимы программе по определению жанра.

Помимо основных речевых и языковых установок ведущего, ведение программы в популярном жанре ток-шоу, требует жесткого контроля над происходящим в студии и огромной ответственности. Личностные и профессиональные качества становятся основополагающими в работе в прямом эфире. Ведущий не только высказывает своё мнение и задает вопросы, но и дает высказаться и гостям и аудитории, находящейся в студии. Также он должен смотреть на ситуацию с точки зрения режиссера, так как время эфира всегда ограничено. И, конечно же, высокая информированность, просвещенность и эрудиция. Вот качества профессионального телевизионного журналиста.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.