|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V*6 -3*; р-*; el- ц, ю, и
В. К. Демишев Биоэнергетика Востока Медицина. Медитация. Философия OU^AJX ItXA^CSfr* 4СЦМ - ty J Работа Демишева Валерия Константиновича «Биоэнергетика Востока» посвящена актуальной проблеме — лечению и профилактике хронических заболеваний на основе теории и практики древнекитайской медицины. Большое внимание уделено теоретическим принципам восточной философии и медицины, теории меридиан и циркуляции энергии. Даны практические рекомендации по применению методов воздействия на биологически активные точки и меридианы при различных нарушениях в организме, а также методы диагностики этих нарушений. Несмотря на то, что уже опубликовано большое количество работ, посвященных данной проблеме, книга Демишева В. К. отличается доступностью изложения рекомендуемых методик воздействия на биологически активные точки. Книга ориентирована на широкого читателя и вместе с тем написана достаточно строго. В. В. Куров, кандидат медицинских наук Л итература: Абаев Н. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии «Наука», 1986. Табеева Д. Руководство по иглорефлексотерапии. М., «Медицина», 1982. Тикарден И. Инь-шин-до. Токио, 1978. F- И ; VG -*/, П Ц-в-to, VB -31-34, 3< Г F- 7-3; VG-S обленен* ftbli V-s% V& - зь, 31, £ Г -34: V-CS 'Н^ F-*, 3J V& -3V 39, В -ZC, 4t ВВЕДЕНИЕ Современный человек напоминает несущуюся на пределе своих возможностей машину, стремясь достичь своей цели, он зачастую забывает об окружающем его прекрасном мире. Проносится по жизни, оставляя за собой лишь пыльную дорогу. Находясь в постоянном умственном и физическим напряжении, мы игнорируем занятия спортом, разучились правильно питаться, ощущать ритмы Вселенной, управлять своей психикой и телом, а также духовной культурой, которая сделала бы нас более спокойными и эмоционально гибкими. Одна из важнейших задач современности — научиться помогать самому себе и близким нашим друзьям овладеть простейшими методами поддержания хорошего физического и эмоционального самочувствия. Достижения современной европейской медицины не помогли решить эти проблемы. Достаточно хорошо справляясь с инфекционными и хирургическими заболеваниями, современная медицина зачастую пасует перед целым рядом хронических и психических недугов. В связи с этим велик интерес к медицине Древнего Востока. Восточная традиционная медицина тесно связана с философией Востока. Древнекитайская философия является одной из наиболее разработанных и применимых на практике систем. Она ориентирована прежде всего на человека, на его место в мире. В восточной философии разработана система понятий, ориентированных на практику управления сложными процессами и системами, будь то организм человека, общество или социальная среда. Понятия и категории восточной философии предельно образны, практичны, описывают определенную систему восприятия мира. Человек, усваивающий принципы восточной философии и медицины, претерпевает перестройку в благоприятную сторону, становится более спокойным, приобретает способности видеть скрытую сущность вещей, появляется стойкая потребность в самоусовершенствовании и развитии. Занимаясь методами саморегуляции, он приводит в равновесие свои внутренние органы, избавляется от целого ряда хронических з а -боле ва н и й. V*6 -3*; р-*; el- ц, ю, и h*wu«5 и? -*; т*г -зле, ** ПУТЬ ДАО. ТЕОРИЯ ИНЬ-ЯН Любой объект, процесс или явление, включая человека и Вселенную, имеет свой закон развития или путь, по-китайски — Дао. Это путь, по которому идет природа. Путь Дао включает в себя все, что существует, и все, что может существовать. Земля и небо, день и ночь, свет и тьма — это проявления Дао. Движение Дао постоянно и циклично. Это порядок движения и развития любого процесса во Вселенной. Умение видеть Дао позволяет приводить свою жизнь в гармонию со Вселенной, осознавать и идти в ногу с изменениями, переменами, из которых состоит путь нашей жизни. Между макро- и микрокосмосом нет разделения. Это единство всех вещей — Вселенной и человека, человеческого тела и мыслей — является основной предпосылкой всей восточной философии. Оно лежит в основе концепции всех традиционных методик развития гармонического единства тела и духа. Как существует множество троп, идущих к вершине, так и существует множество индивидуальных путей. Их столько, сколько людей на земле. Правильно выбрать свой путь и следовать по нему — основная задача жизни любого человека. Если человек придерживался своего пути в жизни, тоДао, естественно, проявляется через человека. Если он освободился от своих внутренних опасений и принимает всеобщее течение вещей, это течение начинает действовать через него. Путь Дао уже существует. Мы должны лишь принять участие в нем. Следуя Дао, человек соизмеряет свою жизнь с ритмами Вселенной, с переменами вещей и изменениями в обществе. Он в гармонии с самим собой и со всем миром. Он свободен и несокрушим, и ничто не может ему нанести вред. Два фундаментальных принципа лежат в основе философии Востока. Если осознать и пользоваться ими, то все теории восточного искусства исцеления, ка-кими бы туманными и запутанными они ни казались с первого взгляда, могут быть свободно изучены и компетентно применены. Фактически все другие принципы, какими бы привлекательными и важными они ни были, будут только следствием этих двух. Этими двумя принципами являются: 1) динамический принцип Инь-Ян; 2) принцип Ци или жизненной энергии Дао — изначальный единый принцип Вселенной, разделяясь, порождает две силы — Инь и Ян. Поэтому путь Дао есть динамика процессов Инь и Ян. Это две стороны, две противоположности любого процесса или явления. Везде и во всем есть два противоположных начала, два полюса или антипода. Их взаимодействие и чередование обеспечивает процесс развития и цикличность любого явления. Инь и Ян представляет собой конкретные формы, но как противоположные начала включены во все предметы и явления природы. Инь и Ян, хотя и являются противоположными началами, их противоположность не постоянна. Они не рассматриваются как бы застывшими во времени, данными раз и навсегда. Инь и Ян имеют свои процессы внутреннего развития. Развиваются каждый внутри себя и имеют взаимные переходы. Так, процветание Инь рождает Ян, процветание Ян р ож да е т Инь. В структуре каждой противоположности можно обнаружить элементы другой. Так, в Ян заложен Инь и, в свою очередь, в Инь заложен элемент Ян. Этим самым образуется взаимопроникающая связь. Взаимообуславливающие и взаимопроникающие связи создают полную гармонию мира и жизни. В нормальном состоянии, то есть в здоровом организме, обществе, природе между Инь и Ян должна быть сохранена тесная связь и полное уравновешивание. Инь и Ян должны сменяться, чередоваться в соответствии с ритмами Вселенной. В этом и состоит путь Дао. При нарушении равновесия Инь-Ян, что возможно в результате преобладания одного над другим, возникают аномальные явления или даже раскол Инь и Ян, обрыв их связи, которые ведут к уничтожению предметов и явлений мира. Взаимодействуя и развиваясь, Инь и Ян порождают тончайшие энергетические токи — жизненную энергию Ци. Ци вокруг нас и внутри нас. Всегда изменяется, следуя природным законам Инь-Ян, смене дня и ночи, временам года, фазам Луны, движениям планет. Гармония Ци, равновесие Инь-Ян необходимы для хорошего функционирования любого живого существа. Энергия Ци связывает Инь и Ян воедино. Благодаря контролю над энергией Ци, возможно наиболее легким путем достичь гармонии Инь-Ян. Теория Инь-Ян является способом описания и изображения перемен, способом видения и контроля ритмов жизни. Если мы рассмотрим сам символ Инь-Ян (рис. 1), мы увидим, что он отнюдь не статичен, а довольно подвижен, иллюстрирует постоянные ритмические переме-н ы. Инь символизируется черной частью, представляет все пассивное, воспринимающее, темное, холодное. Ян символизируется белой частью, представляет все активное, утверждающее, яркое и теплое. Это две активные силы жизни, две основные тенденции всего сущего. Они — основные нити жизни, совместно ткущие материю существования со всеми ее разнообразными узорами и расцветками. Начиная от точки Юг, мы видим, что здесь Ян достиг максимума. Двигаясь далее по часовой стрелке к точке С, он постепенно уменьшается, но растет до максимума Инь. От точки С до точки Юг растет Ян и убывает Инь. Когда одна из противоположностей достигает максимума, а другая, казалось бы, исчезает, то в максимальной противоположности находится зародыш другой. Таким образом осуществляется бесконечный цикл перемен Инь-Ян. Дао можно изобразить точкой, осью этого вращающегося символа. Являясь сутью этого процесса бесконечных перемен, Дао неподвижно, всепроникающе и всенаправ-л я ю ще. Наивысшей добродетелью на Востоке является следование Дао. Дао не борется, но всегда побеждает. Дао направляет бесконечные перемены всех вещей. Дао всегда неактивно, но нет такого, что бы оно не делало. Нет абсолютного добра и зла, плохого и хорошего, есть лишь бесконечное их чередование. Человек, следующий путем Дао, становится как бы в центр круга перемен, не пытаясь управлять сменами Инь-Ян своего мира. Мир вращается вокруг него, следуя своим внутренним законам, но сам человек остается в покое, не пытаясь подтолкнуть конкретные Инь-Янские переходы. Он лишь придает нужное направление развитию вещей. Все в нашей жизни, все процессы, происходящие в природе и в обществе, подчиняются циклической смене сил Инь-Ян. Эти изменения постоянны от малого Ян к большому Ян, далее от малого Инь к большому Инь и т. д. Один из наиболее примитивных примеров смены Инь и Ян — смена времен года. Лето — самое жаркое время и период роста в природе — является наибольшим Ян. Зима — самый холодный сезон и время покоя или зимней спячки в природе — наибольший Инь. Весна — время рождения и возрождения в природе — это возрождающийся Ян. Осень — прохладная, время сбора урожая — это рождающийся Инь. Лето сменяется осенью, осень — зимой, зима — весной, весна — летом, и так все время. Таблица 1. Примеры смены Инь-Ян
