Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





20-11 КП_ВАФиГ_ ПР№13. Составление, анализ и гигиеническая оценка расписания уроков в начальных классах. Методические указания



20-11 КП_ВАФиГ_ ПР№13

Составление, анализ и гигиеническая оценка расписания уроков в начальных классах

Цель: овладение методами оценки и составления расписания уроков в школе с учетом гигиенических и нормативных требований.

Ход работы:

1) Проанализируйте расписание занятий в школе на неделю для 2-го класса с учетом гигиенических требований, графически изобразив распределение учебной нагрузки в течение недели.

2) Ответьте на вопросы:

1. Подсчитайте количество уроков по учебным предметам, предусмотренных в расписании. Соответствует ли недельная нагрузка учебному плану?

2. Пользуясь шкалой трудности предметов, подсчитайте в баллах нагрузку в каждый день недели. Начертите график, где по горизонтали отметьте дни недели, по вертикали - величину нагрузки. Сделайте вывод: соответствует ли расписание динамике недельной работоспособности.

3. На каких уроках проводятся основные предметы? Соответствует ли это гигиеническим требованиям?

4. Какими уроками поставлены физкультура, труд, рисование, музыка? Реализуется ли в расписании принцип чередования уроков по сложности, по умственной и физической направленности?

5. Предусмотрено ли чередование уроков по сложности и характеру материала?

6. Применяются ли однотипные уроки?

3) Сделайте общий вывод о соответствии расписания уроков гигиеническим требованиям.

4. Дайте гигиенические рекомендации по устранению возможных недочетов и ошибок школьного расписания.

Методические указания

Для анализа недельного расписания занятий для младших школьников используйте теоретический материал и так же данные таблиц.

Таблица 1- Недельное расписание для 2 класса

Понедельник   Среда Пятница
Литературное чтение   Окружающий мир Литературное чтение
Русский язык Математика   Русский язык
Математика Русский язык   Математика
Физкультура Технология Английский язык

 

Вторник Четверг Суббота
Литературное чтение Музыка Физкультура
Русский язык Математика   Литературное чтение
Окружающий мир Русский язык   ИЗО
Английский язык Физкультура   Технология

          

 При составлении расписания должны быть учтены следующие параметры:

- максимальная недельная нагрузка для данного класса,

- характер изменения работоспособности в течение дня и недели,

- сложность уроков,

- наличие однотипных уроков.

Теоретический материал

Расписание уроков должно соответствовать учебному плану по количеству еженедельных уроков.

В таблице 2 представлен примерный учебный план учреждений НОО Российской Федерации.

 

Таблица 2 - Примерный учебный план учреждений НОО Российской Федерации

Учебные предметы I II III IV
Русский язык
Литература
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Физическая культура
Технология (труд)
Обязательные занятия по выбору, факультативы
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе

При составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в сочетании с трудностью предметов.

Умственная работоспособность учащихся неодинакова в разные дни недели. В понедельник происходит постепенное включение школьников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день низкая. Во вторник работоспособность увеличивается и достигает максимального уровня. В среду у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности, а в четверг она несколько увеличивается, т. к. бессознательно, не умея волевым усилием преодолеть начальные стадии утомления, школьники отдохнули за среду. В субботу работоспособность самая низкая.

В связи с этим распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.

Установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть их чередование по сложности, по характеру материала, по умственной и физической направленности. Например, можно поставить рядом два достаточно сложных предмета, таких, например, как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный, но ставить рядом однотипные русский язык и литературу не рекомендуется. Хорошо зарекомендовала себя практика “перебивки” сложных уроков относительно простыми, такими как физкультура, труд, музыка, рисование. Поэтому эти уроки не рекомендуется ставить ни первыми, ни последними. Желательно избегать сдвоенных уроков по одному предмету.

Для гигиенической оценки школьного расписания пользуются шкалами трудности предметов. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.

Шкала трудности предметов для младших школьников представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Шкала трудности предметов для младших школьников (Агарков В. И., 1986)

                                        Предмет Количество баллов
Математика, русский язык
Русский (национальный) язык
Природоведение
Русская (национальная) литература
История
Рисование и музыка
Труд
Физическая культура

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.