Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Михаил Абрамович Заборов 27 страница



Победа Великой Октябрьской социалистической революции, открывшая эру всемирного торжества социализма, нанесла удар по крестоносным доктринам как идеологическому обоснованию межимпериалистических конфликтов.

[От Сосискина

Да, теперь-то, в 2002 г. можно сказать, что социализм продержался в России меньше времени (74 года), чем немногочисленные оголтелые крестоносцы в своем Иерусалимском королевстве, окруженном пустынями и врагами (88 лет). Не ведал М. А. Заборов о крахе социализма в СССР. Даже представить себе не мог подобного зигзага истории этот маститый историк-аналитик в 1980 г. Коммент. Сосискина].

Под влиянием Октября в мире поднялась могучая волна революционного движения. Отныне на передний план в империалистической пропаганде выступил " крестовый поход против большевизма", иначе говоря, прикрываемая перекроенной на новый лад крестоносной фразеологией борьба правящих кругов империалистических держав против первого в истории социалистического государства, против международного рабочего, коммунистического и национально-освободительного движения.

Победа свободолюбивых народов во второй мировой войне, победа, в которой решающую роль сыграл Советский Союз, изменила соотношение сил в мире в пользу социализма. Образовалась и стала крепнуть мировая социалистическая система, ставшая главным фактором мирового революционного процесса. Вступило в полосу небывалого размаха освободительное движение ранее угнетенных империализмом народов Азии, Африки и Латинской Америки.

В цитаделях империализма развернулись мощные битвы рабочего класса, сплотившего вокруг себя все демократические силы, против всевластия монополий. В этой обстановке реакция вновь обратилась к крестоносной идеологии. Лозунги " крестового похода" стали отягощаться добавочной " нагрузкой" - призывами противодействовать угрозе " коммунистической агрессии" и защищать " единство Запада": последнее возводилось к эпохе Крестовых походов, представлявшихся и поныне представляемых чуть ли не прообразом западноевропейской интеграции.

В наши дни политический климат на земном шаре существенно изменился. Миролюбивые силы борются против разжигания ненависти между народами, против изжившей себя политики Крестового похода.

[От Сосискина

А теперь настал период такой ненависти между народами бывшей империи российской и СССР, что всем ненавистям ненависть. Для чего я это пишу? А вот: видите, как быстро все может качественно поменяться в истории, казалось бы, непоколебимого государства? Каковы причины? Даже сейчас однозначно сказать трудно. Что же будет через сотни лет? Поэтому не следует принимать исторический анализ причин и следствий старинных событий, сделанный современными историками, за абсолютную истину. Помни - все это субъективно. Как субъективны и оценки М. А. Заборовым (а также прочих " медиевистов" ) Крестовых походов. Кто знает, что было бы, если бы их (походов) не было? Может, арабы-мусульмане, да другие " сарацины" завоевали бы Европу еще в XII-XIII вв. (как Испанию в 1-м тысячелетии от Р. Х. ). Такое запросто могло быть, учитывая раздробленность стран, жадность и эгоизм тогдашних европейских сеньоров-феодалов. Крестовые же походы укрепили власть королей, способствовали централизации государств да, в какой-то степени, объединению многонациональной Европы. И, пожалуйста сунулись турки-османы в XVI в., а их разбили. Так-то, друг. - Коммент. Сосискина].

Однако она [идея Крестового похода] еще имеет своих сторонников в реакционных империалистических кругах. Подлинная история Крестовых походов показывает несостоятельность идеализации этих войн, беспочвенность любых попыток использовать заржавленные мечи и доспехи средневековых крестоносцев ради поддержания политических предрассудков, в ущерб делу укрепления мира и углубления международной разрядки.

ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА

1. Излагая ниже историю Крестовых Походов, в которых принимали участие как нормандцы из Южной Италии и Сицилии, так и норманны из скандинавских стран, мы, чтобы избежать необходимости многократных терминологических уточнений, будем обозначать тех и других традиционным понятием " норманны".

2. По выражению немецкого историка К. Эрдмана, Альфонс VI " не был передовым борцом за христианскую религию": призывая на подмогу французских рыцарей (после разгрома при Залакке), " он даже угрожал и случае их отказа перейти в ислам".

3. Стоит отметить, что уже в XVIII в. кардинал Просперо Ламбертини, ставший затем папой Бенедиктом XIV (1740-1758), официально отверг подлинность антиохийского святого копья.

