|
|||
А мы – таланты!
Григорий Моносов
А мы – таланты! 50 лет назад в 1971 году Псковской области выпал шанс попасть на Центральное телевидение в суперпопулярную тогда программу «Алло, мы ищем таланты! ». Первый отборочный тур - на Псковском ТВ. Областной отдел культуры начал составлять список вокалистов и ансамблей. Наш ВИА до того особо нигде не светился. Скромно играли в ДК на танцах и даже названия не имели. Но каким-то чудом вспомнили и о нас. НЕВЕЛЬ Выбрали мы репертуар и приступили к репетициям. Сразу же встал вопрос о названии. Долго перебирали, но прийти к согласию никак не могли. Вот уже остаётся несколько дней, а названия всё нет. Наконец наш художественный руководитель Алексей Шабанович Селетринников, а попросту Шабаныч, как все его и звали, заявил, что название необходимо завтра и должно быть покороче. По-тогдашнему обычаю оно должно было красоваться на передней коже большого барабана, а ведь нужно было художнику изобразить, да чтоб к поездке успело высохнуть. Назавтра собрались на репетицию, и тут (я прекрасно помню этот момент) Дима Ижевский заявил: — Чуваки! Сон приснился. Пришёл ко мне мужик и велел назваться Золотая лира! С тем и поехали в телецентр Виктор Хохлов (музыкальный руководитель), Дмитрий Ижевский, Владимир Иванов, Владимир Гаудзинский, Иван Смирнов, Анатолий Кузнецов, Валерий Москалёв, Александр Сюзяев и я.
ПСКОВ Записи в Пскове тогда не было - только прямой эфир. Спели и поехали домой ждать результата. И в итоге получили приглашение на финальную передачу! А когда приехали на финал, нам сказали, что за нас пришло больше всего писем, но... меньше всего из Невеля. Всегда ведь кажется, что где-то - ух, а у нас - ах… Фаворитами были ребята из псковского ДК профсоюзов – «Экспромт». Да и жюри из областных спецов благоволило им. Но на финал приехал главный музыкальный редактор молодёжных программ ЦТ Геннадий Гаспарян. Как позже рассказал Шабаныч, на подведении итогов он заявил, что брать с этого финала особо некого. Если только «Лиру», которая, возможно, на что-то и способна. Дальше на каждом этапе будет предварительное прослушивание, и если коллектив или солист не достоин выступать на ЦТ, то поедет домой... На вопрос, что будет, если победит не «Лира», он ответил: Дело в том, что выступала она в сопровождении довольно многочисленного оркестра всё того же ДК, и уж не знаю, на каком уровне вынесли решение: пусть поёт в сопровождении «Лиры». Оркестранты были крайне недовольны таким решением и начали давить на вокалистку. Дескать, невельчане не в состоянии достойно ей аккомпанировать и вообще пригрозили увольнением, ибо в ДК она работала. Но желание поехать в Таллин, где должен был проходить зональный тур, который транслировался уже по центральному ТВ, пересилило, и девушка всё же приехала в Невель, привезя с собой ноты аккомпанемента. Кстати, псковский оркестр с солисткой тоже туда приехали. Как они разрешали ситуацию, не знаю, но лавров там, как говорится, не снискали... ТАЛЛИН И вот он - зимний Таллин! Приехали к телецентру, и Шабаныч пошёл в разведку. Отсутствовал довольно долго. Наконец явился и сказал: Местом проживания нам был определён пустующий в это время пионерский лагерь в пригороде Таллина с красивым названием «Рок-аль-Маре». Жаль, что дело было не летом! Шабаныч всё же вырвал себе номер в отеле. Ну а мы всей кучей заселились в палату лагеря. Конкурс и репетиции проходили в очень интересном месте на улице Пикк. Это было бывшее помещение Братства Черноголовых с барельефом на входе головы темнокожего Святого Маврикия - покровителя Братства. Прослушивание как-то не отложилось в памяти. Возможно, сыграло свою роль то, что из запланированных шести участников осталось всего три. А приедь мы раньше? Это перо могло бы украшать место ниже поясницы у нас. Но как бы то ни было, барьер прослушивания мы успешно миновали. А может, мы и впрямь были ничего?! И вот подошло время передачи. Мы уже встречались на репетициях со своими конкурентами и слышали их. Это был Таллинский хор лёгкой музыки, который с чудесным