|
|||
Экспериментирование с детьми. старшего дошкольного возраста. Кружковая работа. Воспитатели: Николаева М. Л.. Смирнова Е. В.. Сентябрь. «Экспериментирование с песком»Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста Кружковая работа Воспитатели: Николаева М. Л. Смирнова Е. В. 2015-2016 уч. год
Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей. Задачи: • создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей; • развитие познавательных интересов; • развитие мыслительных процессов; самостоятельности; • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе; • формирование толерантности. Предполагаемый результат: • формирование интеллектуальных впечатлений; • развитие умений работать в коллективе и самостоятельно; • умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Сентябрь «Экспериментирование с песком» Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш. Тема 1: Песочная страна Закрепить знания детей о свойствах песка. - измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. - создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, - формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. Тема 2: Песчаный конус. Помочь определить, может ли песок двигаться. Если долго насыпать песок под конус, образуются сплывы-движение песка похоже на течение, значит, песок может двигаться. Тема 3: Ветер и песок Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха» Тема 4: " Свойства мокрого песка" Познакомить со свойствами мокрого песка - развитие речи: «Что произойдёт, если…» - «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) Октябрь Тема 1: Глина, какая она? Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная) - моделирование изделий из глины. - создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность - формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу. Тема2: Песок и глина – наши помощники. Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия Ленка из глины по замыслу Тема 3: «Песочные часы» Знакомство с песочными часами «Песчаные художники» «Что было до.. » (О. В. Дыбина) Тема: «Часы». Оформление папки «Наши открытия». Тема 4: «Песок и глина» Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину. - моделирование из глины «Олешек» - формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею Ноябрь «Экспериментирование с воздухом» Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.
Тема 1: Этот удивительный воздух Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха Ручной труд: «Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) - упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний Тема 2: Парусные гонки Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме. Тема 3: Вдох - выдох Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями» ----- закреплять знания детей о здоровом образе жизни Тема 4: Сухой из воды Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека. - дыхательная гимнастика. - закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Декабрь Тема 1: Поиск воздуха Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не " невидимка", а реально существующий газ. - придумать с родителями сказку «О воздухе» - формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья. Тема 2: Муха – цокотуха Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых. Художественное творчество Конструирование «Жуки» (из природного материала). Чтение художественной литературы: «Муха-цокотуха» К. И. Чуковского Тема 3: Воздух при нагревании расширяется Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе. - закаливание с помощью воздушных ванн. - соблюдать правила безопасности при работе. Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек. Тема 4: В воде есть воздух Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде. Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т. - формирование умений работать вовзаимодействии Январь «Экспериментирование с водой» Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Оборудование: Прозрачные, стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). Тема 1: Пар — это тоже вода Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. Художественное творчество «Волшебная вода» (колорит). формировать аккуратность во время работы с оборудованием.
Тема 2: С водой и без воды Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) Художественное творчество «Волшебная вода» («Красочные брызги»). Тема 3: Замораживаем воду Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода. Художественное творчество Аппликация «Снежинка». - формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий. Тема 4: Вода не имеет формы Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. Художественное творчество «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). - активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами. Февраль «Человек». Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья. Оборудование: стетоскоп, фонендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер. Тема 1: Проверим слух Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук. Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант» - беседа «Зачем нужно беречь уши» Тема 2: Наши помощники - глаза Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза. Художественное творчество «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная) - создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами» Заучивание стихотворения А. П. Мартынова «Для чего нужны глаза» Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. Дидактическая игра «Определи на вкус», «Определи по запаху»
Март «Экспериментирование с деревом» Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов. Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека. Тема 1: Тонет - не тонет Знакомство со свойствами коры дерева Художественное творчество: «Чудо-дерево» (оттиск корой) Тема 2: Посадим деревце Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему Художественное творчество Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» - инсценировка произведения: » Чудо-дерево» Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания? Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. - «Лес – как экосистема» - развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений Памятка: «Береги лес! » Тема 4: Почему осенью опадают листья? Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги. Художественное творчество: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев) - чтение В. Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень». Апрель «Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом» Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы. Тема 1: Парящий самолет Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм» - определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит; Тема 2: Притягивает - не притягивает Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него. Тема 4: Рисует магнит или нет Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков; «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
Май Экспериментирование с почвой. Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления. Тема 1: «Домашняя засуха» Дать представление о том, что в земле есть вода. - формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера; Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период» Тема 2: «Где лучше расти» Знакомство со свойствами почвы: выявить, что в ее состав входят песок, глина, листья, трава, камни. Тема 3: « Что есть в почве для жизни живых организмов» - нагреть почву: по запаху выяснить наличие органических остатков – животные могут жить в земле, так как в ней есть воздух для дыхания, питания, влага. Сбор природного материала для поделок, экспериментов.
Кружковая работа составлена с использованием литературы: • «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям; • О. В. Дыбиной " Ребёнок в мире поиска"; • Н. Н. Николаевой «Юный эколог»; • Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»; • Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанноерядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников); • Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»; • Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»; • А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»; • А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
|
|||
|