Коррекционно-развивающая деятельность психолога толь- ко тогда будет эффективной, когда она опирается на пра- вильно составленную программу.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
И СОСТАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ
Принципы построения коррекционных программ опреде- ляют стратегию, тактику их разработки, т. е. определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воз- действия.
Составляя различного рода коррекционные программы, не- обходимо опираться на принцип:
— системности коррекционных, профилактических и раз- вивающих задач; '
— единства диагностики и коррекции;
— приоритетности коррекции причинного типа;
— деятельностный принцип коррекции;
— учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
— комплексности методов психологического воздействия;
— активного привлечения социального окружения к учас- тию в коррекционной программе;
— опоры на разные уровни организации психических про- цессов;
— программированного обучения;
— возрастания сложности;
— учета объема и степени разнообразия материала;
— учета эмоциональной окрашенности материала. Принцип системности коррекционных, профилактических
и развивающих задач отражает взаимосвязь развития раз- личных сторон личности ребенка и гетерохронность (нерав- номерность) их развития.
Другими словами, каждое качество ребенка находится на различных уровнях развития в отношении разных его аспек- тов — на уровне благополучия, что соответствует норме разви- тия; на уровне риска, что означает угрозу возникновения по- тенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных
44 -
трудностей развития, что объективно выражается в различ- ного рода отклонениях от нормативного хода развития.
В этом факте проявляется закон неравномерности разви- тия. Поэтому отставание и отклонение в развитии некоторых сторон личности закономерно приводят к трудностям и от- клонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. На- пример, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводит к отстава- нию в развитии логического операционального интеллекта.
При определении целей и задач коррекционно-развиваю- щей работы нельзя ограничиваться лишь актуальными про- блемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют предуп- редить различного рода отклонения в развитии. С другой сто- роны, взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптими- зировать развитие за счет интенсификации сильных сторон посредством механизма компенсации. Кроме того, любая про- грамма психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных ус- ловий для наиболее полной реализации потенциальных воз- можностей гармонического развития личности.
Таким образом-, цели и задачи любой коррекционно-раз- вивающей работы должны быть сформулированы как систе- ма задач трех уровней:
коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
развивающего — оптимизация, стимулирование, обогаще- ние содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обес- печить успех и эффективность коррекционно-развивающей работы.
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи.
Принцип реализуется в двух аспектах.
1. Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и задачи коррекционно-развивающей программы.
Эффективная коррекционная программа может быть пост- роена лишь на основе тщательного психологического обследо- вания. В то же время самые точные диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных меро- приятий.
2. Реализация коррекционно-развивающей программы тре- бует от психолога постоянного контроля динамики измене- ний личности, поведения и деятельности, эмоциональных со- стояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль по- зволяет внести необходимые коррективы в задачи програм- мы, методы и средства психологического воздействия на ре- бенка. Иначе говоря, каждый шаг в коррекции должен быть оценен с точки зрения его воздействия с учетом конечных целей программы.
Таким образом, контроль динамики и эффективности кор- рекции, в свою очередь, требует постоянной диагностики на протяжении коррекционной работы.
Принцип приоритетности коррекции причинного типа. Выделяют два типа коррекции в зависимости от ее направ- ленности: симптоматическую и каузальную (причинную).
Симптоматическая коррекция направлена на преодоле- ние внешней стороны трудностей развития, внешних при- знаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция при- чинного (каузального) типа предполагает, устранение и ни- велирование причин, порождающих проблемы и отклонения. Очевидно, что только устранение этих причин может обеспе- чить наиболее полное разрешение проблем.
Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых ребенком труд- ностей. Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов детей лежат во внутрисемейных отношениях и связаны, на- пример, с эмоциональным непринятием ребенка родителями и глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии дает лишь нестой- кий, кратковременный эффект.
Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставать- ся одному в комнате, через некоторое время вы можете полу- чить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например высоты. Только успешная психокоррек- ционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родитель-
ских отношений), позволит избежать воспроизведения симп- томатики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа оз- начает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребенка.
Деятельностный принцип коррекции. Теоретической осно- вой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Деятельностный принцип коррекции опре- деляет тактику проведения коррекционной работы через орга- низацию активной деятельности ребенка, в ходе которой со- здается необходимая основа для позитивных сдвигов в разви- тии его личности. Коррекционное воздействие всегда осуще- ствляется в контексте той или иной деятельности ребенка.
Принцип учета возрастно-психологических и индивиду- альных особенностей согласует требования соответствия пси- хического и личностного развития ребенка возрастной норме и признание факта уникальности и неповторимости конкрет- ной личности. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, стадий онтогенетического развития.
Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимиза- ции развития для каждого конкретного ребенка.
Коррекционная программа не может быть усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, она должна' создавать оптимальные возможности для индивидуализации и утверждения самости.
Принцип комплексности методов психологического воз- действия утверждает необходимость использования всего мно- гообразия методов, техник и приемов из арсенала практиче- ской психологии.
Принцип активного привлечения ближайшего социально- го окружения к участию в коррекционной программе опре- деляется важнейшей ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка.
Система отношений ребенка с близкими взрослыми, осо- бенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составля- ют основной компонент социальной ситуации развития, опре- деляют зону ближайшего развития. Ребенок развивается в це- лостной системе социальных отношений, неразрывно ив един- стве с ними. То есть объектом развития является не изолиро- ванный ребенок, а целостная система социальных отношений.
Принцип опоры на разные уровни организации психи- ческих процессов определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизи- рующих методов коррекции интеллектуального и перцептив- ного развития. В детском возрасте развитие произвольных процессов недостаточно, в то же время непроизвольные про- цессы могут стать основой для формирования произвольнос- ти в ее различных формах.
