Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ



 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Физвоспитание и спорт»

 

 

РЕФЕРАТ

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

 

Выполнила: студентка группы Л/б-20-1-1-о

Алимбочко Елизавета Владимировна

Проверил:

к. п. н., доцент кафедры «Физвоспитание и спорт»

Котова Нина Владимировна

 

Севастополь – 2021

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Введение

а) Определение понятия «самоконтроль», цели и основные задачи самоконтроля

2. Показатели самоконтроля. Физическое утомление

а) Объективные и субъективные показатели самоконтроля

б) Определение утомления

в) Объективные и субъективные показатели физического утомления

3. Самоконтроль при регулярных занятиях, основные методы. Ведение дневника самоконтроля и оценка функциональных показателей

4. Заключение

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Помимо плановых учебных занятий большое значение имеют самостоятельные занятия, способствующие повышению в более короткий срокработоспособности организма, приобретению тренированности и усвоению двигательных навыков. Для самостоятельных занятий характернаинициативность в организации активного отдыха и воспитание волевыхкачеств, настойчивость в укреплении здоровья, сохранение и повышениеработоспособности, а также освоение отдельных действий, улучшениеосанки и др. Внеурочные занятия отличаются более узким содержанием, их структура менее сложна и предполагает повышенную самодисциплину.

 

При самостоятельных занятиях крайне важен самоконтроль своего состояния. Самоконтроль прививает студенту грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и занятиям физической культурой, имеетбольшое воспитательное значение. Умение студента правильно и тщательно вести дневник самоконтроля в известной степени облегчает врачебныйи педагогический контроль состояния физического развития и здоровья.

 

Для оценки собственного функционального состояния занимающегося иобъективного самоконтроля применяются различные пробы и тесты.

 

Студенты часто склонны к преувеличению собственных сил, неправильной их оценке. Самоконтроль должен стать надежным помощником вделе укрепления здоровья.

 

Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, и их изменением под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.

 

Цель самоконтроля - самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта.

 

Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма при нервно-психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективно восстанавливать функциональные возможности организма.

 

Задачи самоконтроля:

· Расширить знания о физическом развитии и физической подготовленности;

· Ознакомиться с простейшими доступными методами самоконтроля;

· Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

 

 

 

Самоконтроль необходимо вести регулярно каждый день во все периоды тренировки, а также во время отдыха. Учет данных самоконтроля проводится спортсменом самостоятельно, однако на первых этапах вести дневник самоконтроля спортсмену помогает тренер. В дальнейшем он должен периодически проверять, как осуществляется спортсменом самоконтроль и ведение дневника.

 

2. 1. ПОКАЗАТЕЛИ САМОКОНТРОЛЯ

 

Выделяют объективные и субъективные показатели самоконтроля.

 

Субъективные показатели самоконтроля:

 

· Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся. Занятия всегда должны достав­лять удовольствие. Настроение можно считать - хорошим, когда уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.

 

· Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание за

 

 

ниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил, неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др. ).

 

· Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т. е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки.

 

· Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т. д. ).

 

 

· Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.

 

 

· Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

 

· Болевые ощущения (во время занятия и после). К ним относятся боли в боку, возникающие чаще всего при выполнении физических упражнений циклического характера. Также боли обусловливаются

рядом причин: физическими нагрузками сразу после еды, неправильным дыханием (слишком глубокие вдохи), плохим физическим состоянием, перегрузками.

Объективные показатели самоконтроля:

 

· Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних

 

· нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.

Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.

 

· Вес. Для определения нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом: от 155 до 165 см = длина тела-100

165- 175 см = длина тела-105

175 и выше см = длина тела -110

 

· Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2, 5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.

 

· Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастолическое давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.

 

Формула идеального давления для каждого возраста:

макс. АД = 102+ (0, 6 х кол-во лет) мин. АД = 63+ (0, 5 х кол-во лет)

Всемирная организация здравоохранения предлагает счи­тать нормальными цифрами артериальное давление для систолического (макс. ) - 100 - 140 мм рт. ст.; для диастолического 80-90 мм рт. ст.

 

 

2. 2. ФИЗИЧЕСКОЕ УТОМЛЕНИЕ

Утомление – это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т. е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки.

Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении. Существенное влияние на

 

течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки.

Продолжительность восстановления различна: от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более

 высокой результативностью он может при этом выполнить, аследовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.

 

Объективные признаки утомления это:

· Притупление чувства осторожности.

· Снижения производительности труда.

· Констатируемые физиологические изменения в организме:

· Нарушение восприятия.

