|
|||
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Олексюк Е. Л. Как было сказано, одарённость – это возможность совершать какие-то уникальные достижения с высокими результатами, превышающими норму для данного возраста. На основе врождённых задатков, данных человеку природой, формируется совокупность личных наработок, которые принято называть способностями. Они помогают успешно осваивать различные области знаний, добиваться успехов в разных отраслях трудовой деятельности. Талантливые дети – это одарённые дети, продукт деятельности которых отвечают требованиям объективной новизны и социальной значимости, в отличие от потенциально одарённых детей, которые имеют лишь потенциальные возможности, но пока ещё не реализовали себя в творческой деятельности. Талантливый ребёнок является вместе с тем и одарённым, но не каждый одарённый ребёнок может быть назван талантливым. Главным элементом в формировании таланта может стать как качество природных задатков, так и культурно – педагогические условия. Цель каждого педагога школы в работе с одарёнными и талантливыми детьми - это создание условий для выявления, поддержки и развития учащихся, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в различных видах деятельности. Основные задачи, которые я решаю в своей педагогической деятельности: 1) выявление талантливых и одарённых детей в урочной и внеурочной деятельности посредством привлечения их к участию в различных мероприятиях (олимпиадах, предметных неделях, конкурсах и научно-практических конференциях по русскому языку и литературе); 2)составление индивидуальных планов работы учителя в работе с одарёнными и талантливыми детьми; 3) обеспечение творческой самореализации личности учащихся и их поддержки в различных видах деятельности; 4) определение и постоянное пополнение банка данных «Одарённых и талантливых детей». Успешность работы с такими категориями детей во многом зависит от эффективной системы выявления, развития и поддержки их способностей и талантов. Какова система работы с одарёнными и талантливыми детьми сложилась в моей педагогической практике? Конечно, это составление и реализация «Дорожной карты» учителя русского языка и литературы в работе с одарёнными детьми на текущий учебный год, направленной на развитие их способностей и таланта, а также на осуществление поддержки ребят, определения их индивидуальных образовательных маршрутов в рамках предметов «русский язык» и «литература». « Дорожная карта» строится на основе разработанной и рассмотренной на ШМО естественно-гуманитарного цикла программы «Одарённые дети», которая включает определение индивидуальных маршрутов развития одарённых детей в качестве приложений к ней. Цель: создать условия для погружения в профиль предметов для определения способностей и таланта ребят. На данном этапе решаются следующие задачи: 1. Выявление одаренных детей посредством наблюдений за ними в урочное и внеурочное время в ходе вовлечения их в разные виды деятельности (интеллектуальные, творческие), проведение тестов-опросников на определение личных интересов, выявления одаренности. Для наблюдений в урочное время создаю ситуации успеха, использую прием: «я - учитель», когда заранее кто-то из учеников выполняет функции учителя на каком-либо этапе урока: проведение словарного диктанта, объяснение правила, во внеклассных мероприятиях по литературе - выполнение роли ведущего, самостоятельное составление викторин по теме урока. Также очень важным моментом для определения способных учащихся являются различного вида тестирования, творческие задания, которые позволяют выявить уровень развития ученика, его мыслительные способности. 2. Организация исследовательской работы с учащимися в урочное и внеурочное время. На данном этапе маршрута ребята проводят исследования на выбранные ими темы. Активное участие в литературном конкурсе « В Крыму читать» принимала обучающаяся 9-Б класса Рединкина Таисия на примере одноименного романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Целью работы было формирование интереса к теме чтения, стимулирование читательской активности. При проведении школьного тура олимпиад по литературе, участии в муниципальном этапе показали высокие результаты обучающихся 10-А класса: Смирнова Анастасия (призер), Малышева Анастасия (победитель). На основе анализа учебной и внеучебной деятельности ребёнка делаются выводы по поводу его талантов и способностей. Так, Игошина Мария, обучающаяся 8-А класса, несколько лет подряд принимала активное участие во Всероссийском конкурсе «Космические фантазии». Ученица в 2021 году стала призером муниципального этапа и участницей регионального этапа конкурса. Обучающаяся проявляет себя и в других предметных областях. Поэтому о Марии можно смело говорить как о талантливом, одарённом ребёнке. Она по-настоящему всесторонне развитая, творческая личность, которая всегда идёт вперед к победе. Результативная творческая деятельность обучающихся позволяет нам судить как о интеллектуальных и творческих личностях. Эти дети являются активными участниками научно-практических конференций, включая секции по русскому языку и литературе, предметных недель и литературных вечеров, посвященных тематическим датам. Цель: продолжение работы поформированию способностей учащихся в научно-исследовательской и творческой деятельности. Задачи проведения этапа: 1. Организация участия учащихся в предметных олимпиадах муниципального и регионального уровня, онлайн-олимпиадах и конкурсах. 2. Участие в научно-практической конференции муниципального этапа. 3. Защита творческих проектов (часто мини проектов) на уроках русского языка и литературы, во время которых ребята выбирают тему, а затем на основе изученного и дополнительного материала готовят итоговое мероприятие. Эта форма помогает раскрыться детям с самыми разными способностями – художественными, литературными, аналитическими, организаторскими. 4. Проведение предметных недель. 5. Литературные гостиные, вечера по творчеству писателей-юбиляров. 6. Подготовка и проведение конкурса чтецов «Живая классика». 7. Взаимодействие с библиотекой.
«Дорожная карта» учителя ставит целью не только выявление одаренных детей, но и поддержку - педагогическое сопровождение. Большую роль играет поддержка и сопровождениеодаренных, талантливых детей. Ведь фундамент их знаний закладывает в начале пути учитель, а потом по кирпичику выстраивает то, что он ожидает увидеть от своего воспитанника. Так, для подготовки детей к предметным олимпиадам по литературе использую составленные мной справочники с литературоведческими понятиями, разными видами анализов произведений, включая задания олимпиад прошлых лет. Результативность работы одаренных и талантливых детей может быть использована при поступлении ВУЗы и колледжи, лицеи, в которых учитывается портфолио учащихся. Заключительный этап работы с одарёнными и талантливыми включает себя следующее: 1. Представление результатов работы учащихся на образовательных маршрутах. 2. Выстраивание образовательного рейтинга по маршрутам образовательных сообществ и персональный рейтинг учащихся. По итогам работы определение банка одаренных и талантливых детей. 3. Поощрение одарённых детей. Для этого информация по такой категории детей выставляется на сайте школы, обучающим вручаются грамоты, а их родителям - благодарности. Следует отметить, что очень важна на всех этапах работа не только с талантливыми учениками, но и с их родителями, которые помогают ребенку и школе поддерживать таланты своих детей, осуществлять материальную помощь. В завершение хочу сказать, что выявление и помощь талантливым детям – это неравнодушная работа учителя-предметника, того, кто видит детей каждый день, кто всегда может, не смотря ни на какую загруженность, заметить искру таланта в ребёнке и сделать так, чтобы эта искра не угасла. В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Спасибо всем за внимание!
|
|||
|