Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН



 

Ф. Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека [1]

       Труд — источник всякого богатства, утверждают политико-экономы. Он действительно является та­ковым наряду с природой, доставляющей ему мате­риал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он — пер­вое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.

       Много сотен тысячелетий тому назад, в еще не поддающийся точному определению промежуток времени того периода в развитии Земли, который гео­логи называют третичным, предположительно к концу этого периода, жила где-то в жарком поясе — по всей вероятности, на обширном материке, ныне погруженном на дно Индийского океана, — необы­чайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков. Они были сплошь покрыты во­лосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях[2].

       Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лаза­нии руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходь­бе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку .

       Все существующие еще ныне человекообразные обезьяны могут стоять прямо и передвигаться на од­них только ногах, но лишь в случае крайней необхо­димости и в высшей степени неуклюже. Их естест­венное передвижение совершается в полувыпрямленном положении и включает употребление рук. Большинство из них при ходьбе опираются о землю средними фалангами согнутых пальцев рук и, под­жимая ноги, продвигают тело между длинными ру­ками, подобно хромому, ходящему на костылях. Вообще мы и теперь еще можем наблюдать у обезь­ян все переходные ступени от хождения на четве­реньках до хождения на двух ногах. Но ни у одной из них последнее не стало чем-то большим, нежели вынужденным приемом, применяемым в крайнем случае.

       Если прямой походке у наших волосатых предков суждено было стать сначала правилом, а потом и необходимостью, то это предполагает, что на долю рук тем временем доставалось все больше и больше других видов деятельности. Уже и у обезьян сущест­вует известное разделение функций между руками и ногами. Как уже упомянуто, при лазании они поль­зуются руками иначе, чем ногами. Рука служит пре­имущественно для целей собирания и удержания пищи, как это уже делают некоторые низшие мле­копитающие при помощи своих передних лап. С по­мощью руки некоторые обезьяны строят себе гнезда на деревьях или даже, как шимпанзе, навесы между ветвями для защиты от непогоды. Рукой они схва­тывают дубины для защиты от врагов или бомбар­дируют последних плодами и камнями. При ее же помощи они выполняют в неволе ряд простых опе­раций, которые они перенимают у людей. Но именно тут-то и обнаруживается, как велико расстояние между неразвитой рукой даже самых высших чело­векообразных обезьян и усовершенствованной тру­дом сотен тысячелетий человеческой рукой. Число и общее расположение костей и мускулов одинаково у обеих, и тем не менее рука даже самого первобыт­ного дикаря способна выполнять сотни операций, не доступных никакой обезьяне. Ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубо­го каменного ножа.

       Поэтому те операции, к которым наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяже­нии многих тысячелетий постепенно научились при­способлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми. Самые низшие дикари и даже те из них, у которых приходится предположить возврат к более звероподобному состоянию с одновременным физическим вырождением, всё же стоят гораздо выше тех переходных существ. Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был пре­вращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним из­вестный нам исторический период является незна­чительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим боль­шая гибкость передавалась по наследству и возра­стала от поколения к поколению.

       Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его . Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым опе­рациям, благодаря передаче по наследству достиг­нутого таким путем особого развития мускулов, свя­зок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, — только бла­годаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Па­ганини.

       Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.

       Прежде всего, в силу того закона, который Дар­вин назвал законом соотношения роста. Согласно этому закону известные формы отдельных частей ор­ганического существа всегда связаны с определен­ными формами других частей, которые, казалось бы, ни в какой связи с первыми не находятся. Так, например, все без исключения животные, которые об­ладают красными кровяными тельцами без клеточ­ного ядра и у которых затылочная кость сочленена с первым позвонком двумя суставными бугорками, обладают также молочными железами для кормле­ния детенышей. Так, у млекопитающих раздельные копыта, как правило, связаны с наличием сложного желудка, приспособленного к процессу жвачки. Из­менения определенных форм влекут за собой изме­нение формы других частей тела, хотя мы и не в состоянии объяснить эту связь. Совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими. Постепенное усовершенство­вание человеческой руки и идущее рядом с этим развитие и приспособление ноги к прямой походке несомненно оказали, также и в силу закона соотно­шения, обратное влияние на другие части организма. Однако этого рода воздействие еще слишком мало исследовано, и мы можем здесь только констатиро­вать его в общем виде.