4. Здесь и в других аналогичных случаях мы пользуемся терминами " Константинопольская империя" и " Греческая империя", широко применяемыми латинскими хронистами для обозначения Византии.

5. Профессор Сидней Пэйнтер из американского университета Джона Гопкинса писал: " Немногие военные предводители в истории столь труднодоступны для понимания, как Ричард Львиное Сердце. В качестве воина он был близок к безрассудству, отличался невероятной отвагой и был исполнен смелости, а как командир он был умным, осторожным и расчетливым. Он совершенно беззаботно мог рискнуть собственной жизнью, но ничто не могло убедить его подставить свои войска больше того, чем это было абсолютно необходимо", и далее в том же духе. См.: S. Painter. The Third Crusade. A History of the Crusades. Vol. 2. The Later Crusades. 1189-1311. Madison Milwaukee - London. 1969, с. 73.

6. Некоторые историки считают, будто дож Энрико Дандоло направил крестоносцев на Константинополь в 1202 г. в отместку за " константинопольскую баню" 1182 г. Это мнение неверно: венецианцы не были сколько-нибудь пострадавшей стороной во время погрома, обрушившегося на латинян в майские дни: в то время венецианцев. как установил советский ученый Н. П. Соколов, просто не было в Константинополе.

7. Впрочем, в литературе высказывалась и иная, идущая вразрез с общепринятой точка зрения: по мнению Н. П. Соколова, венецианцам было гораздо выгоднее направить крестоносцев в Египет, чем куда-либо еще, поскольку торговая деятельность республики св. Марка в этой стране была связана с различными ограничениями. Мало того, ученый, апеллируя к последующему историческому опыту, т. е. поступая вразрез с требованиями элементарного историзма (события XIV-XV вв. показали, пишет он, что обладание Константинополем ничего не прибавляет к венецианским привилегиям, обладание же Египтом, напротив, сулит максимальные выгоды), высказывает мысль, что именно война с султаном должна была представляться венецианцам предпочтительнее всего прочего. Если же они все-таки не использовали эту возможность и повернули крестоносцев к Константинополю, то лишь потому, что внутреннее положение египетского султана с 1201 г. укрепилось и шансы на успех похода в Египет резко снизились; ввиду этого венецианское правительство, желая избежать опасной египетской авантюры, пересмотрело свои позиции и в 1202 г. дало походу антивизантийское направление.

Гипотетическая конструкция историка покоится на более чем зыбких основаниях: опыт, на который ссылается Н. П. Соколов, венецианцам еще предстояло пережить через столетия - предугадать его за 200 лет никто не был в состоянии. Что касается рискованности похода в Египет, то ведь и война против Византии тоже была авантюрой, но венецианцев такого рода соображения никогда не останавливали. По словам самого автора этой гипотезы, " дерзать, когда это было нужно, Венеция умела". Короче говоря, в его аргументации нет ни единого довода, который позволил бы принять предложенную Н. П. Соколовым оценку событий, связанную с планами Венеции насчет использования Крестового похода.

8. Сцепа встречи царевича с папой была запечатлена безвестным равеннским мозаистом среди тех исторических эпизодов Четвертого Крестового похода, изображениями которых был выложен в 1213 г. пол церкви Сан Джованни Эванжелиста - факт сам по себе достопримечательный.

9. Уточненные оценки численности крестоносцев, собравшихся в Венеции, основываются исследователями на расплывчатых сведениях хронистов и расходятся между собой: по подсчетам итальянского историка А. Кариле, их было 10589, по выкладкам американских специалистов Д. Э. Квеллера, Т. К. Комптона и Д. А. Кемпбелла, корректирующих арифметические ошибки итальянского ученого, - 11166 или 13 тыс.

10. Французский историк Ж. Лоньон полагает, что в Венеции собрались от 1500 до 1800 рыцарей - чуть более трети, но менее половины их обусловленной договором численности.

11. Совершенно несостоятельны попытки ряда западных историков представить его поведение как обусловленное религиозными убеждениями и приверженностью католической морали. Известно, что богобоязненность не помешала Симону де Монфор несколько лет спустя резать и жечь соотечественников в Южной Франции!

