Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конфликт – (от латинского «столкновение») – предельное обострение противоречий; несовместимость действий или целей, ведущая к дисгармониям в отношениях.



Тезаурус

Антропология культурная — широкая фундаментальная наука, изучающая общие проблемы культурного развития человечества, вбирающая в себя знания всех других гуманитарных наук, изучающая единый процесс культурного становления человека как того уникального и существеннейшего аспекта, который делает человека Человеком и отличает его от остального животного мира. У животных есть определенные системы поведения, но нет культуры.

Культура как предмет изучения культурной антропологии — это совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, национальный характер, результаты духовной, общественной и производственной деятельности человека. Культурная антропология изучает уникальную человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, в том числе и речевую, рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и конфликты. Особое внимание уделяется взаимодействию языка и культуры.

Основные задачи курса культурной антропологии:

-разъяснить ту огромную роль, которую культура играет в жизни человека, в его поведении и общении с другими людьми и с другими культурами;

-ознакомить с идеями и методами этой науки;

-определить пути, по которым идет развитие культур, их изменение, столкновение и взаимодействие;

-раскрыть взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры;

-показать, как культура воздействует на поведение человека, его мировосприятие, мировую систему, личную жизнь, формирование личности и т. п.

       Аксиология - от греч. axia — ценность и logos — учение) — философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений. Термин «аксиология» был введен в 1902 французским философом П. Лапи, а в 1904 использовался уже в качестве обозначения одного из разделов философии Э. фон Гартманом.

       Альтруизм – готовность к оказанию бескорыстной помощи без оглядки на собственные эгоистические интересы.

       Аутгруппа – представители какой-либо чужой группы («они»), которые воспринимаются как существенно отличающиеся от «своих» (о которых говорят «мы»).

       Гендерная роль – поведенческие ожидания (нормы), которые окружающие связывают с мужчинами и женщинами.

       Демография – наука, которая на основе анализа социально-экономических, а также биологических и географических факторов изучает закономерности структуры, размещения и динамики народонаселения; его социальный состав, профессиональную структуру, культурный уровень. Прежде показателем культурного уровня являлось число грамотных людей. В наши дни о культуре населения судят по полученному образованию. Важными показателями народонаселения являются также его национальный, языковой, расовый состав.

Термин «демография» произошёл от греческих слов «демо» - народ и «графо» - описываю, пишу; он был введён в научный оборот в 1855 г. французским учёным А. Гийаром. Однако начало демографии как науки принято связывать с именем английского исследователя Дж. Граунта, который в 1662 г. опубликовал научный труд «Наблюдения о смертности в Лондоне».

       Диалог культур – мировоззренческий принцип, согласно которому общение между представителями различных национальностей должно осуществляться с позиции «на равных», с демонстрацией уважения и толерантного принятия их особенностей.

       Дискриминация – ничем не оправданное негативное отношение к какой-либо группе или её членам.

       Ингруппа – люди, связанные между собой чувством «Мы», ощущением принадлежности к одной группе и общей для всех идентификацией.

       Коллективизм - актуально переживаемая потребность индивида в принадлежности к высокоразвитой социальной группе с заниманием в ней определенного статуса и наличием общих целей и ценностей.

       Коммуникация - акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

       Конфликт – (от латинского «столкновение») – предельное обострение противоречий; несовместимость действий или целей, ведущая к дисгармониям в отношениях.

       Конфликт культур - мировоззренческий принцип, в основе которого лежит неприятие, непонимание объективных различий, «инаковости» других культур, обычаев, верований и который приводит к напряжённости в отношениях между представителями разных этносов, религий и культур.

       Культур а –совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих для дальнейшего прогресса человечества. Это понятие объединяет всю совокупность достижений человека во всех сферах его деятельности, результаты его физического и умственного развития в их единстве.

       Межкультурная(кросс-культурная) коммуникация — общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже — опосредованные формы коммуникации, такие, как письмо, и массовая коммуникация). Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

   Это понятие было введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах. Поэтому речь у него идет преимущественно о стереотипизации в понимании представителей различных культур.

Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов — национальная или этническая культура.

В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации). Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

Как научная дисциплина межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель — облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью. Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции.

       Миграция - имеющие характер тенденции процессы активного перемещения части населения из одной страны в другую (другие).

       Мир международный – отношения между народами и государствами, исключающие применение насильственных средств для проведения политики; отсутствие войны между народами и государствами. Стремление к жизни без войн, вечный мир между народами с соблюдением общепризнанных норм справедливости – одно из самых сокровенных чаяний народных масс, возникшее в глубокой древности и ставшее международным идеалом.