Принцип программированного обучения предусматрива- ет разработку ребенком программ, состоящих из ряда после- довательных операций, выполнение которых — сначала с пси- хологом, а затем самостоятельно — приводит к формирова- нию у него необходимых умений и действий.
Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Формальная трудность материала не всегда совпа- дает с его психологической сложностью. Уровень трудности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает воз- можность испытать радость преодоления.
Учет объема и степени разнообразия материала. Во вре- мя реализации коррекционной программы необходимо пере- ходить к новому материалу только после относительной сфор- мированности того или иного умения. Разнообразить матери- ал и увеличивать его объем необходимо строго постепенно.
Учет эмоциональной сложности материала. Этот прин- цип требует, чтобы проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоцио- нальный фон, стимулировали положительные эмоции. Кор- рекционное занятие обязательно должно завершаться на по- зитивном эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психоло- гически обоснованной. Успех коррекционной работы зави- сит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррек- ционная работа должна быть направлена на качественное пре- образование различных функций, а также на развитие раз- личных способностей ребенка.
Для осуществления коррекционных воздействий необхо- димы создание и реализация определенной модели коррек- ции: общей, типовой, индивидуальной.
Общая модель коррекции — система условий оптимально- го возрастного развития личности в целом — предполагает расширение, углубление, уточнение представлений ребенка об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о
связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития мышления, анализирующе- го восприятия, наблюдательности и т. д.; щадящий охрани- тельный характер проведения занятий, учитывающий состо- яние здоровья (особенно у детей, переживших посттравмати- ческий стресс, находящихся в неблагоприятных условиях развития). Необходимо оптимально распределять нагрузку в течение занятия, дня, недели, года, вести контроль и учет состояния ребенка.
Типовая модель коррекции основана на организации прак- тических действий на различных основах. Направлена на ов- ладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.
Индивидуальная модель коррекции включает в себя опре- деление индивидуальной характеристики психического раз- вития ребенка, его интересов, обучаемости, проблем; выявле- ние ведущих видов деятельности, особенностей функциони- рования мышления, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия веду- щей системы для осуществления переноса полученных зна- ний в новые виды деятельности и сферы жизни.
Существуют различные типы коррекционных программ: стандартизированные или свободные (ориентированные на настоящий момент).
При стандартизированной программе четко обозначаются этапы, известны необходимые материалы, требования. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий пси- холог должен проверить возможности реализации всех эта- пов программы, наличие необходимых материалов, соответ- ствие возможностей, предъявляемых к участникам.
При свободной программе психолог самостоятельно состав- ляет коррекционно-развивающую программу, формулирует цели и задачи этапов коррекции, продумывает ход встреч, определяет критерии оценки результата достижений для определения воз- можностей перехода к следующим этапам психокоррекции.
Целенаправленное воздействие на ребенка осуществляется через психокоррекционный комплекс, представляющий со- бой системное образование, состоящее из нескольких взаимо- связанных блоков. Каждый блок направлен на решение раз- личных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока: диагностический; установочный; коррекци- онный; блок оценки эффективности коррекционных воздей- ствий.
Диагностический блок. Его цель — диагностика особенно- стей развития личности, выявление факторов риска, форми- рование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Его цель — снятие тревожности, повы- шение уверенности ребенка в себе, формирование желания со- трудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Его цель — гармонизация и оптими- зация развития ребенка, переход от отрицательной фазы раз- вития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определенными способа- ми деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Его цель — измерение психологического содержания и дина- мики реакций, способствование появлению позитивных пове- денческих реакций и переживаний, стабилизация позитив- ной самооценки.
Коррекционно-развивающая деятельность психолога толь- ко тогда будет эффективной, когда она опирается на пра- вильно составленную программу.
При составлении коррекционной программы необходимо осуществить:
— четкое формулирование целей коррекционной работы;
— определение круга задач, конкретизирующих цели кор- рекционной работы;
— выбор стратегии и тактики проведения коррекционной работы;
— четкое обоснование формы работы (индивидуальная, груп- повая или смешанная) с ребенком;
— отбор методик и техник коррекционной работы;
— определение времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы;
— определение частоты необходимых встреч (ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д. );
— планирование длительности каждого коррекционного занятия (от 10—15 минут в начале коррекционной програм- мы до 1, 5—2 часов на заключительном этапе);
— содержание каждого коррекционного занятия;
— участие других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т. д. );
— контроль динамики коррекционной работы, возможнос- ти внесения дополнений и изменений в программу;
— подготовку материалов и оборудования.
По завершении коррекционных мероприятий составляет- ся психологическое или психолого-педагогическое заключе- ние о целях, задачах и результатах реализованной коррекци- онной программы с оценкой ее эффективности.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯ
Программа состоит из серии специально организованных кор- рекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уров- ня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенно- стей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закреп- ляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих за- нятиях. Предметно-развивающая среда заменяет домашние за- дания и освобождает родителей от дополнительных хлопот.
Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивос- ти, переключаемости, распределяемости, концентрации и объ- ема).
Предмет психокоррекции: свойства внимания.
Объект психокоррекции: дети 6—7 лет с нарушениями внимания.
Объем программы рассчитан на 8 часов. Всего 20 занятий при частоте встреч — пять раз в неделю. Продолжительность одного занятия — от 20 до 30 минут.
Задачи программы: развитие сенсорного внимания; разви- тие слухового внимания; развитие моторно-двигательного вни- мания; повышение познавательного интереса.
