|
|||||
(ГЛАВНАЯ ЦИТАТА ДЛЯ ОБЛОЖКИ:). (ЛИД ДЛЯ ГРУППЫ:). (САМ МАТЕРИАЛ ОТДЕЛЬНОЙ СТАТЬЁЙ:)(ГЛАВНАЯ ЦИТАТА ДЛЯ ОБЛОЖКИ: ) «Чтобы я в первую очередь изменил в организационном плане в сфере образования, так сделал бы его бесплатным, доступным всем слоям общества»
(ЛИД ДЛЯ ГРУППЫ: ) Низами Мамедов — доктор философских наук, профессор, действительный член Российской экологической академии, Российской академии естественных наук, эксперт ЮНЕСКО, почётный работник образования Российской Федерации. Студенты выбирают его в качестве научного руководителя курсовых работ – чаще других. О настроении в обществе, современном образовании России, детской мечте и студенческих годах – мы поговорили с доктором философских наук – Мамедовым Низами Мустафаевичем.
(САМ МАТЕРИАЛ ОТДЕЛЬНОЙ СТАТЬЁЙ: ) Низами Мустафаевич впечатляет своей многогранностью. Известен работами в области философии науки, социальной экологии, культурологии, теории экологического образования, является автором около 400 публикаций — монографий, учебников, учебных пособий и программ, получивших признание научно-педагогической общественности многих стран. По данным Российской электронной библиотеки Низами Мамедов входит в число наиболее цитируемых авторов. Хобби Низами Мустафаевича– публицистика, он член международной ассоциации писателей и публицистов.
¾ Низами Мустафаевич, начнём с вводного вопроса: сейчас принято говорить о том, как у нас в стране всё стало плохо. Как Вы объясните такое настроение в обществе? Прежде, чем ответить на Ваш вопрос, хочу сказать, что
« человеку свойственно в силу целого ряда социальных, психологических причинидеализировать прошлое» Например, древние греки в прошлом видели вершину своего развития. По их мнению, общество катится по нисходящей от былого величия, «Золотого века» к примитивному состоянию. Конечно, человеческая история, культура не развиваются всегда поступательно, неизбежны кризисы, упадки и т. д., но рано или поздно общество выходит из кризисного состояния. В последние годы эти вопросы привлекают внимание специалистов в области социальной синергетики… > Если вернуться к нашей действительности, то, на мой взгляд, в нашей стране не так уж всё плохо. Пандемия, конечно, ухудшила жизнь людей, но это глобальное и временное явление. В целом Россия самодостаточная, богатая страна с огромным природным, духовным и научным потенциалом. И нам нужно гордиться, что мы являемся гражданами такой великой страны. Многие гуманистические, этические ценности, ставшие основой современной мировой культуры, восходят в классическую русскую литературу. Это подчёркивали многие классики западной философии. Вобласти науки Россия неизменно находится на переднем крае, наши успехи в освоении космосахорошо известны. Между прочим, об уровне развития науки в современной России свидетельствует оперативное создание у нас нескольких вакцин против короновируса. Разумеется, я не хочу идеализировать нашу действительность, есть много насущных социально-экономических проблем, к их числу я бы отнёс: демографический кризис в стране, тенденцию увеличения бедности населения, недостаточно эффективную борьбу с коррупцией … Сложность их решения, думаю, связана с геополитическими факторами, территориальным масштабом России, многонациональностью и поликонфессиональностью страны… Вызывает также сожаление отсутствие цельной культурной и информационной политики, отвечающей интересам народов России. Полагаю, что студентам не следует отворачиваться от этих проблем, а нацеливаться на их решение.
¾ Как Вы оцениваете современное состояние образования в России? Что бы Вы изменили в этой области?
Принято считать, что образование — это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимый для адаптации человека к природной и социокультурной среде, гармоничного развития человека и общества.