[От Сосискина

Странное замечание Заборова. В Лангедоке громили, по понятием любых христиан, явных и злейших еретиков - альбигойцев (катаров). Целые области в Лангедоке являлись некатолическими: в хрониках отмечается, что в некоторых храмах мессы не служили по 30 лет. Да и понятия катаров являлись весьма странными: дьявол был богом, а Господь - совсем наоборот, поскольку, якобы, желал людям зла - Прим. Сосискина].

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Список включает лишь некоторые материалы, использованные при подготовке книги. Более или менее исчерпывающим образом публикации по теме отражены в библиографических пособиях и обзорах, например:

Atiya A. S. The Crusade: Historiography and Bibliography. Bloomington, 1962.

Воеhm L. Die Kreuzziige in bibliographischer und historiographischer Sicht. - " Historischo Jahrbuch". 81, 1962.

Сardini F. Gli studi sulle crociate dal 1945 al oggi. - " Rivista storica italiana". 1968, fasc. I.

Мауеr Н. Е. Bibliographic zur Geschichte der Kreuzzuge. 2-te Aufl. Stuttgart, 1965.

Мауег Н. Е. Literatur-bericht liber die Geschichte der Kreuzzuge. Veroffentlichungen 1958-1967. - " Historische Zeitschrift", Sonderheft 3. Muncben, 1969.

Произведения основоположников марксизма-ленинизма:

Маркс К. Хронологические выписки. - Архив Маркса и Энгельса. Т. 5. М, 1936.

Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту от 12 марта 1895 г. - К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 31.

Ленин В. И. О государстве. - Полное собрание сочинений. Т. 39.

Источники, и литература:

Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М. -Л., 1964.

Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов (Латинская хронография XI-XIII вв. ). М. 1966.

Заборов М. А. Историография крестовых походов (литература XV-XIX вв. ). М. 1971.

Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. М. 1977.

История Византии. Т. 1-3. М. 1967.

Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л. 1955.

Микаэлян Г. Г. История Киликийского армянского государства. Ереван. 1952.

Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. " Библиотека всемирной литературы". Серия 1. Т. 23. М. 1974.

Семенова Л. А. Салах ад-Дин и мамлюки в Египте. М. 1966.

Семенова Л. А. Из истории фатимидского Египта. Очерки и материалы. М. 1974.

Соколов Н. П. Образование Венецианской колониальной империи. Саратов. 1963.

Удальцова 3. В. Советское византиноведение за 50 лет. М. 1969.

Юзбашян К. Н. Классовая борьба в Византии в 1180-1204 гг. и Четвертый крестовый поход. Ереван, 1957.

Примов Б. Жофроа дьо Вилардуен, четвъртият кръстоносен поход и България. София. 1949.

Alphandery P. La chretiente et I'idee de croisade. Ed. Dunront A. Vol. 1-2. P. 1954-1959.

Atiya A. S. Crusade. Commerce and Culture. Bloomington, 1962.

Ben-Ami A. Social Change in a Hostil Environnement. The Crusader's Kingdom of Jerusalem Princeton. 1969.

Вezzоla G. A. Die Mongolen in adendlandischer Sicht (1220-1270). В. 1974.

Bongars J. Gesta Dei per Francos. Hannoviae. 1611.

Вrundage J. A. The Crusades. A Documentary Survey. Milwaukee. 1962.

Bulst-Thiele М. L. Sacrae domus mi: itiae templi hierosolymitani magi-stri. Untersuchungen zur Geschichte des Tempelordens 1118/1119-1314 Gottinsen. 1974.

Сahen С. La Syrie du Nord a 1'epoque des croisades et la principaute fran-que d'Antioche. P. 1940.

Carile A. Per una storia dell'Impero latino di Costantinopoli (1204-1261). Bologna. 1972.

Chroust A. Quellen zur Geschichte des Kreuzzuges Kaiser Friedrich I Zurich-Berlin (West). 1964. (Reprint 1928).

Crusades and other historical Essays presented to Dana C. Munro by his former Students. Ed. by Paetow L. J. Preeport (New York). 1968. (Reprint 1928).

DonovanJ. P. Pelagius and the Fifth Crusade. Philadelphia - London. 1950.

Dubу G. Hommes et structures du Moyen ape. Recuell d'articles. P. 1973.

Duggan A. The Story of the Crusades. 1097-1297. N. Y. 1964.