В нашей деятельности мы отражаем циклические перемены времен года. Мы тоже ощущаем обновленность, возрождение весной, когда все в природе рождается. Летом, когда растения, животные активно растут, мы тоже чувствуем возросшую физическую активность. Осенью, когда созревает и собирается урожай, листья меняют цвет и падают с деревьев, мы тоже обращаемся к более спокойным занятиям. Зимой мы много времени проводим дома, отдыхаем, беседуем и размышляем. Подобным же образом мы в своей жизнедеятельности подчиняемся и суточным ритмам. Чтобы поддержать равновесие с окружающей средой, наше тело отвечает этим циклам природы тем, что становится более Инь в условиях крайнего Ян (жары) и более Ян в условиях крайнего Инь (холода). В жару поры нашей кожи открываются, тело потеет и остывает. При холоде поры закрываются, кровеносные сосуды сокращаются, консервируя тепло тела. Эти и другие типы приспособляемости тела могут быть улучшены нашим образом жизни, который должен соответствовать окружению. Как следовать законам четырех времен года? Летом помогать охлаждению своего тела, потреблять больше фруктов, овощей, больше жидкости, меньше соли, то есть пищу более Инь. Мы носим легкую одежду и ищем прохладного Инь — окружения после того, как побываем на солнце. Зимой нас, наоборот, привлекает более пища Ян — вареные или жареные крупы, животная пища и меньше жидкости. Мы носим теплую одежду и ищем более теплого окружения. Выполняя эти принципы, мы находимся в гармонии с природой. ТЕОРИЯ ИНЬ-ЯН В ФИЗИОЛОГИИ И МЕДИЦИНЕ Теория Инь-Ян занимает центральное место в древневосточной медицине. Это привело к созданию особой терапевтической методологии, которая управляет клинической практикой. Таблица 2. Инь-Ян в анатомии
ИНЬ-ЯН В ПАТОЛОГИИ В основе полного уравновешивания Инь-Ян лежат нормальные физиологические функции организма. Нарушение этого равновесия ведет к патологии, которая, независимо от своей сущности и сложности, представляет собой либо ослабление, либо преобладание Инь или Ян. Исходя из этого, все клинические симптомы разделены на две группы — Инь и Ян. В результате чего выделяются группы янского и иньского синдромов. Янский и иньский синдромы являются основными критериями для анализа клинической картины. Наряду с синдромами " наружный — внутренний", " похолодание — лихорадка", " пустой — полный", составляют восемь основных синдромов патологии, которые являются составной частью системы Инь-Ян. Таблица 3. СИНДРОМ ян — настроение бодрое, эйфория беспокойство — конституция гиперстенического типа — синдром Чжун-Фэн: кровоизлия нерва — лицо гиперемированное и блестя ще е — блестящие глаза — поражение кожи с припухлостью и покраснением — покраснение и опухание губ — на языке густой желтый налет — язык яркий — судо р о г и — голос грубый, громкий — речь активная, многословная — дыхание шумное, глубокое редкое — звонкий кашель — высокая температура — потливость после нагрузок — потливость днем — моча темного цвета — запор — повышенный аппетит — тяга к холодной пище — горечь во рту — головная боль с темпера СИНДРОМ ИНЬ — настроение пониженное — конституция астеническо — синдром Сюйлао: кашель, в ногах, п олл ю ц и и, выделение белей — лицо бледное с землистым — глаза запавшие, тусклые — поражение кожи без изменения цвета и отсутствие при пухлости — губы цианичные — на языке белый налет — язык бледный — ограничение движений в конечностях — голос глухой, слабый — речь заторможена — дыхание тихое, поверхностное, учащенное — хриплый кашель — озноб — потливость на фоне об ще й слабости — потливость ночью — моча светлого цвета — жидкий стул — отсутствие аппетита — тяга к теплой пище — тяга к соленой пище — головная боль постоян круж е н и я м и — периодические боли в теле, возникающие внезапно, сильные, разлитого характера — больной предпочитает про-хл аду — распирающие боли в животе после приема пищи — горячие на ощупь конечности — жажда — пульс поверхностный, частый Внутренний синдром Связан с понятием внутренней части организма, с внутренними органами, костями. При воздействии вредных факторов на внутреннюю часть возникают следующие симптомы: — головная боль с высокой температурой без озноба — беспокойное состояние, жажда, рвота, боль в животе, понос или запор — глубокий, большой пульс — неровный желтый налет на языке Лихорадка — жажда, желание обильного холодного пи тья — высокая температура — беспокойное состояние — малое количество мочи темного цвета — запор — неровный желтый налет на языке — частый пульс
— постоянные боли в теле ноющего характера — больной предпочитает тепло, укуты ва н и е — боли в животе, уменьшающиеся после приема пищи
— похолодание конечностей — жажды нет — пульс редкий, глубокий Наружный синдром Связан с понятием наружного покрова, к которому относят кожную поверхность и органы чувств. При воздействии вредных факторов на наружный покров возникают следующие симптомы: — головная боль с ознобом, повышение температуры — заложение носа — общая ломящая боль — поверхностный пульс — тонкий белый налет на языке Похолодания — отсутствие жажды — стремление к теплой п и ще — бледное лицо — малоконцентрированная и обильная моча — белый налет на языке — пульс свободный, редкий Полный синдром — конституция гиперстеническая — длительность болезни небольшая — боли в животе, усиливающиеся при надавливании, постоянного ха ра кте ра
— пульс хорошего наполнения — потливость отсутствует Пустой синдром — конституция астеническая — хроническое заболевание — боли в животе, исчезающие при надавливании, вздутие живота с периодическим облегчением
— пульс слабого наполнения — выраженная потливость Согласно теории Инь-Ян, причиной заболевания служит нарушение равнвве-сия между Инь и Ян в организме, поэтому целью лечения, независимо от разнообразия его методов, является урегулирование соотношения между ними. Так, при " полном синдроме" применяется метод " рассеивания" в виде сильного раздражения. При " пустом синдроме", наоборот, применяется метод " прибавления" в виде слабого раздражения. При синдромах, распространяющихся вверх, применяется сильное раздражение, а при синдромах, распространяющихся вниз — слабое. Если страдает левая сторона, то воздействуют на правую сторону, и наоборот. Если поражена верхняя часть, воздействуют на нижнюю, а если нижняя — то на верхнюю. ТЕОРИЯ ПЯТИ ДИНАМИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У-СИН Теория У-Син находится в неразрывной связи с учением Инь-Ян, ее следствием и дальнейшим развитием. Если обратить внимание на взаимосвязанные циклические явления как в природе, так и в организме человека: ночь — день, утро — вечер, зима — лето, холод — тепло, бодрствование — сон, вдох — выдох, сис Каждый из этих циклов состоит из четырех последовательных состояний: 1. Рождение (возрастание) соответствует утру, весне и т. д. 2. Максимальная активность (кульминация) соответствует полдню, лету и т. д. 3. Упадок (разрушение) соответствует вечеру, осени и т. д. 4. Минимальная активность (покой) соответствует ночи, зиме. Эти последовательные состояния отображаются в пространстве. Так, восток (восход солнца, утро) соответствует рождению, юг — максимальной активности, запад — упадку (заход солнца, вечер), север — минимальной активности. В любом циклическом процессе можно выделить эти четыре фазы, четыре динамических состояния. Древние ученые обобщили их и присвоили каждому из них свой символ. ДЕРЕВО — символ рождения, возрастания. ОГОНЬ — символ максимальной активности. МЕТАЛЛ — символ упадка. ВОДА — символ минимальной активности. Все четыре символа древние ученые назвали элементами основных этапов каждого цикла. К этим символам или элементам" они добавляют еще один — пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент — ЗЕМЛЯ, ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Данные элементы способствуют лучшему пониманию взаимодействия сил, функционирующих в природе, дают возможность объяснить существующие связи. Например, элемент ВОДА может соответствовать максимальному Инь, элемент ОГОНЬ является хорошо выраженным его антиподом и по активности с о -тветствует максимальному Ян. Элемент ДЕРЕВО хорошо отражает переход от пассивности к активности, то есть переход от Инь к Ян, и соответствует переходному Ян (дерево — символ роста). Его антипод — элемент МЕТАЛЛ, связанный с тенденцией к скованности и пассивности, увяданию и упадку, сответствует переходному Инь, возрастанию Инь (металл — символ разрушения). Пятым элементом является ЗЕМЛЯ — центр природных явлений. Исходя из принципа всеобщности, эта схема организации переносится на все живые существа, объекты и процессы, в том числе и на человека. Существует соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Все явления природы также находят свое соответствие пяти элементам. Таким образом, согласно учению пяти элементов составлены схемы организации как Вселенной (макрокосмос), так и человека (микрокосмос) (см. табл. 4). Таблица 4.
