Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж



 

 

31. 07. 2021 г.

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж

 

«НЕКТАР ПРЕДАННОСТИ»

Глава 17

«Экстатическая любовь»

 

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

 

Ом агьяна-тимирандхасйа гьянанджана-шалакайа

Чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах.

Нама ом вишну-падайа Кришна-приштхайя бху-тале

Шримате бхактиведантам свамине ити намине.

Намасте сарасвати деве гаура вани прачарите

Нирвишеша шунья вади пашчатья деша тарине.

Ванчха калпа тарубьхьяш ча крипа синдхубхья эва ча

Патитанам паванебьхьо вайшнавебхьо намо намах

Джай Шри-Кришна-Чайтанья, Прабху-Нитьянанда,

Шри-Адвайта, Гададхара, Шривасади, Гаура-Бхакта-Вринда

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе,

Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе.

 

Итак, мы читаем «Нектар преданности», сегодня мы начинаем главу 17-ю, которая является первой главой, повествующей о бхава-бхакти, экстатической любви. До 14 главы мы с вами читали о вайдхи-садхана-бхакти, что значит преданное служение в соответствии с правилами и предписаниями. Глава 15-я и глава 16-я описывали рагануга-бхакти − спонтанное преданное служение. А 17-я и 18-я главы будут описывать бхава-бхакти − экстатическую любовь. А глава 19 будет посвящена према-бхакти. (Переводчице по-англ: ) Продолжайте.

 

(Переводчица читает текст):

Занимаясь регулируемым преданным служением, человек фактически поднимается на трансцендентную ступень, выходя из-под влияния гун материальной природы. Его сердце просветляется и становится подобным солнцу. Солнце гораздо выше всех планетных систем, и никакие облака не способны его закрыть. Так и преданный, когда он становится чистым, как солнце, его чистое сердце начинает излучать экстатическую любовь, более прекрасную, чем солнечный свет. Только тогда его привязанность к Кришне достигает совершенства. На этой стадии в преданном, охваченном экстатической любовью, стихийно возникает непреодолимое желание служить Господу. Это уровень уттама-адхикари – совершенной преданности. Такого преданного больше не беспокоят материальные привязанности, и он целиком посвящает себя служению Радхе и Кришне.

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

Итак, здесь нас вводят в понятие бхава-бхакти. Тут мы понимаем, что бхава-бхакти доступно для того, кто находится на уровне уттама-адхикари. Уттама-адхикари − это тот, кто обладает полной верой и знаниями, тот, кто не привязан к материальным вещам. Уттама-адхикари − это показатель того, кто имеет глубокую привязанность к Радхе и Кришне. Тот, кто выходит на этот уровень преданного служения − очень удачливая душа. Шрила Прабхупада начинает описание этого с примера с солнцем. И он говорит, что солнце никогда не может быть закрыто облаками. С нашей точки зрения, мы можем видеть, что солнце может быть закрыто облаками. Но с точки зрения солнца, облака не могут его покрыть. С нашей точки зрения, облака могут закрыть наше видение солнца, но они не могут закрыть само солнце. И преданные, которые выходят на этот уровень бхава-бхакти, должны быть так же чисты, как и само солнце. И тогда их никогда не смогут закрыть облака материальной природы. Поскольку их сердце переполнено мыслями о служении божественной чете − Радхе и Кришне. Когда человек выходит на этот уровень, на самом деле, это начало совершенства в сознании Кришне. И в таком состоянии человек горит желанием служить Радхе и Кришне. (Переводчице по-англ: ) Продолжайте.

 

(Переводчица читает текст):

Итак, в предшествующих главах были описаны признаки преданного служения и то, как заниматься преданным служением, используя свои нынешние чувства, чтобы постепенно достичь уровня экстатической спонтанной любви. Обсуждались также два вида преданного служения: преданное служение в соответствии с регулирующими принципами и преданное служение в спонтанной любви. Регулируемое преданное служение бывает деятельным и результативным. Результативная стадия преданного служения называется бхавой, экстазом. В тантрах в связи с этим говорится, что экстаз является первым признаком проявления чистой любви к Личности Бога. На этой стадии человека иногда охватывает дрожь, и из глаз его текут слёзы. Эти симптомы проявляются не всегда, а время от времени. Когда Дурваса Муни поставил в затруднительное положение царя Амбаришу, тот стал думать о лотосных стопах Господа, и тотчас в его теле начали происходить перемены, а из глаз полились слезы. Это признаки экстаза. Они проявляются в том, что тело преданного охватывает дрожь, и из глаз его льются слёзы. Проявившись внешне, эти признаки остаются в уме, и такой продолжающийся экстаз называют самадхи. Блаженство, испытываемое на этой ступени, становится для преданного стимулом к дальнейшему развитию его любовных отношений с Кришной.