Форма работы: индивидуально-групповая.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа, разработанная для развития свойств внимания, была апробирована на базе ДОУ № 12 Батайского ГОРОО Ростовской области.
Успешности коррекционно-развивающей программы спо- собствовали: высокая мотивация детей, наличие предметно- развивающей среды в ДОУ и заинтересованность родителей.
Ни для кого не секрет, что финансирование дошкольных учреждений сегодня недостаточно, и нашему дошкольному уч- реждению, как и другим, приходится выживать в сложных социально-экономических условиях. В этой ситуации энтузи- азм и творчество являются профессионально-обязательными ка- чествами работника ДОУ. Для осуществления современного начального образования необходимы специальные условия, од- ним из которых является развивающая среда — составная часть обеспечения педагогического и развивающего процесса в ДОУ.
Обязательным условием реализации «Программы по раз- витию и коррекции внимания в старшем дошкольном возра- сте» является специально созданная предметно-развивающая среда. Попадая в нее, дети с нарушениями внимания имеют возможность под контролем воспитателя упражнять свои уме- ния, приобретенные на коррекционно-развивающих заняти- ях, и чувствовать поддержку взрослого (что формировало у детей веру в успех).
Играя со сверстниками (с нормально развитым внимани- ем) и воспитателем (как с равным партнером), дети с нару- шенным вниманием учатся контролировать 'полученный ре- зультат, имеют возможность развивать познавательные инте- ресы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.
Для создания предметно-развивающей среды, обеспечива- ющей развитие внимания, потребовалось немного времени. Игры и материалы должны быть доступны для детей — в открытых коробках на стеллажах, чтобы дети могли ими пользоваться в любое свободное время. Многие игры, вошед- шие в состав данной развивающей среды, были изготовлены из доступных подручных материалов.
1. В качестве шашек —■ крышки от бутылок «Фанта», «Пеп- си-Кола» двух цветов (красные и зеленые).
2. Игра «Квартет» изготавливалась из открыток, каждая из которых разрезана на четыре части.
3. Для изготовления игры «Танграм» были использованы коробоки из-под конфет, оклеенные цветной бумагой.
4. В качестве бус использовалась цветная изоляция толстой проволоки (4—5 цветов), порезанная на небольшие кусочки, которые нанизывались на леску или тонкую проволоку.
5. Для выкладывания узоров, рисунков, силуэтов использо- вались пуговицы различных цветов и размеров (вначале не было возможности приобрести мозаику и родители приноси- ли пуговицы).
6. В популярной среди детей игре «Волшебные семена» использовались дощечки разных геометрических форм (круг-
лая с радиусом 10 см, квадратная 15x15 см, прямоугольная 10x15 см). Дощечки покрывались сплошным гладким слоем пластилина, высотой 5 мм, одного цвета (синего, желтого или зеленого) и являлись фоном. Дети выкладывали различные узоры и рисунки, используя семена, которые легко вдавлива- лись в пластилин (семена гороха (зеленого цвета), фасоли (бе- лой и красной), кукурузы, акации, арбуза. Для создания узо- ров дети пользовались карточками-образцами или же свобод- но фантазировали. По окончании игры семена отделялись от дощечки-формы и сортировались по виду.
7. Материалом для выкладывания на столе или цветной бумаге узоров и силуэтов послужили заранее собранные и обработанные косточки плодов абрикоса, персика, вишни.
8. Большой популярностью у детей пользовались «наполь- ные» игры. Они представляют собой увеличенный вариант настольных «маршрутных» игр. Игровое поле можно сделать из больших картонных упаковочных коробок, на которые на- носятся маршруты. Размер поля — 1, 5x1, 5 м и 1x2 м. Кубик (15x15 см) оклеивается яркой цветной бумагой (каждая сто- рона имеет свой цвет). В качестве фишек могут использо- ваться колпачки от аэрозолей (дезодорантов и др. ) ярких цве- тов. Как вариант «напольных» игр использовалась игра «ла- биринт». Большой кусок картона (упаковочный материал для холодильников, мебели, телевизоров) служил игровым полем, которое содержало ряд исходных и конечных точек маршру- та. Например, кто и к кому идет в гости: в левой части поля — гости (использовались яркие картинки с изображением ска- зочных героев), а в правой — домики с хозяевами. Маршруты гостей перепутаны. Поверхность игрового поля покрывалась целлофаном и при необходимости (в случае затруднений) ре- бенок мог «пройти» по маршруту цветным фломастером (мар- кером), мелком или ручкой. По окончании игры маршруты на пленке легко удаляются влажной тряпкой и играть мож- но многократно.
В процессе занятий у детей наблюдался стойкий интерес ко всем играм коррекционно-развивающей программы. Осо- бую заинтересованность вызывали игры, направленные на раз- витие сенсорного и моторно-двигательного внимания. Во вре- мя игр дети проявляли инициативу, уверенность в своих дей- ствиях.
По окончании каждого коррекционно-развивающего заня- тия дети попадали в предметно-развивающую среду ДОУ, где имели возможность применить полученные навыки в дидак- тических играх: «Лето», «Домино», «Квартет», «Мозаика», «Танграм».