Основным положением теории У-Син, имеющим практическое значение, является вывод о том, что между пятью элементами существуют связи, подчиняющиеся теории Инь-Ян. Эти связи представлены в виде двух противоположностей: созидающая (стимулирующая) и деструктивная (тормозящая). ДЕРЕВО стимулирует (рождает) ОГОНЬ; ОГОНЬ стимулирует (согревает) ЗЕМЛЮ; ЗЕМЛЯ стимулирует (рождает) МЕТАЛЛ; МЕТАЛЛ стимулирует (дает) ВОДУ; ВОДА стимулирует (питает) ДЕРЕВО. Таким образом, каждый элемент как бы контролирует, стимулирует и порождает элемент, следующий за ним. Следовательно, созидающая связь оказывает действие, способствующее развитию. Характеристика деструктивной связи между элементами выглядит так: ОГОНЬ угнетает (плавит) МЕТАЛЛ; МЕТАЛЛ угнетает (режет) ДЕРЕВО; ДЕРЕВО угнетает (подрывает корнями) ЗЕМЛЮ; ЗЕМЛЯ угнетает (впитывает) ВОДУ; ВОДА угнетает (гасит) ОГОНЬ. Таким образом, созидающая связь является наружной, осуществляется по кругу цикличности, а деструктивная является внутренней, осуществляется внутри круга цикличности по циклу звезды. Поскольку созидающая связь направлена на развитие, стимулирование, возбуждение, а деструктивная — на угнетение, разрешение и торможение, то они уравновешивают друг друга аналогично силам Инь-Ян. Если мы рассмотрим диаграмму цикла У-Син с точки зрения современной теории кибернетики, мы увидим, что У-Син представляет собой систему, охваченную прямыми и обратными связями, которые обеспечивают ее сверхустойчивость. В результате воздействия какого-либо фактора извне может нарушиться какой-либо из элементов, но если при этом сохранены связи между ними, то система в результате действия прямых и обратных связей после переходного процесса придет в равновесие. По этой схеме развиваются острые заболевания и процесс выздоровления. Но если в результате воздействия внешних факторов будут оборваны регул и -рующие связи, то система не сможет прийти в равновесное состояние. По этому принципу формируются устойчивые патологические состояния (хронические заболевания). Если образуется недостаточность или избыточность тех или иных связей, возникает патология, которая может быть четырех видов: 1. Избыточность созидающей связи ведет к преобладанию какого-либо элемента. Например, если ДЕРЕВО окажет избыточно стимулирующее действие на ОГОНЬ, то он начнет преобладать. 2. Недостаточность или дефект созидающей связи ведет к тому, что последующий элемент ослабевает. Например, если ДЕРЕВО недостаточно стимулирующе действует на ОГОНЬ, то он ослабевает. 3. Избыточность деструктивной связи ведет к тому, что последующий элемент этой связи слабеет. Например, если ОГОНЬ окажет избыточное угнетающее действие на МЕТАЛЛ, то последний ослабеет. 4. Недостаточность или дефект деструктивной связи ведет к тому, что последующий элемент этой связи преобладает. Например, если ОГОНЬ недостаточно угнетающе действует на МЕТАЛЛ, то последний усиливается. Итак, любое изменение одного из видов связи ведет к нарушению равновесия. Этот процесс значительно усугубляется при изменении двух и более видов связи. Таким образом, характер и распространение болезни не выходит за рамки теории Инь-Ян, но динамика ее развития может быть объяснена только с точки зрения созидающих и разрушающих связей цикла пяти элементов. ТЕОРИЯ МЕРИДИАН Восточная медицина выделяет в организме человека двенадцать систем, которые выполняют 12 основных физиологических функций. Они носят название меридиан. Каждый меридиан называется соответственно органу, который определяет его функцию. В соответствии с теорией Инь-Ян, меридианы образуют 6 пар. Таким образом, существует 6 иньских меридиан и 6 янских. Иньские меридианы соответствуют органам, которые выполняют функции накопления, сохранения и переработки веществ и энергий в организме. Это наполненные органы: легкие, селезенка, сердце, почки, перикард и печень. Янским меридианам соответствуют полые органы, которые выполняют функции обмена веществ, выделения (выведения). Это толстая кишка, желудок, тонкая кишка, мочевой пузырь, три обогревателя, желчный пузырь. Ч-еловеческое тело имеет особую систему каналов, соединяющих поверхностное с внутренним и верхние части тела с нижними и связывающих все полые и плотные органы. Каналы и коллатерии не являются ни кровеносными сосудами, ни нервами. Термин " меридиан" означает маршрут или канал. Эти" каналы являются трубопроводами энергии Ци. Они образуют линии, идущие по всему телу человека, соединяя его различные части, превращают его в органичное единство. Каналы, соединяющиеся с полыми органами Ян, идут вдоль внешних поверхностей тела и называются Ян-каналами. Каналы, соединяющиеся с наполненными органами Инь, идут вдоль внутренних поверхностей тела и называются Инь-каналами. Таким образом, 12 каналов покрывают поверхностные и внутренние части человеческого тела. Маршруты их течения делают круг, проходя по всему телу, и тесно связаны друг с другом. В дополнение к этим основным проходам, 12 каналам, для протекания внутренней Ци существует еще 8 других важных каналов. Эти 8 каналов не связаны прямо с внутренними органами. Они осуществляют связь между системой основных 12 меридиан и называются чудесными каналами. Основные 12 меридиан ставятся в соответствии с системой пяти элементов У -Син. Каждая пара, состоящая из одного Инь и одного Ян- мер ид и а на, соответствует определенному элементу цикла У-Син. Состояние каждого меридиана- системы может характеризоваться в соответствии с теорией Инь-Ян избыточностью либо недостаточностью. Это находит отражение, с одной стороны, в функции органа-системы, а с другой стороны — в проводящей способности меридиана как канала. Если орган-функция находится в норме, то есть в равновесии, энергия протекает по каналу, ей соответствующему, без задержки в соответствии с суточным ритмом. Но если функция нарушена, то меридиан " закупоривается", ток энергии в нем нарушается, он может становиться болезненным, мышечные группы, через которые он проходит, становятся напряженными, что затрудняет ток энергии. С другой стороны, улучшая состояние канала, добиваясь в нем нормального прохождения энергии, мы тем самым можем влиять на функцию физиологической системы, которой этот меридиан соответствует. Вдоль хода меридиана расположена система биологически активных точек. Это места, через которые меридиан энергетически связан с окружающими человека энергетическими потоками. Воздействуя на эти точки по определенному правилу, мы можем добиться улуч -шения состояния меридиана. Энергия циркулирует по системе меридианов в соответствии с суточным ритмом. Каждые 2 часа энергия в определенном меридиане достигает своего максимума. В это время наиболее активна соответствующая физиологическая система и соответствующий меридиан наиболее чувствителен для внешнего воздействия. Это же правило распространяется на годовой цикл. В каждый из 12 месяцев определенный меридиан достигает своей максимальной активности. Внутренняя энергия циркулирует в 12 основных меридианах и вступает, с одной стороны, в контакт с органами, а с другой — посредством точек на меридиане с внешней средой. Поэтому от состояния точек во многом зависит состояние меридиана и движение энергии по нему, прием энергии извне и передача ее к внутренним органам. Энергия Ци циркулирует по меридиану и охватывает органы в строго определенной последовательности. Кругооборот энергии начинается с меридиана легких. Энергия последовательно проходит все 12 основных меридианов (2 иньских, потом 2 янских и т. д. ) за 24 часа, то есть в течение суток. Так, начиная циркулировать с меридиана легких, на котором максимум энергии отмечается в 3-5 часов утра, энергия переходит в меридиан толстой кишки (5-7 часов) и т. д. Таблица 5.
