|
|||
Света Е.. Утятинская НезнакомкаСвета Е.
Утятинская Незнакомка
Невысокий тщедушный мужчина с опухшим с похмелья лицом в мятом сером костюме с фотоаппаратом через плечо выскользнул со двора, не притворив за собой калитку. Потоптался нерешительно у забора, потряс кудлатой головой: муторно, ох муторно! Медленно двинулся прочь от дома. На повороте оглянулся. Темный силуэт женщины вырисовывался на фоне светлой двери. Ему захотелось, чтобы женщина окликнула его. Тогда бы он вернулся, привел себя в божеский вид, выпил чашку горячего чая и съел бы ненавистную глазунью. Только бы позвала. Он замирает и неожиданно чувствует, как зябнут от холода и вздрагивают от обиды ее плечи, прикрытые легким халатиком. Озноб пробегает и по его спине. Он напрягает слух. Что ж ты молчишь? Гордая? Зачем вышла, коли так? Не сердись, брось дуться, прости, – так и хочется крикнуть. Но он плотнее сжимает губы. А она, будто и не родная, скрывается за дверью. Мужчина – Федор Утятин, местный сапожник. Знают его и как незаурядного фотографа. Снимает он по совместительству и из особого пристрастия к этому делу. Женщина – его жена Клена. Обделенный от природы ростом Утятин мнителен и вспыльчив. Подвох, насмешка чудятся ему даже там, где их и в помине нет. Он не только страдает сам, но и изводит жену. Почему она, баба хоть куда, связалась с ним – маленьким, неказистым, болезненно честолюбивым, помешавшимся на фотографии? Что-то тут не так. Вчера, в который раз, Утятин вернулся домой пьяным и за полночь. Ты же слово давал! - заголосила сразу Клена. И пошло-поехало. Заткнул уши, чтобы не слышать, зажмурился, чтобы не видеть. Давно не мальчик, а все учат его, наставляют. Стукнуть бы кулаком по столу: кто хозяин, кто мужик в доме? Не стукнул, дочка спала, да и Клену жалко. Утятин в чем был, в том и завалился на диван, поджав коленки к животу, прохрапел до утра. А проснувшись ни свет ни заря, сбежал из дому, не позавтракав. Он не переносит бесконечно тянущихся дней, когда Клена молчит, смотрит сквозь него и готовит на завтрак, обед и ужин глазунью. Она всегда ее подает, когда сердится на него. Вот-вот! Не окликнула даже. Раньше, бывало, не успеешь за порог, она следом: чая хоть выпей, Феденька. Надоело крест нести или на кого другого глаз положила? Тоска! Спешить Утятину некуда. Нигде его не ждут, а до начала работы времени уйма. Сунув руки в карманы мешковатых брюк, медленно обходит переполненные водой с пупырышками на поверхности от моросящего дождя выбоины в асфальте. Пробуждается запоздалое раскаяние. Он казнит себя за грубость, заносчивость, мнительность, в общем, за дурость. Почему не жить просто? Сапожничать, фотографировать, зарабатывать хорошо, заботиться о жене и дочери, завести, наконец, поросенка или овцу, накопить на мотоцикл и не мечтать о невозможном, не видеть во сне никого, кроме Клены. А невозможное? Он ищет. Всю жизнь ищет Женщину. Нет, не для баловства какого-нибудь там. Он ищет Ее для портрета. И какой же невозможной должна быть эта Женщина? Не знает, просто чувствует. - Женская любовь сохранит нас от безумия, - торжественно произносит Утятин вслух вычитанную где-то фразу. - Ти заболел, ти сглазил кто? – сердобольно трясет головой в белом платочке Макариха. Изморщиненное лицо то ли улыбается, то ли скалится беззубо. Утятин в ответ тоже кривит рот в улыбке. Шла бы, куда шла, не встревала, не любопытничала. До каждого ей дело есть. Старуха славится умением заговаривать, излечивать травами всевозможные недуги. Недавно совершенно случайно Утятин узнал, что Клена бегала потихоньку от него к Макарихе. Он вспомнил, как жена упрямо несколько дней подряд подсовывала ему какое-то питье. Вот и сейчас Макариха советует попить травки, сама приготовила, мол, пусть зайдет вечерком, и все «недоможение» как рукой снимет. Дома в поселке уже светили окнами, дымили трубами, скрипели дверьми. Лениво, точно прокашливаясь после ночной сырости, лаяли собаки, насмешливо каркала ворона. Нудный осенний дождь вторую неделю лихорадит поселок, несмотря на то что на дворе август. Эта беспросветность изводит Утятина. Ему хочется солнца, тепла. Чьи-то овцы, скучившись на дороге, покорно мокнут. Мелькает мысль, что из этой картины может получиться фотоэтюд «Великое Уныние». Но только мелькает. Делать что-либо не возникает желания. Фотоаппарат болтается на плече, тычется в бок, раздражает. У почерневшего забора, поджав распухшую лапу, жалобно