       Значительно важнее непосредственное, поддаю­щееся доказательству обратное воздействие разви­тия руки на остальной организм. Наши обезьянопо­добные предки, как уже сказано, были обществен­ными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с разви­тием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способ­ствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной дея­тельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: нераз­витая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для  все более развитой модуляции, а органы рта постепенно на­учались произносить один членораздельный звук за другим.

       Что это объяснение возникновения языка из про­цесса труда и вместе с трудом является единствен­но правильным, доказывает сравнение с животными. То немногое, что эти последние, даже наиболее раз­витые из них, имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без помощи членораздельной речи. В естественном состоянии ни одно животное не ис­пытывает неудобства от неумения говорить или по­нимать человеческую речь. Совсем иначе обстоит дело, когда животное приручено человеком. Собака и лошадь развили в себе, благодаря общению с людьми, такое чуткое ухо по отношению к членораз­дельной речи, что, в пределах свойственного им кру­га представлений, они легко научаются понимать всякий язык. Они, кроме того, приобрели способ­ность к таким чувствам, как чувство привязанности к человеку, чувство благодарности и т. д., которые раньше им были чужды. Всякий, кому много прихо­дилось иметь дело с такими животными, едва ли мо­жет отказаться от убеждения, что имеется немало случаев, когда они свою неспособность говорить ощущают теперь как недостаток. К сожалению, их голосовые органы настолько специализированы в определенном направлении, что этому их горю уже никак нельзя помочь. Там, однако, где имеется подходящий орган, эта неспособность, в известных гра­ницах, может исчезнуть. Органы рта у птиц отли­чаются, конечно, коренным образом от соответствую­щих органов человека. Тем не менее птицы являются единственными животными, которые могут научить­ся говорить, и птица с наиболее отвратительным голосом, попугай, говорит всего лучше. И пусть не возражают, что попугай не понимает того, что гово­рит. Конечно, он будет целыми часами без умолку повторять весь свой запас слов из одной лишь люб­ви к процессу говорения и к общению с людьми. Но в пределах своего круга представлений он может научиться также и понимать то, что он говорит. На­учите попугая бранным словам так, чтобы он полу­чил представление о их значении (одно из главных развлечений возвращающихся из жарких стран матросов), попробуйте его затем дразнить, и вы ско­ро откроете, что он умеет так же правильно приме­нять свои бранные слова, как берлинская торговка зеленью. Точно так же обстоит дело и при выклян­чивании лакомств.

       Сначала труд, а затем и вместе с ним членораз­дельная речь явились двумя самыми главными сти­мулами, под влиянием которых мозг обезьяны по­степенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко пре­восходит его по величине и совершенству. А парал­лельно с дальнейшим развитием мозга шло даль­нейшее развитие его ближайших орудий — органов чувств. Подобно тому как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же раз­витие мозга вообще сопровождается усовершенство­ванием всех чувств в их совокупности. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и со­той доли тех запахов, которые для человека являют­ся определенными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выра­боталось только вместе с развитием самой человече­ской руки, благодаря труду.

       Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способно­сти к абстракции и к умозаключению оказывало об­ратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закон­чилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; бу­дучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно в общем и целом могучей поступью шло вперед, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны — более определенное на­правление благодаря тому, что с появлением готово­го человека возник вдобавок еще новый элемент — общество.