Правила течения и соединения двенадцати меридиан следующие: — три Инь-меридиана руки выходят из груди и проходят по внутренней поверхности руки от туловища к кисти; — три Ян-канала руки выходят из кисти, проходят по внешней стороне руки через голову; — три Ян-канала ноги выходят из головы и проходят по внешней поверхности ноги к ступ н е; — три Инь-канала ноги выходят из стопы, проходят по внутренней поверхности ноги и далее через грудь. Когда жизненная энергия Ци, текущая в 12 меридианах, избыточна, она должна перетекать в 8 чудесных каналов, чтобы быть запасенной там. Когда Ци в 12 меридианах недостаточна, то внутренняя Ци из 8 чудесных меридиан должна течь обратно в 12 меридиан. 12 меридиан подобны рекам, и 8 чудесных меридиан подобны озерам. Таким образом, функцией восьми чудесных меридиан является поддержание и регуляция 12 каналов. Основными чудесными меридианами являются Сосуд-Управитель, проходящий по средней линии спины от копчика через макушку и заканчивающийся под верхней губой, и Сосуд Зачатия, проходящий по средней линии живота и груди. Система чудесных меридиан по сути дела выполняет функцию отведения и регуляции энергии и реализует на себе систему тормозящих и возбуждающих связей цикла У-Син. Если в основных меридианах энергия протекает в фиксированных направлениях, подчиняясь суточному ритму, то в системе чудесных меридиан, если организм находится в равновесии, энергия вообще не протекает. Эта чудесная система начинает работать только в том случае, если возникают какие-либо энергетические перекосы в системе 12 органических меридиан. Отсюда следует огромное значение нормального функционирования системы чудесных меридиан. Какой бы патологический фактор ни подействовал на организм человека, он вызывает энергетические перекосы в системе 12 меридиан, которые тут же устраняются нормально функционирующей чудесной системой. Таким образом, когда человек болен, меридианы в его теле нужно " прочистить" посредством определенных мероприятий. Это лекарственная терапия, иглотерапия, массаж, дыхательные и физические упражнения, а также система психологической саморегуляции и медитации. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ 12 МЕРИДИАН 1. МЕРИДИАН ЛЕГКИХ Меридиан легких контролирует уровень обмена веществ и дыхания. Патологическое изменение в легких влияет на функциональное состояние кожи, волос и потовых желез (их хорошее состояние во многих зависит от нормального функционирования системы легких). Меридиан контролирует носоглотку, гортань, миндалины, трахею и бронхи, функции которых тесно взаимосвязаны. Ухудшение функции дыхания в легких часто приводит к ухудшению функции носового дыхания. Показания к воздействию на меридиан легких — это заболевания носоглотки, трахеи, бронхов, легких, заболевания лица, боли в верхних конечностях, экзема, аллергические высыпания и другие кожные заболевания. 2. М ЕРИДИАН ТОЛСТОЙ К И Ш К И Основная функция — выведение отходов наружу. Образует пару с меридианом легких и тесно связан с ними. Так, запоры зачастую сопровождаются чувством стеснения в груди и дискомфортом. Кроме того, эти два органа — легкие и толстая кишка — непосредственно связаны с наружной средой. Показания к воздействию на меридиан толстой кишки: — заболевания толстой кишки и желудка — болезни слизистых оболочек и кожи — заболевания легких, лихорадочные заболевания, гипертония, болезни сердца — болевые синдромы туловища, боли в области рта (язык, зубы, миндалины) и области лица (нос, уши) 3. МЕРИДИАН ЖЕЛУДКА Основная функция — прием и переработка пищи. Желудок и селезенка образуют тесную связь. Меридиан оказывает влияние на внутренние органы вообще и особенно на желудок, контролируя при этом его секрецию. Желудок как орган является центром энергетической системы человека, который получает энергию из пищи и распределяет ее по всему организму. От его состояния во многом зависит жизненный тонус и здоровье остальных органов. В меридиане желудка образуется защитная энергия, которая предохраняет организм человека от внешних воздействий. Воздействие на меридиан во многом зависитот места расположения точек на нем. Находящиеся на голове точки нормализуют кровообращение органов чувств и слизистую полости рта. Лечат невралгию и спазмы мышц лица. Точки меридиана желудка в области шеи воздействуют на гортань и верхние дыхательные пути. Точки в области грудной клетки воздействуют на легкие и бронхи. Точки в области груди и живота лечат гастрит и энтериит. Точки на ногах — нарушение крообращения не только на ногах, но и в области шеи и головы (головные боли и заболевания глаз). 4. МЕРИДИАН СЕЛЕЗЕНКИ —ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ Меридиан селезенки контролирует продвижение и переваривание пищи в кишечнике и желудке, а также всасывание питательных веществ. Если эти функции нарушены, то возникает вздутие живота, диспепсия, что приводит к понижению общего тонуса и атрофии скелетной мускулатуры. В селезенке образуются глобулины. Она также оказывает влияние на активность системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников — общий тонус-интеллект, мышление, воображение. Ре гул и -рует и управляет составом и очисткой крови, активно участвует в кроветворении, оказывает влияние на систему свертываемости крови. Регулирует водный обмен в организме. Нарушение функции меридиана селезенки может привести к развитию отеков. Воздействие на меридиан показано при развитии послеоперационного отека легких, после операции на органах брюшной полости. Селезенка вместе с печенью отвечает за состояние мышц. 5. МЕРИДИАН СЕРДЦА Меридиан сердца определяет функциональное состояние сердца, системы кровообращения (сосудистый тонус). * Под контролем меридиана находятся сознание, умственная активность, ощущения и эмоции. Человек бодр и жизнерадостен, пока у него здоровое сердце. Ухудшение его работы ведет к раздражительности, вялости, малой активности, нерешительности, различным страхам, возникает состояние тревоги и грусти. Показания: эмоционально-стрессовые нарушения, неврозы, депрессии, обмороки, головокружения, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, страх, тревога, грусть. Воздействие на меридиан сердца приводит к успокоению сердца и улучше-нию душевного состояния человека. 6. МЕРИДИАН ТОНКОЙ КИШКИ Принимает переваренную в желудке пищу и всасывает питательные вещества и жидкости. Меридиан тонкой кишки и меридиан сердца образуют пару Инь-Ян. При заболевании сердца поражается и тонкий кишечник. Поэтому необходимо лечить оба меридиана. Например, при операции на тонком кишечнике эффективно воздействие на меридиан сердца. Тесной связью с меридианом сердца объясняется также эффективность воздействия на меридиан тонкой кишки при состояниях возбуждения, связанных с нервной системой. Левая ветвь меридиана действует на тонкий кишечник, а правая — дополнительно и на 12-перстную кишку. Местное воздействие на меридиан эффективно при головной боли, боли в заднебоковой части шеи, в плечевом поясе и локтях, а также при шуме в ушах, вызванных патологией внутреннего уха. 7. МЕРИДИАН МОЧЕНОГО ПУЗЫРЯ Меридиан мочевого пузыря играет роль регулятора деятельности почек и контролирует мочеиспускание. Воздействие эффективно при болезненных и спастических состояниях (головная боль, люмбаго, судороги икроножных мышц). Показания: хронические кожные заболевания (экземы, дерматиты, псориаз), нарушения в центральной нервной системе (головной и спинной мозг), радикулит, головная боль, нарушение мозгового кровообращения, боли в области шеи, спины, поясницы и мышц ног. Воздействие на точки " согласия", расположенные на меридиане вдоль позвоночника, оказывает регулирующее влияние на функции любого органа. 