Ebersolt J. Orient et 1'Occident. Recherches sur les influences byzantines en Prance avant et pendant les Croisades. P. 1952.

Elisseeff N. Nur ad-Din, un grand prince musulman de Syrie au temps des croisades. Vol. 1-3. Damas. 1967.

ErbstosserM. Die Kreuzzuge. Leipzig. 1976.

Erdmann C. Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens. Stuttgart. 1955.

Fedden R. Crusader Castles. A Brief Study in the Military Architecture of the Crusades. L. 1950.

Finke 1 G. Journey to Jorsala. Sydney. 1969.

Frolow A. Recherches sur la deviation de la quatrieme croisade vers Constantinople. P. 1955.

Gabrieli F. Storici arabi delle crociate. Torino. 1957.

Geschichte der Araber. Hrsg. von Lathman. 2 Bde. В. 1971.

Gottschalk H. L. Al-Malik al-Kamil von Egypten und seine Zeit Wiesbaden. 1958.

GramadaJ. Cruciadele. Bucuresti. 1961.

Crousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jerusalem Vol. 1-3. P. 1934-1936.

Hagender О., Haidacher A. (ed. ). Die Register Innocenz III Bd 1-Texte. Graz - Koln. 1964.

Hagenmeyer H. Die Kreuzzugsbriefe aus den Jahren 1088-1100. Innsbruck. 1901.

Heer F. Kreuzzuge - gestern, heute, morgen? - Luzern - Frankfurt a. M. 1969.

He11enkemper H. Burgen der Kreuzritterzeit in der Grafschaft Edessa und im Konigreich Kleinarmenien. Studien zur historischen Siedlungs-geographie Siidost-Kleinasiens. Bonn. 1976.

Hill G. A. History of Cyprus. Vol. 1-4. Cambridge. 1940-1952.

Hill J. H., Hill L. L. Raimond IV de Saint Gilles. 1041 (ou 1042) -1105 Toulouse. 1959.

Hind1eу G. Saladin. N. Y. 1976.

A History of the Crusades. Ed. by Setton K. M. Vol. 1-4. Philadelphia - Madison. 1955-1977.

Hоpf Ch. Chroniques greco-romqnes. В. 1873.

Hrochova V., Hroch M. Krzzaci v Levante. Praha. 1975.

I1ing G. Kreuzzugswahn in Vergangenheit und Gegenwart. В. 1964.

Irmscher I. Die weltgeschichtliche Beduulung des Byzantinisuhen Reiches. В. 1969.

Islam und Abendland. Geschichte und Gegenwart. Bern - Frankfurt a. M. 1976.

Jefferey G. Cyprus under an English King in the Twelfth Century. The Adventure of Richard I and the Crowning of his Queen in the Island. L. 1973.

The Jews and the Crusaders. The Hebrew Chronicles of the First and Second Crusades. Transl. and ed, by Eidelberg Sh. Madison, 1977.

Die Kreuzzuge in Augenzeugenberichten. Hrsg. und eingeleit. von Pernoud R. Miinchen. 1975.

Knосh P. Studien zu Albert von Aachen. Der erste Kreuzzug in der deutschen Chronistik. Stuttgart, 1966.

Kraemer I. Der Sturz des Konigreiches Jerusalem 583/1187 in der Darstellung des Imad ad-Din al-Katib al-Isfahani. Wiesbaden. 1952.

The Latin Conqueste of Constantinople. Ed. by Queller D. E. N. Y., 1971.

Lettres de Jaque de Vitry (1160/1170-1240), eveque de SainlrJean-d'Acre. Ed. Huygens R. B. C. Leiden, 1960.

Longnon J. L'empire latin de Constantinople et la principaute de Moree. P. 1949.

Luders A. Die Kreuzzuge im Urteil syrischer und armenischer Quellen. В. 1964.

McMahon R. The Story of Hospitallers of St. John of God. Westminster. 1959.

Mауer H. E. Bistiimer, Kloster und Stifte im Konigreich Jerusalem. (Schriften der Monumenta Germaniae Historica. Bd. 26). Stuttgart. 1977.

Mауer H. E. Geschichte der Kreuzzuge. Stuttgart. 1965.

Mayer H. E. Das Itinerarium peregrinorum. Eine zeitgenossische englische Chronik zum dritten Krouzzug in urspruglicher Gestalt. Stuttgart. 1962.