       Наверное протекли сотни тысяч лет, — в истории Земли имеющие не большее значение, чем секунда в жизни человека[3], — прежде чем из стада лазящих по деревьям обезьян возникло человеческое общест­во. Но все же оно, наконец, появилось. И в чем же опять мы находим характерный признак человече­ского общества, отличающий его от стада обезьян? В труде. Стадо обезьян довольствовалось тем, что дочиста поедало пищу, имевшуюся в его районе, размеры которого определялись географическими условиями или степенью сопротивления соседних стад. Оно кочевало с места на место и вступало в борьбу с соседними стадами, добиваясь нового, бога­того кормом, района, но оно было неспособно извлечь из района, где оно добывало себе корм, больше того, что он давал от природы, за исключением разве того, что стадо бессознательно удобряло почву своими экскрементами. Как только все области, способные доставлять корм, были заняты, увеличение обезь­яньего населения стало невозможным; в лучшем слу­чае это население могло численно оставаться на од­ном и том же уровне. Но все животные в высшей степени расточительны в отношении предметов пи­тания и притом часто уничтожают в зародыше их естественный прирост. Волк, в противоположность охотнику, не щадит козули, которая на следующий год должна была бы доставить ему козлят; козы в Греции, поедающие молодую поросль мелкого ку­старника, не давая ему подрасти, оголили все горы страны. Это «хищническое хозяйство» животных играет важную роль в процессе постепенного изме­нения видов, так как оно заставляет их приспособ­ляться к новым, необычным для них родам пищи, благодаря чему их кровь приобретает другой хими­ческий состав и вся физическая конституция посте­пенно становится иной, виды же, установившиеся раз навсегда, вымирают. Не подлежит сомнению, что это хищническое хозяйство сильно способствовало превращению наших предков в людей. У той породы обезьян, которая далеко превосходила все остальные смышленостью и приспособляемостью, это хищни­ческое хозяйство должно было привести к тому, что в пищу стали употреблять все большее и большее ко­личество новых растений, а из этих растений все большее количество съедобных частей, одним сло­вом, к тому, что пища становилась все более разно­образной, следствием чего было проникновение в организм все более разнообразных веществ, созда­вавших химические условия для превращения этих обезьян в людей. Но все это еще не было трудом в собственном смысле слова. Труд начинается с изго­товления орудий. А что представляют собой наиболее древние орудия, которые мы находим, — наибо­лее древние, судя по найденным предметам, оставшимся нам в наследство от доисторических людей, и по образу жизни наиболее ранних исторических на­родов, а также и наиболее примитивных современ­ных дикарей? Эти орудия представляют собой ору­дия охоты и рыболовства; первые являются одно­временно и оружием. Но охота и рыболовство предполагают переход от исключительного употреб­ления растительной пищи к потреблению наряду с ней и мяса, а это знаменует собой новый важный шаг на пути к превращению в человека. Мясная пища содержала в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ; она сократила процесс пищеварения и вместе с ним продолжительность других вегетативных (т. е. соответствующих явлени­ям растительной жизни) процессов в организме и этим сберегла больше времени, вещества и энергии для активного проявления животной, в собственном смысле слова, жизни. А чем больше формировавший­ся человек удалялся от растительного царства, тем больше он возвышался также и над животными. Как приучение диких кошек и собак к потреблению рас­тительной пищи наряду с мясной способствовало тому, что они стали слугами человека, так и привыч­ка к мясной пище наряду с растительной чрезвычай­но способствовала увеличению физической силы и самостоятельности формировавшегося человека. Но наиболее существенное влияние мясная пища ока­зала на мозг, получивший благодаря ей в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, ко­торые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение. С позволения господ вегетарианцев, человек не мог стать челове­ком без мясной пищи, и если потребление мясной пищи у всех известных нам народов в то или иное время влекло за собой даже людоедство (предки бер­линцев, велетабы или вильцы, еще в X столетии поедали своих родителей)[4], то нам теперь до этого уже никакого дела нет.

       Употребление мясной пищи привело к двум но­вым достижениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и к приручению животных. Первое еще более сократило процесс пищеварения, так как оно доставляло рту, так сказать, уже полу­переваренную пищу; второе обогатило запасы мяс­ной пищи, так как наряду с охотой оно открыло новый источник, откуда ее можно было черпать более регулярно, и доставило, кроме того, в виде молока и его продуктов новый, по своему составу по мень­шей мере равноценный мясу, предмет питания. Та­ким образом, оба эти достижения уже непосредст­венно стали новыми средствами эмансипации для человека. Останавливаться здесь подробно на их косвенных последствиях, как бы важны они ни были для развития человека и общества, мы не можем, так как это слишком отвлекло бы нас в сторону.

