|
|||
Соната № 11 В.-А. МоцартаКомпозиторы далеко не всегда сохраняют традиционный сонатный цикл. Примером значительною отступления от него является Соната № 11 ля мажор Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), I-я часть которой написана в вариационной форме. Это отступление продиктовано замыслом композитора: в сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.
В музыке XVIII в., благодаря своеобразным «формулам», ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам. Например, музыкальную фразу могли завершать гармонические последовательности (кадансы) у которые вызывали у слушателей ассоциации с поклонами, реверансами. Композиторы этой эпохи, подчиняясь власти внешней красивости и аристократической манерности, затейливо украшали мотивы трелями и форшлагами, подобно тому как архитекторы использовали в оформлении зданий и интерьеров дворцов, театров и концертных залов разного рода завитки.
Почему в турецком? Когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали ранее не известную там турецкую музыку. В ней главную роль играли ударные инструменты, особенно большой барабан, который был изобретен на Востоке, получил распространение в Турции и поэтому долгие годы назывался турецким барабаном. Шумные удары этого барабана Моцарт остроумно и воспроизвел в финале своей сонаты.
Послушайте главную тему 1-й части Сонаты № 11 В. А. Моцарта.
|
|||
|