« Образование можно оценивать с разных позиций, но главная его ценность заключается в социализации индивида» Ещё недавно советское образование очень высоко котировалось в мире. Образование является важнейшим показателем культуры. Оно не только отображает уровень культуры, но и развивает её. Если учесть, что каждый народ имеет свою неповторимую культуру, то системы образования отдельных стран имеют свою специфику. Есть общие черты в психологии восприятия людей, в методике преподавания отдельных дисциплин, и других педагогических вопросах. Всё это обусловливает единство общечеловеческого и национального в системе образования. Следует подчеркнуть, что образование, помимо всего остального, непосредственно связано с естественно-природной, социальной, духовной спецификой страны, её культурой. В этой связи представляются наивными попытки однозначно копировать западный тип образования в России. Образование, не отражающее специфику общества, его чаяния будет отчуждаться от общества и деградировать. Российское образование должно развиваться в контексте мировых тенденций в педагогике, на научной основе, но в соответствии с ценностями российской цивилизации. В основном содержании российского образования исключительное значение должны иметь гуманитарные, культурологические и экологические образовательные линии. Соответственно, должны стать обязательными в содержании российского образования преподавание психологии, этики, культурологии и экологии.
« Чтобы я в первую очередь изменил в организационном плане в сфере образования, так сделал бы его бесплатным, доступным всем слоям общества»
¾ Кем вы мечтали стать в детстве?
Я родился в семье, в которой традиционно царил культ литературы, искусства и науки.
Уже в школьные годы я был ориентирован на творческую деятельность, однозначно хотел в будущем работать в научной сфере. Зачитывался книгами о выдающихся учёных, сначала мечтал стать физиком, потом, когда понял, что без математики невозможно современное физическое познание, решил стать математиком, но, когда заканчивал школу увлекся технической кибернетикой, и поступил в политехнический институт. Впоследствии мои интересы к разным областям науки привели меня в область философии науки и техники.
¾ Интересно, Вы закончили факультет автоматики и вычислительной техники. Как же Вам удалось потом связать свою жизнь с философией? После окончания института я почти три года занимался вопросами оптимального управления технологическими процессами, одновременно читал в политехническом институте курс теории автоматического регулирования. В это время сделал несколько технических изобретений, за которые получил авторские свидетельства. Однако интерес к философским вопросам науки и техники обусловил моё поступление в аспирантуру Института философии АН СССР. В период учёбы в аспирантуре был одновременно вольнослушателем философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Примечательно, что тема моей диссертации была интегративной: «Моделирование и синтез знаний». Спустя пять лет в Институте философии АН СССР защитил докторскую диссертацию на тему «Экологическая проблема и технические науки (философско-методологические аспекты), и стал самым молодым в то время доктором философских наук. ¾ Вы являетесь автором школьных учебников по экологии для 10 и 11 классов, которые переиздаются с 1996 года и переведены на ряд иностранных языков. Как получилось, что Вы стали автором экологических учебников?
В 90-е годы педагогическая общественность обсуждала пути концептуального синтеза различных направлений экологии (от биологической до социальной). Только на основе такого синтеза было реально создать учебник по экологии. В это время у меня вышла статья в журнале «Вопросы философии» об общих экологических понятиях. Идеи, высказанные в этой статье, содействовали решению данной проблемы. И академик Иван Зверев, возглавлявший тогда Российскую Академию образования, рекомендовал мне совместно с известным педагогом Ириной Трофимовной Суравегиной написать учебник по экологии. Первое издание учебника увидело свет в 1996 году, его поддержали всемирно известные ученые: академики Александр Яншин и Никита Моисеев, которые, соответственно, написали предисловие и послесловие к этому учебнику. ¾ Студенты Вас чаще других преподавателей выбирают в качестве научного руководителя. Как вы думаете, почему?
Знаете, мне кажется, что студенты видят, что мне доставляет большое удовольствие заниматься самому и привлекать других, особенно молодёжь к творческой деятельности. Под моим научным руководством защищены 40 кандидатских и докторских диссертаций.
> Во время лекций я говорю: « Познание окружающего мира, открытие чего-то нового является великим благом, которым наделён только человек» Объясняю смысл утверждения В. И. Вернадского, что «в лице человека природа познаёт самую себя». Многие мыслители (Платон, Кант, Бердяев, Рассел, Юнг и др. ) пытались раскрыть феномен человеческого познания, но тщетно. Это фундаментальное качество человека, которое, как писал Ф. Достоевский, «остаётся тайной».
Автор: Катя Львова
|
|||||
|