Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





“Пространственный поворот не туда?”: диалог дисциплин



 

Тюменский государственный университет

ИГИТИ НИУ ВШЭ

23 – 28 августа 2021г.

Тюмень

Летняя школа

“Пространственный поворот не туда? ”: диалог дисциплин

Пандемия коронавируса неожиданно обострила вопрос пространства и места в нашем казалось глобализованном мире – границы государств оказались закрыты, перемещения внутри стран также ограничивались, локдауны и частичные карантины вынудили многих изолироваться в квартирах и домах. С другой стороны, множество людей не смогли себе позволить привилегию работы из дома и остались на своих рабочих местах. Так или иначе, казавшееся общим пространство распалось на отдельные разорванные локации. Но понимание того, что само пространство это часть общественных отношений является заслугой представителей разных научных дисциплин.   

Ф. Бродель (1949) поставил вопрос о роли среды и пространства как важнейшего фактора при анализе истории и общества. В 1970-е гг. основополагающие работы А. Лефевра (1974) и М. Фуко (1972) выдвинули на первый план тезис о том, что организация пространства занимает центральное место в структуре и функционировании капитализма как единого целого. Харви поставил вопрос о критической переоценки пространства и пространственности в социальной теории. Пространственный поворот поменял восприятие времени и пространства, пытаясь утвердить новое значение пространства в его взаимодействии с временем и социальными структурами (Соджа).

Дополнительную актуальность пространственного поворота можно связать с развитием постколониальной теории, которая ставит под сомнением привычные понятия “Восток”, “Запад”, “Север”, “Юг”, “Центр”, “Периферия”.

Однако по большей части дискуссии о роли пространства при изучении того или иного общества происходят не в России. Нам кажется, что идеи и концепции “пространственного поворота” можно было бы плодотворно применять и исследователям Северной Евразии. В рамках нашей летней школы мы бы хотели сделать особый акцент на осмыслении пространств таких регионов, как Урал и Сибирь. Хотя школа ориентирована на широкую хронологическую рамку, нас особенно интересует роль пространства и места в истории позднесоветских и постсоветских Сибири и Урала. Мы хотели бы особенно обсудить то, как советское освоение данных территорий изменило как их природные ландшафты, пространство городов, так и восприятие этих мест и формирующиеся вокруг этих восприятий идентичности и субъектности. Другая важная проблема состоит в наличии или отсутствии региональной специфики перехода от позднесоветского к постсоветскому на Урале и в Сибири.

 Должны ли мы «опространствить» изучения этих регионов и как? Должно ли «пространство Урала и Сибири» служить лишь метафорой при изучении модернизационных и трансформационных процессов в истории России XIX – XXI вв.? Как применить современные подходы к изучению Урала и Сибири и какие результаты это может принести? Есть ли специфические черты советского проекта на Урале и в Сибири?

К участию в работе школы мы приглашаем представителей как социально-гуманитарных дисциплин (история, антропология, социология, политология, философия), так и естественнонаучных (география, биология, экология).

Мы принимаем к участию в школе заявки по следующим темам и направлениям:

·     Подходы и методы в анализе пространства и их применение на материалах Урала и Сибири

·     Природа как «естественное» пространство на Урале и Сибири

·     Культурные ландшафты, окружающая среда и рукотворные объекты

·     Геоинженерные проекты и их роль в преображении пространств Урала и Сибири

·     Город как новое пространство

·Поздне/Пост-советские Урал и Сибирь и роль пространства в трансформации регионов

·     Роль пространства в формировании идентичностей и субъектностей.

Школа ориентирована на молодых исследователей (бакалавров-магистрантов-аспирантов)

Заявка на школу должна состоят из тезисов (до 300 слов), мотивационного письма и CV.

Заявку необходимо прислать до 1 июля 2021 года на адрес spatialschoolutmn@gmail. com

Мотивационное письмо должно содержать краткую информацию об участнике и объяснять интерес к школе

Рабочие языки школы – русский и английский.

Школа планируется в очном формате в Тюмени, на базе ТюмГУ. Организаторы обеспечивают проживание участников в Тюмени.