Mundо Lo S. de Cruzadas en Byzancio. La cuarta cruzada a la luz de las fuentes latinas у orientales. Buenos Aires. 1957.

Nicholson R. L. Joscelyn III and the Fall of the Crusader States, 1134-1199. Leiden. 1973.

North A. Heiliger Krieg und Heiliger Kainpf in Islam und Christentum. Beitrage zur Vorgeschichte und Geschichte der Krouzziige. Bonn, 1966.

Ohnsorge W. Abendland und Byzanz. Sammelte Aufsatze zur Geschichte der byzantinisch-abendlandischen Beziehungen und das Kaisertums. Darmstadt. 1958.

Oldenburg Z. Les croisades. P. 1965.

Ostrogorski G. Geschichto des byzantinischen Staates. 31 Aufl. Munchen. 1963.

Pernoud B. Les tompliors. P. 1974.

Prawer J. Histoire du royaume latin de Jerusalem. Vol. 1-2. P. 1969-1970.

Prawer J. Die Welt der Krcuzfahrer. Wiesbaden. 1975.

Purcell M. Papal Crusading Policy 1244-1291. L. 1975.

Recueil des Historions dos Croisades. Vol. 1-17. P. 1841-1906.

Relations between East and West in the Middle Ages. Ed. by Barker D. Edinburgh. 1973.

Riant P. Exuviae sacrao Constantinopolitanao. Vol. 1-2. Gcnevae. 1877.

Richard J. Le royaume latin de Jerusalem. P. 1953.

Riley-Smith J. The Feudal Nobility and the Kingdom of Jerusalem, 1174-1277. Hamden. 1973.

Riley-Smith J. The Knight of St. John in Jerusalem and Cyprus c. 1050-1310. N. Y. 1967.

Riley-Smith J. What were the crusades? L. 1977.

Rohricht R. Quinti belli sacri scriptores minores. P. 1879.

Roscher H. Papst Innocenz III und die Kreuzziige. Gottingen. 1969.

Rousset P. Histoire des croisades. P. 1957.

Runciman St. A History of the Crusades. Vol. 1-3. Cambridge. 1951-1954.

Setton К. M. The Papacy and the Levant (1204-1571). Vol. 1. The Thirteenth and Fourteenth Centuries. Philadelphia. 1976.

Simon H. Die Entwicklung der arabischen Welt im Mittelalter und ihre kulturelle Bedeutung. В. 1968.

Skladankowa M., Skladankow B. Wyprawy krzyzowe. Warszawa. 1968.

Smail R. C. The Crusaders in Syria and the Holy Land. N. Y. - Wash. 1973.

Smail R. C. The Crusading Warfare (1097-1193). A Contribution to Medieval Military History. Cambridge. 1956.

Sуvan E. L'lslam et la croisade. Ideologic et propagande dans les reactions musulmanes aux croisades. P. 1968.

Tillmann H. Papst Innocenz III. Bonn. 1954.

Tafel G. L. F., Thomas O. M. Urkunden zur alteren Handcls-und Staats-geschichte der Republik Venpdig mit besonderer Beziehung auf Byzanz und die Levante. 1. Th. (814-1205). Amsterdam. 1964 (Reprint 1856).

Trоор Р. Criticism of the Crusade. A Study of Public Opinion and crusades Propaganda. Amsterdam. 1940.

Venozia dalla prima crociate alia conquista di Costantinopoli del 1204 Firenze. 1965.

Villeу M. La croisade. Essai sur la formation d'une theorie juridique. P. 1942.

Waas A. Geschichte der Kreuzzuge. 2. Bde. Freiburg. 1956.

Waeger G. Gottfried von Bouillon in dcr Historiographie. Zurich. 1969.

Wentzlaff-Eggebert F. W. Kreuzzugsdichtung des Mittelaltcrs. Studien zu ihrer geschichtlichen und dichterischen Wirklichkeit. Berlin. (West). 1960.

Willemart P. Les croisades. Mythe et realite de la guerre sainte. P. 1972.

Williams J. Les croisades, apogee do la chevalerie. P. 1963.

Wоllschlager H. Die bewaffnete Wallfahrton gen Jerusalem. Geschichte der Kreuzziige. Zurich. 1974.

Zollner W. Geschichte der Kreuzzuge. В. 1977.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.