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ
№
| №
| Структура
| Цель
| Оборудо-
| Время
| Примечания
| заня-
| игры,
| занятия
|
| вание
| прове-
|
| тия
| упраж
|
|
|
| дения
|
|
| нения
|
|
|
| (мин)
|
|
|
| Игра
| Психогимна-
|
|
| В игре уча-
|
|
| «Ручеек»
| стика
|
|
| ствует не-
|
|
|
|
|
|
| четное коли-
|
|
|
|
|
|
| чество детей.
|
|
|
|
|
|
| См. стр. 71
|
|
| Игра «Что
| Развитие
| Предметы,
|
| См. стр. 84
|
|
| слышно? »
| слухового
| издающие
|
|
|
|
|
| внимания
| знакомые де-
|
|
|
|
|
|
| тям звуки
|
|
|
|
|
|
| (барабан,
|
|
|
|
|
|
| свисток, ме-
|
|
|
|
|
|
| таллофон и
|
|
|
|
|
|
| др. ), ширма
|
|
|
|
| Задание
| Развитие
| Карточка 1
|
| Разрезать
|
|
| «Найди два
| сенсорного
| (лист 9) каж-
|
| лист 9 на от-
|
|
| одинаковых
| внимания,
| дому ребен-
|
| дельные кар-
|
|
| предмета»
| объема вни-
| ку
|
| точки. См.
|
|
|
| мания
|
|
| стр. 72
|
|
| Игра «Кто
| Развитие мо-
| Список на-
|
| Список при-
|
|
| летает? »
| торно-двига-
| званий
|
| готовить за-
|
|
|
| тельного
| предметов
|
| ранее. См.
|
|
|
| внимания
|
|
| стр. 89
|
|
| Выкладыва-
| Развитие
| Палочка и
|
| Разрезать
|
|
| ние из пало-
| произволь-
| образец (лю-
|
| лист 13 на
|
|
| чек по об-
| ного внима-
| бая карточка
|
| отдельные
|
|
| разцу 1-го
| ния и мелкой
| с листа 13)
|
| карточки.
|
|
| уровня
| моторики
|
|
| См. стр. 73
|
|
| сложности
| руки
|
|
|
|
|
|
| всего
| 20 мин
|
|
|
| Игра
| Психогимна-
|
|
| В игре уча-
|
|
| «Ручеек»
| стика
|
|
| ствует не-
|
|
|
|
|
|
| четное коли-
|
|
|
|
|
|
| чество детей.
|
|
|
|
|
|
| См. стр. 71
| Продолжение таблицы
№
| №
| Структура
| Цель
| Оборудо-
| Время
| Примечания
| заня-
| игры,
| занятия
|
| вание
| прове-
|
| тия
| упраж
|
|
|
| дения
|
|
| нения
|
|
|
| (мин)
|
|
|
| Игра «Слу-
| Развитие ак-
| Музыкаль-
|
| Необходимо
|
|
| шай звуки»
| тивного
| ный инстру-
|
| чередовать
|
|
|
| внимания
| мент или
|
| звуки, по-
|
|
|
|
| аудиозапись
|
| степенно
|
|
|
|
| с высокими
|
| увеличивая
|
|
|
|
| и низкими
|
| темп. См.
|
|
|
|
| звуками
|
| стр. 85
|
|
| Задание
| Развитие
| Карточка 1
|
| Лист 18 раз-
|
|
| «Найди пять
| произволь-
| (лист 18)
|
| резать на от-
|
|
| отличий»
| ного внима-*
| каждому ре-
|
| дельные кар-
|
|
|
| ния и пере-
| бенку
|
| точки. См.
|
|
|
| ключение
|
|
| стр. 73
|
|
|
| внимания
|
|
|
|
|
| Игра «Кто
| Развитие мо-
| Список на-
|
| Список при-
|
|
| летает? »
| торно-двига-
| званий
|
| готовить за-
|
|
|
| тельного
| предметов
|
| ранее. См.
|
|
|
| внимания
|
|
| стр. 89
|
|
| Выкладыва-
| Развитие
| Образец 1
|
| Разрезать
|
|
| ние из мо-
| концентра-
| (лист 20) и
|
| лист 20 на
|
|
| заики по об-
| ции и объема
| мозаика
|
| отдельные
|
|
| разцу
| внимания,
| каждому ре-
|
| карточки.
|
|
|
| мелкой мо-
| бенку
|
| См. стр. 74
|
|
|
| торики руки
|
|
|
|
|
|
| всего
| 20 мин
|
|
|
| Игра
| Психогимна-
|
|
| В игре уча-
|
|
| «Ручеек»
| стика
|
|
| ствует не-
|
|
|
|
|
|
| четное коли-
|
|
|
|
|
|
| чество детей.
|
|
|
|
|
|
| См. стр. 71
|
|
| Упражнение
| Развитие
| Карточка 1
|
| Лист 15 раз-
|
|
| «Исключе-
| объема вни-
| (лист 15)
|
| резать на
|
|
| ние лишне-
| мания, сен-
| каждому ре-
|
| карточки.
|
|
| го»
| сорного
| бенку
|
| См. стр. 73
|
|
|
| внимания
|
|
|
|
|
| Игра «Узнай
| Развитие
| Платок (по-
|
| См. стр. 86
|
|
| по голосу-1»
| слухового
| вязка) для
|
|
|
|
|
| внимания
| завязывания
|
|
|
|
|
|
| глаз
|
|
|
|
№
| №
| Структура
| Цель
| Оборудо-
| Время
| Примечания
| заня-
| игры,
| занятия
|
| вание
| прове-
|
| тия
| упраж
|
|
|
| дения
|
|
| нения
|
|
|
| (мин)
|
|
|
| Выкладыва-
| Развитие
| Палочки и
|
| Лист 13 раз-
|
|
| ние из пало-
| произволь-
| образец узо-
|
| резать на
|
|
| чек по об-
| ного внима-
| ра каждому,
|
| карточки.
