Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Из жизни регионов



 

Федеральная просветительская газета

Татарский мир

№ 5 (6292) 2008

 

Из жизни регионов

Ногинский родник

Ногинская земля с древних времен так или иначе соприкасалась с татарами. Село Рогожи, на месте которого ныне располагается Ногинский район, в свое время принадлежало Московскому князю Ивану Калите. Он впервые упомянул это село в своей духовной грамоте (завещании), которую составил в 1339 году, отправляясь в Золотую Орду на поклон к хану Узбеку. О связях этих мест с тюркским миром говорит и такой факт, что к началу XVI века село стало ямской слободой по названию Старый Рогожский ям (слово «ям», как известно, тюркского происхождения). В 1781 году слобода была преобразована в уездный город Богородск. В 1930 году Богородск был переименован в Ногинск в честь революционера В. П. Ногина.

Сегодня Ногинский район является одним из самых крупных промышленных районов Московской области. Его население составляет свыше 200 тысяч человек. Татар насчитывается около двух с половиной тысяч. О том, как обустраивались татары в этих местах и как они живут сегодня, рассказывает наш корреспондент Нина Финагина.

Татары появились в Богородске еще в дореволюционные времена. Об этом я услышала и в Ногинском краеведческом музее. Кто-то видел старинную фотографию, изображавшую красивых девушек в национальной татарской одежде и головных уборах, мужчин в тюбетейках. Были сведения, что работали татары на Морозовских фабриках, а также занимались торговлей.

В XIX веке проживали в Богородске промышленники Памфиловы, владевшие винным заводом. У разорившихся дворян Рахмановых Федор Памфилов приобрел в 1870 году бумажную фабрику в селе Успенское, поместье и лес. Фабрику застраховали, и вскоре она сгорела. На полученные от страховки деньги Памфиловы выстроили новую ткацкую фабрику, плотину, перекрывшую Клязьму, а позже и электростанцию. В отличие от Морозовых, строивших не только фабрики, но и создававших инфраструктуру – казармы для рабочих, больницы, школы, – фабриканты Памфиловы не только не проявляли заботы о своих ткачах, но и норовили заплатить вдвое меньше. Квалифицированные работники переходили к Морозовым. Рабочих, готовых трудиться за невысокую плату выискивали, в том числе и по деревням нижегородской губернии, где издавна проживали татары. Ныне в пригороде Ногинска - Успенском существует небольшой район – «Памфиловка», который в шутку называют второй Казанью из-за того, что там компактно проживает большая часть ногинских татар.

Валиахмед Удалов, коренной житель поселка, вспомнил о своих родственниках, приехавших в Богородск в 1918 году. Аделя Каюмовна Соколова, родители которой перебрались в Ногинск в 1933 году, рассказала, что уже в советское время, до войны для работы на ногинских ткацких фабриках специальные агенты вербовали людей по деревням Татарстана и Нижегородчины. Крестьяне, у которых даже паспортов не было, охотно становились городскими жителями. Большой поток переселенцев хлынул в послевоенное время. Поселок, большую часть которого занимала болотистая местность, расцветал на глазах. Среди приезжих было немало широко образованных людей. В 1946 году из подмосковной Яхромы переехала в Памфиловку семья учительницы Нурии Исмаиловны Ариковой. Ее дед Минхачиддин Зарифулла Ариков, родом из мордовского села Тат Свербейки, был учителем еще в те времена, когда в школах изучали Коран, а преподавание велось и на арабском языке. В последствии Минхачиддин-хазрат стал одним из первых имамов Ногинска.

Недавно в Памфиловке открыли мечеть. Ее минарет напоминает, одновременно и казанскую башню Сююмбеки в миниатюре, и ракету, устремленную в небо. Своеобразный символ единства прошлого, настоящего и будущего. Само здание необыкновенно удачно вписалось в окружающий пейзаж. В праздник Курбан Байрам в новой мечети состоялось богослужение, собравшее большое количество верующих. Присутствовал на открытии мечети Глава города Владимир Лаптев, вошедший в состав Попечительского совета.

