|
|||
5 слайд. 8 слайд: картинкиСтр 1 из 4Следующая ⇒ 5 слайд ХОРЕОГРАФИЯ: В XVIII веке продолжается процесс совершенствования и развития ранее существовавших танцев. Известно, что гавот появился еще в XVI веке, а популярность он приобретает лишь два столетия спустя. Второе рождение гавота происходит несколько необычно. В дворцовые и бальные залы он приходит не с сельских праздников, а со сценических подмостков, аранжированный опытной профессиональной рукой. Гавот становится похожим на маленький балетный спектакль для двух исполнителей. Точно так же популярным становится скорый менуэт.
И тем не менее салтарелла, тордион, канарис и вольта — танцы, где встречаются прыжки, притопы, резкие повороты корпуса, — постепенно забываются. Как и во всей культуре, в хореографическом искусстве Франции происходит много преобразований, реформ. Они были выражением прогрессивных идей, художественно-эстетических воззрений передовых мыслителей страны. Просветители не оставили без внимания ни одной области культуры. В трудах Каюзака и Дидро, в произведениях Руссо содержится немало критических замечаний в адрес современного балетного театра. Их мысли о «действенном танце», о возврате театра «к природе» и живописности пластических композиций воплощаются в жизнь реформатором балетного театра XVIII века Ж. Ж. Новерром (1727—1810). 6 слайд Выразитель идей просветителей в хореографии, Новерр превращает балетный спектакль в самостоятельный театральный жанр, обогащает его выразительные средства, задумывается о связи сценического танца с народной танцевальной культурой. На сцене ярмарочных и бульварных театров, в комической опере значительное место занимает танцевальное искусство. Популярные бытовые танцы, народные пляски органически входят в сценическое действие. Значительных успехов достигает провинциальный балетный театр. В нем утверждается демократическая тематика, идут новаторские поиски. Народное танцевальное искусство на протяжении всего века обогащает профессиональную хореографию. Его влияние особенно сказывается в эпоху французской буржуазной революции, когда и балетный театр, и бальный репертуар пополняются массой новых названий за счет бытовых танцев и народных плясок. Технически более сложным и совершенным становится язык сценического танца. Правда, в XVIII веке сценический танец одновременно является и бытовым. Вот почему для исполнения бальных композиций приходится длительно изучать позы и отдельные движения, тренироваться в выполнении поклонов и отдельных сложных фигур. (МИНУЭТ) В XVIII веке создается немало трудов по теории хореографии. Знаменитые «Письма о танце» Новера не утратили своего значения и в наши дни. Рауль Фёлье, Дезе, Рамо разрабатывают систему записи танцев. Они являются сторонниками графической записи, которая фиксирует не только отдельные движения, но и композицию, пространственный рисунок. По-прежнему многие придворные танцы требуют детального освоения реверансов и поклонов. Новый покрой одежды, замысловатость причесок у дам придают поклонам и реверансам своеобразный характер. Схема мужского реверанса точно такая же, как и женского, но дамский реверанс более глубокий и сама манера исполнения его подчеркнуто изысканная. В гавоте реверанс и поклон делается па 4/4. 7 слайд Модные танцы построены на плавных и мягких движениях рук и корпуса. В них многое подчинено законам сценической хореографии. В XVIII веке кроме основных форм существовали еще и комбинированные: сарабанда-бурре, бурре-менуэт. Это были сложные по рисунку композиции, рассчитанные на одну пару. В середине века парные танцы уступают место массовым, в первую очередь контрдансу. Контрданс сразу завоевывает симпатии широких общественных кругов. Ни один танец не может конкурировать с контрдансом. Охотнее всего контрданс исполняют на общественных балах и семейных вечерах. Его распространению немало способствуют новые нормы общественного поведения. Теперь на балах и танцевальных вечерах пары не строились согласно придворному церемониалу. Исполнители чувствовали себя более непринужденно. Контрданс порой превращался в танец-игру. Для контрданса характерно постепенное включение пар в танец и комбинация фигур парного и массового танца. Бесконечны варианты фигур.
На площадях и улицах звучали оркестры, в садах Парижа устраивались специальные концерты для народа. После концертов, как правило, начинались танцы. Грандиозные массовые празднества привлекали тысячи людей. По сути дела, это были театрализованные демонстрации, для которых писалась специальная музыка и тексты песен. Танцы на улицах и площадях носили хороводный, поистине массовый характер. Песни и танцы французской революции создавались под непосредственным влиянием героических событий. Значительные изменения происходят в то время и в бытовой хореографии. На смену придворным танцам с их сложным этикетом приходят танцевальные формы, доступные и близкие широким общественным кругам. Контрданс, а затем вальс вот два основных танца, которые будут определять стиль бытовой хореографии. В эпоху революции появляются такие танцы, как тампет, матредур и танец с шалью (pasdechвle). Из Франции они быстро попадают во все европейские страны. Придворные балы и в XVIII веке отличались изысканностью и роскошью. Французский король устраивал празднества то в Париже, то в богатейших загородных дворцах. Знать стремилась во всем подражать двору: украшала замки картинами самых знаменитых художников, тратила колоссальные суммы на увеселения и пышные приемы. Нередко балы устраивались в парках и садах. Изысканное и подчеркнуто изящное искусство рококо оказывало влияние на убранство балов, наряды дам, манеру поведения, стиль бальной хореографии. Среди огромного списка танцев, которые исполнялись на придворных балах, ведущее место принадлежит скорому менуэту, гавоту. пасспье и контрдансу. 8 слайд: картинки
|
|||
|