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

Шрила Прабхупада здесь объясняет то, что мы обсуждали в предыдущих главах. И он говорит о том, как мы, используя свои нынешние чувства, можем постепенно выйти на уровень бхава-бхакти, на уровень спонтанности в экстатическая любви. И Шрила Прабхупада говорит о двух уровнях преданного служения. Один из них − это преданное служение в соответствии с регулирующими принципами, и другой – это преданное служение в спонтанной любви. И когда мы начинаем практиковать, мы начинаем с принципов. И это преданное служение называется вайдхи-садхана бхакти. И когда мы практикуем вайдхи-садхана бхакти должным образом, правильно, то постепенно мы выходим на уровень спонтанной любви. Обо всём этом уже говорилось ранее.

И Шрила Прабхупада объясняет, что когда мы практикуем принципы регулируемого преданного служения, то мы можем осуществлять это на двух уровнях. Первый признак, результативная стадия преданного служения называется бхавой, или экстазом. В священных писаниях объясняется, что экстаз является первым признаком проявления чистой любви к Кришне. Этот экстаз, который может ощутить преданный, приходит в виде дрожи или слёз, которые текут из его глаз. Но Шрила Прабхупада говорит нам что эти симптомы проявляется не всегда, они могут проявляться время от времени.

И затем Шрила Прабхупада приводят пример царя Амбариши, который попал в затруднительное положение из-за Дурвасы муни. Дурваса муни попытался найти недостатки в царе Амбарише, которого очень уважали люди. А Дурваса муни был очень могущественным йогом, и люди его боялись. Мы знаем, что есть такие гуру или саньяси, которые очень-очень могущественны, и люди даже боятся находиться рядом с ними. И Дурваса муни был подобен вот такому саньяси. Он мог даже проклинать людей. Но махараджа Амбариша был великим преданным, очень мягким, добрым человеком, к тому же был царём и никогда не причинял вреда людям и не проклинал их. И поэтому все очень любили его. Дурваса муни поставил царя Амбаришу в затруднительное положение. Когда царь Амбариша оказался в этих трудностях, он начал просто вспоминать о лотосных стопах Господа. И поскольку он думал о лотосных стопах Господа, его тело начало претерпевать изменения. появилась дрожь, и из глаз полились слёзы. И когда тело охватывает дрожь и из глаз садится слёзы − это признаки экстаза. В самом начале эти признаки проявляются внешне, и потом они остаются в уме. Внешне это проявляется как небольшая дрожь, какие-то слёзы из глаз. И эти признаки экстаза переходят в ум и продолжаются уже там. Это называется самадхи. «Самадхи» означает очень сконцентрированный ум, сконцентрированный на мыслях о Кришне. Выход на этот уровень не является чем-то обычным, это очень редкое состояние. И такие люди очень удачливы. Это становится причиной дальнейшего развития любовных отношений с Кришной. (Переводчице по-англ: ) Продолжайте.

 

(Переводчица читает текст):

Достичь стадии экстаза можно либо постоянно общаясь с чистыми преданными, либо по особой милости Кришны или чистого преданного Кришны. Как правило, экстатической стадии жизни достигают благодаря общению с чистыми преданными. Только в очень редких случаях человек достигает этой стадии по милости Кришны или Его преданного. То есть, чтобы наверняка достичь стадии экстаза, нужно неукоснительно следовать всем принципам преданного служения в обществе преданных. Безусловно, в исключительных случаях это может произойти по особой милости Кришны, и хотя нужно всегда на это надеяться, не следует сидеть сложа руки в ожидании такой милости. Ни в коем случае не следует пренебрегать своими обязанностями в преданном служении. К примеру, иногда человек, не посещавший школу и не учившийся в университете, становится великим ученым и знаменитые университеты присваивают ему почетные звания. Однако это не значит, что нужно бросить школу и ждать, пока какой-нибудь университет присвоит нам почетное звание. Подобно этому, мы должны неукоснительно следовать всем регулирующим принципам преданного служения и в то же время надеяться на благосклонность Кришны или Его преданного.

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

Шрила Прабхупада продолжает нам описывать два пути, благодаря которым человек может прийти на уровень экстаза. Один способ того, как можно достичь стадии экстаза – это очень хорошее общение. Мы должны найти общение с чистыми преданными и постоянно их слушать. Другой способ достичь экстатических отношений с Кришной – это милость Кришны или Его чистого преданного. Поэтому более привычным является достижение этой стадии благодаря общению с чистыми преданными, поскольку достижение стадии экстаза благодаря милости Кришны – это редкое явление. Именно поэтому нас призывают заниматься преданным служением в обществе преданных, и тогда мы придём к стадии экстаза. Если мы остаёмся в обществе преданных и слушаем их наставления, если эти преданные являются чистыми преданными, а их наставления являются правильными, тогда мы постепенно выйдем на уровень бхава-бхакти. Но некоторые удачливые души могут получить милость Кришны. Однако мы не должны сидеть сложа руки в ожидании милости Кришны, мы должны заниматься преданным служением. Если мы не слушаем и не повторяем, не занимаемся бхакти-йогой, то мы не получим милость Кришны. Мы должны заслужить милость Кришны, мы должны привлечь Его милость. Способ привлечения милости Кришны – это преданное служение.