8. МЕРИДИАН ПОЧЕК В древних трактатах почкам уделяется особое место. Повидимому, имеется в виду комплекс почки-надпочечники, тесно связанные воедино. Меридиан почек является хранилищем " сущностной" энергии, которая определяет энергетиче- ские ресурсы организма. Считается, что эту энергию человек получает в момент рождения, и от ее запасов зависит резерв его жизненных сил. Таким образом, меридиан почек содержит питательные вещества, которые являются основой активности внутренних органов и систем, а энергия самих почек — основа роста, развития и размножения. После длительных болезней и серьезных операций больные зачастую жалуются на появление раздражительности, неприятные зрительные ощущения, бессонницу, потливость ночью и т. д. Это следствие недостаточности энергии почек. Почки — корни жизни. Они контролируют также костную ткань, функцию костного мозга, рост, развитие и восстановление костей. Почки контролируют жидкости тела и при их патологии развиваются отеки, полиурия, недержание мочи и т. д. Почки держат под своим контролем черты характера, такие, как решительность, воля, а также половую активность. При патологии почек половая активность резко падает. Почки тесно связаны с ухом. При пониженном слухе, шуме в ушах, глухоте в сочетании со слабостью выздоровление наступает только после укрепления почек. Наблюдается тесная связь с анусом. Показания: — застойные явления в грудной клетке при бронхиальной астме, состояния, подобные грудной жабе; — менструальные нарушения и патология мочеполовой сферы; — гипертонические и гипотонические состояния; — запор, отрыжка, метеоризм, диспепсия, рвота; — нижние точки меридиана почек эффективны при неврастении и эпилепсии; — нарушение функции почек, матки, ее придатков, желчного пузыря и глотки; — нарушение мочеполовой сферы, функции надпочечников и сексуальные нарушения. 9. МЕРИДИАН ПЕРИКАРДА Основная функция — защита сердца и оказание ему дополнительной помощи. Физиологические функции и патология перикарда влияют на сердце. Меридиан не представляет собой какой-либо орган, а является представителем функционального круга и по своему действию на некоторые органы имеет сходство с меридианом сердца. Но меридиан перикарда имеет более широкий диапазон влияния на кровообращение. Оказывает преимущественное влияние на парасимпатическую нервную систему. В связи с этим воздействие на меридиан перикарда используется при застойных явлениях, недостаточности кровообращения, нарушении кровообращения в грудной, брюшной полости и в мочеполовой системе. Иногда этот меридиан называют сердечно-сосудисто-сексуальным. Воздействуя на точки 4-9 этого меридиана, можно оказать влияние на психико-эмо-циональную сферу. Меридиан влияет на общую массу циркулирующей крови и обмен веществ, а также на органы внутренней секреции. 10. МЕРИДИАН ТРИ ОБОГРЕВАТЕЛЯ Меридиан не относится к какому-либо одному органу. Это целая фукциональ-ная система, включающая в себя три полости, три функциональные единицы. Верхняя полость включает туловище и грудную клетку до диафрагмы (система дыхания и кровообращения). Средняя полость — от диафрагмы до пупка, органы пищеварения, желудок, селезенка. Нижняя полость — пространство ниже пупка, почки, мочевой пузырь, мочеполовые органы. Меридиан координирует и регулирует различные процессы и функции внутренних органов, относящихся к системе Ян, и образует Инь-Янскую пару с меридианом перикарда, в котором представлены те же самые функциональные круги, но с преобладанием системы Инь. Меридиан трех обогревателей, в противоположность меридиану перикарда, оказывает влияние на спастические и болевые синдромы. Топографические особенности хода меридиана — вокруг уха, в области глаз, лица дают возможность воздействовать на тугоухость, боль в глазах и на зубную боль. Точки на руках и в области плечевого пояса эффективны при заболеваниях конечностей. Если меридиан перикарда значительно влияет на психические нарушения и 11. МЕРИДИАН ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ Меридиан желчного пузыря находится в тесной связи с меридианом печени. Их функциональные состояния взаимосвязаны. Меридиан используется при различных болевых синдромах. Большое число точек на голове дает возможность воздействовать на головную боль в лобно-височной области. Мигрень, лицевая боль, некоторые воспалительные заболевания уха, глаз, придаточных пазух носа также лечатся воздействием на меридиан желчного пузыря. Воздействие показано при других болевых синдромах, таких, как межреберная невралгия, люмбаго, ишиас, артриты, особенно голеностопного, коленного и тазобедренного суставов, а также заболеваниях желчного пузыря и отводящих желчных протоков. 12. МЕРИДИАН ПЕЧЕНИ Печень обладает свойством усиления функций организма. Она занимает ведущее место в обеспечении обмена веществ, являясь " биохимической лабораторией" организма. Правильный обмен вещств способствует росту, постоянному самообновлению организма. Печень является кровяным депо, выполняя функцию хранения, регуляции количества крови. Регулирует состав крови, систему сворачиваемости крови, вырабатывает биологически активные вещества. Эмоция сильного гнева ранит печень. При этом усиленно выделяется в кровь адреналин, что сопровождается выбросом крови из кровяного депо. Результат — нарушение функции сохранения крови в печени, поэтому воздействие на точки меридиана печени эффективно при маточных кровотечениях. С другой стороны, при заболевании печени характерно состояние гневной раздражительности. Целый ряд мозговых синдромов связан с заболеванием печени. Вследствие увеличения количества азотистых продуктов обмена, не подвергающихся в печени обезвреживанию и поступающих в больших количествах в кровь, а также нарушения обмена микроэлементов в организме, печеночная интоксикация ведет к раздражительности, бессоннице, бреду и т. д. Двигательный аппарат также находится в ведении печени. Печень контролирует мышцы и сухожилия. Это понятно, учитывая роль печени в энергетическом, углеводном и белковом обмене в мышечной и сухожильной ткани. При поражении печени могут появляться мышечные заболевания — спазмы, судороги и т. д. Глаза — зеркало печени. Заболевания печени сопровождаются изменениями склеры, покраснением глаз, ухудшением зрения. Покраснение глаз — это огонь печени, который надо потушить. Печень регулирует иммунные процессы. Нарушения в печени часто вызывают различные аллергические и аутоиммунные заболевания. Показания к воздействию на меридиан: — увеличение печени, желтуха с диспепсией, рвотой, быстрой утомляемостью, ухудшением зрения, головокружением и вспыльчивостью; — при головной боли различного характера и мигренях, обмороках и гипотонических состояниях, импульсивности и легкой возбудимости, страхе и спастических состояниях; — при болевых синдромах в области грудной клетки, межреберной невралгии, боли в пояснице и ногах; — при нарушении функций мочевыделительной системы, недержании мочи. Заболевания половых органов; — при различных дерматозах (аллергических и инфекционных) воздействие на меридиан печени сочетать с воздействием на точки меридиана легких. Таблица 6. Состояние меридиан
э в о и пузырь 9. Перикард Эйфория, радость. Болезненные и спастиче боль в глазах, слезотечение, кровотечение из носа, учащенное мочеиспускание. Возбуждение, решительность, хитрость, твердость характера, язвительность, безапелляционность, мудрствование, жестокость. Задержка мочи, анурия, ощущение жара в ногах, стопа на ощупь горячая, боли в области крестца, поясницы, внутренней поверхности бедра, сухость слизистой оболочки рта и языка, тошнота, боли в горле. Повышение сексуальной потенции, чувство внут-реннего волнения; сновидения: чувство опоясывания, невозможность развязать пояс, поясница " отделена" от всего тела. Боли в верхних конеч ощущение холода в них, звон в ушах, снижение слуха. Сожаление, раскаяние, патологическое угрызе- ние совести, печаль; сновидения: дороги, узкие проходы и коридоры, переправы. Отечность и припух- Половая слабость, астения, нерешительность, бесхарактерность, бесхитростность. Недержание мочи, обильное мочевыделе- ние, моча прозрачная, ощущение холода в ногах, стопа на ощупь холодная, чувство онемения и слабость ног, обильное потовыделение, расстройство кишечника, шум в ушах, слабость, чувство онемения в костях, боли в области макушки головы. Снижение сексуальной потенции, страх, нерешительность, нарушение речи (беспорядочная, сбивчивая); сновидения: наводнения, разливы, деревья в воде, пребывание на краю пропасти, пустота, безграничность. Слабость рук, ощущение тяжести в грудной клетке, желтушность склер, понос, се рдцеб ие н ие.
ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СИСТЕМУ МЕРИДИАН И БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ Цель лечебно-профилактических мероприятий восточной биоэнергетики — это восстановление нормального функционирования пораженного меридиана. После того, как мы установили нарушения в организме человека и соответствую- I щие им меридианы, их необходимо обследовать. Легкими массирующими движениями по ходу меридиана найти точки, где наблюдается уплотнение либо размягчение ткани, болезненные либо онемевшие участки и точки. На эти точки можно воздействовать определенным образом. Существуют 2 основных метода воздействия. 1. Метод тонизации (возбуждения). При этом точку массируют сильными круговыми движениями по часовой стрелке от периферии к центру по спирали. Применяют также вибрационный метод. 2. Метод дисперсии (торможения). При этом точку массируют мягкими, слабыми движениями и поглаживаниями по спирали от центра к периферии против часовой стрелки. Рекомендуется также линейный массаж вдоль линии меридиана. Если меридиан находится в избыточности, то массирующие движения осуществляются против хода энергии в нем, а если в недостаточности — то по ходу энергии. На меридиане существуют точки, воздействуя на которые можно затормозить либо тонизировать меридиан. Это тормозная и тонизирующая точки. Если меридиан находится в избыточности, то при этом воздействуем на его тормозную точку методом дисперсии. Если меридиан находится в недостаточности, то воздействуем на его тонизирующую точку методом тонизации. Таблица 7. ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ МЕРИДИАН
Передний срединный меридиан. Точки на нем обозначаются символом " УС". В таблице это точки тревоги. Меридиан относится к системе чудесных и обеспечивает гармонию между группой иньских органических меридиан. Носит название Сосуда Зачатия. Имеет точку-ключ Р-7, воздействие на которую улучшает функцию этого меридиана. На нее воздействуют методом тонизации. Воздействие на точки Сосуда Зачатия показано при нарушениях в системе иньских органов. Задний срединный меридиан. Точки на нем обозначаются символом " ус. Меридиан относится к системе чудесных меридиан и обеспечивает гармонию между группой янских органических меридиан. Носит название Сосуда Управителя. Его точка-ключ Ю-3. Воздействие на точки Сосуда Управителя показано при заболеваниях системы янских органов, а также при заболеваниях позвоночника. В таблице основных точек меридиан приведены стабилизирующие точки каждого меридиана. Воздействие на них показано при нарушении соответствующего меридиана, а также спаренного с ним меридиана. Точки-глашатаи или точки тревоги являются сигнальными точками соответствующего органического меридиана. Они могут быть резко болезненны при нарушении циркуляции энергии в меридиане. Сочувствующие точки расположены на спине по ходу меридиана мочевого пузыря. Сочувствующие точки и точки-глашатаи каждого меридиана находятся в единой взаимосвязи. Указанные точки применяются всегда вместе, независимо от синдрома избыточности и недостаточности соответствующего меридиана, причем: — на точки-глашатаи действуют методом тонизации; — на сочувствующие точки — методом торможения. Каждый меридиан имеет 2 симметричные ветви, воздействие на точки которых подчиняется принципу Инь-Ян. Если боль находится справа, воздействуют на левую сторону, и наоборот. Воздействие на нижнюю часть тела оказывает влияние на верхнюю и наоборот, то есть показаны перекрестные методы воздействия. Чем ближе точка воздействия к периферии конечности, тем более общим эффектом она обладает. Точки, расположенные на туловище, обладают более местным эффектом. Поэтому, если выбор точек, расположенных на конечностях, может быть произведен по таблице, исходя из соображения торможения либо возбуждения меридиана, то точки на туловище выбираются, исходя из симптоматического принципа. Оптимальным для воздействия на пораженный меридиан является время, когда в соответствии с суточным циклом циркуляции энергия достигает максимума в этом меридиане (см. табл. ). Если в это время воздействие по какой-либо причине оказать нельзя, то выбирают время, которое соответствует максимуму энергии в меридиане, спаренном с ним. Другой принцип выбора времени воздействия заключается в правиле " Полдень — Полночь", которое гласит, что в соответствии с большим суточным кругом циркуляции энергии Ци, янские и иньские диаметрально противоположные меридианы находятся в тесной взаимосвязи. Если нет возможности воздействовать на нарушенный меридиан в оптимальное для него время, то можно воздействовать на диаметрально противоположный меридиан во время, соответствующее этому противоположному меридиану. Например, если мы знаем, что поражен меридиан легких, время оптимального воздействия на него — с 3 до 5 часов (см. рис. 6). Это время неудобно для воздействия. Можно воздействовать с 5 до 7 часов, когда активен спаренный с ним меридиан толстой кишки, либо с 15 до 17 часов, когда активен меридиан мочевого пузыря, диаметрально противоположный на большом круге циркуляции меридиану легких. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТОЧКИ Существуют точки, оказывающие наиболее выраженный эффект на тот или иной орган, систему или эмоциональное состояние. Применение их в комплексе с другими точками дает хороший результат.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ И МЕДИТАЦИЯ Все постоянно изменяется от Инь к Ян и вновь к Инь. Осознание этих циклических и спиральных перемен может крайне изменить качество нашей индивидуальной жизни, так как оно освобождает нас от суженной точки зрения на йещи, причиняющие нам столько неприятностей. Мы постоянно попадаем в ситуации, которые мы считаем плохими, испытывая при этом страх, или в ситуации, которые мы считаем хорошими, получаем от н их удо вол ьстви е, но вместе с ним и чувство страха потери. Оба эти состояния разрушительны для нашей личности, так как происходят от извечной неуверенности человека, фиксации на хорошем или плохом и недостатка понимания всеобщего порядка перемен. Принцип Инь-Ян учит нас, что ничто не продолжается вечно, ничто не являет-ся в корне плохим или хорошим. " Добро" и " Зло" — это дуализм, звисящий от отношения человека к событиям и своим желаниям, и не является качеством, извечно присущим природе вещей. В силу ограниченности наших знаний, мы не можем судить, что действительно хорошо, а что действительно плохо. Часто мы сопротивляемся, восстаем, жалуемся или расстраиваемся из-за событий, которые в ретроспективе были необходимы нашему росту, совершенствованию, пониманию или вообще счастью. Во всей восточной философии мы находим как разрушение, так и созидание, строительство и уничтожение, которые изображаются как две руки единого божества. Попытка повесить ярлык " хорошего" или " плохого" чему-либо удивила бы древних, так как это было бы равносильно оптицанию половины бытия. Если мы занимаемся постоянной оценкой ситуаций, то у нас появляется тенденция стать на суженную точку зрения, где мы видим только " добро", которого желаем, и " зло", которого боимся, что отрезает нас от всего спектра восприятия, ограничивает нас нашими собственными пониманиями добра и зла. Как же избавиться от туннельного видения? Если мы попали в трудную или " плохую" ситуацию и боимся, что она будет долго продолжаться, мы должны, во-первых, посмотреть, с какой она связана проблемой, и, во-вторых, как она может изменяться или трансформироваться, оценить тенденции ее развития и предоставить ситуации развиваться естественным для нее способом. При этом ни в коем случае нельзя стараться сохранить ее неизменной, как бы привлекательна она ни была, помня о том, что нет ничего вечного. Целью на Востоке было не принимать хорошее и отрицать плохое, а схватывать все явное и неявное, независимо от его относительных достоинств, и жить в гармонии с неуловимой, но великой Правдой Перемен в природе. Мы должны научиться воспринимать и наслаждаться нашим счастьем, а трудности воспринимать как учителей, и тогда нам не надо будет так безнадежно цепляться за гребень волны. Инь сменяется Ян, Ян сменяется Инь; спираль Перемен бесконечна. Если мы вырастем настолько, что действительно претворим этот принцип в нашу жизнь, то мы сможем более гладко и спокойно справляться с жизненными переменами. На Востоке существует притча. У фермера была одна лошадь. Однажды эта лошадь убежала. В этот вечер соседи собрались у него, чтобы выразить свое сожаление в связи с этим несчастьем. " Может быть", — сказал фермер. На следующий день лошадь вернулась и привела с собой 6 диких лошадей, и соседи говорили, что вот, мол, какое счастье. А фермер сказал: " Может быть". А на следующий день его сын пытался оседлать и объездить одну из диких лошадей, но упал и сломал ногу. Опять соседи выразили соболезнование по поводу этого случая, но он только ответил: " Может быть". А на следующий день пришли вербовщики набирать себе парней в армию, но из-за сломанной ноги сына фермера не взяли. Когда соседи пришли сказать, как хорошо все обернулось, фермер сказал: " Может быть". Притча иллюстрирует: Инь-Ян состояния мира постоянно, циклично, нет ничего абсолютно хорошего и абсолютно плохого. Мы не только часть природы, мы сами — природа. Наши жизни текут