|
|
| разцу 1 -го
| ния и мелкой
| ребенку (лю-
|
| См. стр. 73
|
|
| уровня слож-
| моторики
| бая карточка
|
|
|
|
| ности
| руки
| с листа 13)
|
|
|
|
| Игра
| Развитие мо-
| Круги диа-
|
| Можно про-
|
|
| «По новым
| торно-двига-
| метром 30—
|
| водить под
|
|
| местам»
| тельного
| 35 см (нари-
|
| музыкальное
|
|
|
| внимания
| сованные на
|
| сопровожде-
|
|
|
|
| полу мелом
|
| ние. См.
|
|
|
|
| или выре-
|
| стр. 89
|
|
|
|
| занные из
|
|
|
|
|
|
| бумаги)
|
|
|
|
|
| всего
| 20 мин
|
|
|
| Игра
| Психогимна-
|
|
| В игре уча-
|
|
| «Ручеек»
| стика
|
|
| ствует не-
|
|
|
|
|
|
| четное коли-
|
|
|
|
|
|
| чество детей.
|
|
|
|
|
|
| См. стр. 71
|
|
| Выкладыва-
| Развитие
| Образец 2
|
| Разрезать
|
|
| ние из мо-
| концентра-
| (лист 20) и
|
| лист 20 на
|
|
| заики по об-
| ции и объема
| мозаика ка-
|
| отдельные
|
|
| разцу
| внимания,
| ждому ре-
|
| карточки.
|
|
|
| мелкой мо-
| бенку
|
| См. стр. 74
|
|
|
| торики руки
|
|
|
|
|
| Игра «Со-
| Формирова-
| Нарисован-
|
| В начале иг-
|
|
| вушка-сова»
| ние внима-
| ный на полу
|
| ры роль со-
|
|
|
| ния, воспи-
| круг («гнез-
|
| вушки мо-
|
|
|
| тание вы-
| до»), маска
|
| жет испол-
|
|
|
| держки
| или шапочка
|
| нять взрос-
|
|
|
|
| совы
|
| лый. См.
|
|
|
|
|
|
| стр. 90
|
|
| «Найди два
| Развитие
| Карточка 2
|
| Разрезать
|
|
| одинаковых
| сенсорного
| (лист 9) каж-
|
| лист 9 на от
|
|
| предмета»
| внимания,
| дому ребен-
|
| дельные кар-
|
|
|
| объема вни-
| ку
|
| точки. См.
|
|
|
| мания
|
|
| стр. 72
|
№ занятия
| № игры, упраж нения
| Структура занятия
| Цель
| Оборудование
| Время проведения (мин)
| Примечания
|
|
| Упражнение «Смотри на руки»
| Развитие активного внимания
| Музыкальное сопровождение
|
| См. варианты движений на стр. 71
|
| Выкладывание мозаики по образцу
| Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки
| Образец 3 (лист 20)
|
| Разрезать лист 20 на отдельные карточки. См. стр. 74
|
| Игра «Со-вушка-сова»
| Формирование внимания, воспитание выдержки
| Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы
|
| См. стр. 90
|
| Задание «Найди два одинаковых предмета»
| Развитие сенсорного внимания, объема внимания
| Карточка 3 (лист 9) каждому ребенку
|
| Лист 9 разрезать на карточки. См. стр. 72
|
| Задание «Найди все отличия»
| Развитие произвольного внимания
| Карточка каждому ребенку (лист 3)
|
| См. стр. 73
|
| Игра «Будь внимателен»
| Стимулирование внимания, развитие скорости реакции
| Магнитофон или проигрыватель
|
| См. описание (стр. 86)
| всего 25 мин
|
|
| Упражнение «Смотри на руки»
| Развитие активного внимания
| Музыкальное сопровождение
|
| См. стр. 71
|
| Задание «Найди два одинаковых предмета»
| Развитие зрительного внимания, объема внимания
| Карточка 4 (лист 10) каждому ребенку
|
| Разрезать лист 10 на карточки. См. стр. 72
|
№
| №
| Структура
| Цель
| Оборудо-
| Время
| Примечания
| заня-
| игры,
| занятия
|
| вание
| прове-
|
| тия
| упраж
|
|
|
| дения
|
|
| нения
|
|
|
| (мин)
|
|
|
| Задание
| Развитие
| Музыкаль-
| 3,
| См. стр. 73
| •
|
| «Найди пять
| произвольно-
| ное сопро-
|
|
|
|
| отличий»
| го внимания
| вождение
|
|
|
|
| Игра «Со-
| Формирова-
| Нарисован-
|
| См. стр. 90
|
|
| вушка-сова»
| ние внима-
| ный на полу
|
|
|
|
|
| ния, воспи-
| круг («гнез-
|
|
|
|
|
| тание вы-
| до»), маска
|
|
|
|
|
| держки
| или шапочка
|
|
|
|
|
|
| совы
|
|
|
|
| Выкладыва-
| Развитие
| Палочки и
|
| Разрезать
|
|
| ние из пало-
| произволь-
| образец
|
| лист 14 на
|
|
| чек по об-
| ного внима-
| (лист 14) ка-
|
| карточки.
|
|
| разцу 2-го
| ния и мелкой
| ждому ре-
|
| См. стр. 73
|
|
| уровня
| моторики
| бенку
|
|
|
|
| сложности
| руки
|
|
|
|
|
| Игра «Четы-
| Развитие
|
|
| См. стр. 87
|
|
| ре стихии»
| внимания,
|
|
|
|
|
|
| координации
|
|
|
|
|
|
| слухового
|
|
|
|
|
|
| анализатора
|
|
|
|
|
|
| всего
| 25 мин
|
|
|
| Упражнение
| Развитие ак-
| Музыкаль-
|
| См. вариан-
|
|
| «Смотри на
| тивного
| ное сопро-
|
| ты движений
|
|
| руки»
| внимания
| вождение
|
| на стр. 71
|
|
| Задание
| Развитие
| Карточка 4
|
| Лист ^раз-
|
|
| «Найди пять
| произвольно-
| (лист 19) для
|
| резать на
|
|
| отличий»
| го внимания,
| каждого ре-
|
| карточки.