       Подобно тому как человек научился есть все съе­добное, он также научился и жить во всяком клима­те. Он распространился по всей пригодной для житья земле, он, единственное животное, которое в состоянии было сделать это самостоятельно. Другие животные, приспособившиеся ко всем климатам, на­учились этому не самостоятельно, а только следуя за человеком: домашние животные и насекомые-па­разиты. А переход от равномерно жаркого климата первоначальной родины в более холодные страны, где год делится на зиму и лето, создал новые потреб­ности, потребности в жилище и одежде для защиты от холода и сырости, создал, таким образом, новые отрасли труда и вместе с тем новые виды деятель­ности, которые все более отдаляли человека от жи­вотного.

       Благодаря совместной деятельности руки, орга­нов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способ­ность выполнять всё более сложные операции, ста­вить себе всё более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. К охоте и скотоводству прибави­лось земледелие, затем прядение и ткачество, обра­ботка металлов, гончарное ремесло, судоходство. На­ряду с торговлей и ремеслами появились, наконец, искусство и наука; из племен развились нации и го­сударства. Развились право и политика, а вместе с ними фантастическое отражение человеческого бы­тия в человеческой голове — религия. Перед всеми этими образованиями, которые выступали прежде всего как продукты головы и казались чем-то господ­ствующим над человеческими обществами, более скромные произведения работающей руки отступи­ли на задний план, тем более, что планирующая ра­боту голова уже на очень ранней ступени развития общества (например, уже в простой семье) имела возможность заставить не свои, а чужие руки вы­полнять намеченную ею работу. Всю заслугу быст­рого развития цивилизации стали приписывать го­лове, развитию и деятельности мозга. Люди привык­ли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребно­стей (которые при этом, конечно, отражаются в го­лове, осознаются), и этим путем с течением времени возникло то идеалистическое мировоззрение, которое овладело умами в особенности со времени гибели античного мира. Оно и теперь владеет умами в та­кой мере, что даже наиболее материалистически на­строенные естествоиспытатели из школы Дарвина не могут еще составить себе ясного представления о происхождении человека, так как, в силу указанного идеологического влияния, они не видят той роли, ко­торую играл при этом труд.

       Животные, как уже было вскользь упомянуто, тоже изменяют своей деятельностью внешнюю при­роду, хотя и не в такой степени, как человек, и эти совершаемые ими изменения окружающей их среды оказывают, как мы видели, обратное воздействие на их виновников, вызывая в них в свою очередь опре­деленные изменения. Ведь в природе ничто не со­вершается обособленно. Каждое явление действует на другое, и наоборот; и в забвении факта этого все­стороннего движения и взаимодействия и кроется в большинстве случаев то, что мешает нашим есте­ствоиспытателям видеть ясно даже самые простые вещи. Мы видели, как козы препятствуют восста­новлению лесов в Греции; на острове св. Елены козы и свиньи, привезенные первыми прибывшими туда мореплавателями, сумели истребить почти без остат­ка всю старую растительность острова и этим под­готовили почву для распространения других расте­ний, привезенных позднейшими мореплавателями и колонистами. Но когда животные оказывают дли­тельное воздействие на окружающую их природу, то это происходит без всякого намерения с их стороны и является по отношению к самим этим животным чем-то случайным. А чем более люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определен­ных, заранее известных целей. Животное уничтожа­ет растительность какой-нибудь местности, не ведая, что творит. Человек же ее уничтожает для того, что­бы на освободившейся почве посеять хлеба, наса­дить деревья или разбить виноградник, зная, что это принесет ему урожай, в несколько раз превышаю­щий то, что он посеял. Он переносит полезные расте­ния и домашних животных из одной страны в дру­гую и изменяет таким образом флору и фауну целых частей света. Более того. При помощи разных искус­ственных приемов разведения и выращивания рас­тения и животные так изменяются под рукой чело­века, что становятся неузнаваемыми. Те дикие рас­тения, от которых ведут свое происхождение наши зерновые культуры, еще до сих нор не найдены. От какого дикого животного происходят наши собаки, которые даже и между собой так резко отличаются друг от друга, или наши столь же многочисленные лошадиные породы — является все еще спорным.