скулит тощий пес. Утятин невольно завидует ему. Надо же, скулит во всеуслышание! А человек? Попробуй – заскули или завой. Не успеешь и глазом моргнуть, как в психушку заметут. Человеку в себе нести и боль свою, и тоску. Разросшаяся, как располневшая баба, рябина, с тронутой осенней ржавчиной листвой всеми ветками клонится к земле под обилием пурпурных кистей. Стайка мелких птах тинькает, пританцовывая на ягодах. Откинувшись на спинку подпертого кирпичом кресла, прикрыв глаза, Верниковский с надрывом, чеканя каждое слово, декламировал свои и чужие стихи. Ему снова вернули из редакции известного журнала рукопись. Расплывчатая отписка, казалось, насмехалась над провинциальным поэтом. Утятин подозревал, что рецензент пролистал подборку стихов наспех, за трапезой или в электричке, и размашисто подмахнул стандартный, заранее заготовленный ответ автору. Неудачи, на первый взгляд, не сгибали Верниковского. Но Утятин видел, как с очередным невезением все заметнее сутулились его плечи, и все больше седых паутин появлялось в его русой шевелюре. Верниковский, как и Утятин, верил в свою звезду. И этим особенно ему импонировал. Утятин восхищался приятелем и боялся за него. Вон какая мука в глазах, какая боль, какое пламя! Не выдержит сердце! Сгорит ведь, в собственном душевном огне сгорит. И он, Утятин, тоже наверное сгорит… Поравнявшись с леспромхозовской кочегаркой, Утятин ногой толкает дверь, пригнув голову, пробирается внутрь. Верниковский, обхватив колени руками, сидит в задумчивости на чурбане перед пылающей топкой. До начала отопительного сезона он занимается ремонтом котлов, а сегодня проверяет действие своего хозяйства. На появление в его хоромах Утятина никак не реагирует, даже глазом не ведет в сторону приятеля. Точно и не вошел никто, ветром приоткрыло дверь и вновь захлопнуло. Лишь вздрагивают руки, да крепче переплетаются тонкие нервные пальцы. Отсветы пламени играют на аскетичном его лице. Шея, обмотанная красным шарфом, кажется неестественно длинной. Утятин обходит брошенные у порога поленья, опускается на чурбан рядом с Верниковским, всматривается в извивающиеся языки пламени. Тяга отменная. Свет из топки падает на небритые щеки Утятина, его взъерошенные волосы. Утятин аккуратно приглаживает свои космы. Приняв позу приятеля, таращится на беснующийся огонь. В его невероятных изгибах чудятся ему едва уловимые черты Незнакомки. Увидев однажды «Неизвестную» Крамского, Утятин лишился покоя. Картина поразила его воображение, завладела душой. Чем именно доняла она его, объяснить он не смог бы, но покоя лишился. Создать нечто подобное, только свое – вот мечта Утятина, ставшая целью его жизни. Его трагедией. Его надеждой. Интуитивно Утятин чувствует, какой должна быть его Женщина. Он узнает сразу, стоит ей появиться. Неизвестная уже есть, - сказал как-то Верниковский. – Дадим свое название твоему портрету. - И, разрубая рукой воздух, энергично продекламировал: И в кольцах узкая рука, - весело подхватывает Утятин. - Не объявилась? – как обычно без тени иронии интересуется Верниковский, не меняя позы, чуть заметно шевельнув потрескавшимися сухими губами. - Все еще терпит, горемычная? – осведомляется о Клене, подбрасывая в топку сучковатое сырое полено. - Что ты такое читал вчера? – чтобы отвлечь приятеля от невеселых дум, переводит разговор на другое Утятин. Верниковский переживает. Не везет ему не только в обнародовании поэтических виршей, но и с женщиной тоже. Снова ушла от него. Извелась, видно, от неустроенности и безденежья. И вообще, - возмущается про себя Утятин, - что это за жена? И стоит ли страдать из-за такой? Ушла, так ушла. Чего уж теперь. Вернется, куда она денется. Не впервой. Глядя на огонь, каждый размышляет о своем. Утятин переживает, что хватил накануне лишку и теперь нестерпимо раскалывается голова. Верниковский мысленно стихами объясняется с женой. Дождь наконец прекратился. Солнце прорывается сквозь обложившие небо тучи. Легкий ветерок смахивает с листьев капельки влаги. Мелкая рябь пробегает по луже, разлившейся перед Домом быта, искажает отраженные в ней окна и дерево. Прямо по луже, обдав Утятина грязью, пролетает мотоциклист. Чертыхаясь, Утятин отряхивает штанину, отойдя к крыльцу, вытирает о траву руки. Заведующая учреждением, крашеная блондинка с густо подведенными глазами и выщипанными бровями, возмущенно тараторит: Браться за раненую, как он называет, обувь не