|
|
|
| распределе-
| бенка
|
| См. стр. 73
|
|
|
| ние и пере-
|
|
|
|
|
|
| ключение
|
|
|
|
|
|
| внимания
|
|
|
|
|
| Упражнение
| Развитие
| Карточка 2
|
| Лист 15 раз-
|
|
| «Исключе-
| мышления и
| (лист 15) для
|
| резать на
|
|
| ние лишне-
| объема вни-
| каждого ре-
|
| карточки.
|
|
| го»
| мания
| бенка
|
| См. стр. 73
|
|
| Выкладыва-
| Развитие кон-
| Образец 4
|
| Лист 20 раз-
|
|
| ние из мо-
| центрации и
| (лист 20) для
|
| резать на
|
|
| заики по об-
| объема вни-
| каждого ре-
|
| карточки.
|
|
| разцу
| мания, мелкой
| бенка
|
| См. стр. 74
|
|
|
| моторики руки
|
|
|
|
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
№
| №
| Структура
| Цель
| Оборудо-
| Время
| Примечания
| заня-
| игры,
| занятия
|
| вание
| прове-
|
| тия
| упраж
|
|
|
| дения
|
|
| нения
|
|
|
| (мин)
|
|
|
| Игра «Что
| Развитие
| Предметы,
|
| См. стр. 84
|
|
| слышно? »
| слухового
| издающие
|
|
|
|
|
| внимания
| знакомые де-
|
|
|
|
|
|
| тям звуки
|
|
|
|
|
|
| (барабан,
|
|
|
|
|
|
| свисток, ме-
|
|
|
|
|
|
| таллофон и
|
|
|
|
|
|
| др. ), ширма
|
|
|
|
| Игра «Кого
| Формирова-
| Большой мяч
| 5.
| См. стр. 90
|
|
| назвали, тот
| ние внима-
|
|
|
|
|
| и лови! »
| ния, разви-
|
|
|
|
|
|
| тие скорости
|
|
|
|
|
|
| реакции
|
|
|
|
|
|
| всего
| 25 мин
|
|
|
| Упражнение
| Развитие ак-
| Музыкаль-
|
| См. стр. 71
|
|
| «Смотри на
| тивного
| ное сопро-
|
|
|
|
| руки»
| внимания
| вождение
|
|
|
|
| Выкладыва-
| Развитие
| Палочки и
|
| Разрезать
|
|
| ние из пало-
| произволь-
| образец
|
| лист 14 на
|
|
| чек по об-
| ного внима-
| (лист 14) ка-
|
| карточки.
|
|
| разцу 2-го
| ния, мелкой
| ждому ре-
|
| См. стр. 73
|
|
| уровня
| моторики
| бенку
|
|
|
|
| сложности
| руки
|
|
|
|
|
| Игра «Слу-
| Развитие ак-
| Музыкаль-
|
| См. стр. 85
|
|
| шай звуки»
| тивного
| ный инстру-
|
|
|
|
|
| внимания
| мент или
|
|
|
|
|
|
| аудиозапись
|
|
|
|
| Задание
| Развитие
| Карточка 1
|
| Лист 16 раз-
|
|
| «Найди пять
| произволь-
| (лист 16)
|
| резать на
|
|
| отличии»
| ного внима-
| каждому ре-
|
| карточки.
|
|
|
| ния
| бенку
|
| См. стр. 73
|
|
| Задание
| Развитие
| Карточка 5
|
| Лист 10 раз-
|
|
| «Найди два
| зрительного
| (лист 10)
|
| резать на
|
|
| одинаковых
| внимания,
| каждому ре-
|
| карточки.
|
|
| предмета»
| объема вни-
| бенку
|
| См. стр. 72
|
|
|
| мания
|
|
|
| №
заня- тия
10
№
игры, упраж нения
Структура занятия
Игра «Кого назвали, тот и лови! »
Упражнение «Смотри на руки»
Упражнение «Исключе- ние лишне- го»
Задание «Найди два одинаковых предмета»
Игра «Узнай по голосу-2»
Выкладыва- ние из мо- заики по об- разцу
Игра «Кого назвали, тот и лови! »
Цель
Формирова- ние внима- ния, разви- тие скорости реакции
Развитие ак- тивного внимания
Развитие мышления и объема вни- мания
Развитие
зрительного
внимания
Развитие
слухового
внимания
Развитие концентра- ции и объема внимания, мелкой мо- торики руки
Формирова- ние внима- ния, разви- тие скорости реакции
Оборудо- вание
Большой мяч
всего 25 мин
Музыкаль- ное сопро- вождение
Карточка 3 (лист 15) каждому ре- бенку
Карточка 6 (лист 10) каждому ре- бенку
Начерчен- ный на полу большой круг, платок для завязы- вания глаз
Образец 1 (лист 21) для каждого ре- бенка
Большой мяч
всего 25 мин
Примечания
См. стр. 90
См варианты движения на стр. 71
Лист 15 раз- резать на карточки. См. стр. 73
Лист 10 раз- резать на карточки. См. стр. 72
См. стр. 86
Лист 21 раз- резать на карточки. См. стр. 74
См. стр. 90
№ занятия
| № игры, упраж нения
| Структура занятия
| Цель
| Оборудование
| Время проведения (мин)
| Примечания
|
|
| Упражнение «Слушай команду! »
| Развитие активного внимания
| Музыкальное сопровождение
|
| См. стр. 71
|
| Упражнение «Исключение лишнего»
| Развитие мышления и объема внимания
| Карточка 4^ (лист 10) каждому ребенку
|
| Лист 10 разрезать на карточки. См. стр. 73
|
| Задание «Чей это дом? »
| Развитие наблюдательности
| Лист 22 каждому ребенку
|
| См. стр. 74
|
| Игра «Испорченный телефон»
| Развитие слухового внимания
|
|
| См. стр. 87
|
| Нанизывание бусинок по образцу
| Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев
| Образец f (карточка 1 лист 23), бусинки каждому ребенку
|
| См. стр. 74
|
| Игра «Воробьи и вороны»
| Формирование внимания, развитие скорости реакции
| Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков)
| 6,
| См. стр. 91