       Мораль – форма общественного сознания, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в поведении и отношениях. Эти нормы являются выражением определенных реальных отношений людей друг к другу и к различным формам человеческой общности: к семье, нации, обществу в целом и т. д. Важнейшую специфическую черту морали составляет нравственная оценка поступков и побуждений к ним. Основой такой оценки являются сложившиеся в обществе, в данной среде представления о добре и зле, о долге, справедливости, чести, в которых находят выражение требования к индивидууму со стороны общества. В отличие от права, принципы и нормы морали не закреплены законодательно; их выполнение основано на совести и общественном мнении. Мораль воплощается в нравах и обычаях. Устойчивые, прочно закрепленные нормы нравственного поведения, переходящие от поколения к поколению, составляют нравственную традицию. Социальная функция морали состоит в том, чтобы способствовать сохранению и укреплению существующих общественных отношений путём нравственного одобрения или содействовать их уничтожению путем осуждения определенных поступков и общественных порядков.

       Народ – исторически изменяющаяся общность социальных групп с разной классовой структурой на различных этапах исторического развития, включающая те слои и классы, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества. Народ – подлинный субъект, творец истории, его деятельность создаёт преемственность в поступательном развитии общества.

       Нация - (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. Нация возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических экономических связей. При этом образование национальных государств является тенденцией (стремлением) всякого национального движения.

  Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием. В международном праве является синонимом национального государства.

       Нормы – правила общепринятого и ожидаемого поведения. Нормы предписывают людям, как следует себя вести, а также описывают поведение, которое демонстрирует большинство людей, т. е. то, что считается нормальным.

       Полемика - борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью отстоять, защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

       Расизм – предрассудки и дискриминационное поведение индивида по отношению к представителям какой-либо иной расы.

       Социальная идентификация – «Мы» - аспект нашей Я-концепции. Часть нашего ответа на вопрос «Кто я? », являющийся следствием нашей принадлежности к определенной группе. Например, «Я – австралиец», «Я- католик».

       Социальная ситуация развития - термин, введенный Л. С. Выготским, для обозначения комплекса средовых факторов формирования личности ребенка.

       Социальные репрезентации – убеждения, разделяемые обществом, и общепринятые идеи, и нравственные ценности, включая наши взгляды и культурную идеологию. Наши социальные репрезентации помогают нам понимать и объяснять окружающий мир.

       Сплоченность – чувство «Мы» как степень взаимосвязанности членов группы.

       Стереотип – мнение о личностных качествах какой-либо группы людей. Порой стереотипы излишне генерализованы, неточны, мешают восприятию новой информации, сопротивляются ей.

       Толерантность– способность человека терпимо относиться к особенностям проявления инакомыслия, этнических, религиозных, конфессиональных, культурных различий между людьми.

       Традиции -это исторически сложившиеся правила, обычаи, нормы поведения, система представлений, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

       Угроза, исходящая от стереотипа – разрушительно воздействующее на человека опасение, что его будут оценивать на основании негативного стереотипа. В отличие от самоосуществляющихся пророчеств, которые «вбивают» репутацию индивида в его Я-концепцию, ситуации, в которых проявляется угроза, исходящая от стереотипа, оказывают незамедлительное воздействие.

       Форма обучения — организационный способ осуществления образовательного процесса, внешнее выражение его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения, прежде всего, связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления.

       Це́ нность —важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.

Употребляется в нескольких смыслах:

§ Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».

§ Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

§ Ценность — в экономике — используется как синоним понятию «потребительная стоимость», т. е. значимость, полезность предмета для потребителя.

§ Психологическое понятие Система ценностей подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивации.

       Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX в., но с ростом популярности в конце XIX — начале XX в. плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации»

       Этнопедагогика –часть педагогической науки, исследующая закономерности и особенности народного, этнического воспитания в условиях различных культур. Она представляет собой научный взгляд на явления воспитания и обучения, в ней анализируются социокультурные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия.

       Этнос –(от греческого слова «народ») - группа людей, объединённых общими объективными или субъективными признаками. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру,  территорию проживания, самосознание и др. В русском языке синонимом термина долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым..

       Этноцентризм –убежденность в превосходстве собственной этнической группы и культуры и, как следствие этой убежденности, пренебрежительное отношение к другим этническим группам и культурам.

       Язык- совокупность всех слов народа и правильное их сочетание, для передачи мыслей, а также всякая система знаков, пригодная для того, чтобы служить средством общения между индивидами. Язык — одна из самобытных систем, являющаяся основным и важнейшим средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система оказывается также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций и т. п. Язык стихийно возник в человеческом обществе как развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Так язык стал исторически сложившейся системой звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующей работу мышления и являющейся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

       Я-концепция –ответ человека на вопрос: «Кто я? »; понимание человеком сути себя самого



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.