Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Полезная информация



 

Конспект урока

Тема: Основы выбора профессии

Задание: проработать конспект урока и ответить на вопросы в тетради

 

  1. Какие требования предъявляют к современным рабочим кадрам и

почему? (перечислить)   2. Как вы думаете, повышается ли профессионализм человека, если он совмещает учёбу в учреждении профессионального образования и работу (в учебном заведении, на предприятии, надомную) по профилю обучения? Докажите своё мнение. 3. Какие формы обучения вы знаете?

           

       Вы, конечно знаете, что все взрослые люди ходят на работу и трудятся по своей профессии в определённой должности. Те из них, кто любит свою работу и болеет за результаты труда, рассказывают о ней своим родственникам и друзьям.

По окончании любого учебного заведения профессионального образования человек начинает искать работу — предлагать свои услуги на рынке труда, становясь при этом трудовым ресурсом.

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. На рынке труда осуществляется «продажа» рабочей силы.

Рынок действует на основе конкурентного взаимодействия спроса (потребностей

работодателей в найме работников определённой профессии и квалификации) и предложения на рабочую силу и регулируется уровнем занятости и оплатой труда. Отношения на рынке регулируются общественными и государственными институтами, законами РФ.

Функции рынка труда: социальная — обеспечение нормального уровня доходов работников; экономическая — рациональное вовлечение, распределение, регулирование и использование труда. Рынок труда является детектором (датчиком проверки) социального положения населения страны.

На современном рынке труда в данный момент наблюдается переизбыток экономистов и юристов при дефиците инженеров, квалифицированных рабочих и технологов, что необходимо учитывать при выборе профессии.

Трудовые ресурсы — это часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретённому образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься трудовой деятельностью, обеспечивая экономическое развитие страны. В России трудовой ресурс составляют мужчины и женщины от 16 до 60 (55) лет, т. е. до достижения ими пенсионного возраста. Основными источниками пополнения трудовых ресурсов является молодёжь, мигранты и вынужденные переселенцы.

Современный рынок труда предъявляет следующие требования к подготовке кадров: профессиональная компетентность и самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность, постоянная потребность в повышении квалификации, информационно-технологическаякультура, гибкость мышления, коммуникабельность, знание иностранных языков, предприимчивость, способность к предпринимательству, ответственность, креативность, рефлексия результатов своего трудаи их адекватная самооценка.

.

Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо определить область будущей профессиональной деятельности: промышленная (лёгкая, тяжёлая, пищевая и др. ), строительная, сервис, медицинская, педагогическая, экономическая, юридическая и др. Затем за время обучения в школе, на занятиях в кружках и секциях на основании психолого-педагогического тестирования, медицинского обследования, самообразования, общения с родителями, учителями, психологами, друзьями, представителями различных профессий следует убедиться в правильности первоначального выбора (соответствия желаемого и возможного). При выборе образовательной организации профессионального образования учитывают следующие основные критерии:

— уровень профессионального образования (среднее, высшее);

— форма обучения (очная, очно-заочная, заочная);

— вид учредителя образовательной организации (государственная, муниципальная, частная);

— престижность конкретного учебного заведения, его оснащённость современными средствами обучения, оборудованием, а также местоположение (близость к дому, удобство подъезда и др. ).

       Каждый путь получения профессии имеет свои преимущества и недостатки.

Трудовая деятельность сразу по окончании 9 класса (основного общего образования), т. е. получение рабочей квалификации на производстве (или на краткосрочных курсах), как правило, сводится к выработке профессиональных навыков без системного изучения специальных наук по избранной профессии. Человека учат работать на простейшем в эксплуатации оборудовании конкретного предприятия. Он рано начинает зарабатывать, но заработная плата такого рабочего невелика. При сокращении штатов предприятия такой работник из-за низкой квалификации — первый кандидат на увольнение.

Образовательные организации среднего профессионального образования — профессиональные колледжи занимаются подготовкойвысококвалифицированных рабочих, служащих и специалистов из числа выпускников 9 и 11 классов.

Современный рабочий — это не тот человек, который изготовляет детали с помощью ручных инструментов и механических станков во вредных для здоровья условиях.

       Современное высокотехнологичное автоматизированное производство предъявляет к рабочим новые требования, так как физический характер труда сменился на умственный, связанный с наладкой оборудования, заданием и контролем на нём параметров, обеспечивающих качество будущего изделия. Современный рабочий трудится на автоматизированных линиях, станках с ЧПУ, промышленных роботах и другом оборудовании, работающем на основе достижений инженерных, информационных и химических технологий. При этом все трудовые операции требуют буквально стерильных условий во избежание поломки оборудования и для достижения качества выпускаемой продукции.