       Впрочем, само собой разумеется, что мы не ду­маем отрицать у животных способность к планомерным, преднамеренным действиям. Напротив, плано­мерный образ действий существует в зародыше уже везде, где протоплазма, живой белок существует и реагирует, т. е. совершает определенные, хотя бы самые простые движения как следствие определен­ных раздражений извне. Такая реакция имеет место даже там, где еще нет никакой клетки, не говоря уже о нервной клетке. Прием, при помощи которого насекомоядные растения захватывают свою добычу, является тоже в известном отношении планомерным, хотя совершается вполне бессознательно. У живот­ных способность к сознательным, планомерным дей­ствиям развивается в соответствии с развитием нервной системы и достигает у млекопитающих уже до­статочно высокой ступени. Во время английской псовой охоты на лисиц можно постоянно наблюдать, как безошибочно лисица умеет применять свое ве­ликолепное знание местности, чтобы скрыться от своих преследователей, и как хорошо она знает и умеет использовать все благоприятные для нее свой­ства территории, прерывающие ее след. У наших домашних животных, более высоко развитых благо­даря общению с людьми, можно ежедневно наблю­дать акты хитрости, стоящие на одинаковом уровне с такими же актами у детей. Ибо, подобно тому как история развития человеческого зародыша во чреве матери представляет собой лишь сокращенное по­вторение развертывавшейся на протяжении миллио­нов лет истории физического развития наших жи­вотных предков начиная с червя, точно так же и духовное развитие ребенка представляет собой лишь еще более сокращенное повторение умственного раз­вития тех же предков, — по крайней мере более позд­них. Но все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек.

       Коротко говоря, животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вно­симыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это является по­следним существенным отличием человека от осталь­ных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду.

       Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рас­считывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых. Людям, кото­рые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы получить таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их, вместе с лесами, центров скопле­ния и сохранения влаги[5]. Когда альпийские италь­янцы вырубали на южном склоне гор хвойные леса, так заботливо охраняемые на северном, они не пред­видели, что этим подрезывают корни высокогорного скотоводства в своей области; еще меньше они пред­видели, что этим они на большую часть года оставят без воды свои горные источники, с тем чтобы в пе­риод дождей эти источники могли изливать на рав­нину тем более бешеные потоки. Распространители картофеля в Европе не знали, что они одновременно с мучнистыми клубнями распространяют и золотуху. И так на каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся вну­три ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять.

       И мы, в самом деле, с каждым днем научаемся все более правильно понимать ее законы и познавать как более близкие, так и более отдаленные послед­ствия нашего активного вмешательства в ее естест­венный ход. Особенно со времени огромных успехов естествознания в нашем столетии мы становимся все более и более способными к тому, чтобы уметь учитывать также и более отдаленные естественные последствия по крайней мере наиболее обычных из наших действий в области производства и тем самым господствовать над ними. А чем в большей мере это станет фактом, тем в большей мере люди снова бу­дут не только чувствовать, но и сознавать свое един­ство с природой и тем невозможней станет то бес­смысленное и противоестественное представление о какой-то противоположности между духом и мате­рией, человеком и природой, душой и телом, которое распространилось в Европе со времени упадка клас­сической древности и получило наивысшее развитие в христианстве.

