Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.



«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4‑ й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6‑ й: «Царю Небесный…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8‑ й (единожды). Ектении и отпуст: «Иже в видении32 огненных язык с Небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии

Антифоны праздника.

Входный стих: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя».

Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Вместо Трисвятого – « Елицы во Христа …».

Прокимен, глас 8‑ й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь».

Апостол – Деян., зач. 3.

Аллилуиарий, глас 1‑ й: «Словом Господним Небеса утвердишася…»; стих: «С Небесе призре Господь…».

Евангелие – Ин., зач. 27.

Задостойник – ирмос 9‑ й песни 2‑ го канона праздника: «Радуйся, Царице…» (до отдания).

Причастен – праздника: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву».

После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: « Видехом Свет Истинный …».

Отпуст праздника: «Иже в видении огненных язык…» (как на утрене).

По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрываются, и совершается великая вечерня, предваряемая 9‑ м часом.

Примечание. «И по отпусте Литургии глаголется 9‑ й час по обычаю. В Неделю вечера Святыя 50-цы. Знаменует ранее последования ради коленопреклонения, начинает иерей: Благословен Бог наш…, и глаголет учиненный чтец: Царю Небесный…, и предначинательный псалом. Таже ектения великая» (Типикон, гл. 50, Неделя Святыя Пентикостии).

В конце 9‑ го часа отверзается завеса. Перед великой33 вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. Начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш…». Чтец34: « Царю Небесный »35. Предначинательный псалом (читается). Иерей читает светильничные молитвы на солее перед царскими вратами. Ектения великая с прибавлением после прошения «О плавающих…» особых прошений (см., напр., в Цветной Триоди). Кафизмы нет.

На « Господи, воззвах » стихиры праздника, глас 4‑ й – 6 (см. на хвалитех утрени; каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6‑ й: «Царю Небесный…».

Вход с кадилом36. Прокимен великий, глас 7‑ й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса», со стихами (по обычаю).

После прокимна диакон возглашает: «Паки и паки, приклонше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).

Иерей читает первую коленопреклонную молитву 37.

1‑ я молитва: «Пречисте, Нескверне, Безначальне, Невидиме…». Присоединяется также молитва «Благословен еси, Господи, Владыко Вседержителю…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Твое бо есть, еже миловати…».

Ектения сугубая: «Рцем вси…». Возглас: «Яко Милостив…».

Диакон: «Паки и паки, приклонше колена…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).

Иерей читает вторую молитву.

2‑ я молитва: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, мир Твой подавый человеком…». Присоединяется также молитва «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы, летящия во дни…». По окончании молитвы диакон возглашает: «Заступи, спаси, помилуй, возстави…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благоволением и благостию Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом…».

« Сподоби, Господи …».

Диакон: «Паки и паки, приклонше колена…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).

Иерей читает третью молитву.

3‑ я молитва: «Приснотекущий, Животный и Просветительный Источниче…». Присоединяется также молитва: «Боже Великий и Вечный…». И другая молитва: «Боже Великий и Вышний…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Ты бо еси Упокоение душ и телес наших, и Тебе славу возсылаем…». Царские врата затворяются.

Ектения: «Исполним вечернюю …», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры праздника, глас 3‑ й: «Ныне в знамение всем…» и т. д. (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8‑ й: «Приидите, людие…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8‑ й: «Благословен еси, Христе Боже наш…» (единожды). На пение тропаря, по обычаю, отверзаются царские врата.

Возглашение: «Премудрость», и прочее по обычаю38.

Отпуст из открытых царских врат: «Иже от Отчих и Божественных недр истощивый Себе и с Небесе на землю сошедый, и наше все восприемый естество, и обоживый е, по сих же на Небеса паки возшедый и одесную седый Бога и Отца, Божественнаго же и Святаго, и Единосущнаго, и Единосильнаго, и Единославнаго, и Соприсносущнаго Духа низпославый на святыя Своя ученики и апостолы, и Сим просветивый убо их, теми же всю вселенную, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя и Пренепорочныя Святыя Своея Матере, святых славных, прехвальных богопроповедников и духоносных апостолов и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

С 8 июня по 12 июня – попразднство Пятидесятницы.

13 июня – отдание праздника Пятидесятницы.


25 «В Уставе этого дня св. Феодот называется священномучеником и епископом; тропарь ему положен тоже священномученический. Поводом к этому могло послужить то, что корчемница св. Феодота была молитвенным храмом и алтарем для иереев, сам он был учителем веры и благочестия и убеждал других к страданию за Христа, так что в некотором отношении исполнял пастырские дела. Но он – не священномученик, а мученик… Память его совершается вторично в день кончины свв. седми дев, 18 мая, и в Уставе в тот день он называется мучеником» (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 216; ср.: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. М., 1997р. Т. 3. С. 212, 185–186). Следует также отметить, что наименование в богослужебных книгах св. Феодота 7 июня священномучеником характерно как для славянской литургической традиции (ср.: Устав. М., 1610. Л. 727 об.; Устав. М., 1634. Л. 109; Устав. М., 1641. Л. 684 об. ), так и для греческой (ср.: Минея-Июнь. Венеция, 1843. С. 25, 27; Венеция, 1852. С. 22, 23; Венеция, 1868. С. 25, 27).
26 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прав. Павлу Таганрогскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия. ru (http: //www. patriarchia. ru/db/text/4434569. html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https: //nbt. rop. ru/nbt/? q=texts/tropar/359).
27 См.: Устав (Око церковное). М., 1641. Л. 545 (88) об., 546 (90) об.; Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 183–184.
28 Перед входом на вечерне, по обычаю, предстоятель раздает священнослужителям цветы, с которыми совершается вся служба.
29 Существует уставная традиция, согласно которой Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об. ); «Неделя 8‑ я [по Пасхе]»).
30 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских песней остается трудноисполнимым, допустимо к канону праздника петь припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 651).
31 Этого припева нет в Цветной Триоди. Он указывается в нотной Цветной Триоди (М.: Синодальная тип., 1914) и в Служебнике (М., 2005).
32 В Цветной Триоди – «Иже в виде огненных язык…».
33 В вечер двунадесятых Господских праздников совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.
35 Согласно Уставу, после отпуста Литургии совершается 9‑ й час, начинающийся после возгласа Благословен Бог наш… обычным началом (с Царю Небесный…). Об обычном начале на вечерне с коленопреклонными молитвами Устав умалчивает, указывая лишь на молитву Царю Небесный перед предначинательным псалмом. Это может восприниматься и как указание на чтение (или пение) на вечерне только молитвы Царю Небесный без прочих молитв обычного начала (ср.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 681; Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 592), и как «умолчание» Типикона, подразумевающего наличие всех молитв обычного начала на вечерне, включая Царю Небесный (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 737). По мнению свт. Афанасия (Сахарова), «в вечер… Пятидесятницы не только 9‑ й час имеет свое полное начало (даже Царю Небесный), хотя он следует непосредственно за отпустом Литургии без расхода, но и начинающаяся тотчас же после него вечерня также имеет полное начало, в коем вторично даже и Царю Небесный. Этим устав как бы сильнее хочет подчеркнуть, что богослужение собственно дня Пятидесятницы закончилось совсем, и теперь начинается богослужение следующего дня – понедельника» (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 86).
36 При архиерейском богослужении на вечерне совершается вход с Евангелием.
37 Все коленопреклонные молитвы иерей читает на коленях в царских вратах, лицом к народу; по установившейся практике, во время чтения молитв иерей держит в руках цветы.
38 После возгласа: «Премудрость» – певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови»; иерей произносит отпуст

.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.