Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Синопсис пьесы «Звезда». Гульдар Камалова. «Звезда». (трагикомедия)



 

 

Синопсис пьесы «Звезда»

Наши дни. В редакцию одной из старейшей газеты «Звезда» поступают три квоты на получение квартиры от государства по очень льготной цене. За квартиру разворачивается настоящая баталия, в которой каждый сотрудник показывает свое истинное лицо.

 

Гульдар Камалова

«Звезда»

Пьеса

(трагикомедия)

Место действия: Редакция газеты «Звезда»

 

Действующие лица:

Геннадий Петрович, главный редактор газеты, 48 лет

Татьяна Владимировна, ответственный секретарь, 45 лет

Павел Иванович, журналист, 54 года

Леонид Николаевич, журналист, 40 лет

Катя, журналист, 40 лет

Ольга, журналист, 23 года

Нина, корректор, 29 лет

Сергей, компьютерный дизайнер, 25 лет

Наташа, жена Павла Ивановича, 45 лет

 

 

                                                      Сцена 1

Утро. Кабинет главного редактора. В кабинете за столом сидит главный редактор, вдоль стен кабинета на стульях расположились сидят журналисты, сотрудники газеты.

 

Геннадий Петрович. Доброе утро, коллеги! Итак, мне звонили с министерства и сообщили, что проведенный анализ печатных СМИ показал следующее – наша газета находится лишь на 56 месте по популярности у читателей. Нам нужны новые идеи, интересные статьи, у нас совсем не отражается патриотическая тематика. А вы не забыли, что наша газета называется «Звезда» и создавалась она как патриотическая газета в 1941 году, в годы войны, а мы совсем не раскрываем нашу тематику! Итак, мне нужны хорошие статьи, а не материалы со ссылкой на новостные ленты!

И еще одна информация. С Аппарата Правительства пришло письмо. Нам выделяют 3 квоты на получение квартиры сотрудниками редакции сказали по очень льготной цене за квадратный метр. Можно сказать, практически бесплатно, ну вы понимаете. Дом уже строится, из нашей редакции предложено включить в список только трех лучших работников. Повторяю, лучших! Понятно, что подать заявление могут лишь нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но прежде чем отдать список претендентов, сначала я буду решать, кто достоин будет войти в этот список, а кто - нет. Это значит, что только лучший работник из нуждающихся получит ключи от новой квартиры! Так что, дерзайте!

 

Ольга. Геннадий Петрович, а я в общежитии живу, я первая подала заявление на улучшение жилищных условий, значит, я – первая в списке?

 

Павел Иванович. Как это вы - первая, милая вы моя деточка, когда вы в школу еще ходили, я уже работал в этой редакции, я всю свою жизнь провел в этих стенах. Я думаю, я могу рассчитывать на улучшение моих условий проживания.

 

Татьяна Владимировна. А как же многодетные матери? У нас ведь поддерживают многодетные семьи, у меня трое детей, а я ведь мать-одиночка, как же так, я ведь тоже могу рассчитывать на помощь от государства?!

 

(Шумят, все говорят одновременно, что они тоже нуждаются в улучшении жилищных условий).

 

Геннадий Петрович. Тише, тише, мы сейчас не будем обсуждать кто кого достойнее, я сказал, что я буду смотреть по результатам работы! Теперь каждый, кто хочет получить квартиру должен сутками не спать, а работать и выдвигать новые идеи для улучшения содержания нашей газеты! Думаю, стимул у вас наконец-то появился (довольный потирает руки), ну что за дело! Работайте! А то за последние полгода, все работают спустя рукава, а теперь, наконец, работа закипит! У меня всё! Все свободны!

 

(Все встают и уходят, живо обсуждая эту новость).

 

Сцена 2

Кабинет журналистов. В комнате никого нет, входит Павел Иванович, садится за стол. Берет телефон, звонит жене.

Павел Иванович. Наташенька, ты дома? Очень хорошо, приеду на обед, нужно срочно обсудить очень важное дело. Жди меня!

 

(В кабинет входит Татьяна Владимировна).

 

Татьяна Владимировна. Павел Иванович, хотела с вами переговорить, тут такое дело, предлагаю нам с вами объединиться.

