Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Департамент образования Белгородской области



Департамент образования Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

 «Губкинский горно-политехнический колледж»

                                                                 

Круглый стол «Роль исследовательских методов в профессиональном обучении»

Тема «Исследовательская деятельность студентов, как основной фактор формирования компетенций

будущего специалиста»

Докладчик: Семина Р. Н., преподаватель

 

2021г.

Современные требования к специалистам обуславливают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. Учитывая это, в ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж» одним из направлений в образовательном процессе является создание условий для формирования у студентов личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. Средством достижения поставленной цели является научно-исследовательская деятельность студентов.

В настоящее время востребованным может считаться специалист, способный к анализу собственной деятельности, к быстрому и неординарному решению возникающих перед ним профессиональных проблем, стремящийся к самосовершенствованию, горящий «творческим огнем». Технологии сменяют друг друга настолько стремительно, что так называемый «узкий» специалист просто не нужен работодателю. Поэтому на первый план в процессе подготовки специалиста выдвигается развитие у студентов способностей к овладению методами, позволяющими самостоятельно находить, анализировать и использовать знания в своей профессиональной деятельности.   В качестве такой основы вызывает интерес обучающее – исследовательский принцип, сущность которого заключается в активном вовлечении студентов в исследовательскую деятельность, воспитание культуры мышления, овладение методологией науки и, в конечном итоге, на подготовку специалиста, способного находить пути решения проблем, возникающих в профессионально-производственной и научной сфере. Базирующийся на данном принципе учебный процесс, наряду с введением студентов в исследовательскую деятельность, позволяет формировать у них необходимые профессиональные и общие компетенции.   При этом необходимо отметить, что эффективность реализации исследовательской компетенции в учебном процессе непосредственно связана с вопросами организации самостоятельного исследования и формирования умений самостоятельной работы.   Можно выделить особенности компетенции, формирование которых представляет особую важность для дальнейшей профессиональной деятельности студентов:

 -неалгоритмичность (возможность решать сложные нестандартные задачи),

-полифункциональность (возможность решать сложные нестандартные задачи в ситуациях повседневной жизни),

- универсальность и надпредметность (возможность решать сложные нестандартные задачи из разных предметных областей человеческой деятельности),

-многомерность (включает в себя целый ряд интеллектуальных умений, знаний, способов деятельности, личностных качеств).

Основными задачами исследовательской деятельности является формирование у студентов навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы; ознакомление студентов с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, реальными условиями работы в производственных коллективах, техникой безопасности.

Исследовательская работа студентов начинается с первого курса и ведется на протяжении всего периода обучения студентов в колледже. Учебно-исследовательская деятельность на уроках проводится, как правило, в виде выполнения курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер. Сначала студентов знакомят с основами и элементами научных исследований, развивают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению фундаментальных наук, стимулируя интерес к избранной специальности. На этом этапе студенты готовят научные сообщения и рефераты. Затем студенты включаются непосредственно в исследовательскую работу. Им поручаются конкретные теоретические или экспериментальные разработки. Как правило, эти исследования ведутся при выполнении практических, лабораторных, курсовых или дипломных работ, а также при прохождении производственной практики.

В процессе выполнения исследовательской деятельности студенты должны научиться применять теоретические знания на практике, работать с научной литературой, составлять рефераты, решать отдельные теоретические задач, пользоваться сварочным оборудованием, докладывать результаты своих трудов и трудов других авторов. Успех учебно-исследовательских работ студентов определяется их актуальностью и глубиной исследований.

Во внеучебное время исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Чаще всего, это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются.

Так на конкурсе проектов «Мое исследование», студенты получили возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны. Кроме того, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.

Способность студентов к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством преподавателя.   Занятие со студентами исследовательской деятельностью требует от преподавателя не только высокого уровня знаний, но и грамотного владения методиками исследования, а также желания заниматься данной работой. Исследовательская работа студентов отлично вписывается в рамки деятельности на базе нашего учебного заведения, основной целью которого является выявление талантливой молодежи и повышение уровня качества выпускников. В процессе деятельности решаются такие задачи как: прочное и глубокое усвоение знаний по различным дисциплинам, развитие творческого потенциала, формирование профессиональных и личностных компетенций.  
    В процессе реализации данных целей нами решаются следующие задачи: формирование исследовательских компетенций, развитие творческого и аналитического мышления, формирование потребности к получению новых знаний и применению их в своей профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств и компетенций. В связи с этим при выборе содержания для исследовательской деятельности мы отдаем предпочтение материалу, который может быть реализован в будущей профессиональной деятельности студентов.   Таким образом, исследовательский опыт может быть определен, как совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков и способов деятельности, полученных в ходе исследовательской деятельности, которое в дальнейшем обеспечивают субъектное отношение к выполняемой деятельности, обращенность к своим возможностям в ходе выполнения последующей исследовательской деятельности, тем самым, способствуя формированию исследовательской компетенции. Студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, получая и анализируя информацию из различных источников, развивают информационную компетентность, выступая на конференциях и семинарах с докладами, презентуя проекты, они оттачивают коммуникативную компетенцию, формируются компетенции, необходимые в будущей профессиональной деятельности, направленные на востребованность специалиста, на его творческое развитие, на создание условий для дальнейшего профессионального и личностного роста.

Таким образом, научно - исследовательская деятельность студентов является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы, затем начинает воплощать приобретённые теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой.  Исследовательская деятельность, являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью системы современного образования, направленного на подготовку мобильного, высококвалифицированного, инициативного и творческого специалиста.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.