Так уж сложилось исторически и географически, что Ногинск и Электросталь связаны между собой и родственными, семейными и духовными связями. В Электростали существует сложившаяся национальнокультурная татарская автономия, Ногинск же можно назвать сосредоточием духовной жизни. В Ногинске существует мусульманская община «Аль-Ихсан», зарегистрированная в 1994 году. В 1999 году было открыто медресе, вначале размещавшееся в доме Марьям-апа на улице III Интернационала, а затем в доме, предоставленном семьей Азизовых, где находится и поныне. Небольшой уютный домик на улице III Интернационала стал родным домом для ногинских и электростальских татар. По пятницам здесь проводится Джума-намаз, собирающий на молитву мусульман из Ногинска и района, а по воскресеньям действует медресе, где дети и взрослые постигают основы ислама. Там училась моя дочь и ее подруги, туда мы часто ездили на один из самых любимых праздников «Лейлят аль Кадр» - «Ночь Предопределения». Когда я недавно вновь посетила наше медресе –все было по-прежнему – девочки в расшитых платочках, как некогда Рита, Юлья, Галия, Надия, склонились над книгами, мальчики в тюбетейках внимательно слушали учителя и выводили в тетрадках изящные слова арабской вязью, а в соседней комнате занимались взрослые – шел рассказ об одном из первых мусульман. Необыкновенная атмосфера тепла, уюта и благочестия. Основателем и бессменным руководителем медресе является Рушан-хазрат Аббясов, занимающий пост имам-хатыба Ногинского района и председателя мусульманской общины «Аль Ихсан», являющийся также членом Общественной палаты областной думы. Его неустанными трудами учебное заведение превратилось еще и в место общения мусульман всей округи – сюда приходят за советом и помощью, делятся своей радостью. Что же касается учебного процесса – то он включает в себя не только занятия в классах, но и посещение музеев, лекции, встречи с известными учеными и религиозными деятелями. Рушан-хазрат вместе с имамом Ногинска Суфа-хазратом Зейнетдиновым проводят богослужение по пятницам и праздничным дням. В дни поста верующие имеют возможность не только молиться совместно, но и разговляться в дозволенное время. А разговление – это не просто « коллективный ужин» – это беседы на религиозные темы, обсуждение насущных вопросов жизни общины, принятие важных решений, материальная помощь малообеспеченным семьям.

Душою ногинской татарской общины можно назвать Риона Юнусовича Мулюкова – ответственного секретаря и заместителя председателя общины по вопросам строительства мечети. Непросто было добиться разрешения на строительство – на это ушел не один год, строили всем миром. И вот строительство практически завершено – в этом немалая доля трудов Риона-абый.

Рион Мулюков ногинчанином стал уже в зрелом возрасте. Он родом из Ташкента. Рион Юнусович выпускник московского института Народного хозяйства им. Плеханова. В этом же вузе он встретил студентку Нину – почти как в кино: и комсомолку, и отличницу, и красавицу. Девушка из Подмосковья стала его судьбой – Рион Юнусович и Нина Павловна вместе уже сорок семь лет. В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает потребность оценить то, что уже сделано и прожито, подумать о будущем. Так Рион Мулюков вернулся к вере своих предков, как возвращается долго путешествовавший, много повидавший человек в родной дом и видит, как он прекрасен и понимает, что лучше его нет на всей Земле. Рион Юнусович активно включился в работу общины. Четыре года его усилиями выпускалась в Ногинске газета «Читай». Статьи, посвященные вопросам религии, этики, морали, заметки на исторические, экономические, политические темы, новостные репортажи и даже кулинарные советы вмещало это небольшое издание, быстро полюбившееся и ногинчанам, и электростальцам. К сожалению, временно выпуск газеты пришлось приостановить, так как все силы были направлены на возведение и оснащение мечети. Возглавил благое дело Рушан-хазрат Аббясов, а его главным помощником стал Рион-абый. Пришлось проявить настойчивость, выдержку и терпение, получать отказы и стоять на своем, заниматься чертежами, сметами, проектами. Мечта мусульман не только Ногинска, но и близлежащих городов осуществилась – прекрасная мечеть возведена. Конечно, немало сил и средств еще потребуется на внутреннюю отделку здания, однако, главное уже сделано.

Рион-абый ученый, кандидат экономических наук, очень жизнерадостный, обладающий тонким восточным юмором человек и прекрасный кулинар. Его праздничный плов никого не оставит равнодушным, как и его умение непринужденно и просто высказывать серьезные и глубокие мысли, молодежь его уважает, пожилые люди прислушиваются.