Павел Иванович. Не понимаю, Татьяна Владимировна. О чем вы?

Татьяна Владимировна. Вы человек опытный, можно сказать ветеран нашего дела, дольше всех работаете в редакции. То есть у вас ведь есть все шансы, чтобы попасть в этот список (оглядывается на дверь), у меня тоже шансы есть – я многодетная мать, в редакции только у меня трое детей. То есть мы с вами – потенциальные кандидаты. Но, мне кажется, лучше так сказать перебдить оппонентов, видели, как наша молодежь лезет вперед, не прошло и года как работают, а уже хотят получить квартиру! Мало того, что им сразу в общежитии место дали, так теперь им квартиру подавай!

Павел Иванович. Татьяна Владимировна, я не совсем понимаю, к чему вы клоните?

Татьяна Владимировна. Ну как же, нам нужно держаться друг друга, то есть быть по одну сторону баррикад, как говориться. Вы же понимаете, иначе наше место могут занять другие, вы понимаете, о чем я?

Павел Иванович. Не совсем…

(В кабинет заходит Ольга).

Ольга. Павел Иванович, вы заняты? (видит Татьяну Владимировну) Извините, я попозже зайду. Бумаги принесла, которые вы просили.

(Ольга уходит).

Татьяна Владимировна. Ну, я, пожалуй, тоже пойду, еще номер просмотреть надо.

(Уходит).

Павел Иванович. Что-то эти женщины опять замышляют. Опять они мне голову будут морочить! Я их просто иногда не понимаю, чего хотят!?

 

Сцена 3

Павел Иванович приезжает домой. Кухня. Жена Наташа хлопочет на кухне, накладывает еду на тарелку мужу. Павел Иванович сидит за столом.

 

Павел Иванович. Наташенька, сядь, у меня сногсшибательная новость. Ни за что не поверишь! Мне в редакции, наконец, дадут квартиру!

Наташа. Не может быть! (Присела).

Павел Иванович. Да, видишь, а ты ругалась, что я зря штаны там протираю! Вот, дождался!

Наташа. Так мы теперь с этой однокомнатной квартиры можем переехать в большую двух- или даже трехкомнатную квартиру!

Павел Иванович. Ну, я еще должен решить один маленький вопрос.

Наташа. Какой? О чем ты?

Павел Иванович. Я тут целое утро думал, как быть. Проблема в том, что только 3 квартиры выделят, а хотят, похоже, многие! Уже начали строить козни друг другу. А главред сказал, что только нуждающиеся и лучшие сотрудники попадут в этот заветный список. Так вот, если я – лучший сотрудник, тут сомнений нет, но по “нуждаемости” могут возникнуть трудности! У нас ведь уже с тобой есть эта квартира!

Наташа. Но мы ведь только год как получили эту квартиру от моей покойной бабушки, что же это такое? Пятнадцать лет по общежитиям и на тебе!

Павел Иванович. Вот и я говорю, как-то рано ушла бабушка, пожила бы еще… Я думаю, что можно решить этот вопрос… Нам надо развестись, тогда квартира будет твоя, а я – гол как сокол! Ну, как я придумал?

Наташа. Не знаю, я не хочу разводиться.

Павел Иванович. Наташа, выхода нет! Мы же фиктивно разведемся, а потом, когда получим, обратно распишемся. В общем, я договорился в загсе, бери паспорт, поедем разводиться, времени в обрез!

Наташа. Ой, а я ведь паспорт сдала на обмен, мне ведь сорок пять исполнилось, а ты сам говорил, чтобы я все вовремя делала, вот я и отнесла.

Павел Иванович. Ну, вот всегда ты так, все у тебя невпопад! Ладно, поехал я на работу! Все, давай, до вечера, думать будем дальше.

(Павел Иванович уходит, Наташа провожает мужа до двери. )

 

 

Сцена 4

Компьютерный дизайнер Сергей, сидит в кабинете перед компьютером. В комнате больше никого нет. Рядом стоит телефонный аппарат, Сергей берет трубку, набирает номер.

 

Сергей. Алло, Алексей Андреевич, здравствуйте, извините, что отвлекаю, да, помню, что говорили, да, очень важный вопрос, поэтому звоню на прямой. У нас тут квартиры будут давать троим сотрудникам, да, только троим, а нам вот молодой семье жить негде, да, у Лены живем, хорошо, принесу все документы, понял, спасибо, Алексей Андреевич!