| всего 25 мин
|
|
| Упражнение «Слушай команду! »
| Развитие активного внимания
| Музыкальное сопровождение
|
| См. стр. 71
|
| Задание «Смешанный лес»
| Развитие наблюдательности, распределения внимания
| Карточка 1 (лист 24)
|
| См. стр. 75 Лист 24 разрезать
|
| Игра «Море волнуется»
| Формирование внимания, развитие скорости реакции
| Круги на полу или асфальте
|
| См. стр. 92
| № заня- тия
| № игры, упраж нения
| Структура занятия
| Цель
| Оборудо- вание
| Время прове- дения (мин)
| Примечания
|
|
| Нанизывание бусинок по образцу
| Развитие концентра- ции и объема внимания, мелкой мо- торики руки
| Образец (карточка 2 лист 23), бу- синки каж- дому ребен- ку
|
| См. стр. 74
|
|
| Срисовыва- ние по кле- точкам (1-й уровень сложности)
| Развитие концентра- ции, объема внимания, мелкой мо- торики руки
| Карточки 1 и 2 (лист 25), бумага в клетку, ка- рандаш
|
| Лист 25 раз- резать на карточки. См. стр. 75
|
| Игра «Ис- порченный телефон»
| Развитие слухового внимания
|
|
| См. стр. 87
| всего 25 мин
|
|
| Упражнение «Слушай команду! »
| Развитие ак- тивного внимания
| Музыкаль- ное сопро- вождение
|
| См. стр. 71
|
2 ♦
| Выкладыва- ние из пало- чек по об- разцу
| Развитие про- извольного внимания, мелкой мото- рики руки
| Палочки и образец (лист 14) каждому ре- бенку
|
| Разрезать лист 14 на карточки. См. стр. 73
|
| Игра «Ис- порченный
телефон»
| Развитие слухового внимания
|
|
| См. стр. 87
|
4 -
| Задание «Кто забил гол? »
| Развитие на- блюдатель- ности
| Карточка 2 (лист 27) каждому ре- бенку
|
| См. стр. 76
|
| Задание «Найди ге- роев переда- чи»
| Развитие на- блюдатель- ности, рас- пределения, переключе- ния и объема внимания
| Карточка 2 (лист 28) каждому ре- бенку
|
| Лист 28 раз- резать на карточки. См. стр. 79
|
Продо
Продолжение таблицы
№ занятий
| № игры, упраж нения
| Структура занятия
| Цель
| Оборудование
| Время проведения (мин)
| Примечания
|
|
| Игра «Воробьи и вороны»
| Формирование внимания, развитие скорости реакции
| Цветные кубики, мячи (вдвое меньше, чем игроков)
|
| См. стр. 91
| всего 25 мин
|
|
| Упражнение «Слушай команду! »
| Развитие активного внимания
| Музыкальное сопровождение
|
| См. стр. 71
|
| Задание «Найди парные носочки»
| Развитие распределения и объема внимания
| Карточка 1 (лист 4) каждому ребенку
|
| Разрезать лист 11 на карточки
|
| Упражнение «Витрина магазина»
| Развитие объема внимания и наблюдательности
| Карточка 1 (лист 28) каждому ребенку
|
| Лист 28 разрезать на карточки. См. стр. 75
|
| Игра «Море волнуется»
| Формирование внимания, развитие скорости реакции
| Круги на полу или асфальте
|
| См. стр. 92
|
| Нанизывание бусинок по образцу
| Развитие концентрации и объема внимания, развитие мелкой моторики руки
| Образец (карточка 3 лист 23), бусинки каждому ребенку
|
| См. стр. 74
|
| Игра «Испорченный телефон»
| Развитие слухового внимания
|
|
| См. стр. 87
| всего 25 мин
|
|
| Упражнение «Слушай
команду! »
| Развитие активного внимания
| Музыкальное сопровождение
|
| См. стр. 71
|
6 5
Продолжение таблицы
№
| №
| Структура
| Цель
| Оборудо-
| Время
| Примечания
| заня-
| игры,
| занятия
|
| вание
| прове-
|
| тия
| упраж
|
|
|
| дения
|
|
| нения
|
|
|
| (мин)
|
|
|
| Игра «Кто
| Развитие
| Мяч
|
| См. стр. 88
|
|
| знает, пусть
| слухового
|
|
|
|
|
| дальше счи-
| внимания,
|
|
|
|
|
| тает»
| развитие
|
|
|
|
|
|
| мышления,
|
|
|
|
|
|
| закрепление
|
|
|
|
|
|
| умения счи-
|
|
|
|
|
|
| тать»
|
|
|
|
|
| Игра «Зева-
| Развитие
| Бубен, про-
|
| См. стр. 92
|
|
| ки»
| произволь-
| игрыватель
|
|
|
|
|
| ного внима-
| или магни-
|
|
|
|
|
| ния»
| тофон
|
|
|
|
| Игра «Тан-
| Закрепление
| Образец и
|
| См. стр. 77
|
|
| грам»
| представле-
| детали в на-
|
|
|
|
|
| ний о гео-
| туральную
|
|
|
|
|
| метрических
| величину
|
|
|
|
|
| фигурах
| каждому ре-
|
|
|
|
|
|
| бенку
|
|
|
|
| Задание
| Развитие
| Карточка 1
|
| См. стр. 80
|
|
| «Найди до-
| произволь-
| (лист 41)
|
|
|
|
| рожку! »
| ного внима-
| каждому ре-
|
|
|
|
|
| ния
| бенку
|
|
|
|
|
|
| всего
| 25 мин
|
|
|
| Игра «В ма-
| Развитие на-
|
|
| См. стр. 70
|
|
| газине зер-
| блюдательно-
|
|
|
|
|
| кал»
| сти, внима-
|
|
|
|
|
|
| ния, памяти
|
|
|
|
|
| Задание
| Развитие ус-
| Карточка 1
|
| Лист 29 раз-
|
|
| «Корова Ма-
| тойчивости
| (лист 29)
|
| резать на
|
|
| ня и ее хо-
| внимания
| каждому ре-
|
| карточки.