       Но если уже потребовались тысячелетия для того, чтобы мы научились в известной мере учиты­вать заранее более отдаленные естественные по­следствия наших, направленных на производство, действий, то еще гораздо труднее давалась эта наука в отношении более отдаленных общественных по­следствий этих действий. Мы упомянули о картофе­ле и о сопровождавшей его распространение золо­тухе. Но что может значить золотуха в сравнении с теми последствиями, которые имело для жизнен­ного положения народных масс целых стран сведе­ние питания рабочего населения к одному только картофелю? Что значит золотуха в сравнении с тем голодом, который в 1847 г. постиг, в результате бо­лезни картофеля, Ирландию и который свел в моги­лу миллион питающихся исключительно — или по­чти исключительно — картофелем ирландцев, а два миллиона заставил эмигрировать за океан! Когда арабы научились дистиллировать алкоголь, им и в голову не приходило, что они этим создали одно из главных орудий, при помощи которого будут истреб­лены коренные жители тогда еще даже не открытой Америки. А когда Колумб потом открыл эту Амери­ку, то он не знал, что он этим пробудил к новой жизни давно исчезнувший в Европе институт раб­ства и положил основание торговле неграми. Люди, которые в XVII и XVIII веках работали над созда­нием паровой машины, не подозревали, что они соз­дают орудие, которое в большей мере, чем что-либо другое, будет революционизировать общественные отношения во всем мире и которое, особенно в Евро­пе, путем концентрации богатств в руках меньшин­ства и пролетаризации огромного большинства, сна­чала доставит буржуазии социальное и политическое господство, а затем вызовет классовую борьбу ме­жду буржуазией и пролетариатом, борьбу, которая может закончиться только низвержением буржуа­зии и уничтожением всех классовых противополож­ностей. Но и в этой области мы, путем долгого, часто жестокого опыта и путем сопоставления и ана­лиза исторического материала, постепенно научаем­ся уяснять себе косвенные, более отдаленные обще­ственные последствия нашей производственной дея­тельности, а тем самым мы получаем возможность подчинить нашему господству и регулированию так­же и эти последствия.

       Однако для того, чтобы осуществить это регулирование, требуется нечто большее, чем простое по­знание. Для этого требуется полный переворот в на­шем существующем до сего времени способе произ­водства и вместе с ним во всем нашем теперешнем общественном строе.

       Все существовавшие до сих пор способы произ­водства имели в виду только достижение ближайших, наиболее непосредственных полезных эффектов труда. Дальнейшие же последствия, появляющие­ся только позднее и оказывающие действие бла­годаря постепенному повторению и накоплению, со­вершенно не принимались в расчет. Первоначальная общая собственность на землю соответствовала, с одной стороны, такому уровню развития людей, ко­торый вообще ограничивал их кругозор тем, что лежит наиболее близко, а с другой стороны, она пред­полагала наличие известного излишка свободных земель, который предоставлял известный простор для ослабления возможных дурных результатов это­го примитивного хозяйства. Когда этот излишек сво­бодных земель был исчерпан, пришла в упадок и об­щая собственность. А все следующие за ней более высокие формы производства приводили к разделе­нию населения на различные классы и тем самым к противоположности между господствующими и угнетенными классами. В результате этого интерес господствующего класса стал движущим фактором производства, поскольку последнее не ограничива­лось задачей кое-как поддерживать жалкое сущест­вование угнетенных. Наиболее полно это проведено в господствующем ныне в Западной Европе капита­листическом способе производства. Отдельные, гос­подствующие над производством и обменом капита­листы могут заботиться лишь о наиболее непосред­ственных полезных эффектах своих действий. Более того, даже сам этот полезный эффект — поскольку речь идет о полезности производимого или обмени­ваемого товара — совершенно отступает на задний план, и единственной движущей пружиной стано­вится получение прибыли при продаже.

       Общественная наука буржуазии, классическая политическая экономия, занимается преимуществен­но лишь теми общественными последствиями че­ловеческих действий, направленных на производст­во и обмен, достижение которых непосредственно имеется в виду. Это вполне соответствует тому об­щественному строю, теоретическим выражением ко­торого она является. Так как отдельные капиталисты занимаются производством и обменом ради непо­средственной прибыли, то во внимание могут при­ниматься в первую очередь лишь ближайшие, наибо­лее непосредственные результаты. Когда отдельный фабрикант или купец продает изготовленный или за­купленный им товар с обычной прибылью, то это его вполне удовлетворяет, и он совершенно не интере­суется тем, что будет дальше с этим товаром и ку­пившим его лицом. Точно так же обстоит дело и с естественными последствиями этих самых действий. Какое было дело испанским плантаторам на Кубе, выжигавшим леса на склонах гор и получавшим в золе от пожара удобрение, которого хватало на однопоколение очень доходных кофейных деревьев, — какое им было дело до того, что тропические ливни потом смывали беззащитный отныне верхний слой почвы, оставляя после себя лишь обнаженные скалы! При теперешнем способе производства как в отноше­нии естественных, так и в отношении общественных последствий человеческих действий принимается в расчет главным образом только первый, наиболее очевидный результат. И при этом еще удивляются тому, что более отдаленные последствия тех дейст­вий, которые направлены на достижение этого ре­зультата, оказываются совершенно иными, по боль­шей части совершенно противоположными ему; что гармония между спросом и предложением превра­щается в свою полярную противоположность, как это показывает ход каждого десятилетнего промыш­ленного цикла и как в этом могла убедиться и Гер­мания, пережившая небольшую прелюдию такого превращения во время «краха»[6]; что основывающаяся на собственном труде частная собственность при своем дальнейшем развитии с необходимостью превращается в отсутствие собственности у трудя­щихся, между тем как все имущество все больше и больше концентрируется в руках нетрудящихся; что [... ][7]