(Кладет трубку. Берет мобильный телефон, набирает номер. Говорит по мобильному телефону)

 

Сергей. Алло, Лена, милая, я тут с твоим дядей разговаривал, да, с Алексеем Андреевичем, да, прямо на работу к нему позвонил, а что делать, надо подключать связи, а то наши тут уже вовсю бегают бумажки собирают, суетятся, нам тоже надо постараться все сделать. Ну, понятно, только у меня во всей редакции есть родственник в Белом доме, да, сказал, посмотрит, что сможет сделать. Давай, собирай документы, я ведь с работы не могу уйти, наши журналисты-то под предлогом редакционных заданий уже все убежали документы собирать, а мне тут номер макетировать надо, давай Ленусик, теперь все от тебя зависит! Пока, целую.

(Выключает мобильный, в кабинет заходит Татьяна Владимировна).

 

Татьяна Владимировна. Сергей, у тебя готов макет?

Сергей. Вы сегодня Татьяна Владимировна рано, обычно ведь к пяти готовим. Да и Павел Иванович еще материал не принес.

Татьяна Владимировна. Так, значит, Павел Иванович говоришь, не успевает, ладно.

(Уходит).

Сергей (вслух). Ну все, началось!

(В этот момент заходит Леонид Николаевич).

 

Леонид Николаевич. Здорово, а чего это наша фурия пронеслась по коридору будто конец света наступил?

Сергей. Да ты ведь на оперативке не был, да тебе и не актуальна эта тема.

Леонид Николаевич. Да что тут у нас происходит? Я же с утра на завод ездил, материал готовил, а что на летучке-то было?

Сергей. И не спрашивай. Тут такое творится, ну тебя это не коснется, у тебя ведь есть квартира.

Леонид Николаевич. Не понял?

Сергей. Да нашей редакции спустили три квоты на квартиры в строящемся доме. Наш шеф сказал, что к концу недели список составит «счастливчиков» и передаст в Белый дом. Так вот, дадут нуждающимся. Вот наши все и кинулись документы собирать.

Леонид Николаевич (задумчиво). Квартиры говоришь…

Сергей. Да не бери в голову, ты ведь удачно женился, у тебя вон какая огромная квартира, да еще в центре города.

Леонид Николаевич. Да уж…Ладно, пойду я, к шефу надо зайти, доложиться.

Сергей. Ладно, давай!

(Леонид Николаевич уходит. Сергей продолжает работать за компьютером).

 

Сцена 5

Кабинет главного редактора. Геннадий Петрович сидит за столом, читает документы. Леонид Николаевич заходит в кабинет.

 

Леонид Николаевич. Геннадий Петрович, можно?

Геннадий Петрович(отрывается от чтения, поднимает голову). Да, Леонид Николаевич, заходи, ну как, материал подготовил?

Леонид Николаевич. Да, всё в порядке, жду еще дополнительной информации с завода по последним моделям станков, как получу, смогу сразу сдать материал. Тут такое дело, Геннадий Петрович. У нас говорят, квартиры давать будут.

Геннадий Петрович. А ты Леонид Николаевич, почему интересуешься, у тебя же есть квартира. Не у тебя ли на свадьбе три месяца назад гуляли? Вам же тесть-бизнесмен квартиру подарил.

Леонид Николаевич. Так-то оно так, вот и я об этом… Как бы это сказать, хочу с Вами серьезно поговорить. Так сказать, деловое предложение обсудить.

Геннадий Петрович. Не понимаю, Леонид Николаевич, понабрался ты там от бизнесменов своих замысловатых речей, понять не могу, о чем ты толкуешь?

Леонид Николаевич. Геннадий Петрович, Вы знаете, я к вам всегда с уважением отношусь, не подумайте, так вот у меня деловое предложение.

Геннадий Петрович. Слушаю тебя, ты уж меня совсем заинтриговал.

Леонид Николаевич. Нам выделяют в редакцию три квартиры – включите меня в список на получение одной, а я вас отблагодарю. Тут все просто. У нас с женой де факто есть, конечно, квартира, но юридически она оформлена на тестя, так вот, я вполне нуждающийся работник с молодой женой, которая ждет ребенка. Я думаю, мы можем с вами это решить на обоюдно выгодных условиях.

