![]()
|
|||||
Символика готического храмаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема: Искусство стран Западной Европы эпохи готики (XII-XIV вв) Цель: · Сформировать представления о ведущей роли архитектуры в эпоху готики; формировать представление об особенностях искусства романского периода; Задачи: · Познакомить с принципами готической каркасной конструкции, названиями основных элементов; · Раскрыть роль скульптуры в декоративном убранстве храма, тематику и систему размещения скульптур; · Подчеркнуть значение витражной живописи. Содержание: Расцвет средневековых городов и феодальной городской культуры. Синтез архитектуры, скульптуры и м онументального искусства в создании художественного образа готического собора. Готическая архитектурная система. Наружный декор собора, его связь с конструкцией храма. Городской собор XIII – XIV столетий, его градостроительное, культовое и общественное значение в жизни города. Здание ратуши и городского банка. Феодальный замок. Дома горожан. Искусство Франции. Собор Парижской Богоматери, Собор в Шартре, соборы в Реймсе и Амьене. Сент-Шапелль в Париже. Искусство Германии готического периода XII-XIV вв. Соборы в Страсбурге, Кельне. Характер скульптурного декора готического собора в Германии. Искусство Англии. Собор в Линкольне. Собор в Уэльсе.
Задание: · Просмотр видео лекции https: //www. youtube. com/watch? v=9vWKwDR7wEY https: //www. youtube. com/watch? v=7wbmtWXyz54 https: //www. youtube. com/watch? v=lTMs7w6UOww · Записать в рабочей тетради - Определение « Готический стиль» в архитектуре (кратко) и характерные черты(подчеркнутый текст) Го́ тика (от итал. gotico) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). . Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. Символика готического храма Вытянутый интерьер храма — неф (nef, от фр. navis — корабль). Эта Вселенная делится поясом витражей в верхней части храма, и массивом стен в нижней, на горний (небесный) и дольний (земной) мир, соответственно. Стены храма, как обители Божьей, дематериализуются рельефным и скульптурным ажуром. Такой конструктивный элемент как арка символизирует разрыв круговорота времени, ведь в целом образ готического храма также несёт смысловую нагрузку о быстротечности и конечности времени (в то время народ Средневековья находился в преддверии скорого конца света). Свет, который проникает через яркие витражные стекла, обозначает Божественный свет, Божественное провидение (см. Фаворский свет). Созерцая витражи, человек отстраняется от материального, телесного, человеческого мира и «попадает» в имманентный, духовный, Божественный мир[3].
|
|||||
|