в гармонии с космическими переменами. \ Связать наше счастье с достижением определенных целей и желаний и не быть открытыми для тех перемен, что несет нам поток жизни, значит быть счастливыми только на очень короткий период. Если наше счастье будет не в процессе роста, не в чувстве разворачивающейся уверенности, осознанности всех оборотов спирали, а в посвящении себя только материальным или эгоистическим целям, мы лишим себя счастья на 360 градусов оборота спирали. ТЕХНИКА МЕДИТАЦИИ В самом широком смысле медитацию можно понимать как комплекс психотехнических приемов сосредоточения на чем-либо. Зачастую простого обращения внимания на свой внутренний мир уже достаточно для начального импульса к развитию личности. Если это на начальном этапе просто контроль за своим эмоционально-чувственным процессом, за состоянием тонуса своего мышечного аппарата, за процессом мышления, то на более высоком этапе развития стирается грань между субъектом и объектом познания и деятельностью. Мир начинает при этом восприниматься в единстве, во всем многообразии своих граней и проявлений. В этом и состоит принцип озарения и мгновенного, интуитивного процесса познания. Здесь проявляется и реализуется в практике психической деятельности принцип единства Дао и теория Инь-Ян. Одна из основных категорий восточной философии — это Пустота, которая трактуется как первооснова всего сущего. Из Пустоты все выходит, создается и в нее возвращается. Для того, чтобы воспринять мир непредвзято, во всем многообразии его проявлений, необходимо успокоить свою психику, отбросить старые заезженные стереотипы, взглянуть на ситуацию как на нечто новое. Таким образом, необходимо привести все психические процессы в нулевое состояние, а уже на этом фоне начинать любую деятельность. Адекватно мир может отразиться только в зеркальной поверхности нашей психики, ничем не замутненной. ТЕХНИКА РАССЛАБЛЕНИЯ Техника расслабления (релаксации) является основной составной частью любой медитативной системы. Получение мышечного расслабления основано на принципе единства тела и психики. Процесс мышления становится более управляемым при умении контролировать свой мышечный тонус, умении расслабляться. Зачастую в состоянии покоя человек постоянно занят мысленным проигрыванием каких-либо ситуаций. Его мозг не отдыхает. Умение остановить " мысленную жвачку" — значительный шаг вперед по пути самосовершенствования. Иногда одного этого достаточно, чтобы значительно улучшить свое пси> ическое состояние, избавиться от целого ряда невротических симптомов и со1 утствующих им соматических заболеваний. Правильный мышечный тонус во многом определяет состояние системы меридиан. Как мы уже знаем, энергия, протекая по меридиану, не должна встречать сопротивления на пути своего движения. Если в мышцах тела существует ненужное напряжение, мышечные зажимы, то состояние меридиана, который проходит по этим мышечным группам, нарушается. Вследствие этого внутренние органы не получают достаточный приток энергии, питающей их. Когда мышцы расслаблены, каналы максимально открыты, энергия протекает в них сильным ровным потоком, обеспечивая здоровье и равновесие всего организма. Техника релаксации использует принцип психосоматического рефлекса. Состояние психики, эмоциональные состояния определяют мышечный тонус, а состояние скелетной мускулатуры, в свою очередь, определяет наше эмоциональное состояние. Умение расслабиться позволяет разорвать патологический круг, когда неприятная мысль рождает отрицательную эмоцию, которая приводит к мышечному напряжению. Напряжение мышц, в свою очередь, усиливает эмоцию, а отрицательная эмоция, в свою очередь, стимулирует неприятные мысли. Для достижения релаксации (мышечного и психического расслабления) применяется целый ряд психических приемов, основанных на образно-чувственных представлениях, что в корне отличает восточную систему саморегуляции от ее европеизированных вариантов, где в основном применяются словесные формулы внушения. ПЕРВЫЙ ПРИЕМ. Прочувствовать свое тело. Напрячь и поочередно расслабить последовательно следующие группы мышц: руки, лицо, ноги, мышцы спины и живота. ВТОРОЙ ПРИЕМ. Представить, что ваши мышцы начинают массироваться и разминаться кем-то посторонним. При этом в них возникает чувство тепла (в той же последовательности, что и в первом приеме). ТРЕТИЙ ПРИЕМ. Вообразить себя погруженным в воду и мысленно растворить свое тело в ней. Последовательно растворить руки, лицо, ноги, спину и живот. При выполнении этих приемов возникает чувство эйфории, ощущение полета и внутреннего освобождения. Наступает полное расслабление скелетной мускулатуры, кровеносные сосуды мышц расширяются, улучшается питание мышечной ткани. Рефлекторно расширяется также капиллярная сеть, питающая внутренние органы, и как следствие этого улучшается их функционирование. Происходит распределение внутренней психической энергии, основная часть которой в обычном состоянии направлена на мышечную сферу. При выполнении приема 3 необходимо направить высвобождающуюся психическую энергию в интеллектуальную сферу психики. На начальном этапе обучения очень трудно сохранить нулевое состояние психики и тела. Наше мышление устроено так, что оно постоянно ищет объект приложения. Поэтому одна из самых трудных ступеней медитации — это медитация на Пустоту, которая очищает нас, дает нам новые силы и импульс к новой жизни и деятельности. Для того, чтобы сохранить полученное состояние, необходимо стараться ощу-тить себя парящим в Пустоте, в Космосе, ощутить себя центром Вселенной, почувствовать единство с великой Пустотой и всем миром. Зафиксировать свое внимание на чувстве полета, парения, на ощущении потери чувства тела. Тело полностью исчезло, осталось лишь одно активное сознание. Добившись таким образом перераспределения психической энергии в интеллектуальную сферу, мы должны ее задействовать, то есть использовать для дальнейшего самосовершенствования. РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ЧУВСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ИНТУИЦИИ Европейский способ мышления, сформированный путем особых социально-психологических традиций, основан на конфликтном взаимодействии между психическими структурами. При этом психика как бы разорвана на дуальные (двойственные) состояния. Это чувство и долг, эмоциональное и интеллектуальное, словесное и образное, сознательное и бессознательное, логическое и интуитивное. В процессе выполнения какой-либо деятельности мы постоянно отдаем себе приказы, заставляем себя выполнять то, что нам зачастую не хочется. Отсюда возникают постоянные внутренние конфликты, комплексы, чувство раздвоенности, состояние безысходности и т. д. Одна из основных целей саморегуляции — разрушение этих психологических барьеров и перегородок, получение слитного функционирования психики, то есть реализация принципа Инь-Ян в процессе психической деятельности. Когда достигается состояние целостности внутреннего мира личности, восприятие внешнего мира также изменяется. Он начинает восприниматься во всем единстве и многообразии связей. Резко улучшаются процессы творчества и интуиции. Любая мысль приобретает яркую образно-чувственную эмоциональную окраску. Личность начинает действовать как единое целое при полном отсутствии внутренних конфликтов, мгновенно реагируя на все изменения ситуации. По своей сути все далее излагаемые психотехнические приемы и методы служат одной цели — получению состояния внутреннего единства личности. Приемы эти производятся на фоне полного расслабления как физичее ко го, так и психического и после усвоения первых трех приемов. А. ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВЕСНОГО В ОБРАЗНОЕ. Последовательное называние серии слов, выражающих зрительные, образные, вкусовые, цветовые и т. д. ощущения, и превращение их во внутренние ощущения и образы. Идя от простых ощущений к сложным образным комплексам, имеющим окраску, запах, вес, форму и т. д., постепенно усложняя их, применяя различные комбинации, необходимо добиться того, чтобы любое слово тут же превращалось в образ даже без участия сознательной концентрации. Б. СЛОЖНЫЕ ВООБРАЖАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ с различными комплексами образных представлений. Это воображаемые путешествия, беседы, различные картинки ситуаций, сценки и т. д. При этом необходимо увидеть все это как можно более ярко, во всем многообразии и подробностях, пос тепенно у с ложня я их. В. МЕТОДЫ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ. Представить себя каким-либо объектом, живым или неживым, прочувствовать его, отождествиться, слиться с ним как можно более полно во всех подробностях и деталях, идя от простых объектов к сложным динамическим ситуациям. Необходимо научиться чувствовать сложный объект, процесс или ситуацию изнутри, растворяясь в ней, интуитивно познавая ее во всем сложном разнообразии связей. Стараться увидеть, прочувствовать и предугадать возможные пути развития, преобразования и совершенствования какого-либо сложного процесса или явления. Вышеприведенные приемы относятся к статической медитации. Более высокий уровень — это динамические формы медитации. Статическая медитация относится к динамической как готовность к деятельности, к самому процессу деятельности. Динамическая