Иногда мы видим примеры людей, которые не посещали школу и не учились в университете, но, тем не менее, они получают какие-то почётные звания. то есть знаменитые университеты присваивают им какие-то почётные звания. Такой человек может никогда не ходить колледж, в школу, но, тем не менее, в университетах и школах отмечают его большие заслуги как великого художника, поэта. Был такой знаменитый человек в Индии, в Бенгалии, Рабиндранат Тагор. он написал очень много книг, много стихов. И Оксфордский университет захотел присвоить ему почётную степень. Мы можем подумать: «Ну, я тоже хочу получить почётное звание Оксфордского университета». Но мы должны понимать, что это очень-очень редко. Мы должны сделать что-то очень выдающееся для мира, привлечь внимание Оксфордского университета. И, только сделав это, мы можем получить степень.

В Китае есть такая история о том, как один человек, который работал в поле, увидел зайца, который стремительно мчался. И он бежал настолько быстро, что врезался в дерево и упал. И этот человек взял его за ноги, приготовил и съел. И он подумал: «Мне теперь не придётся работать. Я просто сяду около этого дерева и буду ждать, пока в него будут со всего маха врезаться зайцы». И он сидел у этого дерева день за днём, но ни один заяц так не при бежал. То есть эта история в китайcкой культуре учит тому, чтобы не ждать тех вещей, которые случайно происходя вокруг. Таким же образом мы не должны думать: «Я получу эту особую милость Кришны». Все мы можем получить милость Господа, но мы все мы должны прилагать усилия, просто продолжать заниматься, продолжать практиковать преданное служение. То есть должно быть и то, и другое: приложение усилий и воодушевление получить милость Кришны. (Переводчице по-англ: ) Продолжайте.

 

(Переводчица читает текст):

Примером того, как, выполняя регулирующие принципы преданного служения, можно достичь трансцендентной ступени экстатической любви, является история жизни Нарады, поведанная им Вйасадеве в «Шримад-Бхагаватам». Нарада рассказывает о том, как в своей предыдущей жизни достиг экстатической любви. Он прислуживал великим преданным и слушал их разговоры и пение. Поскольку у него была возможность слушать рассказы и песни об играх Кришны из уст чистых преданных, он очень привязался к этому. Горячее желание слушать о Кришне постепенно развилось в экстатическую любовь к Нему. Экстатическая любовь предшествует чистой любви к Кришне, и в следующем стихе Нарада подтверждает это, говоря, что, слушая рассказы великих мудрецов, он постепенно развил в себе любовь к Богу. Нарада так описывает это в Первой песни «Шримад-Бхагаватам» (5. 28): «Началось с того, что в течение осеннего сезона дождей я проводил время в обществе великих мудрецов. Каждое утро и каждый вечер я слушал, как они пели мантру Харе Кришна, и сердце мое постепенно очистилось. Как только я стал слушать их с великим вниманием, я освободился от влияния гун материального невежества и страсти и утвердился в преданном служении Господу».

 

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

Здесь Шрила Прабхупада приводит пример, как человек может выйти на уровень экстатической любви, бхава-бхакти, благодаря выполнению регулирующих принципов преданного служения. То есть, другими словами, можно сказать, что это был не тот случай, когда пришла милость Господа, это был тот случай, когда человек практиковал преданное служение.

Этот пример приводится в Первой песни «Шримад Бхагаватам», в пятой главе, где описывается жизнь Нарады муни. И рассказывается о том, что в прежней жизни Нарада муни был сыном служанки, которая работала в каком-то гостевом доме, в который приходили великие мудрецы и жили там. И это был сезон дождей, как сейчас в Маяпуре начался сезон дождей, здесь осень, и обычно в это время люди не путешествуют. В сезон дождей очень сложно путешествовать, поскольку дороги размываются, и поэтому люди, принимая во внимание эти неудобства, предпочитают оставаться в каком-то одном месте. Начинается четыре месяца аскез, они начались неделю назад, когда мы принимаем на себя какую-то небольшую аскезу, пытаемся укротить свой язык, уменьшить, например, приём пищи и увеличить воспевание. И Нарада муни говорит о том, что, когда он был маленьким мальчиком и помогал своей матери прислуживать гостям, таким образом он занимался служением великим мудрецам. И он видел, чем они занимаются. Они каждый вечер и каждое утро пели мантру Харе Кришна. Он слушал их разговоры, обсуждения, как они обсуждали философию. И Нарада муни говорит о том, что благодаря слушанию их разговоров его сердце очистилась от невежества и страсти. То есть благодаря общению с этими преданными, он получил вкус к сознанию Кришны. Слушал и это было начало бхавы, его экстатической любви к Кришне. И бхава-бхакти − это не према-бхакти. Это начало чистой любви к Кришне. Если человек продолжает слушать, то постепенно он выходит на уровень экстатической любви. И, таким образом, мы должны понять важность общения и внимательного слушания. Если мы занимаемся всеми этими видами деятельности, например, мы приходим в центр сознания Кришны, мы слушаем, воспеваем, занимаемся преданным служением, то тогда мы сможем выйти на уровень бхава-бхакти. (Переводчице по-англ: ) Продолжайте.

