|
|||
Этика и законы природы
Перечисленные моральные принципы соответствуют не только признакам жизни, но так же конкретным явлениям и законам природы. Например, принцип терпимости проявляется в природе в суперпозиции полей. Моральный принцип соответствия, приводящий в обществе к обратным связям и явлению раздражимости у организмов, соотносится с существующим в природе законом, открытым И. Ньютоном: " Действие вызывает равное противодействие". Принципу преемственности (приятию) соответствует явление комплиментарности, благодаря которому в живой природе осуществляется передача признаков по наследству. " Развитие" как признак жизни, которому соответствует этический принцип уважения, имеет ещё и общеприродное значение и описывается пятью известными законами развития (диалектики) Гегеля: становления, переход количества в качество, отрицания отрицаний, всеобщей связи, борьбы и единства противоположностей. На уровне кристаллов и в строения планет мы сталкиваемся с упорядочением, с одной из характеристик самоорганизации. В более явном виде явления самоорганизации проявляются в открытых системах, при подводе к ним энергии, когда устанавливается динамическое равновесие. Эти процессы описываются законами синергетики - науки о самоорганизации в природе. В обществе явление самоорганизации возникает при стремлении людей к сотрудничеству. Если такого стремления нет, то никакой новой, более сложной, системы не возникает. Гомеостаз, с которым соотносится моральный принцип соизмеримости, возникает в живых организмах вследствие проявления в природе принципа Ле Шателье: " Внешнее воздействие, выводящее систему из термодинамического равновесия, вызывает в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия". К этическому принципу открытости относится один из движущих факторов эволюции (одновременно являющийся признаком жизни) - " изменчивость", который, кроме биологического, имеет и общеприродное значение. " В природе всё изменяется, кроме закона изменений, нельзя в одну и ту же реку войти дважды", - так говорил древнегреческий философ Гераклит. Каждому названному принципу морали соответствует конкретное явление в природе, которые сведены в таблицу 3.
----------------------------T---------------T------------------------ ¦ Принцип морали ¦ Признак жизни ¦ Соответствующие законы ¦ ¦ ¦ ¦ или явления в природе ¦ +---------------------------+---------------+------------------------+ ¦Т е р п и м о с т ь ¦ Целостность ¦ Явление суперпозиции ¦ +---------------------------+---------------+------------------------+ ¦У в а ж е н и е ¦ Развитие ¦ Пять законов Гегеля ¦ +---------------------------+---------------+------------------------+ ¦П р и я т и е, п р е- ¦ Наследствен- ¦ Явление комплиментар- ¦ ¦е м с т в е н н о с т ь ¦ ность ¦ ности ¦ +---------------------------+---------------+------------------------+ ¦С о о т в е т с т в и е ¦ Раздражимость ¦ III-й закон Ньютона ¦ +---------------------------+---------------+------------------------+ ¦С о т р у д н и ч е с т в о¦ Организация ¦ Законы синергетики ¦ +---------------------------+---------------+------------------------+ ¦С о и з м е р и м о с т ь ¦ Гомеостаз ¦ Принцип Ле Шателье ¦ +---------------------------+---------------+------------------------+ ¦О т к р ы т и е с о з н а-¦ Изменчивость ¦ Один из законов эволю- ¦ ¦н и я ¦ ¦ ции, открытых Ч. Дарвином¦ L---------------------------+---------------+-------------------------
Таблица 3. Соответствие моральных принципов законам природы.
Законы природы независимы от нас, однако в обществе люди их устанавливают сами. Если новые законы общества не имеют аналогов в природе, то такое общество будет разрушено придуманными законами и отторгнуто природой с тела планеты как инородное тело. Но если общественные законы будут соответствовать природным, то люди невольно могут воздействовать и положительно изменять взаимодействия в природе. Так, животные, живущие рядом с человеком, вследствие индукции (и подражания) изменяют своё поведение. Современник И. В. Мичурина американский естествоиспытатель Д. Батлер, уговаривая растения измениться, вызывал у них устойчивые мутации. Поэтому, зная условия передачи человеческих взаимоотношений на взаимодействия животных, можно целенаправленно управлять эволюцией биосферы. О влиянии общественных процессов на явления природы говорили многие древние философы и выдающиеся деятели М. Ганди, Н. К. Рерих. Когда в Китае началась гражданская война, М. Ганди предсказал землетрясение, что и случилось. Землетрясениям в Степанакерте и Ленинакане предшествовали кровавые события в Нагорном Карабахе, эту статистику можно продолжить. Воздействия общественных негативных процессов просматриваются не только в случаях землетрясений, но и в других природных катастрофах.
|
|||
|