Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Разработка требований к программному проекту»



 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт прикладной математики и компьютерных наук

Кафедра вычислительной техники

 

Отчет по лабораторной работе № 2

«Разработка требований к программному проекту»

по дисциплине «CASE и CALS технологии»

 

Выполнили студенты группы 220681:

Сидоров В. А.

Проверил:

Доц. Французова Ю. В.

 

 

Тула 2020

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Составить и проанализировать требования к программному проекту, оформить техническое задание на разработку программного обеспечения.

2. ЗАДАНИЯ

1. Построить диаграмму идентификации точек зрения и диаграмму иерархии точек зрения;

2. Составить пользовательские требования, четко описывающие будущий функционал системы;

3. Составить системные требования, включающие требования к структуре, программному интерфейсу, технологиям разработки, общие требования к системе (надежность, масштабируемость, распределённость, модульность, безопасность, открытость, удобство пользования и т. д. );

4. Разработать техническое задание на разработку программного проекта.

3. ХОД РАБОТЫ

1. Изучил предлагаемый теоретический материал

2. Первым шагом в формировании требований является идентификация опорных точек зрения. Во всех методах формирования требований, основанных на использовании точек зрения, начальная идентификация является наиболее трудной задачей. Один из подходов к идентификации точек зрения — метод " мозгового штурм", когда определяются потенци­альные системные сервисы и организации, взаимодействующие с системой. Организуется встреча лиц, участвующих в формировании требований, которые предлагают свои точки зрения. Эти точки зрения представляются в виде диаграммы, состоящей из ряда круговых областей, отображающих возможные точки зрения (рис. 1). Во время " мозгового штурма" необходимо идентифицировать потенциальные опорные точки зрения, системные сервисы, входные данные, нефункциональные требования, управляющие события и исключительные ситуации.

Следующей стадией процесса формирования требований будет идентификация опорных точек зрения (на рис. 1 показаны в виде темных круговых областей) и сервисов (показаны в виде затененных областей). Сервисы должны соответствовать опорным точкам зрения. Но могут быть сервисы, которые не поставлены им в соответствие. Это означает, что на начальном этапе " мозговой атаки" некоторые опорные точки зрения не были идентифицированы.

 

Рисунок 1 - Диаграмма идентификации точек зрения

Информация, извлеченная из точек зрения, используется для заполнения форм шаб­лонов точек зрения и организации точек зрения в иерархию наследования. Это позволяет увидеть общие точки зрения и повторно использовать информацию в иерархии наследо­вания. Сервисы, данные и управляющая информация наследуются подмножеством точек зрения. На рис. 2 показана часть иерархии точек зрения для системы поддержки заказа и учета товаров. В данном случае менеджер в иерархии выше мастера, а постоянный клиент выше обычного.

 

 

Рисунок 2 - Иерархия точек зрения

Таблица 1 - Сервисы, соотнесенные с точками зрения

Клиент Постоянный клиент Услуга Заказ мастер Менеджер по работе с клиентами
Проверка наличия услуги Получение скидки Занесение в базу данных (данные о поставщике, кол-ве, месте хранения и т. д. ) Прием заказа Продажа услуги Доступ к базе данных
Покупка услуги Получение информацию о поступлениях новых услуг Назначение цены Занесение в базу данных (название, адрес, телефон и т. д. ) Доступ к каталогу Проверка статистики
Получение чека Занесение в список постоянных покупателей Пере определение цены Назначение цены Проверка наличии услуги Переопределение цены
Заказ услуги   «Покупаемые» или «непокупаемые» услуги   Оформление заказа покупателю Печать чека
Занесение покупателя и суммы покупки в базу данных          
           

 

3.  Метод аттестации: обзор требований; требования системно анализируются рецензентами.

Типы проверок требований:

1. Проверка правильности требований (выполнено). Пользователь может считать, что данная система необ­ходима для выполнения определенных функции, заявленных в ТЗ. Спроектированная клиентская база содержит в себе ФИО клиентов, их номера телефонов, время прихода в ветеринарную клинику, предварительную стоимость осмотра, вид оплаты услуги (наличная/безналичная). База предусматривает вход разных пользователей с разными правами. Проблем не обнаружено.