 

(Переводчица читает текст):

Это практический пример того, как, просто общаясь с чистыми преданными, можно достичь уровня экстатической любви. Вот почему так важно постоянно общаться с чистыми преданными, которые по утрам и вечерам поют и повторяют мантру Харе Кришна. Это позволит человеку очистить сердце и развить в себе экстатическую любовь к Кришне.

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

То есть очень важным является общение с чистыми преданными. Чистый преданный − это значит тот, кто находится в сознании Кришны. Это те, кто повторяю святое имя, обсуждают темы, связанные с Кришной. Это и есть чистые преданные. Таким образом, мы должны общаться с этими людьми каждый день, утром и вечером, это поможет нам стать сознающими Кришну. Утром и вечером − это как-то садхана, как наша ежедневная рутина. Но мы не должны считать это рутиной, мы не должны считать это чем-то механическим. Это то, что приведёт нас, выведет нас на ступень сознания Кришны. Если мы выйдем на этот уровень, то мы таким образом очистим своё сердце. Что значит очистить своё сердце? Это значит убрать из него всю страсть и невежество. (Переводчице по-англ: ) Продолжайте.

 

(Переводчица читает текст):

То же подтверждается в Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (25. 25), где Господь Капила говорит: «Дорогая мать, когда человек действительно общается с чистыми преданными, он может испытать на себе воздействие чистой энергии преданного служения Мне». Иначе говоря, слова чистого преданного способны воздействовать на сердца людей, слушающих его. В чем заключается секрет слушания и повторения? Профессиональный рассказчик не в состоянии вселить трансцендентный экстаз в сердца своих слушателей. Но когда говорит человек, осознавший себя, занимающийся служением Господу, он способен пробудить стремление к духовной жизни в тех, кто его слушает. Поэтому так важно искать общества чистых беспримесных преданных, и в процессе общения с ними преданный-неофит, безусловно, сможет развить в себе привязанность к Верховной Личности Бога, любовь к Нему и преданность Ему.

 

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

Здесь ещё Шрила Прабхупада приводит очень важную цитату из Третьей Песни «Шримад Бхагаватам», 25-й главы, 25-й стих, где Господь Капила наставляет свою мать Девахути в бхакти-йоге, в преданном служении. Здесь Он говорит нам, обращаясь к своей матери, что если человек общается с чистыми преданными, он может испытать на себе воздействие чистой энергии преданного служения. Благодаря воздействию слушания, воспевания, общения с чистыми преданными мы пробуждаем наше влечение к Верховной Личности Бога. И речь такого преданного воздействует на сердца людей. Таким образом, наш ум пленяют мысли о Кришне.

И, с другой стороны, когда мы слушаем профессионального рассказчика, такого эффекта мы не получим. Профессиональные рассказчики бывают очень артистичными, очень эмоциональными. Но все эти вещи, которые они говорят, не трогают наши сердца. Но если мы слушаем того, кто не является просто спикером, кто не просто говорит, а практикует то, что он говорит, именно слова такого человека будут иметь воздействие. Шрила Прабхупада приводит в пример инъекции: когда вам ставят в руку укол, эффект получает всё тело. И поэтому, когда говорит чистый преданный, он вводит инъекцию чистой любви в тех, кто его слушает. Непрофессиональный рассказчик в таких случаях думает только о своей материальной выгоде. То есть он хочет удовлетворить аудиторию. Значит, он не скажет ничего, что бросит вызов доверчивости тех, кто его слушает. Пример таких людей мы можем видеть. Они никогда не говорят: «Вы должны следовать правилам и предписаниям, вы должны прекратить есть мясо, вы должны прекратить это прекратить делать это, прекратить делать то». Нет, они никогда не делают этого. Они обычно рассказывают историю о Кришне, истории о гопи или мальчиках- пастушках. Они делают это в таком юмористическом виде, который приносит радость, удовлетворение слушателям. Они могут это сделать очень драматично, с актерским мастерством. они могут плакать или проявлять симптомы экстаза. И эта аудитория, которые не обучена, она может подумать: «О, это великий преданный, у него такой экстаз Кришны». Но это может быть просто представление. необязательно, что это происходит искренне. Поэтому мы должны быть очень осторожны, Вы должны искать общение тех преданных, которые являются искренними. Тех преданных, у которых нет материальных желаний, тех преданных, которые не ищут какой-то своей собственной выгоды и не делают разграничений. Поэтому, если мы хотим выйти на уровень асакти, бхавы и премы, вы должны искать общения с хорошими преданными. (Переводчице по-англ: ) Продолжайте.