Формат работы школы предполагает работы с тезисами участников, коллективные обсуждения их проектов в группах с привлеченными экспертами. Также в рамках школы планируются лекции ведущих специалистов по истории регионов.

Ключевыми спикерами школы выступят Марк Бассин (Университет Сёдертёрна, Университет Уппсалы, Швеция) и Энди Бруно (Университет Северного Иллинойса, США), Борис Степанов и Александр Дмитриев (НИУ ВШЭ, Москва).

Tyumen State University

Higher School of Economics

23 – 28 August 2021

Tyumen

Summer school

“Spatial turn to the wrong place? A dialogue between interdisciplinary research fields”

 

The coronavirus pandemic has unexpectedly aggravated the issue of space and place in our global and interconnected world. Last spring the countries all over the world were closed their borders, while movement between states and provinces was strictly limited, if not prohibited. Lockdowns and quarantines forced many people to isolate themselves in their apartments and houses. It meant a massive job loss since many people could not afford the privilege of working from home. In other words, a cohesive space between work and home were disintegrated at once causing big social problems for local neighborhoods, communities and businesses. Such an unprecedent situation has raised the question of new meanings of space in the epoch of global lockdown. Nevertheless, this urgent issue has not appeared out of nowhere.

 

A French historian Fernand Braudel in his works underpinned the role of environment and space as the most important factor to analyze historical development of society. The fundamental works of Henry Lefebvre (1974) and Foucault (1972) outlined the thesis that the organization of space lies to the core of structure and functioning of modern capitalism. Harvey brought up a question of a critical revaluation of space and spatiality in the social theory. The spatial turn changed the perception of time and space, had been trying to assert a new meaning of space in its interaction with time and social structures (Soja).

 

Besides that, the significance of the spatial turn can be associated with the development of the postcolonial theory, that casts doubt on the familiar concepts such as “East”, “West”, “North”, “South”, ‘Center”, “center-periphery model”.

 

However, most of the debates on the role of space takes place out of Russia. It seems to us that the ideas and concepts of the “spatial turn” could be useful for historians and social researchers of Northern Eurasia. We want Summer School to set up this framework for exploring various spaces with a special emphasis on Ural and Siberia. School is oriented on the broad chronological scope, but we want specifically address the role of space and place in Late Soviet and Post-Soviet Siberia and Ural. We will try to find the next answers How to study Ural and Siberia from the point of view of spatial turn? Should the space of Ural and Siberia denote only as a metaphor for the study of modernization and transformation processes in the history of Russia in the 19th - 21st centuries? How to apply modern approaches to the study of space to Ural and Siberia and what scholar outputs could be achieved? Are there any peculiarities of a Soviet project in Siberia and Ural?

The Summer School is open both for early career social science scholars and natural scientists (bachelors, master’s students, PhD candidates).

Please send your proposals including an abstract (300 words), motivation letter, and CV. (name, email address, institutional affiliation, research interests, and disciplinary anchoring) to spatialschoolutmn@gmail. com by July 1, 2021.

Working languages are English and Russian

We welcome abstracts related to the topics listed below:

Approaches and methods to analyze social and natural space relying on data and sources from Ural and Siberia

Nature as a " natural" space in Ural and Siberia

Cultural landscapes, environment and man-made objects

Geoengineering projects and their role in transforming the spaces of Ural and Siberia

The importance of space in the formation of identities and subjectivity

The city as a new space

Late / Post-Soviet Ural and Siberia and the role of space in the transformation of regions

The role of space in the formation of identities and subjectivity.

 

School planned in Tyumen, on the basis of the Tyumen State University. Organizers would provide accommodation in Tyumen.

The school work would be concentrated on the discussion of the papers of participants in groups with involved leading scholars. We also planning lectures and seminars on the history of the region.

Key note speakers of the school would be Mark Bassin(Sö dertö rn University, Uppsala University, Sweden), Andy Bruno (Northern Illinois University), Boris Stepanov and Alexander Dmitriev (HSE Moscow)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.