Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задуй свечку. Лопнула шина. Накачать шину. Воздушный шар. Жук жужжит. Ворона



Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Им пред­лагают медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» отклонилось. Логопед отмечает тех, кто дольше других дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг— «шину». На выдохе медленно произносят звук «ш-ш-ш». Руки при этом мед­ленно скрещиваются: правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Груд­ная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положе­ние, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Они «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох происходит непроизвольно.

Воздушный шар

Выполняется аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время вы­доха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки подняты в стороны и немного отведены на­зад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

Ворона

Исходное положение: руки подняты через стороны вверх. Медленно опус­кая руки и приседая, дети произносят протяжно «к-а-а-а-р». Логопед хвалит тех «ворон», которые медленно спустились с дерева на землю. Занимая исходное положение, дети непроизвольно делают вдох.

Гуси

Исходное положение: руки на поясе. Дети медленно наклоняют тулови­ще вперед, не опуская голову вниз, произносят протяжно «г-а-а». Принимая исходное положение, делают вдох.

 

Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха, существует в практике довольно много.

У детей более старшего возраста, подростков и взрослых трени­ровка диафрагмального дыхания может происходить более осоз­нанно.

Тренировку речевого дыхания можно проводить в положении лежа на спине. Пациентам предлагают расслабиться. Ладонь одной руки они кладут на область диафрагмы. Специалист обращает их внимание на движения передней стенки живота при естественных вдохе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе опуска­ется соответственно движению передней стенки живота.

После того как натренировано движение диафрагмы в положе­нии лежа, то же упражнение повторяют в положении стоя: нужно положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.

Полезно также проверить «глазом», как изменяется объем груд­ной клетки. Заикающиеся встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. При этом плечи во время вдоха не должны подниматься.

Длительность и силу выдоха можно тренировать в процессе сле­дующих упражнений:

1. Выдох под мысленный счет (вдох на счет 1-2-3; выдох на 4-5-6-7-8 до 15).

2. Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф идр. ), дли­тельность выдоха контролируется секундомером.

3. «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки и пр.

Силу диафрагмального выдоха помогают тренировать упражне­ния: «Задуй пламя свечи» и др.

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания следует трениро­вать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр. ).

Успешно используется при постановке диафрагмального дыха­ния парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Одной из распространенных ошибок в работе по формирова­нию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излиш­нее напряжение дыхательных мышц, возникает гипервентиляция.

Зачастую неправильная организация работы по развитию рече­вого дыхания сопровождается фиксацией внимания заикающихся на акте вдоха и другими осложнениями. Поэтому при постановке речевого дыхания все инструкции должны касаться только про­цесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхатель­ная гимнастика А. Н. Стрельниковой. )

Развитие длительного фонационного выдоха. Формирование фо­национного выдоха — основа развития координаторных взаимоотно­шений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фик­сации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных.

После того как пациенты освоят длительное произнесение од­ного гласного на выдохе, им предлагают произнести слитно соче­тание из двух гласных на одном выдохе а—о—.

Постепенно наращивается количество гласных звуков, произ­носимых на одном выдохе в следующем порядке: а—о—у— и (эта­лон гласных звуков). Этот этап работы может проводиться в период молчания или охранительного речевого режима.

Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих уп­ражнений заикающийся может контролировать ладонью, положен­ной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля длитель­ность фонационного выдоха можно контролировать плавным дви­жением руки.

Формирование речевого выдоха. В упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой речевой патологии быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Несмотря на видимую легкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность предъявления этих заданий и длительность тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотно­шения между работой голосового аппарата и дыханием формиру­ются с трудом. При усвоении новых навыков необходимы не толь­ко объяснение, но и многократный показ, подключение различ­ных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тре­нировка должна быть систематической, длительной и включается во все виды занятий, проводимых с заикающимися.

 

 

Литература:

Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание. – М., 2003.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.