|
|||
Задуй свечку. Лопнула шина. Накачать шину. Воздушный шар. Жук жужжит. Ворона ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Задуй свечку Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Им предлагают медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» отклонилось. Логопед отмечает тех, кто дольше других дул на «свечу». Лопнула шина Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг— «шину». На выдохе медленно произносят звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются: правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. Накачать шину Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Они «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно. Воздушный шар Выполняется аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф». Жук жужжит Исходное положение: руки подняты в стороны и немного отведены назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох. Ворона Исходное положение: руки подняты через стороны вверх. Медленно опуская руки и приседая, дети произносят протяжно «к-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох. Гуси Исходное положение: руки на поясе. Дети медленно наклоняют туловище вперед, не опуская голову вниз, произносят протяжно «г-а-а». Принимая исходное положение, делают вдох.
Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много. У детей более старшего возраста, подростков и взрослых тренировка диафрагмального дыхания может происходить более осознанно. Тренировку речевого дыхания можно проводить в положении лежа на спине. Пациентам предлагают расслабиться. Ладонь одной руки они кладут на область диафрагмы. Специалист обращает их внимание на движения передней стенки живота при естественных вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе опускается соответственно движению передней стенки живота. После того как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, то же упражнение повторяют в положении стоя: нужно положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа. Полезно также проверить «глазом», как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. При этом плечи во время вдоха не должны подниматься. Длительность и силу выдоха можно тренировать в процессе следующих упражнений: 1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох на 4-5-6-7-8 до 15). 2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф идр. ), длительность выдоха контролируется секундомером. 3. «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр. Силу диафрагмального выдоха помогают тренировать упражнения: «Задуй пламя свечи» и др. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания следует тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр. ). Успешно используется при постановке диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, возникает гипервентиляция. Зачастую неправильная организация работы по развитию речевого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при постановке речевого дыхания все инструкции должны касаться только процесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. ) Развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фонационного выдоха — основа развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука. Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. После того как пациенты освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, им предлагают произнести слитно сочетание из двух гласных на одном выдохе а—о—. Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: а—о—у— и (эталон гласных звуков). Этот этап работы может проводиться в период молчания или охранительного речевого режима. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений заикающийся может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки. Формирование речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы. Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность предъявления этих заданий и длительность тренировок. При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимы не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включается во все виды занятий, проводимых с заикающимися.
Литература: Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.
|
|||
|