медитация иначе называется медитацией действия и выступает как системообразующий фактор, позволяющий оптимизировать любую сферу активности личности, распространить принцип всеобщей гармонии на сам процесс деятельности, как физической, так и психической. Здесь достигается единство телесного и психического с самим действием. В Китае динамические методики саморегуляции включают в себя два больших раздела: а) двигательная гимнастика Тайцзы-Цюань, позволяющая гармонизировать б) дыхательная энергетическая гимнастика Ци-Гун, развивающая систему ды Между этими двумя разделами нет четкой грани. Обычно их методы переплетаются, поэтому мы и говорим о динамической медитации. Полученные при статических методах саморегуляции особые слитные формы функционирования психики здесь реализуются в динамике. С другой стороны, между статическими и динамическими формами медитации нет четкой грани. Статика является частным случаем динамики, когда деятельность свернута, но тело и психика готовы к действию. В динамике наблюдается периодическое возвращение к нулевым состояниям, то есть к статике после р п -ределенных этапов действий, что позволяет внести дополнительную гармонию и оптимальность в процесс деятельности. Получение состояния динамической медитации осуществляется за счет целого комплекса двигательных, дыхательных, энергетических и других психотехнических у п р аж н е н и й, образующих единую систему. МЕДИТАЦИЯ НА ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ ЦИКЛА У-СИН Необходимо привести свое тело и психику в состояние покоя и гармонии. Упражнения выполняются стоя. Ступни параллельны, ноги на ширине плеч, голову держать прямо, ноги и руки слегка согнуты. При выполнении упражнения старайтесь максимально активизировать свое воображение, прочувствовать, вжиться в образ. Дыхание должно быть спокойное, ровное. Стараться делать вдох и выдох животом (диафрагмой). Грудная клетка и плечевой пояс расслаблены и не участвуют в дыхании. ВОДА Вообразите: вы стоите по горло в воде в приятном теплом озере. Ноги вросли в илистое дно и составляют с ним единое целое. Ощутите: вода начинает вас медленно и мягко раскачивать. Тело начинает двигаться по кругу, совершая колебательно-вращательные движения. Необходимо полностью следовать за потоком воды. Возникает ощущение легкого полета, парения, чувство эйфории. Перенесите внимание на свои руки. Они начинают медленно всплывать. Их выталкивает вода. Ощущение легкости, полета, невесомости усиливается. Медленными плавными движениями рук ощутите упругость воды. Вода вас несет, поддерживает. Сделайте несколько плавных движений руками и корпусом. Все движения плавные и пластичные. Ощутите состояние полного внутреннего освобождения. Представьте, что потоки воды начинают проходить сквозь ваше тело, промывая каждую клетку и орган, унося все ваши тревоги, болезни, и наполняют ваше тело силой, здоровьем и бодростью. С каждым вдохом вы вбираете в себя покой и умиротворение. С каждым выдохом выбрасываете все болезни, страхи и напряжение. Упражнение обладает мощным антистрессовым воздействием на организм; позволяет в любой ситуации быстро расслабиться, привести себя в равновесие. Кроме того, его рекомендуется выполнять при нарушениях в меридианах почек и мочевого пузыря в соответствующее время. При этом рекомендуется стоять лицом на север и сосредоточиться на темно-лиловом или фиолетовом цвете. ДЕРЕВО Вообразите: вы стоите в весеннем лесу, в густой мягкой траве. Вообразите себя молодым деревцом. Ваши ноги превратились в корни, ваше тело — в ствол дерева, руки — в ветви. Дует легкий ветерок. Ваше тело-ствол начинает плавно раскачиваться. Возникает чувство парения, единства с природой, с землей и небом. Чувство легкости передается рукам. Медленно поднимите руки ладонями к небу. Ощутите небесный свод. Сосредоточьте внимание на тепле, идущем от солнца сверху. Ощутите его поток. С каждым вдохом вы вбираете этот поток в себя, наполняя свое тело приятной солнечной энергией. Тело становится теплым, легким, лучистым. Прочувствуйте поток энергии, идущей через подошвы ног-корней — от земли, которая дает вам силу и устойчивость. Упражнение обладает хорошим оздоровительным эффектом, позволяет улуч -шить циркуляцию энергии в организме. Особенно рекомендуется при заболеваниях меридиан печени и желчного пузыря. Медитация " Деревок" выполняется стоя лицом к востоку. При этом необходимо сосредоточиться на зеленом или голубом цвете. огонь Вообразите себя струйкой дыма. Вы медленно поднимаетесь вверх. Легкий ветерок раскачивает вас. Возникает чувство полета, освобождения, легкая эйфория. Тело слегка покачивается. Сосредоточьте внимание на своей макушке. Прочувствуйте эту точку. Ощутите свою голову как бы подвешенной за эту точку. Голову держите прямо, макушка направлена точно в зенит. Все ваше тело как бы подвешено на нити, которая проходит через ваш позвоночник, макушку и уходит в зенит неба. Прочувствуйте свои ступни. С каждым вдохом ступни постепенно нагреваются. Ощутите поток тепла, идущий от них по телу, и выходящий с каждым выдохом через точку на макушке в небо. Постепенно поток тепла усиливается и превращается в огненный смерч. Вы — огненный смерч. Возникает ощущение огромной внутренней силы и могущества. Вы возноситесь над землей, над всем мелким и обыденным. Вас охватывает чувство полного освобождения и полета. При этом рекомендуется стоять лицом к югу и сосредоточиться на розовом цвете. Упражнение вызывает усиленный приток крови к кожным покровам и внутренним органам. Особенно показано в случае нарушения меридиан сердца, тонкой кишки, перикарда и трех обогревателей. В случае, если наблюдается повышенное артериальное давление, упражнение выполнять с осторожностью, в частности, нельзя делать излишний подъем энергии вверх, то есть необходимо исключить, где вы направляете поток тепла через макушку. ЗЕМЛЯ Упражнение выполняется стоя или сидя со скрещенными ногами в позе лотоса или по-турецки. Расслабьтесь, успокойте свое дыхание, используя 1-3 упражнения. Растворите свое тело. Ощутите себя центром Вселенной. Отождествите себя с мирозданием. Вы являетесь центром, фокусом приложения всех сил и энергий Вселенной. Возникает ощущение внутренней силы и могущества, колоссальной устойчивости, возможности распоряжаться всеми ресурсами мира. Постарайтесь увидеть и прочувствовать эту картину. Ваше внутреннее " Як", ваш дух вечен и неуничтожим. Ваш дух является сутью всего мироздания. Сосредоточьте внимание на энергетическом центре, находящемся внизу живота под пупком, который, помимо всего, является центром тяжести вашего тела. Прочувствуйте его и ощутите там тепло и тяжесть. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Дыхание выполняется только за счет диафрагмы. Грудная клетка при этом находится в покое и не участвует в дыхании. С каждым вдохом чувство тепла и тяжести усиливается. Вы как бы вбираете и концентрируете в этом центре всю энергию Вселенной. Ощутите с каждым вдохом потоки тепла, струящиеся в этот центр. Упражнение выполняется лицом к югу. При этом необходимо сосредоточиться на желтом цвете. Упражнение позволяет повысить энергетическую и психическую устойчивость организма и позволяет накапливать энергию. Особенно рекомендуется при нарушениях в меридианах желудка и селезенки. МЕТАЛЛ Расслабиться. Растворить свое тело. Вызвать чувство полета и освобождения. Выполнить медитацию «Земля». Сосредоточить внимание на правой руке, прочувствовать ее. С каждым вдохом вбирая энергию в центр внизу живота, на выдохе посылать ее в руку. Рука медленно поднимается до уровня груди, как бы всплывая, становится легкой и горячей. Прочувствуйте, как постепенно с каждым выдохом рука приобретает огромную силу, одеваясь при этом в твердую, металлическую перчатку. Рука приобретает огромную силу. Для нее не существует преград. Она свободно пройдет сквозь любые препятствия и разрушит все на своем пути. Постепенно переносим это чувство на все тело. Тело одевается как бы в металлическую рубашку. Появляется ощущение огромной силы и неуязвимости, чувство защищенности. Вы одеты в стальную броню. Для вас не существует преград. Вам не страшны никакие разрушающие факторы, неведомы страх и сомнения. Медитация выполняется лицом на запад, сосредотачиваясь при этом на белом цвете. Особенно рекомендуется в случаях нарушения в меридианах легких и толстой кишки. С Рис. 1 С Рис-2
огонь Лето. Юг. День
Огонь
Дерево Вода Метал" Земля
I
Рис. 8. Меридиан толстой кишки /GI/.
Рис. 9. Меридиан желудка /Е/.
г>
Рис. 12. Меридиан тонкой кишки /IG/.
< о t> Рис. 14. Меридиан почек /R/.
Рис. 18. Меридиан печени /F/.
Рис. 19. Заднесрединный меридиан /VG/.
Рис. 20. Переднесрединный меридиан /VC/. СОДЕРЖАНИЕ ПутьДао. Теория Инь-Ян Инь-Янь вфизиологии и медицине Пять динамических состояний У-Син Теория меридиан Характеристика 12 меридиан Принципы лечебного воздействия на систему меридиан и биологические активные точки Специфические точки Саморегуляция и медитация Медитация на первоэлементы циклаУ-Син стр. 22 24 26 29 В. К. Демишен " Биоэнергетика Востока" Формат 60x84 1/16. усл. печ. л. — 2, 79. уч. изд. л. — 3, 6 Заказ 7707. Тираж 50000. Цена договорная. Издательство " Чорноморська комуна" г. Одесса, ил. 50-летия СССР, 1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|