Геннадий Петрович. Леонид Николаевич, ты что мне предлагаешь?!

Леонид Николаевич. Геннадий Петрович, не отвечайте сразу, подумайте, взвесьте всё и потом дадите мне ответ. А я с тестем еще переговорю.

Геннадий Петрович. Ладно, иди, Леонид Николаевич, работай! Материал готовь! А то ты совсем в бизнесмена превратился!

 

(Леонид Николаевич выходит из кабинета).

 

Геннадий Петрович(вслух). Ишь, прямо как глаза загорелись, ну точно, в бизнес ему надо идти, а не журналистом работать. Одни бизнес-идеи у него, а не газета в голове. Да, мало у нас осталось хороших профессионалов, истинных журналистов. Да разве с такой зарплатой останутся работать в газете

 

(В дверь стучат, и в кабинет заглядывает Татьяна Владимировна).

 

Геннадий Петрович. Что у тебя, Татьяна Владимировна?

Татьяна Владимировна. Геннадий Петрович, можно?

Геннадий Петрович. Заходи, только быстрее, времени мало.

 

(Татьяна Владимировна заходит, присаживается к столу главного редактора).

 

Татьяна Владимировна. Я тут доложить должна. Так сказать, никто работать не хочет. Прямо ЧП. Павел Иванович до сих пор материал не сдал, Леонид Николаевич вообще опоздал сегодня, только к обеду явился, Ольга с обеда с опозданием пришла, полный хаос, надо принимать меры. Так сказать – нарушение трудовой дисциплины. (Заглядывает в блокнот). Вот, Сергей тоже полдня в коридоре ходил, ничего не делал, макет не готов. Нина корректуру сдала с опозданием на 30 минут. Вот, я тут список написала более подробно.

(Протягивает бумагу Геннадию Петровичу. Он берет бумагу и с недовольным видом читает её).

Геннадий Петрович. Татьяна Владимировна, а разве я вас просил за трудовой дисциплиной следить в коллективе?

Татьяна Владимировна. Просто я подумала, что в свете последних событий Вы захотите знать, Геннадий Петрович, кто действительно хорошо работает у нас в редакции, а кто вообще ничего не делает!

Геннадий Петрович(громко, переходит на крик). Татьяна Владимировна, мне нужны результаты работы! Прежде всего, результаты – ваши статьи! Вы сами, как ответственный секретарь, что сегодня сделали? Где оригинал-макет номера? Он уже должен был лежать у меня на столе!

Татьяна Владимировна. Вот я и говорю…

Геннадий Петрович. Раз вы не справляетесь с работой, так и скажите, Татьяна Владимировна, а не надо мне тут за всеми следить и докладывать! Работать надо! Устроили тут, понимаешь ли!

Татьяна Владимировна. Все, все, поняла, Геннадий Петрович, сейчас несу, бегу!

(Испуганная выбегает).

 

 

Сцена 6

В кабинете - журналист Катя и корректор Нина, пьют чай.

 

Нина. Тебе, конечно, Катя твой поможет, а я опять ни с чем останусь. Татьяна Владимировна носится, за всеми следит, Ольга вообще замуж по-быстрому собралась, уже всем говорит, что ребенка ждет, похоже, надеется, что ей так быстрее квартиру дадут. Нет, Катя, ну где справедливость, ну мне не нужна, что ли квартира? Я же не виновата, что я еще замуж не успела выскочить или троих родить как Татьяна Владимировна, и у меня нет административного ресурса как у Сергея. Тебе-то твой, похоже, поможет. Я видела, как он к главному ходил, наверно за тебя просил.

Катя. Ты думаешь? Даже не знаю, ну ты только не говори никому, про нас никто ведь не знает, только ты.

Нина. Ну, понятное дело, не рассказала же до этого, вы ведь уже год с Леонид Николаевичем встречаетесь, я только не поняла, чего он так быстро женился на этой богатенькой?

Катя. Он сказал, что скоро разведется, вот вступит в права и разведется. Он ведь меня любит. Точно для меня квартиру пошел просить, а то нам ведь жить-то негде, сама знаешь, живу с родителями, да еще брат приехал к нам с детьми после развода, нам в двушке ну никак невозможно жить.

