Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экспериментирование с детьми. старшего дошкольного возраста. Кружковая работа. Воспитатели: Николаева М. Л..   Смирнова Е. В.. Сентябрь. «Экспериментирование с песком»



Экспериментирование с детьми

старшего дошкольного возраста

Кружковая работа

                           Воспитатели: Николаева М. Л.

                                                     Смирнова Е. В.

                     2015-2016 уч. год

                                                                                                       

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• развитие познавательных интересов;

• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

• формирование толерантности.

Предполагаемый результат:

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

 

Сентябрь

«Экспериментирование с песком»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Тема 1: Песочная страна  

Закрепить знания детей о свойствах песка.        

- измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки.

- создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность,

-  формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.        

Тема 2: Песчаный конус.   

Помочь определить, может ли песок двигаться.

Если долго насыпать песок под конус, образуются сплывы-движение песка похоже на течение, значит, песок может двигаться.       

Тема 3: Ветер и песок       

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком        

Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»   

Тема 4: " Свойства мокрого песка"     

Познакомить со свойствами мокрого песка      

- развитие речи: «Что произойдёт, если…»

- «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

Октябрь

Тема 1: Глина, какая она?

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)     

- моделирование изделий из глины.

- создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность

-  формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.       

Тема2: Песок и глина – наши помощники.         

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия 

Ленка из глины по замыслу

Тема 3: «Песочные часы»

Знакомство с песочными часами      

 «Песчаные художники»

«Что было до.. » (О. В. Дыбина) Тема: «Часы».     

Оформление папки «Наши открытия».

Тема 4: «Песок и глина»  

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.     

- моделирование из глины «Олешек»

- формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею

Ноябрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки,  свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

 

Тема 1: Этот удивительный воздух  

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха   

Ручной труд: «Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

- упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний          

Тема 2: Парусные гонки   

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании       

Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

Тема 3: Вдох - выдох        

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями»  ----- закреплять знания детей о здоровом образе жизни   

Тема 4: Сухой из воды      

Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.       

- дыхательная гимнастика.

- закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.  

Декабрь

Тема 1: Поиск воздуха      

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не " невидимка", а реально существующий газ.   

- придумать с родителями сказку «О воздухе»

- формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

Тема 2: Муха – цокотуха  

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.      

Художественное творчество Конструирование «Жуки» (из природного материала).

Чтение художественной литературы: «Муха-цокотуха» К. И. Чуковского   

Тема 3: Воздух при нагревании расширяется    

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.        

- закаливание с помощью воздушных ванн.

- соблюдать правила безопасности при работе.          

Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

Тема 4: В воде есть воздух       

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.      

Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т.

- формирование умений работать вовзаимодействии        

Январь

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема 1: Пар — это тоже вода   

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.    

Художественное творчество «Волшебная вода» (колорит). формировать аккуратность во время работы с оборудованием.

        

Тема 2: С водой и без воды      

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)   

Художественное творчество «Волшебная вода» («Красочные

брызги»).  

Тема 3: Замораживаем воду    

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.        

Художественное творчество Аппликация «Снежинка».

- формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

Тема 4: Вода не имеет формы   

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Художественное творчество «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому).

- активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами.       

Февраль

«Человек».

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фонендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Тема 1: Проверим слух    

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.         

Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант»

- беседа «Зачем нужно беречь уши»

Тема 2: Наши помощники - глаза      

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.        

Художественное творчество «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная)

- создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»     

Заучивание стихотворения А. П. Мартынова «Для чего нужны глаза»

Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха    

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.  

Дидактическая игра

«Определи на вкус», «Определи по запаху»     

 

Март

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Тема 1: Тонет - не тонет   

Знакомство со свойствами коры дерева   

Художественное творчество: «Чудо-дерево» (оттиск корой)     

Тема 2: Посадим деревце

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему      

Художественное творчество Лепка из солёного теста «Волшебное дерево»

- инсценировка произведения: » Чудо-дерево»

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?     

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.     

-  «Лес – как экосистема»

- развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений     

Памятка: «Береги лес! »

Тема 4: Почему осенью опадают листья?  

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.        

Художественное творчество: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев)

- чтение В. Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».  

Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема 1: Парящий самолет

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»     

- определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;       

Тема 2: Притягивает - не притягивает        

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы       

Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске)

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук       

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею        

Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.          

Тема 4: Рисует магнит или нет 

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;  

«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;         

 

 

Май

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Тема 1: «Домашняя засуха»     

Дать представление о том, что в земле есть вода.     

- формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

Тема 2: «Где лучше расти»       

Знакомство со свойствами почвы: выявить, что в ее состав входят песок, глина, листья, трава, камни.

Тема 3: « Что есть в почве для жизни живых организмов»

- нагреть почву: по запаху выяснить наличие органических остатков – животные могут жить в земле, так как в ней есть воздух для дыхания, питания, влага.

 Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

        

 

 

Кружковая работа составлена с использованием литературы:

• «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

• О. В. Дыбиной " Ребёнок в мире поиска";

• Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

• Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;

• Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанноерядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

• Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;

• Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

• А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.