 

(Переводчица читает текст):

В «Падма-пуране» рассказывается о женщине, вставшей на путь преданного служения. Чтобы достичь стадии экстаза, она всю ночь танцевала, взывая к милости Господа.

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

Да это очень интересный пример. То есть мы раньше говорили о преданных-неофитах, о новых преданных, которые не являются очень возвышенными, продвинутыми. Но это женщина, пример которой приводятся, она искренне захотела выйти на уровень экстатической любви к Кришне. И она танцевала всю ночь, чтобы получить особую милость Кришны. Таким образом, мы видим два примера: пример Нарады муни, который следовал регулирующим принципам, чтобы достичь этой стадии экстаза, и пример этой женщины, которая танцевала всю ночь ради Кришны. (Переводчице по-англ: ) Продолжайте.

 

(Переводчица читает текст):

Но иногда бывает, что преданность к Господу Кришне внезапно развивается в человеке, никогда до этого не занимавшемся преданным служением. В этом внезапном развитии преданности нужно видеть проявление особой милости Кришны или Его преданного. Такое, на первый взгляд, случайное развитие в человеке экстатических эмоций, вызванное беспричинной милостью Кришны, может быть трех видов: милость может низойти на человека от слов, от взгляда и от благого пожелания.

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

Это очень, очень редкий случай, когда люди получают преданность Кришне без какой-либо причины на это. То есть они до этого не занимались никаким преданным служением, но внезапно они получают эти отношения. Шрила Прабхупада говорит об этом внезапном, беспричинном развитии, случайном развитии в человеке бхава-бхакти. И дальше Шрила Прабхупада объясняет нам это на основе объяснений Рупы Госвами. Он говорит, что развитие в человеке этих экстатических эмоций, вызванных беспричинной милостью Кришны, может быть трёх видов: милость может снизойти на человека от слов, от взгляда и от благого пожелания. Таким образом, анализируется, как эти люди внезапно получают преданность Господу. Они получают это по беспричинной милости Кришны либо его преданного. Преданный спросил Шрилу Прабхупаду, что это значит − беспричинная милость? И Шрила Прабхупада привел такой пример. Например, приходит такой человек и кладёт руку на твою грудь, и внезапно в его руке оказывается большая пачка денег. Он говорит: «Вот возьми, это тебе». То есть такие вещи случаются очень редко, никто не подходил к вам и не предлагал миллион долларов. С вами такое случалось? Со мной нет, пожалуй, с вами тоже. Но мы знаем, что это возможно. Конечно, это очень-очень редко явление, но, тем не менее, такое возможно.

Таким образом, мы сейчас будем слушать о том, как человек может получить милость Кришны. И я думаю, что именно здесь, на этом хорошем месте мы сегодня остановимся. И на следующей неделе мы продолжим с того места, где будем читать, как получить особую милость Кришны и его преданных. Один способ − это через слова, другой способ − через взгляд, и третий − через благие пожелания. Харе Кришна.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Вопрос 1

Переводчица (по-англ. ) Есть несколько вопросов в чате: (по-русски) Враджарани матаджи, ваш вопрос, пожалуйста.

Враджарани деви даси: Харе Кришна. Вся слава Шриле Прабхупаде. Примите мои смиренные поклоны Гуру Махарадж и преданные. Спасибо за глубокую лекцию, раскрытие важной темы. Кажется, в прошлой лекции Вы говорили, что наша садхана, то, что дал нам Господь Чайтанья через Ачарьев и Шрилу Прабхупаду − это и есть рагануга. Следуя строго этим наставлениям, садхане – это, можно сказать, уже рагануга, этого достаточно, чтоб достигнуть стиха 4. 9 (джанма-карма ча ме дивйам, эвам йо ветти татватаха...... ) Бхагавад-Гиты, чтоб оставить этот материальный мир и больше сюда не возвращаться? Достичь рагануги, чтоб были признаки экстаза в теле, а потом в уме − это высокий уровень, труднодостижимый. Нужно пройти анартха-ниврити на 100%, а это непросто.

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

Да, абсолютно. Этого достаточно. Однажды один преданный сказал Шриле Прабхупаде: «Мне очень сложно постоянно думать о Кришне, но я соблюдаю регулирующие принципы и повторяют свои круги». Шрила Прабхупада сказал: «Пожалуйста, продолжай соблюдать регулирующие принципы, и тогда в конце жизни Кришна придёт и сам войдет в твой ум, чтобы увести тебя назад к Богу». Есть такой старший ученик Шрилы Прабхупады, Бхакти Сварупа Дамодар, у него есть учёная степень по органической химии, и он проповедовал перед учёными. Шрила Прабхупада хотел, чтобы Бхакти Сварупа Дамодар посвятил свою жизнь проповеди того, что жизнь происходит из жизни, а не создаётся из каких-то химических элементов. И он хотел, чтобы Бхакти Сварупа Дамодар махарадж убедил учёных в этом. Махарадж спросил: «А разве я не должен больше беспокоиться о моей расе с Кришной, о моих отношениях с Кришной? » Шрила Прабхупада сказал: «Тебе нужно проповедовать этим учёным о том, что жизнь происходит из жизни, и тогда Кришна направит твою расу».