· Ускорение частоты сердечных сокращений.

· Учащение дыхания. Оно становится поверхностным, но частым.

· Рост артериального давления.

· Изменение характера ответной моторики.

· Ускользания внимания.

 

Объективные признаки утомления это:

· Притупление чувства осторожности.

· Снижения производительности труда.

· Констатируемые физиологические изменения в организме:

· Нарушение восприятия.

· Ускорение частоты сердечных сокращений.

 

· Учащение дыхания. Оно становится поверхностным, но частым.

· Рост артериального давления.

· Изменение характера ответной моторики.

· Ускользания внимания.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ

Для оценки эффективности занятий физической культурой необходимо регулярно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в организме под влиянием физических нагрузок. Самонаблюдение и самоконтроль помогают не только узнавать об индивидуальных возможностях организма, но и целенаправленно их развивать.

Самонаблюдение – это регулярная регистрация показателей здоровья и самочувствия человека, уровней его физического развития и физической подготовленности. Самонаблюдение проводят 4 раза в год, т. е. каждую четверть.

 

При регулярных занятиях физическими упражнениями, кроме самонаблюдения, проводят самоконтроль, который позволяет проверить, как организм переносит физическую нагрузку. Самоконтроль осуществляется не только по внешним признакам, а также по настроению и желанию тренироваться. Наиболее доступным средством самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), или пульса. Чем больше нагрузка, тем выше показатели ЧСС (чаще пульс).

 

Лучшей формой самоконтроля является ведение дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем и интенсивность тренировочных

 

нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния организма в период занятий физическими упражнениями.

 

Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать, правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учено-тренировочных занятий, определенным образом управлять этими процессами.

 

Самочувствие оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недо

 

 

сыпание и др. ). Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие) и силе проявления.

 

Масса тела определяется периодически(1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом

в периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

 

Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

 

Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдения чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы, резко увеличивается ЧЧС и приводит к снижению спортивных результатов.

 

Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

 

 

Оценка физического развития с помощью антропометрических изменений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявить имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.

 

Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и тоже время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверяемых инструментов. При массовых обследованиях измеряются рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и другие показатели, главным образом состояние нервной системы. В дневнике самоконтроля самочувствие отмечается как хорошее, удовлетворительное, плохое. Самочувствие как

показатель физического состояния надо оценивать с учетом настроения спортсмена.

 

При ведении самоконтроля дается следующая общая оценка работоспособности: хорошая, нормальная, пониженная.

 

Во время сна человек восстанавливает свои силы и особенно функцию центральной нервной системы. Малейшие отклонения в состоянии здоровья, еще не проявляемые другими симптомами, сразу же сказываются на сне. Нормальным считается сон, наступающий быстро после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, протекающий без сновидений и дающий утром чувство бодрости и отдыха. Плохой сон характеризуется длительным периодом засыпания

 

или ранним пробуждением среди ночи. После такого сна нет ощущения бодрости, свежести. Физическая работа и нормальный режим способствуют улучшению сна.

 

В дневнике самоконтроля фиксируется длительность сна, его качество, нарушения, засыпание, пробуждение, бессонница, сновидения, прерывистый или беспокойный сон.

 

Аппетит - очень тонкий показатель состояния организма. Перегрузка на тренировке, недомогания, недосыпание и другие факторы отражаются на аппетите. Усиленный расход энергии, вызываемый деятельностью человеческого организма, в частности занятиями физкультурой, усиливает аппетит, что отражает увеличение потребности организма в энергии. В дневнике самоконтроля отражается хороший, нормальный, пониженный, повышенный аппетит или его отсутствие.

 

 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение специального дневника, который служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных

 

проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. Регулярное ведение дневника дает возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

 

 

Используемые источники:

· https: //studwood. ru/1110337/turizm/opredelenie_samokontrolya_tsel_osnovnye_zadachi

· https: //core. ac. uk/download/pdf/42049582. pdf

· https: //smekni. com/a/131636-19/fizicheskaya-kultura-v-obshchekulturnoy-i-professionalnoy-podgotovki-studentov-19/

· https: //myself--development-ru. turbopages. org/myself-development. ru/s/samokontrol-pri-zanyatiyah-sportom-i-fizicheskimi-uprazhneniyami/

· http: //kharkov-loko. narod. ru/library/psych/tired3. htm

· https: //yandex. ua/turbo/ilive. com. ua/s/health/priznaki-utomleniya_106337i16002. html

· https: //smekni. com/a/225898-5/samokontrol-v-fizicheskoy-kulture-i-sporte-5/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.