Написано Ф.  Энгельсом в 1876 г.

Впервые напечатано в журнале

«Neue Zeit» за 1896 г.

К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения.

2-е изд., том  20, с. 486-499.

 

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

Дарвин, Чарлз Роберт (1809—1882)—английский есте­ствоиспытатель, основоположник научной эволюционной био­логии.

Колумб, Христофор (1451—1506)—мореплаватель, от­крывший Америку; состоял на испанской службе, по про­исхождению генуэзец.

Паганини, Никколо (1782—1840)—итальянский скрипач и композитор.

Рафаэль Санти (1483—1520) — итальянский художник эпохи Возрождения.

Томсон, Уильям, с 1892 г. барон Кельвин (1824—1907) — английский физик, работал в области термодинамики, элек­тротехники, математической физики.

Торвальдсен, Бертель (1768—1844) — датский скульп­тор.


[1] Так названа Энгельсом эта статья в оглавлении второй связки материалов «Диалектики природы». Статья была первоначально задумана как введение к более обширной работе, озаглавленной «Три основные формы порабощения» («Die drei Grundformen der Knechtschaft»). Затем Энгельс изменил этот заголовок на «Порабощение работника. Введе­ние» («Die Knechtung des Arbeiters. Einleitung»). Но так как эта работа осталась незаконченной, то в конце концов Энгельс дал написанной им вводной части заголовок «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», от­вечающих"! содержанию основной части рукописи. Статья написана, по всей вероятности, в июне 1876 г. В пользу такого предположения говорит письмо В. Либкнехта Эн­гельсу от 10 июня 1876 г.. в котором Либкнехт пишет, - что он с нетерпением ждет обещанной Энгельсом для газеты «Volksstaat» работы «О трех основных формах порабоще­ния». Статья была впервые опубликована в 1896 г. в журнале «Neue Zeit» (Jahrgang XIV, Bd. 2, S. 545—554).

[2] Дарвин Ч. Происхождение человека и половой от­бор, гл. 6: О сродстве и генеалогии человека (Darwin Ch. The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex. London, 1871, Vol. 1).

[3] Авторитет первого ранга в этой области, сэр Уильям Томсон вычислил, что немногим более сотни миллионов лет, вероятно, прошло с тех пор, как Земля настолько остыла, что на ней могли жить растения и животные.

 

[4] Энгельс имеет в виду свидетельство немецкого монаха Лабео Ноткера (ок. 952—1022), приводимое в книге: Grimm J. Deutsche Rechtsalterthiimer. Gottingen, 1828, S. 488 (Гримм Я. Древности немецкого права. Гёттинген, 1828, с. 488). Это свидетельство Ноткера Энгельс цитирует в своей неоконченной работе «История Ирландии» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 511).

[5] По вопросу о влиянии человеческой деятельности на изменение растительности и климата Энгельс пользовался книгой: Fraas С. Klima und Pflanzenwelt in der Zeit. Landshut, 1847 (Фраас К. Климат и растительный мир во времени. Лапдсхут, 1847). Маркс обратил внимание Энгельса на эту книгу в своем письме от 25 марта 1868 г.

[6] Имеется в виду мировой экономический кризис 1873 г. В Германии кризис начался «грандиозным крахом» в мае 1873 г., явившимся прелюдией к длительному кризису, ко­торый затянулся до конца 70-х гг.

[7] Здесь рукопись обрывается.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.