Шрила Прабхупада очень беспокоился о том, чтобы все преданные были заняты в проповеди. И он хотел, чтобы повсюду в мире были организованы центры, которые бы занимались проповедью. И он не хотел, чтобы мы становились просто сахаджиями, которые бы сидели, повторяли святое имя и обсуждали Кришна-лилу. Мы никогда не видели, чтобы Шрила Прабхупада просто сидел и воспевал. Он проповедовал до своего последнего вздоха. Шрила Прабхупада видел большую деградацию и отклонение, которые совершались под флагом святого имени. И Шрила Прабхупада не хотел, чтобы движение сознания Кришны подвергалась такому влиянию. Понятно?

Враджарани деви даси: Да, большое спасибо.

Вопрос 2

Переводчица (по-англ. ): Следующий вопрос?

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж: Да.

Переводчица: Юна матаджи, ваш вопрос, пожалуйста.

Юна матаджи: ­ Харе Кришна. Гуру Махарадж и дорогие преданные! Примите мои смиренные поклоны! Вся слава Шриле Прабхупаде! Некоторые преданные после много лет в сознании Кришны так и не испытывают никаких эмоций в преданном служении. У них не развивается ни любви к Кришне, ни привязанности к служению и к преданным. Это значит, что у них что-то неправильно в их садхане?

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж:

Нет. Если они продолжают повторять святое имя и продолжают заниматься садханой, это очень хорошо. И люди, у которых что-то не так с садханой, хотят её просто прекратить. И кто-то может чувствовать от этого какой-то экстаз, а кто-то нет, и это всё зависит от Кришны, это не так важно. Некоторым преданным не нравится экстаз, поскольку это разрушает их преданное служение. Поэтому мы не должны как-то судить и осуждать преданное служение других людей, потому что мы не знаем их внутреннего сознания, того, что находится у них внутри. Внутренние человек может быть очень, очень возвышенным. А внешне он этого не показывает. Но если вы видите, что кто-то год за годом продолжает заниматься преданным служением, это значит, что этот человек очень силён в нём. И вы должны предлагать ему свои поклоны и брать пыль с его стоп.

 

Вопрос 3

Елена Дмитриева матаджи: Харе Кришна, Гуру Махарадж, дорогие преданные. Примите, пожалуйста, мои поклоны. В лекции вы сказали, что важно утром и вечером общаться с чистыми преданными. Как это нужно делать и как делать это качественно, чтобы был тот эффект, о котором мы сегодня слушали? Спасибо!

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж: Мы общаемся с чистыми преданными, слушая их, когда они читают лекции. И также мы вместе с ними воспеваем святое имя, то есть мы участвуем в киртанах, которые они ведут. И общение − это значит воспевание Святого имени, а также обсуждение тем, связанные с Кришной, то есть когда мы делимся этими темами друг с другом. Мы извлекаем какое-то благо в общении с ними, когда задаём подходящие вопросы о Кришне, а также благодаря воспеванию и танцам вместе с ними. Господь Чайтанья большую важность придавал танцу.

И был очень-очень возвышенный преданный, близкий Господа Чайтаньи, его звали Вакрешвара Пандит, он мог танцевать без перерыва 72 часа кряду. И это был очень-очень близкий спутник Господа Чайтаньи, он очень любил танцевать, он танцевал повсюду. И то же самое делал Господь Чайтанья. Он тоже везде танцевал. Он даже танцевал Сам по себе, один, просто воспевая Харе Кришна. Когда Господь Чайтанья отправился в Бенарес, Он шёл по улицам Бенареса и сам, один пел и танцевал, воспевал святое имя. Саньяси-майявади обвиняли Его, они говорили, что у Него есть какие-то мистические силы, Он не является истинным саньяси. Они не понимали истинной силы Господа Чайтаньи Махапрабху, с помощью которой Он давал сознание Кришны всем, с помощью воспевания и танца.

Это то, как мы общаемся с чистыми преданными. А также мы общаемся с ними благодаря служению. То есть мы делаем то, что они хотят от нас, мы даём им стакан воды, организовываем хорошее место для сидения, либо готовим для них вкусную еду. Благодаря какому-то небольшому служению для чистых преданных, это всё даёт нам великое продвижение, великие благословения в сознании Кришны. То есть мы должны гореть желанием обрести это служение. Любое служение, то, что мы можем делать.

Вопрос 4

Переводчица: Враджарани матаджи, пожалуйста.

Враджарани деви даси: Харе Кришна! Гуру Махарадж, чистый преданный − он обязательно должен быть в шафране, быть санньяси и выйти на уровень рагануги, бхавы? Или квалификация чистого преданного − просто повторять слова Шрилы Прабхупады без искажений и самому стараться жить так, как говорит? Спасибо. Потому что многие преданные ждут именно шафран, отречение их привлекает. Или просто красивые слова, но они не смотрят, как этот преданный живёт в бытовой обстановке.