Мезям-абый Гафаров – один из старейших жителей Памфиловки. Аксакалу восемьдесят семь лет, но это бодрый и веселый человек. Ветеран Великой Отечественной, с первых дней на фронте, Вторую мировую войну завершил только в Японии. Родился Мезям-абый в деревне Тат. Свербейка в Мордовии. Приехал к родным в Ногинск, работал заготовителем в Райпотребсоюзе, в 1939-м был призван в армию и направлен в Харьковский военный округ в город Чугуев в училище 55-го гаубичного полка – оттуда попал сразу на фронт. «На войне хлебнули всякого и полной ложкой – и вшей в окопах покормили, и поголодали – под Ленинградом в Пушкиногорье это было, а потом Ворошилов приехал – порядок навел, бани походные построили, кормить стали хорошо», – вспоминает Мезям-абый. Там же, под дорогими сердцу каждого россиянина Пушкинскими Горами, получил он первое тяжелое ранение, попал в госпиталь и свою часть догнал уже в Восточной Пруссии, в Латгалии. Получил второе ранение, снова госпиталь и опять на фронт, участвовал в штурме Кенигсберга – был награжден орденом Красной Звезды. Немца добил в Пилау – и снова в бой. Теперь уже на Дальний Восток – воевал в Монголии и Китае – до полной победы над врагом. Никогда и ни на секунду не терял солдат Гафаров веру в победу нашей Родины, точно знал, что фашистов разобьем, но и хранил в душе и сердце веру во Всевышнего. Это и помогло все пережить, выстоять, победить. Тут необходимо отметить весьма интересный и важный факт – оба старейших ногинских имама Минхачиддин-хазрат Ариков и Ахмад-хазрат Кутяшев были в молодости соседями семьи Гафаровых. Минхачиддин-хазрат жил в Тат. Свербейке, а Ахмад-хазрат рядом - в близлежащей деревне Пензяйке. Население обеих деревень было достаточно набожным, в семьях, несмотря на запреты властей, хранились традиции ислама, действовало медресе для детей, где изучали священный Коран. Конечно, в условиях того времени это было весьма нелегко и непросто. Вообще же, большинство старейших ногинских татар, как и Мезям-абый, приехало из сел и деревень, где свято хранили веру предков. Именно поэтому возрождение Ислама в Ногинском районе было естественным процессом, собственно говоря, вера никогда и не угасала, она передавалась от родителей к детям и внукам. И достойный пример этой преемственности семья Мезама Шакеровича и Зулейхи Мусляховны Гафаровых.

Свою супругу Зулейху Мезам Гафаров встретил уже после войны. В 1948 году молодая девушка приехала из Ленинграда в Ногинск погостить к своей сестре. Следуя традиции, их познакомили родственники, кто именно Мезям-абый уже и не помнит, а Зулейха-апа говорит, что сестра и познакомила. Что и говорить жених видный – герой-фронтовик. Знакомство переросло в судьбу – сначала свадьба и долгая счастливая супружеская жизнь. В семье Гафаровых четверо детей: Шамиль, Нурида, Галия и Саида, а, кроме того, шесть внуков и трое правнуков. Живут Мезямабый и Зулейха-апа вместе с семьей сына в Памфиловке, две дочери живут в центре Ногинска, еще одна в Москве. Семья трудовая – сын Шамиль столяр на Новоногинской ткацкой фабрике, старшая дочь Нурида проработавшая всю жизнь парикмахером, уже на заслуженном отдыхе, Галия – директор крупного магазина, Саида – продавец. Часто встречаются вместе за чаем с пирогами, делятся заботами и радостями. «Дисциплинированная семья, правильная», - говорят о Гафаровых соседи. В семье все глубоко верующие, и это, конечно, и в первую очередь заслуга родителей. Галия и ее супруг Хафиз предоставили свой дом для нужд мусульманской общины – там располагается медресе и молитвенный дом, где проводится Джума-намаз, они же являются постоянными спонсорами и помощниками. Во время праздника Курбан-байрам вся семья присутствовала на богослужении в новой мечети.

Конечно, рассказать обо всех татарах Ногинска и района на страницах нашей газеты просто невозможно. Однако две семьи, о которых шла речь выше, по-своему, типичны и для Ногинска и, наверное, для Московской области. Ногинские татары, как и представители других национальностей люди трудолюбивые, отзывчивые на добрые дела, очень сплоченные, любящие свой город, становящейся прекрасней день ото дня. Старинный русский город по-европейски обновленный и изысканный. Но есть в нем то, что в европейских городах не сыщешь – «маленькая Казань». И это не только Памфиловка – это все ногинские татары, сохранившие свои многовековые традиции на новой родине.

Нини ФИНАГИНА,

г. Ногинск



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.