2. Проверка на непротиворечивость (выполнено). В требованиях не содержится противоречащих друг другу ограничений или различных описаний одной и той же системной функции. Проблем не обнаружено.

3. Проверка на полноту (выполнено). Спецификация требований содержит требования, ко­торые определяют все системные функции и ограничения, налагаемые на систему. Проблем не обнаружено.

4. Проверка на выполнимость (выполнено). На основе знания существующих технологий требования проверены на возможность их реального выполнения. Данная база данных подходит для выполнения реальных задач, заявленных в ТЗ. Проблем не обнаружено.

 

4. Техническое задание на разработку программы " База Данных «Ветеринарная клиника»"

 1. ВВЕДЕНИЕ                   

1. 1. НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Наименование программы: " База Данных «Ветеринарная клиника»"

1. 2. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ       

Программа предназначена для упорядочения, накопления, хранения, а также облегчения доступа к данным о клиентах организации.        

Программа предоставляет Веб-интерфейс для управления содержимым базы данных

документов в соответствии с предъявляемыми требованиями по протоколу http.

1. 3. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ             

База Данных Документов представляет собой организационно-информационную оболочку, обеспечивающую упорядочение, хранение, классификацию, поиск и доступ к информации о клиентах организации.      

База Данных Документов поддерживается и обновляется при помощи Регламента, в

соответствии с которым производятся операции по сбору, классификации, обновлению и публикации документов организации и необходимой внешней информации.       Регламент описывает все действия с информацией, получаемой во всех подразделениях организации.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ

2. 1. ТРЕБОВАНИЯ К ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ

Источниками информации для Базы Данных «Ветеринарная клиника» являются подразделения организации, а также любая, необходимая для работы внешняя информация, доступная для размещения в ней.

2. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ

Вся информация в Базе Данных Документов представляется в форматах, принятых в организации с обеспечением резервного копирования (абсолютная сохранность данных)

2. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ

Программа должна обеспечивать возможность выполнения перечисленных ниже свойств:

2. 1. 1. Самоорганизация

2. 1. 2. Гибкость - настраивается на любую структуру, для широкого круга деятельности

2. 1. 3. Безопасность – ограничение общего доступа к заранее определенным ресурсам БДД

2. 1. 4. Целостность и доступность – документы в Базе Данных Ветеринарная клиника должны быть представлены в общепринятых в организации форматах защищенных от изменений.

2. 1. 5. Использование форм и шаблонов - позволит использовать типовые документы с возможностью изменений определенных полей.

2. 1. 6. Возможность поиска - фильтрация по Базе Данных «Ветеринарная клиника».

2. 1. 7. Возможность подключения независимых модулей для импорта данных из внешних источников данных в текущую Базу Данных Документов.

2. 4. ТРЕБОВАНИЯ К НАДЕЖНОСТИ

2. 4. 1 Требования к обеспечению надежного функционирования программы Надежное (устойчивое) функционирование программы должно быть обеспечено выполнением Заказчиком совокупности организационно-технических мероприятий, перечень которых приведен ниже:

а) организацией бесперебойного питания технических средств;

б) использованием лицензионного программного обеспечения;

в) регулярным выполнением рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ, изложенных в Постановлении от 23 июля 1998 г. Об утверждении межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию ПЭВМ и оргтехники и сопровождению программных средств»;

г) регулярным выполнением требований ГОСТ 51188-98. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов

2. 4. 2. Время восстановления после отказа

Время восстановления после отказа, вызванного сбоем электропитания технических средств (иными внешними факторами), не фатальным сбоем (не крахом) операционной системы, не должно превышать 30-ти минут при условии соблюдения условий эксплуатации технических и программных средств.

Время восстановления после отказа, вызванного неисправностью технических средств, фатальным сбоем (крахом) операционной системы, не должно превышать времени, требуемого на устранение неисправностей технических средств и переустановки программных средств.

2. 4. 3. Отказы из-за некорректных действий пользователей системы

Отказы программы вследствие некорректных действий пользователя при взаимодействии с программой через Веб интерфейс недопустимы.

3. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

3. 1. КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Климатические условия эксплуатации, при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к техническим средствам в части условий их эксплуатации

3. 2. ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ И ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА

Минимальное количество персонала, требуемого для работы программы, должно

составлять не менее 2 штатных единиц — администратор и конечный пользователь

программы — оператор. Администратор должен иметь знания в области Вэб-дизайна, для поддержания рабочего интерфейса Базы данных документов и общие знания операционной системы. В перечень задач, выполняемых системным администратором, должны входить:

а) задача поддержания работоспособности технических средств и работоспособности

системных программных средств — операционной системы;

б) задачи поддержания работоспособности интерфейса Базы Данных «Ветеринарная клиника»;

в) задача выполнения работ в рамках Регламента пополнения Базы Данных Документов;

г) задача создания резервных копий Базы Данных Документов.

3. 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И ПАРАМЕТРАМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

В состав технических средств должен входить IВМ-совместимый персональный компьютер (ПЭВМ), выполняющий роль сервера, или сервер, включающий в себя:

1.    процессор Pentium-2. 0Mz, не менее;

2.    оперативную память объемом, 1Гигабайт, не менее;

3.    HDD, 80 Гигабайт, не менее;

4.    операционную систему Windows 2000 или Windows 2003;

5.    Microsoft Internet Information Server

3. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОЙ И ПРОГРАММНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ

Работа с Базой Данных Документов осуществляется через публикацию форм доступа на Microsoft Internet Information Server. Другим вариантом работы может быть доступ к файловым ресурсам на рабочей станции через Вэб-интерфейс. Необходимо обеспечить одновременную работу с той же базой модулей экспорта внешних данных.

3. 4. 1. Требования к запросам пользователей.

Базы Данных «Ветеринарная клиника» Пользователи и администраторы работают с базой данных через Веб - интерфейс. Администраторы системы должны иметь возможность редактировать состав и структуру Базы Данных Документов.

3. 4. 2. Требования к исходным кодам и языкам программирования.

Дополнительные требования не предъявляются.

3. 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Программа должна обеспечивать одновременную работу пользователей посредством Веб-интерфейса.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Состав программной документации должен включать в себя:

1.    техническое задание;

2.    программу и методики испытаний;

3.    руководство оператора;

5. ТЕХНИКО‐ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

5. 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗРАБОТКИ

Ориентировочная экономическая эффективность не рассчитываются. Аналогия не

проводится ввиду уникальности предъявляемых требований к разработке.

6. СРОКИ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ

6. 1. СРОКИ РАЗРАБОТКИ

Срок разработки: 2-4 месяца

6. 2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ

6. 2. 1. На стадии разработки технического задания должен быть выполнен этап

разработки, согласования и утверждения настоящего технического задания.

6. 2. 2. На стадии рабочего проектирования должны быть выполнены перечисленные ниже этапы работ:

1. разработка программы;

2. разработка программной документации;

3. испытания программы.

6. 2. 3. На стадии внедрения должен быть выполнен этап разработки подготовка и

передача программы.

6. 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО ЭТАПАМ

6. 3. 1. На этапе разработки технического задания должны быть выполнены

перечисленные ниже работы:

1. постановка задачи;

2. определение и уточнение требований к техническим средствам;

3. определение требований к программе;

4. определение стадий, этапов и сроков разработки программы и документации на неё;

5. согласование и утверждение технического задания.

6. 3. 2. На этапе разработки программы должна быть выполнена работа по

программированию (кодированию) и отладке программы.

6. 3. 3. На этапе разработки программной документации должна быть выполнена

разработка программных документов в соответствии с требованиями к составу

документации.

6. 3. 4. На этапе испытаний программы должны быть выполнены перечисленные ниже

виды работ:

1. разработка, согласование и утверждение и методики испытаний;

2. проведение приемо-сдаточных испытаний;

3. корректировка программы и программной документации по результатам

испытаний.

6. 3. 5. На этапе подготовки и передачи программы должна быть выполнена работа по

подготовке и передаче программы и программной документации в эксплуатацию на

объектах Заказчика.

7. ЦЕНА РАЗРАБОТКИ, ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ И ПРИЕМКИ

7. 1. ЦЕНА РАЗРАБОТКИ

Цена договорная

7. 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМКЕ РАБОТЫ

На основании Протокола проведения испытаний Исполнитель совместно с Заказчиком подписывает Акт приемки-сдачи программы в эксплуатацию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.