эстонским акцентом пел блантеровскую песню: — Стойит, стойит пшеньица зольотайя... Из солистов запомнился только Иво Линна. Да и сложно было не запомнить. Он уже тогда пел в известных таллинских варьете. В сопровождении блестящего секстета ресторана Кунгла пел «Как много девушек хороших» и здесь. Позже он стал солистом известной эстонской рок-группы «Апельсин». На передаче мы впервые увидели Александра Маслякова, который скромно стоял в стороне. Но перед началом он мгновенно преобразился. Обратившись к находившимся в зале зрителям, пошутил: — Помните, что в любой момент вас может увидеть вся страна. Поэтому, даже если кому-то будет плохо видно или плохо слышно, делайте вид, что вы все прекрасно видите и слышите. А выступление наше в прямом эфире началось с казуса. Шедевр отечественной электроники - электромузыкальный инструмент «Юность» предназначался для игры сидя. Виктор Хохлов, игравший на нём, провёл модернизацию, сделав ножки из дюралевых лыжных палок, что дало возможность играть стоя. Конструкция получилась шаткой и при первом ударе аккордом по клавишам инструмент начал покачиваться, ударяя по продвинутой слишком близко стойке микрофона. Пришлось Виктору, продолжая петь и играть, одной рукой потихоньку отодвигать от стойки злосчастную «Юность». После передачи выяснять причину стука в эфире примчались звукооператоры. Узнав причину, долго смеялись. Хоть конкурс и считался чисто любительским, в нём принимали участие и фактически профессиональные исполнители с соответствующим образованием. Надпись на афише «Лауреат Всесоюзного конкурса» дорогого стоила! У нас же и музыкалка окончена была не у всех. И в итоге после отборочной чистки вместо намечавшихся трёх коллективов в Москву были отобраны два: мы и «Ассоль». А солист поехал один - Иво Линна. Жаль только, что город посмотреть не удалось. И жили за городом, и репетиции отнимали много времени. До свидания, Таллин! Нас ждёт Москва! МОСКВА. ФИНАЛ Финал в Москве проходил уже в 1972 году. Он проходил два дня. Один день в Останкино, второй - в ныне снесённом ГЦКЗ «Россия». Записывались передачи в мае, а передачи на ТВ шли в июне. Так что я лицезрел свою физиономию на голубом экране в Красном уголке общежития. Поселили нас, как и других участников, в гостинице «Восход» рядом с ВДНХ. Там была целая улица из гостиниц для участников и гостей этой выставки. Гостиниц три – «Заря», «Восход» и «Алтай», но в каждой по 12 больших корпусов. И снова прослушивание. Общий сбор, на котором уже упоминавшийся Гаспарян первым делом заявил: Дальше было заявлено, что очень популярный композитор Вячеслав Добрынин персона нон-грата на голубых экранах. У ТВ с ним были в ту пору какие-то сложные отношения. В нашем танцевальном репертуаре песни Добрынина составляли добрую половину. Одну из них мы собирались исполнить - и тут. Но нет так нет. Мы же не профи, чтоб одну программу катать по стране круглый год. В ДК на танцах репертуар быстро приедается, и взыскательная публика постоянно требует его обновления. Так что запас был. В заключение Гаспарян напомнил, что нынче пятидесятилетие образования СССР и потому (воспроизвожу дословно) не нужно выпячивать русское... К ребятам из братских республик претензий ни по костюмам, ни по музыке не было. А вот остальным досталось в рамках борьбы с тлетворным влиянием западной музыки. Практически на каждой песне в хорошем ритме звучало гаспаряновское: А нас вообще ошарашили. У Шабаныча в Ленинграде было немало друзей в артистической среде. Среди них были и ансамбль «Дружба» с Пьехой, и ВИА «Калинка», и композитор Яков Дубравин, который присылал нам ноты своих новых песен. Вот по просьбе Дубравина популярный ленинградский композитор Станислав Пожлаков и написал для нас песню «Русский лес». Вряд ли в ДК сохранились рукописные ноты песни с автографом Пожлакова: «ВИА Лира - с наилучшими пожеланиями», но я их держал в руках. Мы в простоте своей считали, что песня с таким патриотическим названием и текстом, где говорилось и о корабелах, и о партизанах, и о прочих полезностях