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж: Мы не должны судить о духовном развитии личности просто по цвету его одежды. Бхактивинода Тхакур никогда не носил шафрановые одежды, но его считали Госвами. У Бхактивиноды Тхакура была жена и 13 детей, у него была семья, но, тем не менее, его считали очень, очень отречённым, поскольку он посвятил всё служению Кришне. И вся его жизнь, каждое его мгновение было посвящено и задействовано в сознании Кришны. Вы можете увидеть книги, которые он написал, бхаджаны, песни которые он написал. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что шафран − это цвет, тех кто находится в материальном мире. а на самом деле белый цвет − это цвет парамахамс, который находится в мире духовном. То есть недостаточно просто смотреть на цвет одежды человека. Мы должны его услышать. Как только человек начинает говорить, мы можем понять, каков же на самом деле его духовный уровень. Не человек может быть одет очень привлекательно, но при этом он может говорить какую-то ерунду и грубые вещи. Кто-то может быть саньяси, а кто-то может быть духовным учителем со множеством учеников, но это никоим образом не показывает его уровень духовного развития. То есть различные учителя могут находиться на разных уровнях. Какой-то учитель может находиться на уровне каништхи, кто-то на уровнем мадхьямы, а кто-то на уровне уттама-адхикари. То есть мы должны быть очень внимательными, не судить людей так быстро, опрометчиво. Нам необходимо хорошее общение. Хорошее общение − это значит, что человек посвятил свою жизнь служению Кришне. Кто-то ищет блага для себя, кому-то нужны деньги, кто-то ищет последователей кому-то интересны материальные выгоды. Но это всё не очень хорошо. Но, например, иногда, когда люди могут сказать: «Да, мне нужны деньги для того, чтобы поддерживать храм, для того, чтобы развивать его, проповедовать». То есть им нужны какие-то финансы для поддержки. Но мы никогда не видели, чтобы Шрила Прабхупада сам как-то просил у людей деньги. То есть он всегда говорил своим ученикам делать это: «Пойдите и попросите у него деньги за книги, либо продайте книги ему, либо попросите того-то стать нашим пожизненным членом». Но лично сам Прабхупада таких вещей не делал. Преданные говорили Шриле Прабхупаде: «Шрила Прабхупада, если вы их попросите, то они не смогут отказаться». Но Прабхупада отвечал: «Если я их попрошу, а они откажутся, то это для них будет не очень хорошо. Поэтому я не прошу. Лучше попросите об этом других».

Шрила Прабхупада очень сильно зависел от Кришны. Когда Шрила Прабхупада поехал в Америку абсолютно без денег, то Кришна его обеспечивал. Это было сложно, и это приносило какие-то страдания, особенно в самом начале. Но постепенно Кришна послал ему всё, что было необходимо. Шрила Прабхупада больше усилий прилагал в проповеди, нежели чем в собирании денег, в коллекционировании собственности. Но если Шрила Прабхупада видел какую-то возможность приобрести хорошую собственность, он всегда воодушевлял преданных: «Идите и приобретите её». И Шрила Прабхупада видел, что если мы стараемся более искренне, то это становится благом для нашего сообщества, для храма, для собственности. Например, если Шрила Прабхупада хотел приехать к кому-то, например, в мой город, то где было бы тогда программа? Есть ли в этом городе храм, и где Шрила Прабхупада будет говорить?

И мы видим, что Бхактивинода Тхакур больше проповедовал перед обычными людьми, перед какими-то общинами, в деревнях, даже собирал людей под деревом, проповедовал, проводил программы. Но мы видим, что Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур уже больше проповедовал в храмах, потому что он проповедовал в городах. И конечно же, если вы живёте в городе, у вас должно быть какое-то место, где вы всё проводите, поскольку, когда люди спрашивают, где вы находитесь, у вас должно быть место. Вы не можете сказать: «Обычно мы собираемся под деревом, в парке». В таком случае люди не будут воспринимать вас всерьёз. Поэтому вы должны проявлять большую осознанность ради того, чтобы удовлетворить Шрилу Прабхупаду и ачарьев. Конечно, мы хотим развить любовь к Кришне. Но если вы будете сидеть под деревом, то вы не привлечёте много людей в храм. Но если у вас будут замечательный храм, то люди будут больше склонны приходить туда и слушать. И поэтому некоторые преданные берут на себя ответственность, чтобы приобретать какую-то хорошую собственность, где были бы храмы Кришны. И мы очень ценим этих преданных, которые прилагают усилия, отдают своё время для того, чтобы облагородить, сделать прекрасными храмы Кришны. Но основание храма, учреждение храма − это лишь начало. Вам необходимо продолжение. Вам нужны там люди. Это требует много работы, много решимости. Но даже в Индии, где люди уже знают о Кришне, где люди являются хинду, их не так-то легко привлечь в храм. И конечно же, в других местах это сделать ещё сложнее.