 

(В кабинет заглядывает Леонид Николаевич, увидев Катю, заходит).

Леонид Николаевич. Ну, вы девушки, все щебечете, Катя, можно тебя на минутку?

Нина. Я как раз уже собиралась идти, материалы надо отнести, пойду я. (Хитро улыбаясь, уходит).

(Как только Нина выходит, Катя и Леонид Николаевич бросаются в объятья друг друга).

Леонид Николаевич. Я так соскучился, зайчонок!

Катя. Лёнечка, ты у меня такой, оказывается! Я даже сама не догадалась бы! Мне так с тобой повезло!

Леонид Николаевич. Да, я у тебя самый лучший! А о чем не догадалась бы?

Катя. Ну, ты у главного за меня словечко замолвил, чтобы мне квартиру дали, а то я заявление написать написала, но не особо верилось, что мне дадут.

Леонид Николаевич. А тебе кто сказал?

Катя. Ну ладно, не скрывай, все равно узнала, люди видели, как ты к шефу ходил и такой довольный шел от него. Ну, точно он решил мне дать, да?

Леонид Николаевич(растерянно). Давай раньше времени об этом пока не говорить. (Смотрит на часы). Ой, Катенька, всё, мне пора бежать, пока, любимая, работой завалили!

(Леонид Николаевич торопливо целует Катю, уходит. Катя остается стоять, у нее растерянный вид).

 

Сцена 7

Кабинет главного редактора. Утро. Главный редактор сидит за столом, в кабинет заходят сотрудники, здороваются с Геннадием Петровичем, рассаживаются.

 

Геннадий Петрович. Итак, я провел анализ работы каждого нашего сотрудника. Хочу сказать, что за это короткое время я вас всех узнал с новой стороны, так сказать, все были хороши, все себя показали! Но всё по порядку. Мне поступили заявления всех работников нашей редакции. Оказалось, что все вы – нуждаетесь в улучшении жилищных условий. Все - без исключения! Только я, оказалось, имею квартиру. Для меня это была новость. Мне даже было не по себе, ведь оказалось, что вы живете либо в съемных квартирах, либо в общежитии, либо находитесь на птичьих правах у ближайших родственников, а некоторые живут в бараке и даже в летнем домике на даче. Некоторые наши работники даже успели развестись, а некоторые выйти замуж!

(Все улыбаются, перешептываются).

Геннадий Петрович. Я долго думал, кто из сотрудников может претендовать на получение квартиры. (Берет в руку папку, открывает).

Геннадий Петрович. Итак, здесь в папке у меня список трех наших претендентов. Я решил, что коллектив должен знать своих героев, прежде чем я отправлю эту бумагу наверх…

Леонид Николаевич. Геннадий Петрович, я извиняюсь, а может не надо оглашать список, все же не всем может понравиться Ваше решение…

Татьяна Владимировна. Как это не оглашать, нет, мы должны знать, кто в этом списке, в конце концов, у нас демократия и открытое общество! Тем более в коллективе не должно быть никаких секретов! Нет, читайте, Геннадий Петрович!

 

Все. Да, да, читайте!

 

Геннадий Петрович. Итак, фамилии трёх наших лучших сотрудников, которые достойны получить квартиру. Первый в списке…

(Прокашливается, в это время звонит телефон).

 

Геннадий Петрович. Извините, товарищи оттуда звонят (показывает пальцем наверх), я должен ответить.

 

(Говорит по телефону). Алло, добрый день Виктор Владимирович, да, да, нет, оперативка, ничего страшного, да, да, вот как, а мы тут…, понял, все, понял.

 

(Кладет трубку, смотрит на всех присутствующих в шоковом состоянии).

 

Татьяна Владимировна. Что случилось, Геннадий Петрович?

 

Все. Что случилось? Геннадий Петрович, что произошло?

 

Геннадий Петрович. Тише, тише! Звонили с Аппарата Правительства, строительство дома приостановлено, квоты отзывают, квартиры никто не получит!

 

Все. Как так?!

(Немая сцена. Все в шоковом состоянии).

                                  

ЗАНАВЕС.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.