Чтобы работать на современном оборудовании, недостаточно уметь «нажимать на разные кнопки». Современный рабочий должен владеть компетенциями в области технологий выпуска изделий и обработки материала на применяемых инструментах и оборудовании, знать основы программирования для программного обеспечения изготовления изделия. Труд рабочего на современном производстве носит творческий,

а не монотонный характер. Недалёк тот день, когда обслуживание современного высокотехнологичного автоматизированного производства потребует от рабочего высшего профессионального образования.

       Квалифицированные универсальные в рамках профессии рабочие (токарь, переплётчик, швея, портной, парикмахер и др. ) очень востребованы на рынке труда и профессий, заработная плата таких рабочих выше средней заработной платы по стране. Рабочий высокой квалификации никогда не останется без работы. Срок обучения по рабочим профессиям составляет три года на базе 9 класса и один год на базе 11 класса.

Специалистов (медицинских сестёр, страховых агентов, конструкторов-модельеров, библиотекарей, визажистов и др. ) обучают от двух с половиной до пяти лет. Они также очень востребованы и редко становятся безработными. Заработная плата специалистов бюджетной сферы невысока, но стабильна. Доход специалистов, работающих в сфере сервиса, занимающихся частным предпринимательством, выше среднего по стране. Они имеют большие возможности для дополнительного заработка в свободное от основной работы время. Выпускники организаций среднего профессионального образования могут продолжить обучение в вузе по сокращённой программе обучения.

       Время обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования засчитывается в общий трудовой стаж, что очень важно при выходе на пенсию.

Специалистов с высшим образованием (инженеров, педагогов, врачей, юристов, экономистов, программистов, дипломатов, переводчиков и др. ) на базе полного общего 11-летнего образования для различных отраслей промышленности, сервиса готовят образовательные организации высшего профессионального образования — институты, университеты, академии.

В Российской Федерации установлены следующие уровни высшего профессионального образования:

— высшее профессиональное образование — бакалавриат, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр», — от четырёх лет обучения;

— высшее профессиональное образование — специалитет, магистратура, подтверждаемые присвоением квалификации «дипломированный специалист» или «магистр». Специалитет — традиционное высшее образование в России, постепенно исчеза__ исчезающее в связи

с вступлением России в единое европейское образовательное пространство (Болонская конвенция предполагает двухступенчатое высшее образование «бакалавриат — магистратура»). Срок обучения специалиста — от пяти лет, магистра — от шести лет.

Квалификация «бакалавр» обязательно предшествует получению диплома магистра. По закону она даёт полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования. В России этот уровень подготовки введён в 1993 г. Квалификация бакалавра даёт право на поступление в магистратуру. С 31 декабря 2010 г. квалификации «бакалавр» и «магистр» стали основными квалификациями для поступающих в российские вузы.

Степени «магистр» и «специалист» позволяют в дальнейшем поступить в аспирантуру. Большинство работодателей предпочитают брать на работу дипломированных специалистов и магистров.

По истечении первых четырёх лет обучения в вузе необходимо определиться, какую ступень высшего образования вы будете осваивать. Если у вас нет возможности продолжать обучение или вы в дальнейшем не собираетесь связывать свою жизнь с наукой или работой в вузе, то вам можно остановиться на дипломе бакалавра или специалиста.

Диплом магистра можно получить, только имея диплом специалиста или бакалавра, на основе конкурсного отбора (вступительных экзаменов) не в каждом учреждении высшего профессионального образования, а также не по всем направлениям и специальностям. Информацию о ступенях высшего профессионального образования по каждой специальности можно найти в рекламных проспектах вуза или узнать в приёмной комиссии вуза.

В нашей стране высшее образование является самым престижным.

Высококвалифицированные программисты, инженеры, врачи, юристы востребованы как в нашей стране, так и за рубежом. Их труд очень высоко оплачивается. Все члены правительства имеют высшее образование. Уровень развития общества, престиж государства определяются в том числе уровнем развития производства, техники и технологий.

А это заслуга учёных, стать которыми невозможно без получения высшего образования.

Выбирая будущую профессию, тщательно проанализируйте свои способности и возможности, проконсультируйтесь с психологами, учителями, родителями, врачами. Подробно изучите понравившуюся вам профессию, оцените возможности (пути) её получения. Выбирайте учебное заведение, выпускники которого (по выбранной вами про-

фессии) пользуются спросом у работодателей. Выбрав профессию, будьте настойчивы в стремлении стать в ней лучшим!

Полезная информация

• При выборе учебного заведения любого уровня образования (школы, колледжа, вуза) следует убедиться в наличии у него аккредитации и лицензии на конкретную профессиональную деятельность (получение конкретной профессии), проверить сроки действия этих документов. В противном случае аттестат или диплом могут быть признаны недействительными, а деньги и время будут потрачены впустую.

• В соответствии со статьёй 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при приёме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в государственные вузы за счёт бюджетных ассигнований ряд категорий граждан (победители и призёры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, чемпионы и призёры Олимпийских игр, инвалиды I и II групп и др. ) имеют льготы: приём без вступительных испытаний и преимущественное право зачисления.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.