|
|||
Физкультминутка
Цель: познакомить детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом. Задачи: 1. Обучающие задачи: – Дать представление о работе на абакусе. – Познакомить с назначением косточек. – Учить составлять на абакусе числа в пределах пяти. 2. Развивающие задачи: – Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности. – Развивать зрительное и слуховое восприятие. 3. Воспитательные задачи: – Воспитывать самостоятельность, активность. – Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней. – Способствовать формированию коммуникативной культуры. Оборудование: Счеты, калькулятор, счетные палочки, подставки, бамбуковые палочки, абакусы, ИКТ. Ход занятия: Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, как много вы знаете и умеете. Давайте с ними поздороваемся. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего людям нужно уметь считать? (ответы детей) Я предлагаю вам поиграть в игру “Посчитай”. Дети отвечают на вопросы воспитателя: · Сколько ушей у двух кошек? (четыре) · Сколько дней в неделе? (семь) · Сколько глаз у светофора? (три) · Сколько пальцев на одной руке? (пять) · Сколько солнышек на небе? (одно) Воспитатель: Молодцы, вы все правильно посчитали. Без счета невозможно представить современный мир, а впервые человек научился считать много-много лет назад. Люди считали во время обмена продуктами питания и орудиями труда с другими племенами. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могли использовать древние люди для счета? (ответы детей). Воспитатель: Естественными «счетными устройствами» были пальцы рук и ног, которых древним людям вполне хватало для нехитрых расчетов. Результаты счета фиксировались с помощью узелков на веревках или зарубок на ветках деревьев и костях животных. Воспитатель : Ребята, перед вами современные счетные инструменты. Какие из этих инструментов вам знакомы? (ответы детей). Воспитатель: Хотите, я вам сегодня, покажу и расскажу о новом инструменте, на котором можно легко и быстро посчитать? (ответы детей). Воспитатель: Это – абакус. Давайте все вместе повторим как он называются – абакус. Воспитатель: Абакус – это счетная доска, прямоугольной формы. Изобрели ее в Китае. Он состоит из: рамки; поперечной-счетной перекладины; спиц, проходящих сквозь перекладину; косточек, (верхние и нижние). На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней. Воспитатель: При работе с абакусом используют большой и указательный пальцы. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки («королеву») добавляют и вычитают только указательным пальцем. Воспитатель: Ребята пройдите за столы, перед вами лежат палочки возьмите их в кулачки. Освободите большой и указательный пальцы. Давайте попробуем, поработать сначала большим пальцем, а потом указательным. (Дети пробуют в воздухе двигать сначала большим пальцем, потом указательным). Чтоб прилежно посчитать (Имитация работы на абакусе в воздухе). Воспитатель: Давайте пройдем за столы. Прежде чем приступить к работе, мы должны правильно расположить абакус на столе: абакус кладем на расстоянии четырех пальцев от края стола и придерживаем свободной рукой – левой. (дети располагают абакус на столе). Воспитатель: А сейчас, давайте попробуем подвигать косточки: верхние «пятерочки», указательным пальцем, а нижние, единички, большим пальцем (дети пробуют работать на абакусе, передвигая косточки нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают – указательным, верхние косточки («королеву») добавляют и вычитают только указательным пальцем). (ТРЕНАЖЕР). Обнулите свои абакусы. Воспитатель: Пришло время познакомиться с цифрами на абакусе. Внимание на экран. Воспитатель: Сколько яблок мы видим? 1 Посмотрите, как пишется цифра 1, а дальше, посмотрите как изображается цифра 1 на абакусе. Я вам сейчас покажу на моем абакусе, как изображается цифра 1. (показ). Попробуйте на своих абакусах показать мне цифру1. Молодцы. Воспитатель: Сколько мячей нарисовано на картинке? 2 Посмотрите, как пишется цифра 2, дальше изображение цифры 2 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 2 на абакусе. (показ). Теперь вы на своих абакусах покажите цифру 2. Воспитатель: Сколько снеговиков нарисовано на картинке? 3 Посмотрите, как пишется цифра 2, дальше изображение цифры 3 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 3 на абакусе. (показ). Теперь вы на своих абакусах покажите цифру 3. Воспитатель: Сколько бабочек нарисовано на картинке? 4 Посмотрите, как пишется цифра 4, дальше изображение цифры 4 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 4 на абакусе. (показ). Теперь вы на своих абакусах покажите цифру 4. Воспитатель: Сколько вишенок нарисовано на картинке? 5 Посмотрите, как пишется цифра 5, дальше изображение цифры 5 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 5 на абакусе. (показ). Теперь вы на своих абакусах покажите цифру5. Воспитатель: Я вижу вы немного устала, давайте отдохнем. Подойдите ко мне. Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять. Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданиями! А кто вспомнит, как называется инструмент, на котором мы с вами сегодня работали? (ответы детей). Ребята, вам понравилось работать с абакусом? Что было сложнее всего для вас? (ответы детей). А с чем вы справились легко? (ответы детей). Воспитатель: Большое спасибо за плодотворную работу, наше занятие подошло к концу!
|
|||
|