Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Единство требований в ДОУ и семье



Единство требований в ДОУ и семье

Воспитатель ГБДОУ

детского сада

                                                                               № 37 г. Санкт - Петербурга

                                                                                                Крюкова Т. В.

  

    Воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происходит становление тех человеческих качеств, которые необходимы ребенку в дальнейшем, во взрослой жизни.

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Сила воздействия семейного воспитания несравнима ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.

 Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

 В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.

 Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется его чувство самоценности. Семья оказывает влияние и на мировоззрение ребенка в целом.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком различны, ему трудно будет в них ориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно – вопрос только в том, с кем он в данный момент общается. В результате такого поведения у ребенка не сформируются собственные представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом.

Каждый ребенок – особенный, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с окружающим, способностью проявлять эмоциональные реакции.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретной ситуации, если между взрослым и малышом существует душевный контакт и взаимопонимание.

Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Они ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых.

 Если любое желание ребенка выполняется безотказно, если ребенок привык смотреть на своих близких с позиции потребителя, если он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей, так вырастают люди деспотичные, эгоистичные, склонные к переоценке своих возможностей. В будущем такой человек не способен к самоограничению, у него не будет выработана дисциплина желаний.

В воспитательном отношении взрослый, будь то родитель или воспитатель, для малыша является авторитетным человеком, из которого можно черпать ответы на возникающие вопросы, перенимать решения обыденных и более сложных ситуационных задач, постоянно возникающих перед развивающимся ребенком. Ребенок во всем подражает взрослым и, главным образом, тем, кто постоянно общается с ним, удовлетворяет его жизненные и ориентировочные запросы. Само по себе подражание не различает того, что надо перенимать, от того, чего перенимать не надо.

От природы ребенку дается так называемая механическая память: зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная, позволяющая ребенку запоминать все то, что он видит, слышит, ощущает. Поэтому на этом этапе воспитания важно не только и не столько объяснять ребенку, как надо поступать, а, что более весомо, давать ему положительный пример поведения.

Особенно интенсивное накопление элементов познания и некоего жизненного опыта происходит в первые пять лет жизни человека, то есть в дошкольном возрасте. Именно в этот период за мамами и папами, бабушками и дедушками, воспитателями и просто окружающими взрослыми постоянно наблюдает зоркий глаз развивающегося человека. И не только наблюдает, но все фиксирует, перенимает, формирует, создает свою «энциклопедию» элементов поведения, нравственных качеств. Вот почему очень важно, чтобы именно в этот возрастной период малыша взрослые, окружающие его, действовали согласованно, предъявляли ему одинаковые требования, не разбалансировали его психологический настрой.

Семейное воспитание оказывает сильнейшее воздействие на детей дошкольного возраста – именно в этом возрасте они эмоциональны, впечатлительны, во всем подражают своим близким. Поэтому так важен для малыша положительный образец поведения и отношения к окружающим его родных, и так пагубно сказывается на нем неблагоприятные условия семейного воспитания.

В семьях, где родители стремятся всесторонне воспитать своих детей, интересуются жизнью детей в детском саду, делятся с воспитателем своими идеями, наблюдениями, посещают детский сад в дни открытых дверей, никогда не отказывают просьбе воспитателям, там можно явно увидеть результат правильного воспитания. Но при отсутствии согласованных требований к детям создаются условия для напряжения их нервной системы, пагубного воздействия на состояние здоровья, формирования характера. А виновен ли в этом ребенок?

Родительский пример в поведении, поступке, способе решения какой-либо жизненно важной задачи оставляет в душе ребенка глубокий след. И этот ребенок, став взрослым, попав в ситуацию, в которой сам никогда раньше не был, поступает так, как когда-то в далеком детстве подобной ситуации поступил бы его отец или мать, или другой близкий воспитатель. Осознанно или неосознанно, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве, модель решения трудной задачи, поведенческий акт в сложной ситуации. «Энциклопедия» составных элементов поведения, нравственных качеств, столь интенсивно создающаяся в ранние годы детства срабатывает на любом этапе последующей жизни. Меткое замечание о значении примера родителей для воспитания детей сделал в свое время А. Дюма: «Мать может надеяться на беспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благоразумия и образцом совершенства». То же отец, бабушка, дедушка и вообще воспитатель.

Любознателен ли ребенок или инертен, проявляет ли он ко всему интерес и задает ли вопросы или познает мир молча, обладает ли чуткостью, открытостью или является черствым, замкнутым – истоки всех этих качеств берут свое начало в семье. Основные причины неудач, которые постигают родителей в деле воспитания детей, независимо от их уровня образования и социального положения, кроются в неумении реализовать на практике имеющиеся знания. А это можно преодолеть только в тесной связи с детским садом.

Принимая во внимание актуальность этого одного из центральных вопросов воспитания детей дошкольного возраста, педагогический коллектив нашей группы разработал совместно с родителями воспитанников несколько мероприятий. Вся работа с семьей строилась на основе анализа образовательных потребностей семьи, педагогических и психологических проблем наших воспитанников. С этой целью проводилось анкетирование в начале года, а затем планировалась работа на учебный год по следующим направлениям:

· Информационно-аналитическое (беседы, консультации, решение проблемных ситуаций, педагогических задач, изучение опыта семейного воспитания).

 

· Наглядно-информационное (оформление стендов, папок-передвижек, альбомов, фотогазет, выпуск памяток для родителей).

 

 

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными помощниками во всех делах, проводимых в группе, участниками встреч, помощниками воспитателям, создана атмосфера взаимопонимания, что благотворно повлияло на коррекцию поведения наших детей и качественное воспитание.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.