|
|
| зяйка»
|
| бенку
|
| См. стр. 76
|
|
| Игра
| Развитие на-
| Лист 40 ка-
|
| См. стр. 79
|
|
| «Строители»
| блюдатель-
| ждому ре-
|
|
|
|
|
| ности, кон-
| бенку
|
|
|
|
|
| центрации и
|
|
|
|
|
|
| распределе-
|
|
|
|
|
|
| ние внимания
|
|
|
|
|
| Игра «Кто
| Формирова-
| Список на-
|
| См. стр. 89
|
|
| летает? »
| ние внима-
| званий пред-
|
|
|
|
|
| ния
| метов
|
|
|
|
|
|
| Продолжение таблицы
| № заня- тия
| № игры, упраж нения
| Структура занятия
| Цель
| Оборудо- вание
| Время прове- дения (мин)
| Примечания
|
|
| Задание «Воспроиз- ведение гео- метрических фигур»
| Развитие произвольно- го внимания, памяти, мышления
| Любая кар- точка (лист 43) каждому ре- бенку
|
| Лист 43 раз- резать на карточки. См. стр. 80
| всего 25 мин
|
|
| Игра «В ма- газине зер- кал»
| Развитие на- блюдатель- ности, кон- центрации и распределе- ния внимания
|
|
| См. стр. 70
|
| Задание «Найди тень»
| Развитие на- блюдатель- ности
| Лист 35 ка- ждому ре- бенку
|
| См. стр. 78
|
| Задание «Найди до- рожку»
| Развитие произвольно- го внимания
| Карточка 2 (лист 41) каждому ре- бенку
|
| См. стр. 80
|
| Срисовыва- ние по кле- точкам (2-й уровень сложности)
| Развитие концентра- ции и объема внимания
| Карточки 6, 7, 8 (лист 26) каждому ребенку
|
| См. стр. 75
|
| Игра «Раз- ведчики»
| Развитие мо- торно- слуховой па- мяти, коор- динации движений
| Стулья
|
| См. стр. 94
|
| Задание «Построй
дорожку»
| Развитие ус- тойчивого внимания
| Лист 45 каж- дому ребен- ку, фишки
|
| См. стр. 82
|
| Игра «Квар- тет»
| Формирова- ние внима- ния
| 13 наборов разрезанных на 4 части открыток
|
| См. стр. 77
| Окончание таблицы
№ заня- тия
| № игры, упраж нения
| Структура занятия
| Цель
| Оборудо- вание
| Время прове- дения (мин),.
| Примечания
|
|
| Игра «Море волнуется»
| Формирова- ние внимания, развитие ско- рости реакции
| Нарисован- ные на полу круги
|
| См. стр. 92
| всего 30 мин
|
|
| Игра «Слу- шай хлоп- ки! »
| Развитие произвольно- го внимания
|
|
| См. стр. 89
|
| Задание «Нарисуй круг и тре- угольник»
| Тренировка распределе- ния внима- ния
| Два острых карандаша каждому ре- бенку
|
| См. стр. 84
|
| Игра «Тан- грам»
| Закрепление представле- ний о гео- метрических фигурах
| Образец и фигуры в на- туральную величину каждому ре- бенку
|
| См. стр. 77
|
| Задание «Сравни, назо- ви, сосчитай»
| Развитие на- блюдатель- ности
| Каждому ре- бенку лист 30
|
| См. стр. 78
|
| Игра «Съе- добное — не- съедобное»
| Формирова- ние внима- ния
| Мяч, мел
|
| См. стр. 94
|
| Задание «Найди тень»
| Развитие на- блюдатель- ности
| Лист 36 ка- ждому ре- бенку
|
| См. стр. 78
|
| Задание «Ко-< рова Маня и ее хозяйка»
| Развитие ус- тойчивости внимания
| Карточка 2 (лист 29) каж- дому ребенку
|
| См. стр. 76
|
| Задание «Быстрее на- рисуй! »
| Развитие умения пере- ключать внимание
| Лист 48 ка- ждому ре- бенку
|
| См. стр. 82
|
| Упражнение «Воспроиз- ведение гео- метрических фигур»
| Развитие произвольно- го внимания, памяти, мышления
| Любая кар- точка (лист 43) каждому ре- бенку
|
| См. стр. 80
|
всего 30 мин
|
|