этого леса, пойдёт на ура. Ан нет! Было категорически сказано: — «Русский» - не пойдёт! Мы выпали в осадок. На эту песню была особая ставка - и такой, как сейчас говорят, облом... Но у нас же Шабаныч! Он поинтересовался возможностью замены слова «русский» на другие. Согласие было милостиво дано. И вот Шабаныч ночью с извинениями звонит Дубравину, с просьбой согласовать с авторами изменения в тексте. В итоге разрешение получили и начали кромсать текст. Вместо русский ставили, где стройный, где древний, где ещё какой. На выступлении вокалисты были в напряжении, боясь ошибиться и брякнуть запрещённое слово. Без этих ошибок всё же не обошлось. Сложно выбить намертво вбитое. Уж не знаю, были ли слышны эти обмолвки в общем звучании. Участников было много со всех концов страны. Украинский коллектив «Смеричка» к той поре уже успел выпустить свою пластинку и сняться в телефильме. Была своя пластинка и у львовской «Арники». Друг с другом украинские коллективы не ладили, а с другими вообще не общались. Ну и, конечно же, среди прочих были там и наши старые знакомые Ассоль и Линна. У Линна не заладились отношения с Борисом Карамышевым, руководителем оркестра Центрального телевидения «Голубой экран», который аккомпанировал солистам. Линна жаловался нам, что оркестр не может толком сыграть привезённую им аранжировку, а Карамышев заявил, что Линна вообще не умеет петь. В жюри были известные люди. Председательствовал Василий Павлович Соловьёв-Седой. С ним соседствовали композиторы Ян Френкель, Оскар Фельцман, певицы Гюли Чохели, Майя Кристалинская и другие знаменитости. В те времена ни одна значимая телепередача не обходилась без космонавтов. Был и здесь - Валерий Быковский. И вот наступил первый день выступлений, где каждый из конкурсантов исполнил одну песню. Вторую исполняли во второй день. Жюри совещается, а нам сказано, чтобы ощущающие себя потенциальными лауреатами стали в левой кулисе, чтобы оттуда выходить за дипломами. Мы, чётко осознавая ситуацию, в ряды страждущих не встали. И правильно поступили. Звание дипломантов, которое мы получили за выступление в финале Всесоюзного конкурса, тоже кое-что значит! А Москву, как и Таллин, мы тоже не увидели. Каждодневные репетиции то в Останкино, то в России. Репетиции выматывающие: участников много, у ансамблей настройка, у вокалистов распевка... Часто и поесть в течение дня было некогда. Один выходной всё же дали и мы рванули во Фрунзенский универмаг, где по слухам можно было купить джинсы. Джинсов не было, и мы посетили зоопарк, благо он был через дорогу. Вот и вся наша Москва. Домой вернулись триумфаторами. Хоть перед отъездом приходилось слышать и такое: А потом было много интересного. Трижды побывали с выступлениями на подлодке «Псковский комсомолец». Участвовали в белорусском Солигорске в конкурсе «Юность Полесья», где пришлось после успеха в отборе уехать, так как нашим студентам ВСХИ позарез нужно было сдавать курсовые работы. Но спецприз за культуру поведения на сцене организаторы всё же прислали позже в ДК. Не раз были гостями Псковского радио и телестудии Пскова. Регулярно выступали перед участниками областных комсомольских конференций, а однажды дали выступить даже(! ) на областной партийной конференции. И в Калинине в ВПШ выступали перед будущими партработниками. Мы были первым и, наверное, последним ВИА, выступавшим в стенах этого заведения. Просто земляки решили похвастать достижениями своей области. Конкурсы в Пскове, на Кургане Дружбы... Выступали перед польскими строителями газопровода Дружба. Стали лауретами Всероссийского конкурса танцевальных площадок и снова выступили в столичном зале «Россия». Ездила «Лира» и в ГДР, но уже без меня... Я окончательно покинул ансамбль в 1978 году. В заключение хочу поблагодарить всех тех, кто поддерживал нас и оказывал посильную помощь. И, конечно же, я безмерно благодарен Алексею Шабановичу Селитринникову, благодаря которому и появился наш коллектив. Его светлая память и подтолкнула меня к написанию этих строк.
Григорий Моносов
|
|||
|