хочется. С утра по штатному расписанию он сапожник. Требующие ремонта сапоги, туфли, тапки – его кусок хлеба. - Утятин, к вам клиентка! – доносится резкий голос заведующей, - Срочно фото на паспорт. Женщина, сияя плащом, проходит по комнате, рассматривает развешанные на стенах фотоснимки, точно слова его о расписании брошены на ветер. Лицо ее, внешне ничем не примечательное, можно сказать даже некрасивое, оживляется, в глазах вспыхивают искорки. В упор глядя на Утятина, она интересуется, может ли он сделать портрет размером метр на метр. Утятин поражен. Неужели! Она! Конечно, она! Та, которую он ищет. Как же сразу не разглядел? Вот недотепа! - Вернитесь! – кричит он, хватая Зенит. Бросается к ней, едва не сбив с ног замешкавшуюся заведующую. На ходу наводит фотоаппарат на незнакомку. Руки не слушаются, дрожат. Она оглядывается. Он щелкает – раз, другой, третий. Она удивлена. Отказался фотографировать, а теперь бежит за ней сам не свой. А он точно не в себе. Он видит Ее. Тот образ, что носил в себе столько времени! Он хватает ее за руку, ничего не объясняя, возвращает. Да и как тут сходу все объяснишь? Полоска солнца сквозь толщу березовой листы, затеняющей окно, пробивается в помещение мастерской и освещает Утятина. Он стоит оглушенный, опустошенный, до конца не веря в удачу.
Приходит жена, приносит чистую выглаженную рубашку и пуловер, брюки. Велит переодеться. Утятин безропотно выполняет ее требование, чем удивляет Клену, привыкшую к его строптивости. На обед Утятин, конечно же, не идет. Он проявляет, высушивает пленку. Печатать, как всегда, будет дома. С нетерпением дожидается окончания рабочего дня. И на час раньше отпрашивается у заведующей – у жены день рождения. Та, прочитав лекцию о важности соблюдения трудовой дисциплины, отпускает. Клена принесла ему на работу деньги. Не сомневалась, что вчера все до копеечки пропил. Специально принесла, чтобы подарок купил, не чувствовал себя неловко. Но деньги так и остаются на столике. Он забывает о жене, о ее празднике. Все это в данный момент так несущественно. Клена садится за стол, откупоривает вино, наливает в бокал. Утятин поражен, почему его радости не разделяет Клена? Не отводя взгляда от портрета, он прижимает ее к себе, но Клена отстраняется, отводит его руки. Ее благоверный обнимает ту, что на портрете. Ну и паразит! Утятин столбенеет и даже не делает попытки остановить жену. И только когда Клена уходит, кидается подбирать обрывки, прикладывает их один к одному. Словно они еще могут срастись, склеиться. Но бросает это пустое занятие и в бессилии опускается на пол. Куда подевалась радость? Она убила ее. Злая баба. И тоже ведьма. А он-то жалел ее и счастлив был с ней. Он уйдет. Как будто никогда его здесь и не было. Жизнь кончилась, не начинаясь, - такая, кажется, строка есть у Верниковского. Как давит пустота на плечи. Он и не подозревал, что она может быть такой тяжелой. Утятин сутулится и становится совсем маленьким. Он теперь понимает, как убивают мечту и надежду, и почему иногда людям не хочется жить. Утятин ушел. Но явился запоздавший Верниковский. Причесанный, в свежем пуловере, при галстуке, с огромным букетом лиловых пионов. Нарядная, в розово-голубом платье, с красным перламутровым гребнем в волосах, ползает Клена на коленках в утятинской кладовке, собирает клочки портрета. Утятина удержать она не смогла. Это было уже не в ее власти. Верниковский, выслушав ее, слов не находит от возмущения. Он забывает, зачем пришел, молча размахивает букетом перед лицом Клены, потому что если раскроет рот, наговорит такого… Утятин, как ушел в одной рубашке, так и сидит на берегу озера, не ощущая ни холода, ни ночной сырости, переходящей под утро в легкую изморось. Рядом, поджав под себя ноги, пристроился Верниковский. Оба молчат и смотрят на бликующий разными красками восход. Здесь и находит их Клена. И тоже молча присаживается рядом с мужем, довольная, что он жив и ничего с ним не случилось. Она весь вечер ждала, надеялась, что вернется, потом искала, бегала по соседям, знакомым, бродила по ночным улицам. А они вот где, голубчики! От обиды и следа не осталось. Одна жалость. Жаль Утятина, и Верниковского жаль. Непутевые, неустроенные… Что бы вы без нас делали? - Федь, я склеить пробовала, не получается, - говорит она и робко касается его руки. А вдруг гнев еще не прошел. Подходит еще кто-то. Это бабка Макариха. Ей тоже не спится.
|
|||
|