 

Вопрос 5

Переводчица: Следующий вопрос. Александр прабху, пожалуйста.

Александр прабху: Харе Кришна! Ваше Святейшество, правильно ли я понял, Вы сказали, что если человек проповедует, но не следует, не имеет глубокой веры, то его проповедь не будет иметь силы? Должен ли проповедовать о Шри Кришне неофит либо он может говорить лишь о гунах, карме, реинкарнации, о правилах и ритуалах, принципах и т. д.?

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж: Нет, мы можем проповедовать обо всём. И в самом начале нам нужно, чтобы люди привлеклись к Кришне. Обычно мы воодушевляем людей в самом начале участвовать в киртане и принимать прасад. Если вы хотите привлечь людей в сознание Кришны, то у вас должен быть хороший прасад и хороший киртан. И конечно же, вы должны создать дружественную атмосферу, развивать отношения с людьми. Людям нравится общаться с другими людьми, они хотят развивать дружеские отношения в общении с другими людьми. Шрила Прабхупада мог часами сидеть с преданными и отвечать на их вопросы, разговаривать с ними о Кришне. И Шрила Прабхупада был настолько потрясающим, он знал очень много всего, у него было очень много знаний, он был совершенен во всём, что он делал. И таким образом, он привлекал людей к себе благодаря своей заботе о них. И Шрила Прабхупада делал так, чтобы людям было легко привлечься сознанием Кришны. И конечно же, люди были очень преданы Шрила Прабхупада. Они хотели служить ему и помогать ему. Они доверяли, верили Шриле Прабхупаде, верили всему, что он говорит. Они настолько доверяли ему, что когда Шрила Прабхупада говорил: «Ты не должен жениться», то человек не женился. А другому он говорил: «Ты должен жениться», и человек женился. Таким образом, у людей была полная вера, они действительно предавались ему. И когда Шрила Прабхупада отправлял преданных в другие страны распространять сознание Кришны, они, конечно же, следовали его наставлениям.

Вопрос 6

Переводчица: Елена матаджи, пожалуйста, ваш вопрос.

Елена Дмитриева матаджи: Еще вопрос. Шрила Прабхупада для нас пример. Скажите, пожалуйста, нам нужно стремиться стать похожим на него? или оставаться собой и служить своему Духовному учителю?

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж: Мы не должны оставаться собой. Мы должны развиваться, мы должны стараться стать лучшей версией себя. То есть мы должны понимать свои недостатки и свои ограничения и благодаря преданному служению стать лучшей версией себя. И чем больше мы чувствуем свою связь с ученической преемственностью, чем больше мы думаем о Шриле Прабхупаде и предшествующих ачарьях и ученической преемственности, тем больше это нас очищает. Если у вас есть какие-то особые наставления от духовного учителя, то мы прикладываем все усилия, чтобы их выполнить. То есть мы должны претерпевать какие-то изменения. Например, до сознания Кришны вы могли носить распущенные волосы, или вы могли носить настолько мало одежды, что она едва прикрывала ваше тело. Но после того, как вы начинаете практиковать сознание Кришны, вы убираете волосы, вы нормально одеваетесь. Должны быть какие-то изменения.

Шрила Прабхупада приводил пример замужней женщины. То есть женщина до замужества и после вступления в брак − для неё начинается другая жизнь. Она не может, как до замужества, встречаться со своими друзьями и делать то, что делала до замужества. Для неё замужество − это принятие определённых обязательств. И тоже самое происходит, когда мы практикуем, начинаем практиковать сознание Кришны. Наша жизнь должна измениться, то есть мы принимаем на себя определённые обязательства. Мы не ходим уже в те места, в которые ходили до этого, например, на какие-то вечеринки, не пьём, не общаемся с теми людьми, которые не являются преданными. Это понятно?

Елена Дмитриева матаджи: Да, спасибо. Харе Кришна!

 

Вопрос 7

Переводчица (по-англ. ): Ещё один вопрос в чате. (читает вопрос)

«Харе Кришна! Правильно ли я понимаю, что по приказу Гуру слова проповедника обретают силу? »

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж: П сила слов проповедника в том, что он повторяет то, то что переходит по цепи ученической преемственности. И он также должен сам практиковать то, что он проповедует. Некоторые люди могут проповедовать, но они не практикуют это. А некоторые практикуют, но не проповедуют. Но тот, кто проповедует, он должен это практиковать. Только тогда будет смысл. И то, что он проповедует, это должно быть то, что он услышал от его духовных наставников, авторитетов.

Переводчица (по-англ. ): Больше нет вопросов в чате. (по-русски) Есть ли ещё вопросы дорогие преданные? (по-англ. ) Нет больше вопросов, Гуру Махарадж.

Шрила Бхакти Вигна Винаша Нарасимха Махарадж: Хорошо, тогда мы сегодня здесь остановимся. Спасибо всем преданным за вопросы и участие. Мы желаем всем хорошей недели в сознание Кришны. Шрила Прабхупад ки джай!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.